ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1752/20 от 24.11.2020 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья: Загитова Л.В. УИД 16RS0040-01-2020-000424-57

дело в суде первой инстанции № 2а-1752/2020

дело в суде апелляционной инстанции № 33а-16069/2020

учет № 022а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И.

судей Гафиятуллина Ш.Ш., Галимова Л.Т.

при секретаре судебного заседания Шайхутдиновой Р.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 8 июля 2020 года, которым в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района, первому заместителю руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района ФИО3 о признании незаконными разрешений на строительство.

В обоснование указала, что постановлением Зеленодольского городского суда РТ от 16.12.2019 ФИО1 привлечена к административной ответственности за массовое нахождение в общественном месте. При рассмотрении дела об административном правонарушении суд исходил из того, что все необходимые документы были получены застройщиком законно, а именно: разрешение на строительство от <дата>...., разрешение на строительство от <дата>..... Вместе с тем, разрешения на строительство не могли быть получены законно. Постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от <дата>.... в целях строительства дороги, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от <дата>.... был установлен публичный сервитут. Последний был необходим для строительства дороги по земельному участку сельскохозяйственного назначения. Однако, использование земель сельскохозяйственного назначения возможно только на период строительства дороги, при утвержденном проекте рекультивации.

Ответчик иск не признал.

Суд в иске отказал.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.11.2019 №1010 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, предусматривающих размещение линейных объектов инженерной инфраструктуры и подъездной дороги к объекту «Завод по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов» на территории Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и муниципального образования г.Казани», в соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 18 Закона Республики Татарстан от 25.12.2010 №98-ЗРТ «О градостроительной деятельности в Республике Татарстан», постановлено: Утвердить прилагаемые проект планировки и проект межевания территории, предусматривающие размещение линейных объектов инженерной инфраструктуры и подъездной дороги к объекту «Завод по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов» на территории Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и муниципального образования г.Казани» (л.д.88).

08.11.2019 за №01-09-15511 постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.11.2019 №1010 поступило в исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ посредством электронного документа оборота (л.д.87-89).

Согласно постановлению исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района №2467 от 18.11.2019, подписанному Первым заместителем руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района ФИО2 «Об установлении публичного сервитута» (л.д.90-91), руководствуясь Федеральным законом «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2015 №431-Ф3, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3, ст.23, ст.39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.11.2019 №1010 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, предусматривающих размещение линейных объектов инженерной инфраструктуры и подъездной дороги к объекту «Завод по термическому обезвреживанию твердых бытовых коммунальных отходов» на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и муниципального образования г.Казани, исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района постановлено:

1. Установить на бессрочный срок публичный сервитут на части земельных участков: с кадастровым номером ...., из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью 13651 кв.м с координатами характерных точек границ территории: н1-Х 488144.96 Y 1295087,28; н2-Х 488273.84 Y 1295677.83; н3-Х 488252.35 Y 1295677.57; н4-Х 488185.24 Y 1295376.99; н5-Х 488179.23 Y 1295351.13; н6-Х 488172.47 Y 1295322.04; н7-Х 488124.17 Y 1295105.87; н8-Х 488117.68 Y 1295090.89, с кадастровым номером ...., из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 16955 кв.м, с координатами характерных точек границ территории: н1-Х 487813.55 Y 1294420.75; н2-Х 487980.02 Y 1294925.16; н3-Х 487995.14 Y 1294963.67; н4-Х 488014.36 Y 1294991.26; н5-Х 488040.60 Y 1295007.58; н6-Х 487995.71 Y 1295009.41; н7-Х 487983.32 Y 1294997.48; н8-Х 487970.05 Y 1294970.41; н9-Х 487956.35 Y 1294933.02; н10-Х 487834.13 Y 1294562.10; н11-Х 487820.95 Y 1294552.44; н12-Х 487781.32 Y 1294431.37, с кадастровым номером ...., площадью 21129 кв.м с координатами характерных точек границ территории: н1-Х 488121.84 Y 1295042.44; н2-Х 488138.51 Y 1295069.40; н3-Х 488144.96 Y 1295087.28; н4-Х 488117.68 Y 1295090.89; н5-Х 488109.69 Y 1295072.42; н6-Х 488086.94 Y 1295048.51; н7-Х 488048.46 Y 1295037.91; н8-Х 488028.52 Y1295031.02; н9-Х 487683.28 Y 1295048.53; н10Х 487341.77 Y 1295062.33; н11-Х 487336.64 Y 1295035.28; н12-Х 487348.02 Y 1295034.90; н13-Х 487458,39 Y 1295031.53; н14-Х 487519.17 Y 1295029.07; н15-Х 487566.72 Y 1295026.84; н16-Х 487662.80 Y 1295023.90; н17-Х 487764.42 Y 1295019.07; н18-Х 487856.53 Y 1295014.80; н19-Х 487892.30 Y 1295014.32; н20-Х 487985.65 Y 1295009.82; н21-Х 488040.61 Y 1295007.58; н22-Х 488070.18 Y 1295013.94; н23-Х 488093.75 Y 1295020.63, для подъездной дороги к объекту «Завод по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов», расположенных по адресу: <адрес> (л.д.92-93, 94-95, 96).

2. МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» осуществить регистрацию публичного сервитута на части земельных участков в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. Отделу по связям с общественностью и СМИ исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района опубликовать настоящее постановление на сайте Зеленодольского муниципального района в составе портала муниципальных образований Республики Татарстан (<адрес>) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании распоряжения и.о.руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района №ОД-38 от 19.09.2019 (л.д.83), с 20.09.2019 Первый заместитель руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района ФИО3 наделен правом подписи документов исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, в рамках исполнения полномочий, возложенных Уставом муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» Республики Татарстан, что не противоречит пункту 8 статьи 56 Устава.

19.11.2019 исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» выдано разрешение .... на строительство подъездной автомобильной дороги к «Завод по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов мощностью 550 000 тонн ТКО в год (<адрес><адрес>)», подписанное Первым заместителем руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района ФИО3 (л.д.100-103).

06.12.2019 в связи с допущенной ошибкой, при рассмотрении документов по выдаче разрешения на строительство, действие разрешения на строительство №16-519-106-2019 от 19.11.2019 исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района отменено (л.д.104).

06.12.2019 исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» выдано разрешение №16-519-117-2019 на строительство подъездной автомобильной дороги к «Завод по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов мощностью 550 000 тонн ТКО в год (Россия, Республика Татарстан)», подписанное Первым заместителем руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района ФИО3 Срок действия разрешения до 06.05.2020 (л.д.81-82).

Учитывая, что действие разрешения на строительство от 19.11.2019 в связи с отменой прекращено, выдано новое разрешение на строительство, суд пришел к выводу, что разрешением на строительство №16-519-106-2019 от 19.11.2019 права административного истца не нарушаются.

Постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ от 23.03.2020 № 578 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд» (л.д.97-98) в целях осуществления строительства автомобильной дороги местного значения «подъездная дорога к объекту «Завод по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов» на основании статьи 11, статьи 49, пункта 1 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ, статьи 279 Гражданского кодекса РФ, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.11.2019 №1010 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, предусматривающих размещение линейных объектов инженерной инфраструктуры и подъездной дороги к объекту «Завод по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов» на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и муниципального образования г.Казани», в соответствии со статьями 56.2, 56.6, 56.7, 56.8, 56.9 Земельного кодекса РФ, статьей 281 Гражданского кодекса РФ, статьей 44 Устава муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район», изъята для муниципальных нужд часть земельного участка с кадастровым номером .... площадью 13651 кв.м., образованного из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения комической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ООО «Парк А», подлежащего образованию в границах обозначенных согласно прилагаемой схеме, по указанным координатам характерных точек границ территории.

Согласно разрешению на строительство от 19.05.2020 №16-519-27-2020 (л.д.84-85), с последующим уточнением от 22.06.2020 (л.д.86), исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района разрешает обществу с ограниченной ответственность «Альтернативная Генерирующая Компания-2» строительство объекта капитального строительства «Завод по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов мощностью 550 000 тонн ТКО в год (<адрес>)», что опровергает доводы представителя административного истца об отсутствии обращения застройщика.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Исходя из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется за исключением случаев, предусмотренных данной статьей, на основании разрешения на строительство, которое в силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации РФ, не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

Часть 4 статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

На основании части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, приложив к заявлению соответствующие документы.

Согласно пункту 2 разрешения на строительство от 06.12.2019 ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре» 12.11.2019 выдало положительное заключение экспертизы проектной документации по размещению подъездной дороги к объекту «Завод по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов мощностью 550000 тонн ТКО в год (<адрес><адрес>)». При этом в пункте 3.2 «Сведения о проекте планировке и проекте межевания территории» указано об утверждении проекта постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.11.2019 №1010.

Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в ст. 14 - 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу статьи 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа в числе прочих относятся вопросы, касающиеся использования земель на территории городского поселения, выдача разрешений на строительство на указанных территориях.

Согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 статьи 15.1 Федерального закона №131-ФЗ, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Пунктом 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4, согласно которому земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут быть использованы для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Из Письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.11.2016 № 15-К-7252/ОГ следует, что правовая норма, установленная пунктом 4 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, направлена на уточнение правового режима земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и не регулирует порядок рекультивации земель сельскохозяйственного назначения.

При этом использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на расстоянии менее тридцати километров от границ сельских населенных пунктов для целей, не предусмотренных пунктом 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, должно осуществляться после перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель.

Таким образом, вопреки доводам представителя административного истца положения ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также нормы земельного законодательства при выдаче разрешения на строительство исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ полностью соблюдены.

Доказательств того, что разрешением на строительство автодороги нарушены права и законные интересы истца, материалы дела не содержат.

ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.23).

Каких-либо доказательств, что ФИО1 проживает либо имеет в собственности объекты недвижимости на территории Осиновского сельского поселения, либо является правообладателем земельных участков, в отношении которых выдано разрешение на строительство, владельцем смежных земельных участков, не представлено.

Кроме того, в данном случае ФИО1 не является субъектом административных правоотношений, поскольку в данном случае разрешение на строительство носит индивидуально-определенный характер и касается исключительно взаимоотношений между исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района и юридическим лицом по поводу строительства подъездной дороги к объекту «Завод по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов» по адресу: <адрес>.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что совокупность таких условий как несоответствие разрешения на строительство требованиям закона и нарушение прав и законных интересов административного истца в данном случае отсутствует.

С таким выводом следует согласиться, поскольку он соответствует материалам дела. Необходимые мотивы в решении суда приведены, судебная коллегия с ними согласна.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка.

Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 8 июля 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 24 ноября 2020 года.