ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1761/2022 от 21.07.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0002-01-2022-001612-29 Административное дело № 2а-1761/2022

Судья Байбакова А.Н. Дело № 33а-8152/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2022 г. г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Тертышной В.В., Гоношиловой О.А.,

при ведении протокола помощником судьи Тороповой Т.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Красько Т.С., Красько Н.В. к администрации Дзержинского района Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести дополнительное обследование,

по апелляционной жалобе Красько Т.С. и Красько Н.В.

на решение Дзержинского районного суда г.Волгограда от 30 марта 2022 г., которым в удовлетворении административного искового заявления Красько Т.С., Красько Н.В. отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Красько Т.С. и Красько Н.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, указывая, что с 24 сентября 1981г. Красько Т.С. и с 31 декабря 2003 г. Красько Н.В. зарегистрированы и проживали вместе по <адрес>

29 мая 2018 г. в вышеуказанном многоквартирном доме произошел пожар, в результате которого дом был полностью уничтожен. Межведомственной комиссией администрации Дзержинского района г. Волгограда составлен акт обследования помещения от 21 марта 2019 г. № 4-19, в котором указано на необходимость проведения дополнительного обследования жилого помещения – квартиры №1, в целях определения категории технического состояния строительных конструкций, во исполнение требований пункта 46 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». Дополнительное обследование до настоящего времени не проведено.

Отсутствие заключения межведомственной комиссии является препятствием для реализации их права на жилище, предусмотренное в статье 40 Конституции Российской Федерации.

Сославшись на указанные обстоятельства, административные истцы просили признать незаконным бездействие административного ответчика – администрации Дзержинского района г. Волгограда в не проведении дополнительного обследования многоквартирного дома <адрес> на предмет принятия решения о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, и обязать администрацию Дзержинского района г. Волгограда силами межведомственной комиссии Дзержинского района г. Волгограда провести дополнительное обследование дома <адрес> на предмет принятия решения о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неправильное определение установленных по делу обстоятельств.

Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Выслушав Красько Н.В. поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения на них представителя администрации Дзержинского района г.Волгограда Стенковую Ю.С., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с которым оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 7).

В состав комиссии включаются, в том числе представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 46 Положения в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде.

Поскольку вопросы признания жилых помещений непригодными (пригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, принявшей решение, соответствующие требования о признании незаконным бездействия по не проведению дополнительного обследования могли быть заявлены именно к межведомственной комиссии - органу, в рамках компетенции которого в силу закона находится разрешение данного вопроса, и которой принято решение о необходимости дополнительного обследования.

Указанная комиссия, учитывая специфику рассмотрения административных дел по правилам КАС РФ и субъектный состав споров, вытекающих из публичных правоотношений, выступает в суде по названной категории дел в качестве административного ответчика.

Однако суд первой инстанции в нарушение положений статей 43, 132 КАС РФ и указанных выше положений закона не привлек к участию в деле межведомственную комиссию по оценке соответствия жилищного фонда Дзержинского района г.Волгограда, образованную на основании распоряжения администрации Дзержинского района Волгограда от 9 ноября 2017 г. № 393-17-р.

Рассмотрение настоящего дела непосредственно затрагивает права и законные интересы межведомственной комиссии, поскольку административный истец просил обязать администрацию Дзержинского района г. Волгограда силами межведомственной комиссии провести дополнительное обследование дома <адрес> на предмет принятия решения о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Указанное является безусловным основанием для отмены решения суда и в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ основанием для направления дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду необходимо разрешить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве административного ответчика межведомственную комиссию по оценке соответствия жилищного фонда Дзержинского района г.Волгограда, созданной на основании постановления администрации Дзержинского района Волгограда от 9 ноября 2017 года № 393-17-р.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Дзержинского районного суда г.Волгограда от 30 марта 2022 г. отменить, административное дело направить в районный суд на новое рассмотрение.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья

Судьи