ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1743/2021 от 21.12.2021 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Космачева О.В. № 33а-3952/2021

№ 2а-1743/2021

67RS0002-01-2021-001438-98

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 декабря 2021 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Штейнле А.Л.,

судей: Савушкиной О.С., Туникене М.В.,

при помощнике судьи Прозоровой Я.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 6 по Смоленской области к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу и пени по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 сентября 2021 г.

Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Межрайонной ИФНС России № 6 по Смоленской области ФИО2 против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС России № 6 по Смоленской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу за 2017 г. в сумме 19891 руб. и пени в сумме 177 руб. 70 коп., поскольку после направления административному ответчику требования об уплате налога и пени до настоящего времени данная задолженность не оплачена.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 6 по Смоленской области ФИО2 в судебном заседании административный иск поддержала.

Административный ответчик ФИО1 возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель администрации Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области ФИО3, привлеченной судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, разрешение требований оставил на усмотрение суда.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 сентября 2021 г. административный иск удовлетворен, с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 6 по Смоленской области взыскана недоимка по земельному налогу за 2017 год в сумме 19891 руб. и пени в сумме 177 руб. 70 коп., в общей сумме 20068 руб. 70 коп, а также в доход бюджета г. Смоленска взыскана госпошлина в сумме 802 руб.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование доводов жалобы ссылается на незаконность принятого судом решения, поскольку земельный участок с кадастровым номером № приобретался им для ведения личного подсобного хозяйства. Вид разрешенного использования – под здание столовой, был определен неверно. Так как находящийся под ним объект под столовую не использовался. После изменения статуса нежилого помещения на жилой дом в 2020 г. был изменен и вид разрешенного использования – для личного подсобного хозяйства. Налоговая инспекция как до 2017 г., так и после исчисляла земельный налог в меньшем размере 200-300 рублей.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В статье 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Порядок исчисления налогов установлен статьей 52 НК РФ, согласно которой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Положениями пункта 4 статьи 57, пункта 6 статьи 58 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В статье 69 НК РФ указано, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 статьи 70 НК РФ).

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391 НК РФ).

В силу подпункта 8 пункта 5 статьи 391 НК РФ налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков – пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

В соответствии с пунктом 1 статьи 393 НК РФ налоговый период по земельному налогу установлен как календарный год.

Согласно статье 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5 процента (подпункт 2 пункт 1 статьи 394 НК РФ).

В соответствии со статьей 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.397 НК РФ).

Согласно ч. 4, ч. 6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 в 2017 г. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 5377 кв. м, расположенного по адресу: ..., вид разрешенного использования – под зданием столовой. Данный земельный участок приобретен им в 2014 г. вместе с расположенным на участке зданием столовой.

По данным ЕГРН с 2014 г. по декабрь 2020 г. вид разрешенного использования земельного участка не менялся и значился – под зданием столовой.

Решением администрации муниципального образования Катынского сельского поселения смоленского района Смоленской области № 2 от 10.11.2020 г. на основании поступившего обращения ФИО1 и акта обследования здания здание столовой было признано жилым домом. В связи с этим по заявлению ФИО1 от 16.11.2020 г. в ЕГРН 02.12.2020 г. внесены изменения, в соответствии с которыми названный земельный участок с этого времени имеет вид разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства.

Решением Совета депутатов Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области утверждено Положение о земельном налоге на территории Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, введенное в действие с 01.01.2017 г.

Статьей 8 данного Положения ставки земельного налога устанавливаются в следующих размерах:

1) 0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселении и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (представленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- предназначенных для размещения индивидуальных гаражей и гаражно-строительных объединений граждан;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1, 5 процента от кадастровой стоимости участка – в отношении прочих земельных участков.

Налоговым органом произведено начисление подлежащего уплате земельного налога за 2017 год в сумме 19891 руб. и направлено налоговое уведомление № 4093043 от 23.06.2018 г. об уплате налога в срок не позднее 03.12.2018 г.

В связи с тем, что уплата земельного налога произведена не была, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование № 350 от 08.01.2019 г. об уплате земельного налога в размере 19891 руб. и пени за период с 04.12.2018 г. по 07.01.2019 г. в сумме 177 руб. 70 коп со сроком исполнения до 18.02.2019 г., которое в добровольном порядке не исполнено.

По заявлению налоговой инспекции судебным приказом мирового судьи судебного участка № 6 в Смоленске от 18.04.2019 г. с ФИО1 взыскана недоимка по земельному налогу и пени, который был отменен определением мирового судьи от 18.12.2020 г.

Настоящее административное исковое заявление подано в суд налоговым органом в установленный законом шестимесячный срок после отмены судебного приказа - 24.02.2021 г.

Разрешая спор, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, учитывая, что за административным ответчиком числится задолженность по земельному налогу за 2017 г., размер недоимки по земельному налогу произведен верно, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, взыскав с ФИО1 недоимку перед бюджетом по земельному налогу за 2017 гг. и пени на общую сумму 20068 руб. 70 коп.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что процедура принудительного взыскания налоговой задолженности соблюдена. Налоговым органом принимались меры ко взысканию недоимки по земельному налогу, в адрес налогоплательщика своевременно направлялись уведомления и требования, также административный истец обращался к мировому судье за выдачей судебного приказа, а после его отмены в установленный срок в суд.

Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, поскольку выводы суда мотивированы, соответствуют материалам дела, на основании которых правильно определены обстоятельства, имеющее значение для дела, нормам материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном исчислении земельного налога в связи с неверным применением ставки земельного налога в размере 1,5 процента, в то время как подлежала применению налоговая ставка в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости, поскольку земельный участок приобретался для личного подсобного хозяйства, в связи с чем в 2020 г. был изменен вид разрешенного использования участка с – «под здание столовой», на – «для ведения личного подсобного хозяйства», являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании и применении закона, а поэтому основанием для отмены решения суда первой инстанции являться не могут.

Пунктом 2 статьи 394 НК РФ предусмотрено, что налоговая ставка по земельному налогу устанавливается исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, учтенных при определении кадастровой стоимости.

При исчислении земельного налога за конкретный налоговый период применяется налоговая ставка, с учетом кадастровой стоимости исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января налогового периода.

В соответствии с абз. 2 пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Согласно сведениям Управления Росреестра по Смоленской области с 02.12.2020 г. внесены изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 67:18:0040102:193 с «под зданием столовой» на «для ведения личного подсобного хозяйства». В период времени с 2014 г. до 02.12.2020 г. земельный участок имел вид разрешенного использования – под зданием столовой.

Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра.

Таким образом, изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка или категории земельного участка применяется для целей начисления земельного налога со дня внесения в ЕГРН сведений, повлекших изменения кадастровой стоимости.

При таком положении, поскольку на 1 января 2017 г. вид разрешенного использования указанного земельного участка был – «под зданием столовой» и изменений вида разрешенного использования участка до 2020 г. в кадастр не вносилось, применению подлежала налоговая ставка в соответствии с пунктом 8 Решения Совета депутатов Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 26.04.2017 г. № 5 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области» в размере 1.5 процента.

Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, которые могли бы опровергнуть выводы суда.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи: