ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1743/19 от 03.01.2019 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Усольцева Н.Л. Дело № 33а-6678/2019

№ 2а-1743/19

55RS0003-01-2019-001962-02

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей областного суда Усовой Е.И., Шукеновой М.А.

при секретаре Шевелевой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 23 октября 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Зубковой Е. Н. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконным решения.

по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Омска от 7 июня 2019 года с учетом дополнительного решения того же суда от 31 июля 2019 года, которыми постановлено: «Признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в допуске Зубковой Е. Н. к аттестации на право подготовки заключений экспертизы по направлению деятельности «Инженерно-экологические изыскания».

Возложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обязанность рассмотреть заявление Зубковой Е. Н. в порядке, предусмотренном Положением о порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 года № 271.

В удовлетворении заявленных требований о возложении на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обязанности вновь принять документы Зубковой Е. Н., предусмотренные действующим законодательством для прохождения аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и допустить ее к прохождению указанной аттестации Зубковой Е. Н. отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия

установила:

Зубкова Е.Н. обратилась в суд с административным иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконным решения.

В обоснование указано, что Зубкова Е.Н. является экспертом государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, замещающим должность ведущего инженера в отделе специальных разделов проектной документации управления государственной экспертизы Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области.

05.03.2019 направила в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации документы для прохождения аттестации на право подготовки заключений экспертизы инженерно-экологических изысканий с сопроводительным письмом Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области.

Письмом от 29.03.2019, направленным в Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, Министерство сообщило об отказе в допуске к аттестации ввиду отсутствия у нее стажа работы по заявленному направлению деятельности и возвратило представленные документы.

По мнению заявителя, отказ не основан на требованиях закона, поскольку ст. 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. п. 8, 10 Положения об аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 № 271) предусмотрена возможность допуска к аттестации лиц, имеющих как стаж работы как по заявленному направлению деятельности (5 лет), так и на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (3 года).

Кроме того, согласно реестру лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, который ведет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, она является аттестованным экспертом по направлению деятельности «Охрана окружающей среды». Одним из оснований для выдачи ей аттестата, предусмотренных законодательством, являлся ее стаж работы в экспертной организации, который в 2014 году Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сочло достаточным.

Просила признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в допуске ее к аттестации на право подготовки заключений экспертизы по направлению деятельности «Инженерно-экологические изыскания», возложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обязанность вновь принять ее документы, предусмотренные действующим законодательством для прохождения аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, и допустить ее к прохождению указанной аттестации.

Судом постановлено изложенное выше решение.

Определением суда от 09.08.2019 Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации восстановлен пропущенный срок на подачу апелляционной жалобы.

В апелляционной жалобе Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации просит решение суда от 07.07.2019 отменить, принять новое. Указывает, что из названий должностей, перечисленных в трудовой книжке, не усматривается осуществления истицей деятельности и наличия опыта работы по направлению «Инженерно-экологические изыскания». Из трудовой книжки следует, что истица осуществляла трудовую деятельность в отделе специальных разделов проектной документации. В свою очередь, избранное для аттестации направление деятельности подразумевает под собой наличие опыта работы по проведению комплексных исследований компонентов окружающей среды, а также техногенных и социально-экономических условий в районе расположения проектируемого объекта с целью экологического обоснования его строительства и эксплуатации.

Отмечает, что сопроводительное письмо Госстройнадзора Омской области не является справкой, должностным регламентом, инструкцией, раскрывающим функциональные обязанности истицы, и не подтверждает осуществления истицей деятельности по избранному ею направлению аттестации.

Обращает внимание на то, что первичная аттестация гражданина не предоставляет ему права на аттестацию по любым другим направлениям. Суд не учел, что ранее истица была аттестована иному направлению, которое не является идентичным направлению «Инженерно-экологические изыскания», выбранному Зубковой Е.Н. при повторном обращении. Относительно доводов апелляционной жалобы Кирилловой М.А., представляющей интересы Зубковой Е.Н. и Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, принесен отзыв.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя административного истца Кириллову М.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 14.03.2019 в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации поступило сопроводительное письмо Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 05.03.2019 с приложением заявления Зубковой Е.Н. о допуске ее к прохождению аттестации на право подготовки заключений экспертизы и проектной документации по направлению деятельности «Инженерно-экологические изыскания», копии паспорта гражданина Российской Федерации, трудовой книжки, диплома, а также реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, из содержания которого следует, что Зубкова Е.Н. является аттестованным экспертом по направлению деятельности «Охрана окружающей среды» (л.д. 6-27).

Направленным в адрес Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области письмом от 29.03.2019 <...> с приложением комплекта представленных на аттестацию документов Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщило об отказе в допуске Зубковой Е.Н. к проверке знаний в связи с отсутствием необходимого стажа работы по заявленному направлению деятельности.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ в допуске к проверке знаний по мотиву отсутствия у заявителя необходимого стажа работы не соответствует требованиям закона, с чем судебная коллегия соглашается.

В соответствии с ч. 1 ст. 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое лицо может быть аттестовано на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий при условии его соответствия следующим требованиям:

1) имеет высшее образование соответствующего профиля;

2) постоянно проживает в Российской Федерации;3) имеет стаж работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности не менее чем пять лет или стаж работы на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, не менее чем три года;

4) не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

5) обладает необходимыми знаниями в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (в том числе требований к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов, проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов.

Аналогичный перечень требований к физическим лицам, имеющим намерение получить право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, предусмотрен пунктом 8 Положения о порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2012 N 271.

В частности, в соответствии с пп. "в" п. 8 указанного Положения претендент может быть аттестован на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий при условии наличия у него стажа работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по заявленному направлению деятельности эксперта не менее чем 5 лет или стажа работы на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, не менее чем 3 года.

Пункт 10 Положения устанавливает, что для прохождения аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий претендент представляет в Министерство следующие документы:

а) заявление по форме, устанавливаемой Министерством, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), идентификационного номера налогоплательщика, страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, адреса места жительства, контактного телефона, адреса электронной почты (при наличии), направления деятельности эксперта, по которому претендент имеет намерение получить право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, из числа направлений деятельности экспертов, включенных в перечень, устанавливаемый Министерством (далее - направление деятельности), а также сведений об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;

б) копия паспорта либо иного основного документа, удостоверяющего личность, а также копия документа, подтверждающего постоянное проживание в Российской Федерации, если в основном документе, удостоверяющем личность, отсутствуют сведения о постоянном проживании в Российской Федерации;

в) копия диплома о высшем профессиональном образовании;

г) заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия трудовой книжки или иных документов, подтверждающих требуемый стаж работы.

Согласно п. 17 Положения основанием для отказа в допуске претендента к проверке знаний является его несоответствие требованиям, предусмотренным подпунктами "а" - "г" пункта 8 настоящего Положения.

В рассматриваемом случае Зубкова Е.Н. подтверждала стаж на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, а не стаж работы по направлению деятельности «Инженерно-экологические изыскания».

В соответствии с пунктом 8 Положения о Главном управлении государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2, Главное управление как уполномоченный орган исполнительной власти Омской области, осуществляющий на территории Омской области региональный государственный строительный надзор, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проводит государственную экспертизу проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в случаях, установленных законодательством о градостроительной деятельности.

В комплекте поступивших 14.03.2019 в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации документов Зубковой Е.Н. помимо диплома о высшем образовании по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» (квалификация «инженер-эколог») была представлена надлежащим образом заверенная копия трудовой книжки, содержащая запись о том, что с 2011 года состоит на службе в Главном управлении государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, в период с <...> по <...> замещала должность ведущего инженера в отделе специальных разделов проектной документации управления государственной экспертизы Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, в период с <...> по <...> замещала должность главного специалиста отдела специальных разделов проектной документации управления государственной экспертизы Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, с <...> замещает должность ведущего инженера в отделе специальных разделов проектной документации управления государственной экспертизы Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (л.д. 16, 17).

Дополнительно в сопроводительном письме Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 05.03.2019 подтверждено, что с 23.08.2011 истица проводит государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Таким образом, заявитель имеет требуемую пп. "в" п. 8 Положения (не менее 3 лет) продолжительность стажа работы в организации, проводящей экспертизу проектной документации и экспертизу результатов инженерных изысканий.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ установлен запрет требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Следовательно, не имеют под собой оснований вновь приводимые в апелляционной жалобе доводы Министерства об отсутствии доказательств наличия у Зубковой Е.Н. стажа работы по направлению деятельности «Инженерно-экологические изыскания».

Иных оснований оспариваемый отказ не содержит.

Вопреки доводам жалобы возможность допуска административного истца к аттестации не ставилась судом в зависимость от факта его предыдущей аттестации по направлению деятельности «Охрана окружающей среды».

Судом лишь обращено внимание на то, что ранее Зубкова Е.Н. была аттестована Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как лицо, имеющее необходимую продолжительность стажа работы на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий.

Поскольку в рассматриваемом случае имеется совокупность обстоятельств, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, требования административного истца были обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.

Несогласие с оценкой судом представленных доказательств не является основанием к отмене постановленного решения.

Иных доводов, подлежащих проверке, жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Омска от 7 июня 2019 года с учетом дополнительного решения того же суда от 31 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи