ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1742/2022 от 29.09.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Милованов А.С. Дело № 33а-7767/2022 (№ 2а-1742/2022)

64RS0046-01-2022-002039-31

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 сентября 2022 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Литвиновой М.В.,

судей Аршиновой Е.В., Совкича А.П.,

при секретаре Петровой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Саратовской области к Алексееву В.Ю. о взыскании недоимки по налогам и пени по апелляционной жалобе Алексеева В.Ю. на решение Ленинского районного суда города Саратова от 16 мая 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., пояснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Саратовской области Зеленской Н.Л., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, исследовав материалы данного административного дела, административного дела № 2А-2837/2021, судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Саратовской области (далее - МРИ ФНС № 23, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2018 годы в размере 2 722 рублей, пени - 08 рублей 03 копейки, обосновывая свои требования тем, что в 2016, 2018 годах административный ответчик являлся собственником объектов недвижимости: <адрес>; <адрес> оплату налогов на имущество физических лиц не произвел, в связи с чем у него образовалась недоимка, которую просил взыскать налоговый орган, а также пени за просрочку указанных платежей.

Решением Ленинского районного суда города Саратова от 16 мая 2022 года административные исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда, поскольку его семья является многодетной, он инвалид 3 группы пожизненно, в связи с чем от уплаты налога в отношении одной квартиры освобожден; на праве собственности за ним числится одна квартира по адресу: <адрес>. Кроме того, административный ответчик полагает, что налоговым органом пропущен срок для обращения в суд.

В возражениях на апелляционную жалобу, ссылаясь на законность, МРИ ФНС № 20 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, указывая, что процессуальный срок на обращение в суд за взысканием налога и пени не пропущен; с Алексеева В.Ю. взыскивается задолженность по налогам за 2016, 2018 годы, а также пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 08 рублей 03 копеек за период с 02 декабря 2017 года по 12 февраля 2018 года; сумма пени в размере 41 рубля 74 копеек за 2016 года по налогу на имущество физических лиц за 2016 год являлась неактуальной на момент обращения с иском в суд, в связи с чем ко взысканию не предъявлялась.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, об уважительной причине неявки не известили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к следующему.

В силу статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 НК РФ (положения НК далее по тексту приводятся в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно пунктам 2, 6 статьи 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. При этом, в силу положений пункта 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

На основании пунктов 1, 2, 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1); требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4 статьи 69 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В силу пунктов 1, 2 и 3 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы (пункт 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

До 2021 года общая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренная вышеназванной статьей, составляла 3 000 рублей.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Подпункт 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

На основании статей 400, 401 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома (статья 401).

Пунктом 1 статьи 403 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») в размерах, не превышающих:

1) 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус»).

В соответствии с Решением Саратовской городской Думы от 27 ноября 2014 года № 41-465 «О налоге на имущество физических лиц» в 2015, 2016, 2017 годах ставка налога на имущество физических лиц составляла 0,1% при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) до 300 000 рублей включительно, 0,2% - свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно и 0,5% - свыше 500 000 рублей.

Ставка налога на имущество физических лиц на 2018 год была установлена Решением Саратовской городской Думы от 23 ноября 2017 № 26-193 «О налоге на имущество физических лиц» (в редакциях по состоянию на спорный период) в размере 0,3% в отношении квартир и решено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

При рассмотрении административного дела судом первой инстанции было установлено, что Алексеев В.Ю. в налоговый период 2016, 2018 годах являлся собственником следующих объектов недвижимости: <адрес> (дата регистрации права 23 сентября 2010 года); <адрес> (дата регистрации права 29 сентября 2011 года, дата прекращения права 31 июля 2019 года).

Административному ответчику были направлены налоговые уведомления: № 5476069 от 23 августа 2017 года заказным письмом 22 сентября 2017 года, в котором предложено уплатить, в том числе, налог за 2016 год на квартиру в <адрес>, в размере 2 183 рублей, в срок до 01 декабря 2017 года (л.д. 15); № 26369842 от 11 июля 2019 года заказным письмом 28 июля 2019 года об уплате налога на имущество (<адрес>) за 2018 год в размере 539 рублей до <дата> (л.д. 13).

Расчет произведен после получения налоговым органом данных об имуществе, принадлежащем административному ответчику и полученных им доходов.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога Алексееву В.Ю. были направлены: 15 февраля 2018 года - требование № 3934 об уплате налога по состоянию на 13 февраля 2018 года, в соответствии с которым ответчику предлагалось оплатить недоимку по налогу на имущество за 2016 год в размере 2 183 рублей, пени - 41 рубль 74 копейки (л.д.10); 19 февраля 2020 года - требование № 34638 об уплате налога по состоянию на 12 февраля 2020 года в размере 539 рублей и пени 08 рублей 03 копеек в срок до 27 марта 2020 года (л.д. 7), которые им не были исполнены; задолженность по налогам за указанные периоды не погашена.

Согласно материалам административного дела № 2а-2837/2021 мировым судьей судебного участка № 7 Ленинского района города Саратова 16 августа 2021 года налоговому органу был выдан судебный приказ, который 25 августа 2021 года отменен по заявлению налогового органа.

Однако ни в материалы административного дела, ни в материалы настоящего дела, квитанция об уплате налога, а также пени Алексеевым В.Ю. не представлена, сведений об уплате задолженности не имеется; не представлены такие сведения и суду апелляционной инстанции. Следовательно, Алексеев В.Ю. уплату налогов не произвел.

Размер задолженности по уплате налога на имущество физических лиц составляет, согласно расчету административного истца и принятого судом первой инстанции - 2 722 рубля. Судебная коллегия соглашается с указанным размером задолженности, так как она исчислена правильно:

- инвентаризационная стоимость <адрес> составляла в 2016 году - 436 681 рубль, при ставке налога в 0,5% размер налога на данную недвижимость составит - 436 681: 4 х 0,1% = 2 183 рубля (с округлением в сторону единицы), при этом при расчету берется ставка налога равная 0,5%, так как в 2016 году Алексеев В.Ю. являлся собственником двух квартир по указанным выше адресам; инвентаризационная стоимость второй квартиры (<адрес> составляла - 816 185 рублей, а суммарная инвентаризационной стоимости объектов налогообложения (436 681 рублей + 816 185 рублей = 1 252 866 рублей), умноженная на коэффициент-дефлятор 1,329 (Приказ Минэкономразвития России от 20 октября 2015 года № 772 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год») составляет 1 665 059 рублей (1 252 866 рублей х 1,329) превышает 500 000 рублей;

- кадастровая стоимость квартиры по адресу: <адрес> 2018 году составляла 179 518 рублей, при ставке налога в 0,30%, следовательно, размер задолженности будет составлять 179 518 рублей х 0,30% = 539 рублей.

Всего недоимка по налогу на имущество физических лица за 2016, 2018 годы составила 2 183 рублей + 539 рублей = 2 722 рубля.

Административный ответчик, возражая против взыскания с него недоимки, указывает, что освобожден от уплаты налогов в отношении одной квартиры, поскольку его семья является многодетной, он инвалид 3 группы пожизненно, при том, что на праве собственности за ним числится одна квартира по адресу: <адрес>.

Действительно в соответствии со статьей 407 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорные периоды), с учетом положений настоящей статьи, право на налоговую льготу имеют, в том числе, инвалиды I и II групп инвалидности; инвалиды с детства. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих объектов налогообложения, в том числе, квартира или комната. Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном объекте налогообложения, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, представлять уточненное уведомление с изменением объекта налогообложения, в отношении которого в указанном налоговом периоде предоставляется налоговая льгота. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Пунктом 4 Решением Саратовской городской Думы от 27 ноября 2014 года № 41-465 «О налоге на имущество физических лиц» были предоставлены льготы по уплате налога на имущество физических лиц в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, по выбору налогоплательщика: а) физическим лицам, определенным в пункте 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации; б) физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также самим несовершеннолетним детям в соответствующих семьях.

Аналогичные льготы предусмотрены Решением Саратовской городской Думы от 23 ноября 2017 № 26-193 «О налоге на имущество физических лиц».

Из указанных положений следует, что административный ответчик, как инвалид 3 группы, не освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц, но освобожден от его уплаты на один объект недвижимости по его выбору как имеющий трех несовершеннолетних детей.

Вместе с тем, как видно из налоговых уведомлений №№ 5476069, 26369842, Алексеев В.Ю. воспользовался своим правом на налоговые льготы и был освобожден от уплаты налога в 2015 году в размере 3 522 рублей, в 2016 году - 4 081 рубля на <адрес>; в 2018 году административному ответчику были предоставлены льготы по уплате налога в отношении квартиры по <адрес>. Поскольку льготы предоставляются только в отношении одного объекта недвижимости, налоговым органом были правомерно начислены и предъявлены к уплате налог на имущество физических лиц в отношении второй квартиры.

Доводы административного ответчика о том, что на праве собственности ему принадлежит только квартира по адресу: <адрес>, также не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения апелляционной жалобы.

Так, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, представленных по запросу судебной коллегии, справке налогового органа, Алексеев В.Ю. в спорный период времени являлся собственником <адрес> с 29 сентября 2011 года по 31 июля 2019 года, а <адрес> принадлежит ему на праве собственности с 23 сентября 2010 года по настоящее время.

Таким образом, в спорные налоговые периоды 2016, 2018 годы административный ответчик являлся собственником двух вышеназванных объектов недвижимости.

В силу статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1); сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3); пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4); пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

В связи с неуплатой Алексеевым В.Ю. налога, ему были начислены пени в размере 08 рублей 03 копеек.

Расчет пени налоговым органом был произведен по требованию № 3934 от 13 февраля 2018 года за период со 02 декабря 2017 года по 12 февраля 2018 года и по требованию № 34638 от 12 февраля 2020 года за период со 02 декабря 2019 года по 11 февраля 2020 года (со дня, следующего за последним днем срока, установленного для уплаты налога и по день, предшествующий выставлению налогоплательщику требования).

Размер пени по налогу на имущество физических лиц составил:

- по требованию № 34638 от 12 февраля 2020 года:

(539 рублей х 13 дней х 6,50% (ставка Центробанка): 300) + (539 рублей х 56 дней х 6,25% (ставка Центробанка): 300) + (539 рублей х 2 дня х 6,00% (ставка Центробанка): 300) = 08 рублей 03 копейки.

Требований о взыскании пени по требованию № 3934 от 13 февраля 2018 года административный истец не заявлял.

Что касается сроков обращения в суд для взыскания недоимки по налогам и пени, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что указанный срок административным истцом не пропущен.

Из материалов дела следует, что срок исполнения требований: № 3934 об уплате страховых взносов и пени на общую сумму 2 224 рубля 74 копейки был установлен административному ответчику до 26 марта 2018 года; № 34638 об уплате налога на имущество на общую сумму 547 рублей 03 копейки до 27 марта 2020 года, однако, так как общая сумма недоимки не превысила 3 000 рублей, то налоговый орган должен был обратиться в суд о взыскании платежей в срок до 26 сентября 2021 года (3 года и 6 месяцев с даты окончания срока по самому раннему требованию - с 26 марта 2018 года).

Заявление о выдаче судебного приказа поступило мировому судье судебного участка № 7 Ленинского района города Саратова 16 августа 2021 года, то есть в установленный законом срок.

Судебный приказ был выдан 16 августа 2021 года, а отменен - 25 августа 2021 года; с административным исковым заявлением в районный суд МРИ ФНС № 20 обратилось 24 февраля 2022 года, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, то есть в пределах шести месяцев со дня отмены судебного приказа. Следовательно, установленный статьей 48 НК РФ срок для взыскания налоговых платежей был соблюден.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод об удовлетворении требований налогового органа.

Ссылка административного ответчика на пропуск срока для обращения в суд, установленный статьей 219 КАС РФ, является необоснованной, так как указанная норма права не применяется при рассмотрении споров, связанных с взысканием обязательных платежей. В данном случае порядок и сроки взыскания недоимки по налоговым платежам регулируются специальными нормами налогового законодательства (статья 48 НК РФ) и главой 32 КАС РФ.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.

Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, не влекущими отмену или изменение решения суда.

При таких обстоятельствах решение суда от 16 мая 2022 года подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Саратова от 16 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеева В.Ю. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд города Саратова в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: