ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-6143/2022 (2а-168/2022)
город Уфа 06 апреля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Масагутова Б.Ф.,
судей Зиновой У.В.,
Каримовой Ф.М.,
при секретаре судебного заседания Даминовой Р.И., с участием прокурора Галиева Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Отдела МВД России по Кушнаренковскому району к Кожевникову ВБ об установлении дополнительного ограничения,
по апелляционному представлению прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортостан на решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 09 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Зиновой У.В., судебная коллегия
установила:
отдел МВД России по Кушнаренковскому району обратился в суд с вышеуказанным административным иском, обосновав его тем, что решением Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 22 апреля 2021 года Кожевникову В.Б. установлен административный надзор сроком до 05 августа 2024 года. 11 мая 2021 года Кожевников В.Б. был поставлен на учет в отделе МВД России по Кушнаренковскому району. 19 ноября 2021 года решением Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан Кожевникову В.Б. установлено дополнительное ограничение в виде явки на регистрацию два раза в месяц. В период нахождения под административным надзором, Кожевников В.Б. неоднократно привлечен к административной ответственности.
В связи с изложенным административный истец просил дополнить Кожевникову В.Б. ранее установленное ограничение в виде обязательной явки на регистрацию в отдел МВД России по Кушнаренковскому району, увеличив количество явок с двух раз до четырех раз в месяц.
Решением Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 09 февраля 2022 года постановлено:
административное исковое заявление Отдела МВД России по Кушнаренковскому району о дополнении ранее установленных ограничений поднадзорному лицу Кожевникову ВБ удовлетворить частично. Дополнить ранее установленные ограничения поднадзорному Кожевникову ВБ в виде обязательных явок на регистрацию в Отдел МВД по Кушнаренковскому району с двух до трех раз в месяц, одновременно оставив ранее установленные ограничения: с 22.00 часов до 06.00 часов находиться по месту жительства (пребывания); запретить выезд за пределы территории Кушнаренковского района без письменного уведомления отдела МВД России по Кушнаренковскому району; не посещать места массовых и иных мероприятий и не участвовать в них, не посещать развлекательные заведения, осуществляющие продажу алкогольной продукции. В удовлетворении остальной части административного искового заявления ОМВД России по Кушнаренковскому району отказано.
В апелляционном представлении прокурор Кушнаренковского района Республики Башкортостан просит изменить постановленное по делу решение суда в части указания наименования субъекта Российской Федерации, за пределы которого Кожевникову В.Б. запрещен выезд, а также указания наименования муниципального образования и фамилии лица, в отношении которого устанавливаются дополнительные ограничения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурором Галиевым Р.Р. принесено дополнение к апелляционному представлению, в котором в качестве дополнения указано на необходимость изменения формулировки назначенного административного ограничения в виде запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Указанное дополнение получено всеми участвующими в деле лицами, а потому принято судебной коллегий к рассмотрению.
Принимая во внимание, что неявившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Галиева Р.Р., поддержавшего доводы апелляционного представления и дополнения к нему, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных административных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей по соблюдению временных ограничений.
Статьей 4 упомянутого Федерального закона № 64-ФЗ предусмотрены административные ограничения, которые подлежат установлению в отношении поднадзорного лица.
Согласно указанной норме в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 04 мая 2012 года Кожевников В.Б. Ольховским районным судом Волгоградской области осужден по ... Уголовного кодекса Российской Федерации к ....
05 августа 2016 года Кожевников В.Б. освобожден с одновременным установлением административного надзора сроком на три года.
За неоднократное привлечение к административной ответственности срок административного надзора продлен до 6 месяцев, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.314 Уголовного кодекса Российской Федерации. Срок административного надзора прекращен 28 мая 2020 года.
Вступившим в законную силу решением Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 22 апреля 2021 года по административному исковому заявлению врио начальника ОМВД России по Кушнаренковскому району Республики Башкортостан Кожевникову В.Б. установлен административный надзор сроком до 05 августа 2024 года с установлением ограничений: с 22.00 часов до 06.00 часов находиться по месту жительства (пребывания); запретить выезд за пределы территории Кушнаренковского района без разрешения органа, осуществляющего надзор; не посещать развлекательные заведения, осуществляющие продажу алкогольной продукции; не посещать места массовых и иных мероприятий и не участвовать в них; являться на регистрацию один раз в месяц в отдел МВД по месту регистрации.
11 мая 2021 года Кожевников В.Б. поставлен на учет в отделе МВД России по Кушнаренковскому району в качестве поднадзорного лица.
Вступившим в законную силу решением Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 19 ноября 2021 года Кожевникову В.Б. установлены дополнительные ограничения в виде обязательной явки на регистрацию два раза в месяц.
Материалам дела подтверждается, что после установления административного надзора Кожевников В.Б. трижды привлекался к административной ответственности: 14 ноября 2021 года - по ч.3 ст. 19.24; 09 декабря 2021 года - по ч.3 ст. 19.24; 05 января 2022 года - по ч.3 ст. 19.24 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за несоблюдение установленного ему административного ограничения, два привлечения имели место после установления дополнительного ограничения решением суда от 19.11.2021.
Разрешая возникший спор и частично удовлетворяя исковые требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик не соблюдает должным образом установленные ему административные ограничения.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они являются правильными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
С учетом сведений о личности административного ответчика и его поведении в период нахождения под административным надзором, в том числе после установления дополнительных ограничений, а также о соблюдении им административных ограничений суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости дополнения ранее установленного ограничения путем увеличения количества явок для регистрации в целях усиления оказываемого на Кожевникова В.Б. профилактического воздействия.
Вместе с тем, установленное обжалуемым решением суда дополнительное ограничение в виде обязательной явки для регистрации. указанное судом первой инстанции как «с двух до трех раз» не в полной мере соответствует требованиям пункта 5 части 1 статьи 4 Федерального закона №64-ФЗ, предусматривающим, что в отношении поднадзорного лица устанавливается административное ограничение в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в данной части не подлежит изменению путем приведения указанного установленного административному ответчику дополнительного ограничения в соответствие с требованиями закона с установлением дополнительного административного ограничения в виде явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, с устранением также допущенной судом первой инстанции описки в фамилии административного ответчика.
Наряду с этим, суд первой инстанции, делая вывод о сохранении ранее установленных ограничений поднадзорному лицу, не учел положения части 3 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», согласно которым на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений, суд может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Указанными положениями Федерального закона, суд первой инстанции не наделен полномочиями давать оценку вступившему в законную силу решению суда об установлении административного надзора с соответствующими ограничениями, выходя за пределы заявленных требований. Суд вправе, оценив сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица и соблюдении им установленных ограничений, только частично отменить или дополнить их.
С учетом положений части 3 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ решение суда в части одновременного оставления ранее установленных ограничений: с 22.00 часов до 06.00 часов находиться по месту жительства (пребывания); запретить выезд за пределы территории Кушнаренковского района без письменного уведомления отдела МВД России по Кушнаренковскому району; не посещать места массовых и иных мероприятий и не участвовать в них, не посещать развлекательные заведения, осуществляющие продажу алкогольной продукции, не может быть признано законным и подлежит отмене.
С доводами апелляционного представления о необходимости изменения решения суда в части наименования территории, за пределы которой поднадзорному лицу запрещен выезд, а также изменения формулировки назначенного административного ограничения в виде запрета посещать развлекательные заведения, осуществляющие продажу алкогольной продукции, судебная коллегия согласиться не может по вышеприведенным основаниям, поскольку указанные ограничения были установлены административному ответчику вступившим в законную силу решением Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 22 апреля 2021 года и не устанавливались Кожевникову В.Б. обжалуемым решением суда от 09 февраля 2022 года.
При этом решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 22 апреля 2021 года об установлении административного надзора с спариваемыми в настоящем деле административными ограничениями прокурором Кушнаренковского района обжаловано не было.
Иные доводы апелляционного представления не содержат фактов, которые повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 09 февраля 2022 года отменить.
Принять новое решение - установить в отношении Кожевникова ВБ дополнительное административное ограничение в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Б.Ф. Масагутов
Судьи У.В. Зинова
Ф.М. Каримова
Справка: судья Благодарова В.А.