ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1714/19 от 18.06.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Твердов И.В. Дело №33а-9263/2020

№2а-1714/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июня 2020 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Цехомской Е.В.,

судей: Суслова К.К., Сидорова В.В.,

по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Щербина Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район о признании незаконным уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома с апелляционной жалобой ФИО1 на решение Туапсинского районного суда от 16 декабря 2019 г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район о признании незаконным уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что уведомлением управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район от 24.10.2019 года №1108 указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <№..>, принадлежащем ей на праве собственности. В обоснование отказа указано на то, что в представленном уведомлении указаны параметры индивидуального жилого дома не соответствующие правилам землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения Туапсинского района, в части минимальных отступов от границы смежного земельного участка, которые должны составлять три метра. Также указано, что земельный участок расположен в границах зоны кратковременного затопления с периодичностью до нескольких раз в год и эрозийной деятельности временных потоков в период выпадения большого количества осадков, оползневые, обвально-осыпные процессы в соответствии с генеральным планом Новомихайловского городского поселения Туапсинского района. Указывает, что закон не содержит безусловный запрет на строительство жилого дома в зоне подтопления, указывает на невозможность строительства без проведения соответствующих мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, обязанность по выполнению которых возложена на собственника водного объекта. Правилами землепользования и застройки не определены координаты зоны возможного затопления, ввиду чего оспариваемое уведомление является незаконным и нарушающим право административного истца на использование в соответствии с его разрешенным использованием земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Просила суд признать незаконным уведомление №1108 от 24.10.2019 года управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, обязать административного ответчика выдать ФИО1 уведомление о соответствии установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, указанных в уведомлении от 24.10.2019 года о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства и допустимости размещения объекта жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <№..>, общей площадью 750 кв.м, расположенным по адресу: <Адрес...>

Решением Туапсинского районного суда от 16 декабря 2019 г. в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе административный истец выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права.

Лица, участвующие в деле в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили. Судом явка лиц, участвующих в деле, обязательной не признана. Руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены судебного акта не усмотрела.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:33:0803002:336, категории земель: земли населенных пунктов - под строительство индивидуального жилого дома.

ФИО1 обратилась в адрес административного ответчика управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, на которое соответствующим уведомлением административного ответчика от 24.10.2019 года №1108, административный истец уведомлена о несоответствии параметров, указанных в направленном им уведомлении, параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, поскольку в представленном уведомлении указаны параметры индивидуального жилого дома не соответствующие правилам землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения Туапсинского района, а именно минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения здания, строений, сооружений за пределами которых запрещено строительство от границы смежного земельного участка до жилого дома должны составлять три метра, земельный участок расположен в границах зоны кратковременного затопления с периодичностью до нескольких раз в год и эрозийной деятельности временных потоков в период выпадения большого количества осадков, оползневые, обвально-осыпные процессы в соответствии с генеральным планом Новомихайловского городского поселения Туапсинского района.

Давая оценку решению административного ответчика, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и установил фактические обстоятельства дела.

В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, а данном случае Управление Архитектуры и градостроительства в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Судом первой инстанции установлено, что параметры планируемого административным истцом строительства, указанные в уведомлении ФИО1, не соответствуют Правилам землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения Туапсинского района в части допустимого размещения объекта, поскольку объект предполагается к размещению на расстоянии менее трех метров от границы земельного участка.

Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, не представлено.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых им решений, действий (бездействия), но обязан: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.

При этом доводы ФИО1, о незаконности решения административного ответчика последним опровергнуты. Факт нарушения прав административного истца не установлен судом первой инстанции.

В связи с чем, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы административного истца о незаконном отказе в выдаче уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, необоснованны, поскольку из схемы расположения объекта недвижимости на земельном участке (л.д. 55) видно, что планируемый к строительству объект размещен без трехметровых отступов от границ земельного участка.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Туапсинского районного суда от 16 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.

Председательствующий: Е.В. Цехомская

Судьи: К.К. Суслов

В.В. Сидоров

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>