ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Помишина Л.Н. поступило 13 сентября 2022г.
Номер дела суда 1 инст. 2а-1709/2022 33а-3601/2022
УИД 04RS0021-01-2022-002604-94
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 октября 2022 года г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Ихисеевой М.В.,
судей коллегии Назимовой П.С., Матвеевой Н.А.,
при секретаре Ринчиновой С.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Бурятия, ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия, судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Доржиевой ФИО15 об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Доржиевой ФИО16
на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 1 августа 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия удовлетворить.
Освободить Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Доржиевой ФИО17 от 13 апреля 2022 года по исполнительному производству № 10535/22/03030-ИП.
Заслушав доклад судьи Матвеевой Н.А., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия обратилось в суд с иском, в котором согласно уточненным требованиям просили освободить от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 10535/22/03030-ИП.
Требования мотивированы тем, что апелляционным определением Верховного Суда Республики Бурятия от 31 января 2022 года решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 12 октября 2021 года по иску прокурора Иволгинского района РБ в интересах ФИО21 принято новое решение, которым заявленные требования удовлетворены, действия Министерства строительства и модернизации жилищно-строительного комплекса РБ по признанию жилого помещения признаны незаконными, обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания жилья возложена на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.
1 апреля 2022 года в адрес Министерства поступило постановление от 24 марта 2022 года о возбуждении исполнительного производства №10535/22/03030-ИП на основании исполнительного листа №ФС ... года, выданного Советским районным судом г. Улан-Удэ. Согласно данному постановлению должнику установлен срок для добровольного исполнения судебного акта – 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
13 апреля 2022 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа – 6 мая 2022 года. Ввиду отсутствия полномочий у Минимущества РБ по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и отсутствия соответствующих жилых помещений, предназначенных для передачи гражданам по договорам социального найма, исполнение требований исполнительного документа в установленный срок не представлялось возможным. Для исполнения решения суда требуется длительное время, необходимое для предоставления из республиканского бюджета средств на приобретение жилого помещения.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены УФССП РФ по Республике Бурятия, судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по РБ Доржиева Ч.Д., в качестве заинтересованных лиц прокурор Иволгинского района РБ, Министерство социальной защиты населения РБ, ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья».
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Симонова О.А. исковые требования поддержала и суду пояснила, что в установленный 5-дневный срок исполнить требование исполнительного документа не представилось возможным по причине того, что для приобретения жилого помещения необходимо финансирование. Министерство является органом исполнительной власти Республики Бурятия, соответственно, финансирование осуществляется из бюджета Республики, все расходные обязательства исполняются согласно Закону Республики Бурятия «О бюджете», внести изменения в который в 5-дневный срок невозможно, поскольку в данном процессе задействованы многочисленные органы исполнительной власти, а также законодательный орган Республики в лице Народного Хурала Республики Бурятия. Кроме того, приобретение жилого помещения должно осуществляться в соответствии с требования Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотрена процедура подготовки проектной документации, принятие предложений, проведение торгов. Нарушение процедуры торгов влечет административную ответственность для Министерства. Согласно положению Министерство не уполномочено предоставлять жилые помещения по договорам социального найма, в связи с чем изначально в бюджете не были заложенные денежные средства на приобретение соответствующих жилых помещений. Несмотря на то, что Министерство распоряжается республиканским имуществом, однако, жилых помещений для предоставления по договорам социального найма нет.
В судебное заседание представители УФССП по Республике Бурятия, ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия, прокурора Иволгинского района Республики Бурятия, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья», судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по РБ Доржиева Ч.Д. не явились, извещены.
Судом первой инстанции принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по РБ Доржиева Ч.Д. просит решение суда отменить, указывая, что истец может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если он принял все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. При своевременном получении постановления о возбуждении исполнительного производства и наличии информации о сроке исполнения обязательств должник в срок, установленный судебным приставом – исполнителем для добровольного исполнения, требования исполнительного документа не исполнил, доказательств невозможности исполнения решения суда вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не представил. Должник с заявлениями об отсрочке, рассрочке исполнения решения суда, изменения способа и порядка исполнения, приостановлении исполнительного производства не обращался.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца по доверенности Симонова О.А. против доводов апелляционной жалобы возражала.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по РБ Доржиева Ч.Д., представители УФССП по Республике Бурятия, ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия, прокурора Иволгинского района Республики Бурятия, Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Статья 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") применение меры принуждения в виде взыскания исполнительского сбора связывает с истечением срока, в который должник был вправе исполнить добровольно, но не исполнил требования исполнительного документа. Данный срок в силу статьи 30 названного закона исчисляется с момента получения должником постановления судебного пристава-исполнителя и завершается по прошествии пяти дней.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Аналогичная правовая позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации выражена в постановлении от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства". Так, в пункте 78 указано, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
При рассмотрении настоящего дела в апелляционном порядке, судебная коллегия исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 12 октября 2021 года исковые требования прокурора Иволгинского района Республики Бурятия в интересах ФИО19 о признании незаконными действий по признанию жилого помещения пригодным для проживания, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение взамен ранее предоставленного удовлетворены частично и постановлено: «Признать незаконными действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ по признанию жилого помещения, расположенного по адресу: <...> пригодным для постоянного проживания. В остальной части требований отказать».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 31 января 2022 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым исковые требования прокурора Иволгинского района Республики Бурятия удовлетворены, в том числе на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия возложена обязанность предоставить ФИО20 14.11.2011 года рождения взамен ранее предоставленного непригодного для проживания жилья, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам в Иволгинском районе Республики Бурятия.
4 марта 2022 года Советским районным судом г. Улан-Удэ взыскателю выдан исполнительный лист ФС № ...
24 марта 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по Республике Бурятия Доржиевой Ч.Д. возбуждено исполнительное производство № 10535/22/03030-ИП в отношении должника Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия. Установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления.
Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника организации – 50 000 руб.
Названное постановление получено должником 1 апреля 2022 года.
13 апреля 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по Республике Бурятия Доржиевой Ч.Д. вынесено постановление о взыскании с должника Министерства имущественных и земельных отношений РБ исполнительского сбора в размере 50 000 руб. и постановление о назначении нового срока исполнения – до 6 мая 2022 года.
6 апреля 2022 года должником в адрес судебного пристава-исполнителя направлено уведомление о том, что Министерством оспаривается судебный акт в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, подано ходатайство о приостановлении исполнительного производства, при этом, документов, подтверждающих невозможность своевременного исполнения судебного акта, должностному лицу не представлено.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у судебного – пристава оснований для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Далее, как следует из представленных материалов дела, постановлением Правительства Республики Бурятия от 9 октября 2007 года № 304 утверждено Положение о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, в п. 1.1 которого указано, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке на территории Республики Бурятия единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных и земельных отношений, по управлению государственным жилищным фондом Республики Бурятия, а также функции по управлению и распоряжению иным имуществом Республики Бурятия, в том числе земельными участками.
Согласно п. 1.5 Положения Министерство обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, счета, открытые в установленном законодательством порядке, печать со своим наименованием и с изображением Государственного герба Республики Бурятия.
В соответствии с п. 3.14.1 Положения Министерство осуществляет полномочия по управлению государственным жилищным фондом Республики Бурятия, за исключением полномочий наймодателя по договорам социального найма жилых помещений, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, договорам найма специализированных жилых помещений, договорам безвозмездного пользования специализированных жилых помещений, договорам найма жилых помещений коммерческого использования, а также полномочий по принятию решений о предоставлении гражданам специализированных жилых помещений по договорам найма, договорам безвозмездного пользования и договорам найма жилых помещений коммерческого использования.
В реестре республиканского имущества отсутствуют жилые помещения свободные от прав и регистрации по месту жительства третьих лиц.
По справке Министра имущественных и земельных отношений Магомедовой М.А. от 7 июля 2022 года, представленной по запросу суда, у Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия открыт лицевой счет получателя бюджетных средств в УФК по Республике Бурятия остаток по которому составляет 358 306,98 руб., финансовые средства имеют целевой характер на исполнение функций министерства, в том числе на: выплату заработной платы – 122 420,19 руб., командировочные расходы – 34 100 руб., страховые взносы – 159 004,79 руб., приобретение материальных запасов – 18 053 руб., расходы на обслуживание оргтехники – 20 808 руб., оплату транспортного налога – 3 921 руб.
В соответствии со статей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 25 августа 2011 года №615-р утвержден порядок разработки проекта закона Республики Бурятия о внесении изменений в закон Республики Бурятия о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период, вносимого в Народный Хурал Республики Бурятия Правительством Республики Бурятия.
Согласно названному Порядку, главный администратор средств республиканского бюджета оформляет бюджетную заявку с приложением документов, подтверждающих обоснованность сумм расходов. После согласования с курирующим заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия, Главой Республики Бурятия - Председателем Правительства Республики Бурятия и (или) Первым заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия на основании бюджетных заявок разрабатывает и представляет в Правительство Республики Бурятия проект закона Республики Бурятия о внесении изменений в закон Республики Бурятия о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период. Проект закона вносится в Народный Хурал Республики Бурятия, который рассматривает его в соответствии с Законом Республики Бурятия от 19 июня 1996 года № 321-1 «О законопроектной деятельности в Республике Бурятия».
Таким образом, административный истец самостоятельно не распоряжается денежными бюджетными средствами, и обеспечение финансирования Минимущества Республики Бурятия, в том числе для исполнения возложенного судебным решением обязательства по предоставлению жилого помещения по договору социального найма зависит не только от истца, но и от других органов исполнительной власти и законодательного органа Республики – Народного Хурала РБ.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закупка товаров, работ и услуг в целях для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Поскольку в реестре республиканского имущества отсутствуют жилые помещения свободные от прав и регистрации по месту жительства третьих лиц, Минимущество Республики Бурятия может приобрести рассматриваемое жилое помещение только путем проведения торгов.
Из представленных суду документов усматривается, что в целях исполнения судебного решения административным истцом направлена в Министерство финансов Республики Бурятия финансовая оценка на исполнение судебного акта с указанием суммы денежных средств, необходимых для приобретения жилого помещения в размере 2 900 000 руб.
Административным истцом учтен слабо развитый рынок недвижимости в Иволгинском районе Республики Бурятия, в связи с чем должником получило согласие опекуна <...> - Цыреновой И.Д. на возможность приобретения жилого помещения в г. Улан-Удэ.
Также Министерством рассматривается вопрос о приобретении жилого помещения за счет выплаты дивидендов АО «СЗ «Ипотечная корпорация РБ», соответствующая заявка подана истцом в адрес корпорации на принятие объекта недвижимого имущества – жилое помещение, соответствующее требованиям, предъявляемым к площади и состоянию квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоимостью не более 2 900 000 руб., включая расходы общества на ремонтные работы и иные расходы, связанные с передаваемым жильем.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для вывода о том, что неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок было вызвано виновным противоправным поведением должника.
Приведенные обстоятельства дела позволяют сделать вывод о том, что у должника по исполнительному производству объективно отсутствовала возможность к исполнению требований исполнительного документа в установленный 5-дневный срок, как ввиду отсутствия в собственности Республики Бурятия имущества - жилых помещений, свободных от прав третьих лиц, необходимого для исполнения решения, так и ввиду отсутствия расходного обязательства Минимущества Республики Бурятия, финансирование которых из республиканского бюджета могло бы обеспечить приобретение такого жилого помещения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, меры к исполнению требований исполнительного документа должником приняты, что следует из представленных в материалы дела доказательств.
Учитывая, что выполнение указанных в исполнительном документе обязанностей требует значительных временных и финансовых затрат, в том числе, необходимость проведения мероприятий по внесению заявок на финансирование на приобретение соответствующего жилья, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не имел реальной возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правильно определены спорные правоотношения, закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 1 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.10.2022.
Председательствующий: М.В.Ихисеева
Судьи: П.С.Назимова
Н.А.Матвеева