Председательствующий Багдасаров А.А.
Дело № 2а-175/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-1381/2021
19 ноября 2021 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А.,
судей Меркулова Д.В., Шуайпова М.Г.,
при секретаре судебного заседания Пересыпке Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 19 августа 2021 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований представителя руководителя Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» (далее – ФКУ «ОСК ЮВО») о признании незаконными действий начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) (далее - Межрегиональное управление финансового контроля) и начальника 2 отдела данного управления, связанных с указанием в акте выездной проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, проведенной в отношении ФКУ «ОСК ЮВО», от 30 апреля 2021 г. № 13 (далее – акт проверки), о непроизводительном расходовании бюджетных средств на судебные расходы.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, объяснения представителя руководителя ФКУ «ОСК ЮВО» – ФИО1 в обоснование доводов жалобы, представителей начальника Межрегионального управления финансового контроля – ФИО2 и ФИО3, представляющей также интересы начальника 2 отдела проверок этого управления, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
представитель ФКУ «ОСК ЮВО» обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
признать незаконными изложенные в акте проверки выводы о непроизводительном использовании бюджетных средств на судебные расходы, в частности: 154 289 руб. 61 коп. – по делам о возмещении ущерба сторонним организациям и гражданам в результате дорожно-транспортных происшествий; 17 700 руб. – по делам о незаконном увольнении военнослужащих; 711 560 руб. 12 коп. – по иным делам;
возложить на начальника Межрегионального управления финансового контроля обязанность исключить из акта проверки сведения об указанных непроизводительных расходах бюджетных средств.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Со ссылкой на разъяснения заместителя директора Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации от 25 апреля
2019 г. № 207/6/1368 и врио директора Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 8 мая 2019 г. представитель утверждает, что судебные издержки, связанные с ведением дел в суде, не могут быть отнесены к ущербу, подлежащему взысканию с военнослужащего, так как они не зависят от действий военнослужащего (работника), отсутствует прямая причинно-следственная связь между действиями ответчика и данными расходами. При этом указывается, что эти расходы связаны с участием воинской части (организации Вооруженных Сил Российской Федерации) в судебном процессе и реализацией процессуальных прав и обязанностей стороны в рамках судопроизводства. В случае издания командиром воинской части приказа об отнесении к учету расходов на судебные издержки (юридические услуги, государственные пошлины и так далее), данные суммы подлежат занесению в Книгу учета недостач и, соответственно, отражению в бухгалтерском учете на счете 209.00 «Расчеты по ущербу и иным доходам». До издания такого приказа оснований для их отражения в Книге учета недостач и на счетах бухгалтерского учета не имеется.
Поскольку приказов о внесении в Книгу учета недостач судебных расходов, приведенных в акте проверки, издано не было, податель жалобы считает, что оснований для их отражения на счетах бухгалтерского учета не имелось.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу начальник Межрегионального управления финансового контроля просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в жалобе и в возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно статье 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» к прямому действительному ущербу относятся излишние денежные выплаты, включая возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам.
В соответствии со статьями 34 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Получатель бюджетных средств обеспечивает, в том числе целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований и ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета).
В пунктах 220 и 221 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н) указано, что счет «Расчеты по ущербу и иным доходам» предназначен для учета расчетов по суммам причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами, в том числе по решению суда, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации. На этом счете учитываются, в том числе расчеты по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата судебных издержек).
Порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти (государственных органах), органах местного самоуправления, казенных учреждениях, финансовых органах соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее - Инструкция № 162н).
Согласно пункту 85 Инструкции № 162н учет расчетов по ущербу и иным доходам для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по суммам причиненных ущербов учреждению и операций, изменяющих указанные расчеты, ведется на счетах аналитического учета счета «Расчеты по ущербу и иным доходам».
В соответствии с пунктом 51 Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации» от 17 февраля 2017 года № 100дсп (далее - Регламент), по итогам проведения контрольного мероприятия и с учетом выводов и предложений, изложенных в акте, руководителем объекта ведомственного финансового контроля издается приказ по результатам контрольного мероприятия, а также обеспечивается: постановка на учет сумм выявленного ущерба; выполнение предложений, отраженных в акте; устранение выявленных в результате проведения контрольного мероприятия нарушений; возмещение причиненного ущерба; принятие решения о привлечении виновных должностных лиц объекта ведомственного финансового контроля к материальной и (или) дисциплинарной ответственности.
Из приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2008 г.
№ 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации» следует, что книга учета недостач (форма № 53) служит для учета всех выявленных в воинской части недостач, хищений, утрат, уничтожений, повреждений материальных ценностей, нематериальных активов и иного имущества (кроме недостач материальных запасов в пределах норм естественной убыли), других противоправных действий (бездействия) с ними, незаконных расходов денежных средств, переплат и неположенных выплат денежного довольствия (заработной платы), выявленных ревизиями и проверками, а также уплаченных штрафов, пеней, неустоек и других видов причиненного ущерба. Записи в книгу учета недостач производятся на основании приказа командира воинской части.
Таким образом, издержки, связанные с рассмотрением дел в суде, уплаченные административным истцом, являются использованием бюджетных средств, подлежащим учету на счетах бухгалтерского учета 209.00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» и отражению в книге учета недостач воинской части.
Согласно материалам дела на основании вступивших в законную силу решений судов по делам, в которых были удовлетворены заявления, ФКУ «ОСК ЮВО» выплатило в качестве издержек, связанных с возмещением государственных пошлин, уплаченных при обращении в суд, с оплатой услуг представителей: 154 289 руб. 61 коп. – по делам о возмещении ущерба сторонним организациям и гражданам в результате дорожно-транспортных происшествий; 17 700 руб. – по делам о незаконном увольнении военнослужащих; 711 560 руб. 12 коп. – по иным делам.
Из Акта выездной проверки от 30 апреля 2021 г. № 13 видно, что Межрегиональным управлением выявлено, что не отражались в бюджетном учете по счету 209.00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» и в книгу учета недостач не занесены непроизводительное использование бюджетных средств на судебные расходы, в приведенных выше суммах.
С учетом изложенного гарнизонный военный суд правомерно отказал в удовлетворении требования представителя ФКУ «ОСК ЮВО» о признании незаконным выводов, изложенных в акте проверки о непроизводительных расходах бюджетных средств на судебные расходы, поскольку совершение таких действий противоречило бы требованиям вышеназванного приказа Министра обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах является необоснованным довод подателя жалобы со ссылкой на вышеназванное разъяснение о том, что выплаченные ФКУ «ОСК ЮВО» по судебным решениям денежные средства в счет возмещения судебных расходов не являются материальным ущербом. Указанные разъяснения не отнесены к изложенным в части 1 ст. 15 КАС РФ нормативным правовым актам, применяемым при разрешении административных дел.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 19 августа 2021 г. по административному исковому заявлению представителя руководителя Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца – без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи: