ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1718/2021 от 09.08.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

УИД: 23RS0020-01-2021-002997-29

Судья – Жиленко А.С. Дело № 33а-24341/22

(№2а-1718/21)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 августа 2022 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Иваненко Е.С.,

судей: Золотова Д.В., Синельникова А.А.,

при секретаре Поцепуновой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц к МОБУ СОШ №8 им.Героя Советского Союза ФИО1 МО Кореновский район, администрации МО Кореновский район, управлению образования администрации МО Кореновский район о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

апелляционному представлению прокурора Кореновского района ФИО2 на решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 9 декабря 2021 года,

заслушав доклад судьи Золотова Д.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Кореновского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МОБУ СОШ №8 им.Героя Советского Союза ФИО1 МО Кореновский район, администрации муниципального образования Кореновский район, управлению образования администрации МО Кореновский район о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В обоснование требований указано, что прокуратурой Кореновского района во исполнение поручения прокуратуры Краснодарского края, с привлечением специалистов ОНД и ПР по Кореновскому району проведена проверка соблюдения требований законодательства о противопожарной безопасности в деятельности МОБУ СОШ №8 им.Героя Советского Союза ФИО1 МО Кореновский район. При проведении проверки соблюдения законодательства о соблюдении противопожарной безопасности в деятельности МОБУ СОШ №8 выявлены нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, в связи с чем, директору МОБУ СОШ № 8 за исх. от 13.04.2021 г. вынесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. Согласно полученному ответу от 20.05.2021 г. нарушения требований законодательства о пожарной безопасности не устранены. Прокурором района 13.05.2021 г. главе муниципального образования Кореновский район внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях. 15.06.2021 г. прокурором получена информация о результатах рассмотрения представления, согласно которой указанные в Представлении нарушения устранены не в полном объеме, денежные средства на их устранение не выделены.

Согласно уточненным требованиям административный истец просил суд обязать администрацию муниципального образования Кореновский район осуществить надлежащее пользование имуществом МОБУ СОШ № 8 им.Героя Советского Союза ФИО1 МО Кореновский район путем дофинансирования мероприятий необходимых для обеспечения пожарной безопасности, обязать МОБУ СОШ №8 им.Героя Советского Союза ФИО1 МО Кореновский район, администрацию муниципального образования Кореновский район, управление образования администрации МО Кореновский район устранить нарушения требований пожарной безопасности в зданиях образовательного учреждения, а именно: организовать хранение в МОБУ СОШ №8 им.Героя Советского Союза ФИО1 МО Кореновский район технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем; при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации обеспечить ежегодное про ведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке; в цокольном этаже здания образовательного учреждения установить предусмотренные проектной документацией двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; оборудовать чердачное помещение автоматической пожарной сигнализацией; организовать и провести работы по ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечив исправное состояние указанных средств; осуществить проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также, технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ; обязать администрацию муниципального образования Кореновский район, управление образования администрации МО Кореновский район выделить денежные средства на финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности МОБУ СОШ №8 им.Героя Советского Союза ФИО1 МО Кореновский район.

Решением Кореновского районного суда Краснодарского края от 9 декабря 2021 года в удовлетворении требований прокурора Кореновского района отказано.

В апелляционном представлении, направленном в Краснодарский краевой суд, прокурор Кореновского района ФИО2 просит решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 9 декабря 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обосновании требований жалобы указано, что обжалуемое решение является незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем, подлежит отмене.

Представители администрации МО Кореновский район, МОБУ СОШ №8 им.Героя Советского Союза ФИО1 МО Кореновский район, отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кореновского района, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили. Судом явка лиц, их представителей обязательной не признана. Суд, руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя управления образования администрации МО Кореновский район по доверенности ФИО3, прокурора Кузьменко В.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела установлено, что прокуратурой Кореновского района во исполнение поручения прокуратуры Краснодарского края, с привлечением специалистов ОНД и ПР по Кореновскому району проведена проверка соблюдения требований законодательства о противопожарной безопасности в деятельности МОБУ СОШ №8 им.Героя Советского Союза ФИО1 МО Кореновский район.

При проведении проверки соблюдения законодательства о соблюдении противопожарной безопасности в деятельности МОБУ СОШ №8 выявлены следующие нарушения: вопреки требованиям п. 2 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее по тексту - Правила) на объекте защиты не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил; в цокольном этаже объекта защиты допускается снятие предусмотренных проектной документацией дверей, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, хранение оборудования, мебели и других предметов, под лестничным маршем хранятся горючие материалы, чем нарушены подп. «б,д» п.16 Правил; вопреки требованиям п.30 Правил на объекте защиты не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного; направление движения к источникам противопожарного

водоснабжения не обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, чем нарушен п.48 Правил; в нарушение п.54 Правил на объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем; при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком) и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации, образовательным учреждением не обеспечивается ежегодное про ведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке; информация о работах, про водимых со средствами обеспечения пожарной безопасности, не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

В связи с выявленными нарушениями директору МОБУ СОШ № 8 за исх. от 13.04.2021 г. вынесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Согласно полученному ответу от 20.05.2021 г. часть нарушений требований законодательства о пожарной безопасности устранена, в адрес прокурора района направлена запрашиваемая документация с приложением фотографий выполненных работ, кроме того, направлено письмо в адрес начальника управления образования ФИО4 с просьбой о выделении денежных средств на приобретение средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты на каждого дежурного.

Прокурором района 13.05.2021 г. главе муниципального образования Кореновский район внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях.

15.06.2021 г. прокурором получена информация о результатах рассмотрения представления, согласно которой указанные выше нарушения устранены не в полном объеме, денежные средства на их устранение не выделены.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора Кореновского района, судом первой инстанции указано на пропуск срока на обращение в суд с административным иском, который установлен частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает следующее.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу части 1.1 той же статьи, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Как следует из представленных материалов, информация о результатах рассмотрения представления, в соответствии с которой прокурору Кореновского района стало известно, что нарушения противопожарной безопасности не устранены в полном объеме, поступила 15.06.2021 г.

При этом, административное исковое заявление направлено в Кореновский районный суд 25.08.2021 года, что подтверждено штампом входящего за , проставленном на титульном листе административного иска, и свидетельствует о соблюдении срока на обращение в суд, предусмотренного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Между тем, отказав в удовлетворении требований в связи с пропуском срока на обращение в суд, обстоятельства дела судом первой инстанции не исследовались, административное исковое заявление по существу не рассмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, а также с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце втором пункта 79 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных названным Кодексом; суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебных актов по апелляционным (частным) жалобам и представлениям, а не полное повторное рассмотрение административного дела по правилам суда первой инстанции.

Вместе с тем, с учетом вышеизложенного, предмет проверки у судебной коллегии отсутствует, юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции по делу фактически не устанавливались, а потому судебная коллегия полагает необходимым направить административное дело в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ на новое рассмотрение в суд первой инстанции, отмечая, что суд апелляционной инстанции лишен возможности постановить по делу новое решение в силу того, что нормы КАС РФ не допускают права перейти к рассмотрению дела по общим правилам производства в суде первой инстанции, сбору доказательств, установлению за суд первой инстанции фактических обстоятельств дела.

Рассмотрение административного дела по существу судом апелляционной инстанции в рассматриваемом случае при допущенном районным судом грубом нарушении норм процессуального права лишит стороны права апелляционной проверки принятого решения по существу, умалит право на судебную защиту и рассмотрение спора судом первой инстанции, исходя из фактических обстоятельств дела, что соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации (Кассационное определение от 27 декабря 2017 года № 26-КГ17-16).

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 9 декабря 2021 года отменить, административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц к МОБУ СОШ №8 им.Героя Советского Союза ФИО1 МО Кореновский район, администрации МО Кореновский район, управлению образования администрации МО Кореновский район о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи: