ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1759/19 от 10.03.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Вороненков О.В. Дело № 33а-9266/2020 (№2а-1759/19)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Ефименко Е.В., Морозовой Н.А.,

при ведении протокола секретарем с/з Касторновым А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 25 декабря 2019 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к управлению архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район об оспаривании решения органа местного самоуправления. В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...>, расположенный по адресу <...>. На указанном земельном участке истец для личного пользования планирует построить индивидуальный дом. Письмом от 24.10.2019 года управление архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район отказало в выдаче разрешения на строительство жилого дома. Считает данный отказ незаконным.

Обжалуемым решением Туапсинского районного суда от 25 декабря 2019 года отказано в удовлетворении административных исковых требований ФИО1

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение незаконно и необоснованно, поскольку вынесено при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального и процессуального права.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. главы МО Туапсинский район ФИО2 просил решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...>, категория земель - <...>, расположенный по адресу <...>

Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано, что подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок от 29.05.2008 года.

Является общеизвестным и не нуждается в доказывании то обстоятельство, что 15-16 октября 2010 года, 14 июня 2014 года, 24-25 октября 2018 года в Туапсинском районе произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение. Принадлежащий истцу земельный участок располагается в границах зоны подтопления, что указано в настоящее время в генеральном плане и правилах землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения Туапсинского района.

Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основе разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В соответствии со ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, дающий застройщику право осуществлять строительство.

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в силу п. 6 ст.51 Градостроительного кодекса РФ обладают, в том числе, органы местного самоуправления.

ФИО1 24.10.2019 года в целях строительства индивидуального жилого дома подал в управление архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <...>.

Уведомлением № 1107 от 24.10.2019 года ФИО1 сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Отказ мотивирован тем, что согласно генеральному плану Новомихайловского городского поселения Туапсинского района земельный участок с кадастровым номером <...> расположен в границах зоны кратковременного затопления с периодичностью до нескольких раз в год и эрозийной деятельности временных потоков в период выпадения большого количества осадков, оползневые, обвально-осыпные процессы, а также, содержатся сведения, что указанные в уведомлении параметры ИЖС не соответствуют правилам землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения Туапсинского района, а именно минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения здания, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство от границы смежного земельного участка до жилого дома должны составлять 3 метра.

В силу ст. 9 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или) техногенные воздействия не вызывали последствий, указанных в ст. 7 настоящего Федерального закона, и (или) иных событий, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

Согласно ч.ч. 1, 2, 4 ст. 67.1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.

Таким образом, ст. 67.1 Водного кодекса РФ не содержит безусловного запрета на строительство жилых домов в зонах подтопления.

Вместе с тем, в нарушение требований ст. 62 КАС РФ, административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих проведение комплекса защитных мероприятий, достаточных для предотвращения затопления земельного участка.

На основании ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 данной статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в частях 7 и 9 названной статьи.

Генеральный план и Правила землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения содержат сведения о зоне затопления в месте нахождения участка истцов, указанные акты органа местного самоуправления не оспорены и не отменены.

Кроме того, возведение объекта капитального строительства без соблюдения нормативного расстояния от границ земельного участка влечет нарушение нормативных правовых актов, устанавливающих минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, за пределами которых строительство запрещено.

Согласно Правилам землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения Туапсинского района минимальный отступ от границ земельного участка до капитальных объектов составляет 3 метра.

Таким образом, уведомление управления архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район не нарушает права истца по использованию земельного участка по целевому назначению, поскольку в силу ст. 67.1 Водного кодекса РФ, нахождение земельного участка в зоне затопления указывает на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты в качестве основания для отмены судебного решения, поскольку противоречат нормам материального и процессуального права, а также опровергаются материалами административного дела.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.

Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.

Судебная коллегия считает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 25 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи