ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-170/20 от 23.12.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Кернечишина И.М. Дело № 33а-8837/2020

УИД 22RS0053-01-2020-000213-45

№ 2а-170/2020 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 декабря 2020 года г.Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Пасынковой О.М.,

судей Бакланова Е.А., Зацепина Е.М.,

при секретаре Ждановой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 на решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 13 августа 2020 года по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, пени.

Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Алтайскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России № 10 по Алтайскому краю) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год в сумме 1875 руб., пени по нему за период с 4 декабря 2018 года по 23 января 2019 года - 24,50 руб.; по земельному налогу за 2015 год (по ОКТОМО 01649462) - 5590 руб., пени по нему за тот же период - 73,05 руб., за 2016 год - 11542 руб., пени по нему за тот же период - 150,81 руб., за 2017 год - 36143 руб. (ОКТМО 01649436 - 750 руб., ОКТМО 01649450 - 3000 руб., ОКТМО 01649469 - 855 руб., ОКТМО 01649462 - 31538 руб.), пени по нему за тот же период - 472,27 руб. (9,80 руб., 39,20 руб., 11,17 руб. и 412,10 руб. соответственно).

В обоснование заявленных требований указала, что ФИО1 в 2017 году являлся собственником транспортного средства «ГАЗ 5204», государственный регистрационный знак *** мощность двигателя 75 л.с., а также земельных участков по адресу: 1) <адрес> (кадастровый номер ***); 2) <адрес>, 5 (кадастровый номер *** 3) <адрес>, 2 (кадастровый номер ***); 4) <адрес> (кадастровый номер ***); 5) <адрес> (кадастровый номер ***); 6) <адрес> (кадастровый номер ***). В этой связи административному ответчику было направлено налоговое уведомление № 50717964 от 28 августа 2018 года, а впоследствии - требование № 6745 по состоянию на 24 января 2019 года, однако налоги и пеня не уплачены. Мировым судьей судебного участка Топчихинского района Алтайского края 26 августа 2019 года был выдан судебный приказ о взыскании данной задолженности. Определением мирового судьи того же судебного участка от 25 февраля 2020 года судебный приказ отменен.

Определением Топчихинского районного суда Алтайского края от 12 августа 2020 года производство по делу в части требований о взыскании недоимки по земельному налогу в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:49:000000:48 за 2015 год в размере 5590 руб., пени - 73,05 руб., за 2016 год - 11542 руб., пени - 150,81 руб., за 2017 год - 11542 руб., пени - 412,10 руб. прекращено в связи с отказом административного истца от иска в указанной части.

Определением Топчихинского районного суда Алтайского края от 13 августа 2020 года производство по делу в части требования о взыскании недоимки по земельному налогу в отношении того же земельного участка за 2017 год в размере 114 руб. прекращено в связи с отказом административного истца от иска в указанной части.

Решением Топчихинского районного суда Алтайского края от 13 августа 2020 года административный иск удовлетворен, с ответчика взысканы недоимка по транспортному налогу за 2017 год в сумме 1875 руб., пеня на нее - 24,50 руб. (в доход бюджета Алтайского края); недоимка по земельному налогу за 2017 год: в отношении земельного участка с кадастровым номером *** (в доход бюджета муниципального образования Макарьевский сельсовет Топчихинского района Алтайского края) в размере 750 руб., пеня - 9,80 руб., земельного участка с кадастровым номером *** (в доход бюджета муниципального образования Переясловский сельсовет Топчихинского района Алтайского края) - 3000 руб., пеня - 39,20 руб., земельного участка с кадастровым номером *** (в доход бюджета муниципального образования Фунтиковский сельсовет Топчихинского района Алтайского края) - 855 руб., пеня - 11,17 руб., земельного участка с кадастровым номером *** (в доход бюджета муниципального образования Топчихинский сельсовет Топчихинского района Алтайского края) - 19429 руб., земельного участка с кадастровым номером *** (в доход бюджета муниципального образования Топчихинский сельсовет Топчихинского района Алтайского края) - 453 руб. (всего взыскано 26446,67руб.), в доход бюджета Топчихинского района - государственная пошлина в сумме 993 руб.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить с принятием нового об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером *** был предоставлен для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, на нем расположены зерносклады и мехток, однако в соответствующем постановлении № 209 от 14 августа 2002 года администрацией Топчихинского сельского Совета депутатов было указано на предоставление данного участка под производственные здания, данное постановление оспорено в судебном порядке в 2020 году с целью внесения в него изменения в части указания вида разрешенного использования на «объекты, используемые в сельскохозяйственном производстве», допущенная администрацией ошибка повлекла неверное исчисление кадастровой стоимости, в связи с чем он намерен оспорить таковую посредством обращения с административным исковым заявлением в Алтайский краевой суд, и до разрешения данного спора рассмотрение настоящего дела преждевременно, по его заявлению в 2020 году в Единый государственный реестр недвижимости на основании градостроительного регламента, установленного Правилами землепользования и застройки, в отношении данного участка внесены изменения в части кадастровой стоимости; оснований для исчисления налога в отношении земельного участка с кадастровым номером *** не имеется, поскольку он как пенсионер освобожден от уплаты земельного налога в отношении приусадебного участка; плательщиком транспортного налога он не является, поскольку вышеуказанное транспортное средство с 2015 года в хозяйстве не используется, непригодно для эксплуатации, что подтверждается актом обследования судебным приставом-исполнителем, подлежит снятию с учета с 2015 года.

В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России № 10 по Алтайскому краю просила оставить её без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик ФИО1 на доводах жалобы настаивал, представитель административного истца, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, об отложении разбирательства не просил, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая административный спор в пределах требований, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии заявленной суммы задолженности по налогам и пене, соблюдении порядка и срока обращения налогового органа в суд с требованиями к налогоплательщику.

Данные выводы основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения и установленных при надлежащей оценке доказательств обстоятельствах.

Так, согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на начало соответствующего налогового периода (далее - Кодекс) транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1 статьи 357 Кодекса).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 359 Кодекса налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В силу пункта 1 статьи 361 Кодекса налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в частности для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 2,5.

Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно (пункт 2 той же статьи).

Закон Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» в статье 1 установил ставку в отношении грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. в размере - 25 руб. с каждой л.с.

Из материалов дела следует, что в 2017 году ФИО1 являлся собственником грузового автомобиля «ГАЗ 5204», государственный регистрационный знак *** мощностью двигателя 75 л.с., который был зарегистрирован за ним.

В налоговом уведомлении № 50717964 от 28 августа 2018 года верно исчислен транспортный налог за 2017 год в размере 1875 руб. (75 х 25) исходя из мощности двигателя и налоговой ставки.

Доводы заявителя о том, что плательщиком транспортного налога он не является, поскольку вышеуказанное транспортное средство с 2015 года в хозяйстве не используется, непригодно для эксплуатации, что подтверждается актом обследования судебным приставом-исполнителем, подлежит снятию с учета с 2015 года, подлежат отклонению.

Частью 2 статьи 358 Кодекса предусмотрен исчерпывающий перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения.

В приведенный перечень технически неисправные транспортные средства не входят.

В соответствии с пунктом 60 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 № 605, действовавшего до 1 января 2020 года, регистрация транспортного средства прекращается, в том числе по заявлениям о прекращении регистрации в связи с утратой транспортного средства, в связи с утилизацией.

Прекращение регистрации транспортного средства в связи с утилизацией производится на основании свидетельства об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства (пункт 66).

Согласно пункту 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 № 1001, прекращение регистрации транспортного средства в связи с утилизацией осуществляется на основании свидетельства об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.

Каких-либо доказательств того, что транспортное средство не существовало как объект права в 2017 году, ответчиком не представлено. Из материалов дела, включая представленные ответчиком документы, этого не следует.

Согласно ответа РЭО Топчихинского района МРЭО ГИБДД ОВД по г.Алейску Алтайского края на запрос судебной коллегии за период с 2015 года ФИО1 единожды обратился с заявлением о прекращении регистрации вышеуказанного транспортного средств без указания причины - 10 декабря 2020 года, в тот же день регистрация автомобиля была прекращена.

Ссылка заявителя на запрет регистрационных действий, который периодически объявлялся в отношении данного транспортного средства, не принимается во внимание, поскольку доказательств принятия каких-либо мер к снятию с учета транспортного средства в связи с его техническим состоянием, утилизацией, в том числе обращения с соответствующими заявлениями в органы ГИБДД не представлено, притом что прекращение регистрация транспортного средства носит заявительный характер. Судебным приставом-исполнителем автомобиль, как следует из объяснений ответчика в судебном заседании, осматривался в 2020 году.

Между тем согласно вышеприведенным нормам неиспользование транспортного средства налогоплательщиком не освобождает от обязанности по уплате налога в случае, если транспортное средство является объектом налогообложения.

Приложенные административным ответчиком к жалобе документы, а именно постановления судебного пристава-исполнителя об объявлении и снятии запретов на регистрационные действия в отношении вышеуказанного транспортного средства как принадлежащего ответчику не имеют отношения к рассматриваемому спору, исходя из дат их вынесения.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 387 Кодекса земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.

В силу пункта 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 394 Кодекса, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Решением Фунтиковского сельского Совета депутатов Топчихинского района «О введении земельного налога на территории муниципального образования Фунтиковский сельсовет Топчихинского района Алтайского края» от 24 ноября 2014 № 23, решением Макарьевского сельского Совета депутатов Топчихинского района «О введении земельного налога на территории муниципального образования Макарьевский сельсовет Топчихинского района Алтайского края» от 22 октября 2014 года № 20, решением Переясловского сельского Совета депутатов Топчихинского района «О введении земельного налога на территории муниципального образования Переясловский сельсовет Топчихинского района Алтайского края» от 22 октября 2014 № 24, решением Топчихинского сельского Совета депутатов Топчихинского района «О введении земельного налога на территории муниципального образования Топчихинский сельсовет Топчихинского района Алтайского края» от 11 ноября 2014 года № 32, действовавшими до 1 января 2018 года, были установлены аналогичные ставки земельного налога.

Как усматривается из материалов дела, включая выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении кадастровой стоимости и основных характеристик земельных участков, ответ филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю от 21 декабря 2020 года, административный ответчик в 2017 году являлся собственником, в том числе земельных участков в <адрес>

1) <адрес>, кадастровый номер *** с 16 декабря 1999 года (кадастровая стоимость на 1 января 2017 года - 284936,51 руб.), категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;

2) <адрес> кадастровый номер *** (1/4 доля) с 19 мая 2010 года; (кадастровая стоимость на 1 января 2017 года - 4000310 руб.) категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;

3) <адрес> кадастровый номер *** 8 апреля 2004 года (кадастровая стоимость на 1 января 2017 года – 1495080, 20 руб.), категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства ( с 27 января 2020 года - для сельскохозяйственного использования);

4) с.<адрес>, кадастровый номер ***, с 9 февраля 2010 года (1/7 доля) (кадастровая стоимость на 1 января 2017 года - 1749729 руб.) категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;

5) <адрес>, кадастровый номер ***, с 8 июня 2016 года (кадастровая стоимость на 1 января 2017 года - 3885480 руб.), категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства).

Согласно тому же налоговому уведомлению земельный налог за 2017 год на земельные участки с кадастровыми номерами *** (151102 х 0,3%), *** (1295292 (1495080 руб. - 199788 руб.) х 1,5%), *** (4000310 руб. х 1/4 х 0,3%), *** (1749729 руб. х 1/7 х 0,3%), *** (284936 руб. х 0,3%) в размере 24487 руб. верно исчислен как произведение кадастровой стоимости и ставки.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оснований для исчисления налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:49:020106:200 не имелось, поскольку он как пенсионер освобожден от уплаты земельного налога в отношении приусадебного участка, подлежат отклонению.

В соответствии с пунктом 5 статьи 391 Кодекса, в редакции Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ, налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, в том числе лиц, относящихся к категории пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

В силу абзаца 1 пункта 6.1 той же статьи уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения пункта 5, абзаца первого пункта 6.1 и пункта 7 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьи 13 настоящего Федерального закона применяются к порядку исчисления земельного налога за налоговые периоды начиная с 2017 года.

При этом, как предусмотрено пунктом 6 статьи 391 Кодекса, действовавшего до 1 января 2018 года, уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.

Как следует из материалов дела, включая ответ Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю от 24 сентября 2020 года, налоговое уведомление, объяснения самого ответчика, с заявлением о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу как пенсионеру в отношении земельного участка с кадастровым номером *** ответчик обратился лишь 7 сентября 2020 года, а потому применение данной льготы за налоговый период 2017 года налоговым органом в отношении другого земельного участка, причем с большей кадастровой стоимостью и суммой налога, прав ответчика не нарушило.

Так, вычет на земельный участок с кадастровым номером *** составил 199788 руб.

Исходя из вышеприведенных норм, применение данной льготы не зависит о категории и вида разрешенного использования земельного участка.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном исчислении земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером *** исходя из кадастровой стоимости, определенной по виду разрешенного использования «под производственные здания» основаны на ошибочном толковании налогового законодательства.

В силу пункту 1 статьи 391 Кодекса, в редакции, подлежащей применению к налоговому периоду 2017 года, изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером *** относится к категории «земли населенных пунктов», до 27 января 2020 года имел вид разрешенного использования «под производственные здания», его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2017 года определена в сумме 1495080,20 руб.

В этой связи при налогообложении за 2017 год верно применена названная кадастровая стоимость.

То обстоятельство, что ответчик 23 января 2020 года обратился в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на «для обеспечения сельскохозяйственного производства», который также предусмотрен Правилами землепользования и застройки муниципального образования Топчихинский сельсовет Топчихинского района Алтайского края, утвержденными решением Топчихинского сельского Совета депутатов Топчихинского района Алтайского края № 34 от 11 ноября 2014 года, вследствие чего с 27 января 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости внесен вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», что повлекло изменение и кадастровой стоимости, не имеют значения для настоящего административного спора.

Доводы жалобы о необходимости применения данного вида разрешенного использования и измененной с 27 января 2020 года кадастровой стоимости противоречат вышеприведенным нормам.

При этом, как следует из материалов дела и подтверждено ответчиком, по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо решению суда кадастровая стоимость не изменялась.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктом 1 статьи 363, пунктами 1, 4 статьи 397, пунктом 1 статьи 409 Кодекса транспортный налог, земельный налог исчисляются налоговыми органами, срок уплаты налогов установлен не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктом 4 статьи 57 Кодекса предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В данном случае налоговое уведомление № 50717964 от 28 августа 2018 года было направлено ответчику по месту жительства (<адрес> заказным почтовым отправлением 24 сентября 2018 года, что подтверждается списком заказных писем № 856485, содержащим сведения о почтовом идентификаторе, номере реестра почтовых отправлений, штемпель отделения почтовой связи о принятии корреспонденции, скриншотом АИС Налог-3 ПРОМ, содержащим сведения о номере документа и реестре почтовых отправлений (т.1 л.д.15).

Следовательно, у ответчика возникла обязанность по уплате вышеперечисленных налогов не позднее 3 декабря 2018 года.

В связи с выявлением задолженности налоговым органом произведено начисление пени.

Размер пени по указанной недоимке за заявленный период с 4 декабря 2018 года по 23 января 2019 года правильно определен по транспортному налогу в сумме 24,50 руб. (1875 х 7,5 % : 300 х 13 + 1875 х 7,75% : 300 х 38); по земельному налогу на земельный участок с кадастровым номером *** - 9,80 руб. (750 х 7,5% х 13 : 300 + 750 х 7,75% х 38 : 300), с кадастровым номером *** - 39,20 руб. (3000 х 7,5% х 13 : 300 + 3000 х 7,5% х 38:300), с кадастровым номером *** 11,17 руб. (855 х 7,5% х 13 : 300 + 855 х 7,75% х 38 : 300).

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В связи с неуплатой налогов в установленный срок ответчику заказным письмом 18 февраля 2019 года направлено требование № 6745 по состоянию на 24 января 2019 года (срок исполнения - до 19 марта 2019 года).

Факт направления требования подтвержден списком заказных писем № 90559 с почтовым штемпелем о принятии корреспонденции, скриншотом АИС Налог-3 ПРОМ, содержащим сведения о номере документа, реестре и почтовом идентификаторе (л.д.18).

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налогов, пеней.

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 48 Кодекса в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 той же статьи).

Согласно пункту 3 указанной статьи рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что 26 августа 2019 года мировым судьей судебного участка Топчихинского района Алтайского края выдан судебный приказ о взыскании вышеуказанной задолженности, который отменен определением мирового судьи названного судебного участка от 25 февраля 2020 года.

В этой связи административный иск 21 мая 2020 года предъявлен в предусмотренный налоговым законодательством срок - в течение шести месяцев после отмены судебного приказа, притом что заявление о выдаче такового подавалось в пределах шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Доводы заявителя об уплате сумм налога во исполнение отменного приказа бездоказательны, опровергаются представленными карточками «РСБ», согласно которым сведений об уплате задолженности по налогу и пеням за 2017 год не отражено.

Следует отметить, что в судебном заседании ответчик не привел ни конкретных сумм, ни документов, подтверждающих их внесения, ссылаясь лишь на сам факт указания в определении мирового судьи об отмене вышеназванного судебного приказа от 25 февраля 2020 года на поворот исполнения.

В связи с изложенным апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 13 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: