ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-168/2-2019П от 27.08.2019 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2а-168/2-2019 Председательствующий – судья Шаповалова В.К.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-2947/2019

гор. Брянск 27 августа 2019года

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Петраковой Н.П.,

судей Денисюка О.Н., Катасоновой С.В.,

при секретаре Раковской И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1 на решение Красногорского районного суда Брянской области от 20 мая 2019 года по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №1 по Брянской области к ФИО1 о взыскании страховых взносов и пеней за неуплату страховых взносов.

Заслушав доклад судьи Катасоновой С.В., объяснения представителя административного ответчика ФИО1ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца МИФНС №1 по Брянской области ФИО3, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №1 по Брянской области (далее Межрайонная ИФНС России №1 по Брянской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании страховых взносов и пеней за неуплату (неполную уплату) страховых взносов по требованию № 122252 от 21.06.2018 года на сумму 11 789,99 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что инспекцией была проведена проверка полноты и своевременности уплаты в бюджет налогоплательщиком ФИО1 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. По результатам проверки, установлено, что 15.09.2014 года налогоплательщик ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. 24.07.2017 года налогоплательщик прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании принятого им соответствующего решения. Однако, обязанность по уплате страхового взноса ответчик не исполнил, в связи с чем у него образовалась задолженность за 4 квартал 2016 года в сумме 10 500,45 руб. За несвоевременное исполнение ответчиком обязанности по уплате страхового взноса истец начислил пени в сумме 1 289,54 руб.

Решением Красногорского районного суда Брянской области от 20 мая 2019 года исковые требования Межрайонной ФНС России №1 по Брянской области к ФИО1 удовлетворены.

Суд постановил:

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Брянской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 10 500,45 руб. и пени в сумме 1 289,54 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

Не согласившись решением суда, административный ответчик ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Считает, что судом нарушены нормы процессуального права и неверно применены норма материального права. Указывает на нарушение истцом положений п.7 ст. 125 КАС РФ, т.к. в адрес ответчика истцом не направлялось исковое заявление, что не было учтено судом в связи, с чем суд нарушил положения ст. 130 КАС РФ. Указывает, что истцом пропущен срок обращения с иском в суд о взыскании страховых взносов, поскольку срок уплаты страховых взносов за 2016 год приходился на 03.04.2017 года, с 04.07.2017 года истец должен был узнать о наличии недоимки, срок для направления требования об уплате недоимки – 04.07.2017 года. С учетом требований ст.ст. 69, 70, Налогового кодекса РФ, Письма ФНС России от 21.10.2015года № ГД-4-8/18401 срок для исполнения требований об уплате страховых взносов в добровольном порядке истек 18.08.2017 года, в связи с чем, шестимесячный срок для предъявления иска в суд подлежит исчислению с указанной даты и приходится на 18.01.2018 года. Однако, в суд налоговый орган обратился только в январе 2019 года, в связи с чем, установленный законом срок для взыскания истек.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца полагает доводы жалобы несостоятельными, просит решение Красногорского районного суда Брянской области от 20.05.2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика ФИО1ФИО2 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение Красногорского районного суда Брянской области от 20.05.2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований административного истца отказать.

Представитель административного истца МИФНС №1 по Брянской области ФИО3 в заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Административный ответчик ФИО1 о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного ответчика ФИО1ФИО2, возражения представителя административного истца МИФНС №1 по Брянской области ФИО3, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01 января 2017 года, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляли Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов). С 01 января 2017 года органом контроля за уплатой страховых взносов является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.

В силу ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту Федеральный закон от 24.07.2009 года № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе: индивидуальные предприниматели.

В соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами –первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ч. 1, ч.2 ст. 10).

Порядок исчисления размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также сроки их оплаты в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода определен ст.ст. 14, 15 указанного Закона.

Подпунктом 5 п.8 ст. 14 названного Закона было установлено, что в целях применения положения ч.1.1 настоящей статьи для плательщиков страховых взносов, применяющих патентную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со статьями 346.47 и 346.51 Налогового кодекса РФ.

Судом установлено, что ФИО1 в период с 15.09.2014 года по 24.07.2017 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и соответственно являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

24.12.2015 года ФИО1 подано в налоговую инспекцию заявление на получение патента, на основании которого ему в этот же день выдан патент № 3257150001103.

С 24.07.2017 года ФИО1 снят с учета в МИФНС России №1 по Брянской области в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя.

МИФНС России № 1 по Брянской области произведен расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии за 4 квартал 2016 года (1 430 000 руб.=11 300 руб. - 799,55 руб.(переплата ФИО1 страховых взносов, уплаченных в 2017 г.) = 10 500,45 руб.

Для добровольной уплаты задолженности в адрес ФИО1 21.06.2018 года МИФНС России №1 по Брянской области направлено требование № 122252 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 4 квартал 2016 года в размере 10 500, 45 руб., с указанием установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты страховых взносов - 03.04.2017 года, пени в размере 1 289, 54 руб., в котором установлен срок уплаты до 16.07.2018 года. Требование не было исполнено ответчиком.

21.01.2019 года мировым судьей судебного участка № 25 Красногорского судебного района Брянской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии за четвертый квартал 2016 года, в размере 10 543,00 руб., пеней за неуплату зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 1 289,54 руб., госпошлины размере 235,80 руб., который отменен оопределением мирового судьи участка № 25 Красногорского судебного района Брянской области от 25.01.2019 года.

21.03.2019 года административное исковое заявление МИФНС России № 1 по Брянской области о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам и пени в сумме11 789,99 руб. поступило в Красногорский районный суд Брянской области.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции вынес решение об удовлетворении исковых требований о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам и пени в сумме 11 789,99 руб., не приняв во внимание довод административного ответчика о пропуске истцом срока давности на обращение в суд, не мотивировав свой вывод в этой части, ограничился указанием на то, что определением мирового судьи судебного участка № 25 Красногорского судебного района Брянской области 25.01.2019 года был отменен судебный приказ о взыскании с ФИО1 страховых взносов и пеней, настоящее исковое заявление подано в суд 21.03.2019 года, в связи с чем, срок на принудительное взыскание с ответчика обязательных платежей и санкций административным истцом не пропущен.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не может согласиться, полагает, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции неверно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, и неверно применил нормы материального права.

Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017 года страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В силу положений ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Порядок и сроки взыскания недоимки по страховым взносам и пени с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определены в ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, в соответствии с которыми: в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 2).

Заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3). В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Аналогичный порядок и сроки для обращения в суд с требованиями о взыскании страховых взносов и пени содержат положения ст. 48 Налогового кодекса РФ, а в соответствии с ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе (п. 5 ст. 432 НК РФ).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п.1 ст. 419 НК РФ, в срок, установленный абз.2 п.2 ст. 432 НК РФ, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период такими плательщиками.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч.2 ст. 48 НК РФ).

При этом, пропуск налоговым органом, органом Пенсионного фонда РФ сроков направления требования об уплате страховых взносов и пени не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание страховых взносов и пени, установленного положениями ст. 48 НК РФ, ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ и сам по себе не является основанием для восстановления судом срока подачи заявления.

Из правовой позиции, высказанной в определении от 08.02.2007 года № 381-О-П Конституционным Судом Российской Федерации, следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В определении от 22.03.2012 года № 479-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлению требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов. Оно действует во взаимосвязи с иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации, которыми, в частности, регулируется порядок взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Кроме того, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В любом случае пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налоговых платежей.

Из материалов дела следует, что ФИО1 утратил статус индивидуального предпринимателя 24.07.2017 года и в соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ должен был уплатить страховые взносы не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, т.е. не позднее 08.08.2017 года.

Соответственно 09.08.2017 года как Пенсионному фонду РФ, так и контролирующему органу - МИФНС России №1 по Брянской области стало известно о наличии у ФИО1 недоимки по страховым взносам.

В соответствии с ч. 3 ст. 229 НК РФ в случае прекращения деятельности, указанной в ст. 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

В силу ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период.

Установлено, что декларация в налоговую инспекцию ФИО1 в срок, установленный ч. 3 ст. 229 НК РФ, не была представлена. 08.08.2017 года, как указано выше, истек срок для уплаты страховых взносов.

Таким образом, днем выявления недоимки по страховым взносам является 09.08.2017 года.

При этом, требование № 122252, датированное 21.06.2018 года, фактически направлено в адрес ФИО1 25.06.2018 года, т.е. за пределами срока, установленного ч. 1 ст. 70 НК РФ, в соответствии с которой требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Днем выявления недоимки по страховым взносам является 09.08.2017 года и именно с этой даты подлежат исчислению сроки для направления требования и для обращения в суд. Срок для направления требования истек 09.12.2017 года. С учетом 8 дневного срока, предусмотренного абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ для добровольного исполнения требования, и шестимесячного срока для принудительного взыскания в судебном порядке, срок для обращения в суд истек 17.06.2018 года.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что требование об уплате недоимки по страховым взносам было направлено в адрес ответчика только 21.06.2018 года, обращение с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика недоимки состоялось в январе 2019года.

Какие-либо допустимые доказательства, позволяющие прийти к выводу об отсутствии у МИФНС России № 1 по Брянской области возможности своевременно направить ФИО1 требование о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, суду не представлены.

В случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате страховых взносов и пени исчисление установленного Налоговым кодексом РФ срока принудительного взыскания с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, следовало производить исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 69 и 70 НК РФ.

Из материалов дела следует, что установленный законом срок направления требования об уплате страховых взносов и пени МИФНС России № 1 по Брянской области был пропущен, в связи с чем, утрачена возможность взыскания недоимки и пени уже на дату обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа - в январе 2019 года, поскольку пропуск налоговым органом срока направления требования не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание страховых взносов и пени, установленного положениями статей 48, 69 НК РФ и сам по себе, без указания уважительных причин пропуска такого срока, не является основанием для восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления, МИФНС России №1 по Брянской области суду не было заявлено просьбы о восстановлении такого срока.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о пропуске МИФНС России № 1 по Брянской области срока на подачу искового заявления о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам за 4 квартал 2016 года и пени.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Кроме того, по смыслу положений ст. 72 НК РФ пени неразрывно следуют за неуплаченной суммой страховых взносов, обязанность по уплате пени производна от основного обязательства и является несамостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, следовательно, дополнительное обязательство в виде пени не может существовать отдельно от главного.

На основании изложенного, судебная коллегия не может признать законным и обоснованным решение суда первой инстанции от 20 мая 2019 года, оно подлежит отмене в соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красногорского районного суда Брянской области от 20 мая 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №1 по Брянской области к ФИО1 о взыскании страховых взносов и пеней за неуплату страховых взносов - отказать.

Председательствующий Н.П. Петракова

Судьи областного суда О.Н. Денисюк

С.В. Катасонова