Судья Евдокимова Т.А.
Дело № 2а-1767/2020
№ 33а – 8547/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2020 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Чулатаевой С.Г.
судей Шалагиновой Е.В., Титовца А.А.,
при секретаре Греховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Перми, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 июня 2020 года, которым постановлено:
«Признать незаконным бездействие администрации г. Перми, выразившееся в не организации горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома по адресам: <...>, Куйбышева, 143, Куйбышева, 145.
Возложить на администрацию г. Перми обязанность организовать горячее водоснабжение в многоквартирные жилые лома по адресам: <...>, Куйбышева, 143, Куйбышева, 145 в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Шалагиновой Е.В., объяснения представителя административного истца - ФИО1, представителя административного ответчика администрации города Перми, заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми - ФИО2, представителя заинтересованного лица ТСЖ «Куйбышева,143» - ФИО3, представителя заинтересованного лица ООО «УК «Реал» - ФИО4, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Свердловского района г. Перми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г. Перми о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать горячее водоснабжение.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки деятельности администрации г. Перми в части исполнения жилищно-коммунального хозяйства прокуратурой установлено, что положения закона в части по организации водоснабжения и водоотведения администрацией г. Перми исполняются не в полной мере. В период с 2017 года по 03.12.2020 ООО «Альтернатива» ИНН <***>, используя оборудование Центрального теплового пункта, осуществляет поставку горячего водоснабжения собственникам многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул.ФИО12, 10, Куйбышева, 143 и Куйбышева, 145 г. Перми (ООО «УК «Парма», ООО «УК «Реал», ТСЖ Куйбышева, 143», ФГБОУ ВО ПГМУ им.Академика Е.А., Антух П.А., Балдина Д.СА., ИП ФИО5, ИП ФИО6, ИП ФИО7, ИП ФИО8, ИП ФИО9, ФИО10, ООО Патисье, ООО ПКФ Ангор, ФИО11, Территориальное местное самоуправление «Октябрьский»). ООО «Альтернатива» 01.11.2018 направило в адрес администрации г. Перми заявление о выводе из эксплуатации объекта центральной системы горячего водоснабжения по адресу: ул. ФИО12, 10 г. Перми. Согласно ответу администрации г. Перми от 03.12.2018, орган местного самоуправления потребовал приостановить вывод объекта из эксплуатации на срок не более 1 года. В прокуратуру Свердловского района г. Перми 02.02.2019 поступило письмо ООО «Альтернатива» о намерении вывода из эксплуатации объекта централизованной системы горячего водоснабжения г. Пермь (ЦТП по адресу: <...>) с 03.12.2019. По истечении годичного срока приостановления процедуры по требованию администрации города, ООО «Альтернатива» вывело объект из эксплуатации с 03.12.2019. При этом в адрес ООО «Альтернатива» не поступало предложений от администрации г. Перми о выкупе сетей горячего водоснабжения от централизованных тепловых пунктов, а также повторных требований о приостановлении вывода из эксплуатации сетей горячего водоснабжения от централизованных тепловых пунктов. Вопрос организации поставки горячего водоснабжения в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: ул. Куйбышева, 143, Куйбышева, 145 и ул. ФИО12, 10 г. Перми в связи с выводом из эксплуатации ЦТП по адресу ФИО12 10 г. Перми неоднократно обсуждался на рабочих совещаниях Департамента ЖКХ администрации г.Перми 30.11.2018, 19.07.2019, 26.08.2019, 05.09.2019, 17.09.2019 и 13.12.2019. На рабочем совещании от 13.12.2019 при Департаменте ЖКХ администрации г. Перми приняты следующие решения:
1. ПМУП «Городское коммунальное и тепловое хозяйство» до 17.12.2019:
1.1 определить сметную стоимость оборудования ИТП на каждый МКД (смета № 1) и сметную стоимость выполнения работ по монтажу на каждый МКД (смета «№ 2),
1.2 Определить условия оплаты (поэтапная оплата, рассрочка) собственниками МКД за оборудование ИТП.
1.3 Направить информацию по п. 2.1, 2.2 в ООО «УК «Реал», ООО «УК «Парма», ТСЖ «Куйбышева, 143», ДЖКХ АГП.
2. ООО «УК «Реал», ООО «УК «Парма», ТСЖ «Куйбышева, 143» в срочном порядке:
2.1 инициировать проведение общего собрания собственников помещений МКД по вопросу установки ИТП в помещениях МКД с учетом информации по п. 1.1, 1,2
2.2 направить протокол общего собрания собственников помещений МКД по вопросу установки ИТП в помещениях МКД в Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми.
Также в ходе проверки прокуратурой Свердловского района г. Перми установлено, что решением общего собрания собственниками многоквартирного жилого дома по ул. ФИО12, 10 г. Перми от 14.12.2019, проведенного по инициативе ООО «УК «Реал», принято решение о согласии установки ИТП в подвальном помещении многоквартирного жилого дома. Согласно решению собственников многоквартирного жилого дома по ул.Куйбышева 145 г. Перми принято о согласии установки ИТП в подвальном помещении многоквартирного жилого дома, вопрос о финансировании мероприятия по установке ИТП не разрешен. Собственниками многоквартирного жилого дома по ул. Куйбышева, 143 г. Перми общее собрание не организовано. Не смотря на своевременное уведомление органа местного самоуправления о выводе собственником ЦТП объекта из эксплуатации, организованные совещания администрацией г. Перми, по истечении года после получения уведомления ООО «Альтернатива», администрацией г. Перми вопрос организации горячего водоснабжения собственникам многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: ул. ФИО12, 10, ул. Куйбышева, 143 и ул. Куйбышева, 145 г. Перми не разрешен.
В связи с этим прокурор Свердловского района г. Перми просит признать незаконными бездействие администрации г. Перми, выразившееся в несвоевременном принятии решения по организации горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома по ул. ФИО12, 10, Куйбышева, 143, Куйбышева, 155 г. Перми. Также административный истец просит возложить на администрацию г. Перми обязанность в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать горячее водоснабжение в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: ул. ФИО12, 10, Куйбышева, 143, Куйбышева, 145 г. Перми.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого поставлен вопрос в апелляционной жалобе администрации г. Перми, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми. В жалобе приведены доводы о том, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и нормам законодательства. Ссылаются на то, что законом предусмотрен исчерпывающий перечень организации горячего водоснабжения в многоквартирных домах и выбор способа относится к компетенции органа местного самоуправления. Центральное теплоснабжение на данном участке не обеспечивало нормативное качество горячей воды. Департаментом была рассмотрена задача подключения указанных абонентов к единой тепловой сети и преобразования параметров теплоносителя для этих домов. Для собственников жилого дома по ул.Куйбышева, 145 решением проблемы будет перенос оборудования в подвал дома, что было подтверждено собственником оборудования «Энергия - М», а также ООО «Пермская сетевая компания». Обращение администрации в ресурсоснабжающую организацию привело бы к затягиванию процедуры, при том, что данная организация принимала участие в рабочих встречах администрации, потому направление запроса не требовалось. Кроме того целесообразность установки индивидуальных тепловых пунктов подтверждается письмом Минэкономразвития России от 20.03.2017 № 7122-НП/Д07и. Кроме того, обязанность проведения всех мероприятий в сфере водоснабжения относится к полномочиям Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, который представил суду сведения о всех проведенных мероприятиях. В результате взаимодействия с организациями по управлению домами была разработана смета и техническое задание, аналогичные для всех домов. Технические условия должны получать правообладатели земельных участков, а не орган местного самоуправления, в связи с чем выводы суда в данной части являются неверными. Кроме того, в жалобе приведены доводы о наличии у управляющих организаций обязанности по обеспечению бесперебойной подачи в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества, а также о несогласии по установлению срока организации горячего водоснабжения ввиду длительности процедуры торгов и финансирования данных мероприятий.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокуратуры Свердловского района г. Перми, ООО «УК «Реал» указаноо, что с доводами жалобы не согласны, просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поддержала письменные возражения районной прокуратуры.
Представитель административного ответчика администрации города Перми, заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми ФИО2 в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила решение суда отменить.
Представитель заинтересованного лица ТСЖ «Куйбышева, 143» ФИО3, представитель заинтересованного лица ООО «УК «Реал» ФИО4 в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Представители ООО «УК «Парма», администрации Свердловского района г. Перми, ПМУП «Городское коммунальное и тепловое хозяйство» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель администрации Свердловского района г. Перми просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: <...> в период времени с 2017 года по 03.12.2019 со стороны ООО «Альтернатива» осуществлялась поставка горячего водоснабжения собственникам многоквартирных домов с использованием теплообменного оборудования для приготовления горячей воды (л.д. 17-25).
Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, осуществляет ООО «УК «Парма» на основании договора управления многоквартирным домом от 01.11.2016 (л.д.37-46).
Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> осуществляет ТСЖ Куйбышева, 143.
Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> осуществляет ООО «УК «Реал».
01.11.2018 ООО «Альтернатива» обратилось в адрес администрации г.Перми с заявлением о выводе из эксплуатации объекта центральной системы горячего водоснабжения по адресу: ул. ФИО12, 10 г. Перми (л.д. 12,26).
В соответствии с письмом Администрации г. Перми № СЭД-059-04-17/2-137-рн от 03.12.2018 орган местного самоуправления потребовал у ООО «Альтернатива» приостановить вывод объекта из эксплуатации на срок не более 1 года (л.д. 27).
02.02.2019 ООО «Альтернатива» обратилось в прокуратуру Свердловского района г. Перми, а также в адрес заинтересованных лиц с заявлением о намерении вывода из эксплуатации объекта централизованной системы горячего водоснабжения г. Пермь (ЦТП по адресу: <...>) с 03.12.2019 (л.д. 10-11).
27.11.2019 ООО «Альтернатива» в адрес, в том числе ТСЖ «Куйбышева, 143», ООО «УК «ПАРМА», ООО «УК Реал», было направлено уведомление о выводе из эксплуатации объекта централизованной системы горячего водоснабжения по адресу г. Пермь, ул. Е Ярославского, 10 с 03.12.2019 (л.д. 35-36).
С 03.12.2019 и по настоящее время горячее водоснабжение в многоквартирных домах по адресам <...>, Куйбышева 143 и Куйбышева 145, отсутствует.
Управляющими организациями МКД ООО «Парма» (10.12.2019, 20.12.2019), ТСЖ «Куйбышева, 143» (05.12.2019) направлены обращения в адрес Прокуратуры Свердловского района г. Перми о нарушении прав граждан в части обеспечения горячим водоснабжением собственников помещений многоквартирных жилых домов, а также с просьбой принять меры прокурорского реагирования.
Из ответа Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми от 20.12.2019 следует, что в целях принятия мер по обеспечению жителей МКД горячим водоснабжением в период приостановки вывода объекта централизованной системы водоснабжения органом местного самоуправления были организованы совещания при участии управляющих организаций, ТСЖ, в ходе которых рассматривались целесообразные варианты и определен вариант – установка ИТП в каждом МКД, работы будут выполнены после принятия положительного решения общего собрания собственников (л.д. 59).
Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми проводились ряд рабочих совещаний, на них принимались решения.
Так на рабочем совещании 30.11.2018 приняты решения о том, что управляющим компаниям необходимо определить техническую возможность установки теплообменного оборудования для приготовления горячей воды в помещениях МКД; направить информацию по наличию задолженности; в срок до 14.12.2018 инициировать общие собрания собственников МКД по вопросу переноса из ЦТП № 5, установки и содержания теплообменного оборудования в помещениях МКД (л.д. 60-61).
На совещании 19.07.2019 приняты решения: ДЖКХ уточнить у собственника актуальность информации о выводе ТО из эксплуатации; ООО «Пермская сетевая компания» выполнить гидравлический расчет тепловых сетей с целью установки ИТП в МКД; администрации Свердловского района г. Перми инициировать общие собрания собственников МКД по вопросу установки ИТП (л.д. 62).
26.08.2019 на совещании приняты решения - ДЖКХ на 29.08.2019 организовать комиссионное обследование внутридомовых инженерных сетей и оборудования для определения технической возможности установки ИТП с участием управляющих организаций, ТСЖ, единой теплоснабжающей организации; ООО «Пермская сетевая компания» выполнить гидравлический расчет тепловых сетей с целью установки ИТП в МКД (л.д. 63).
На совещании 05.09.2019 приняты решения - до 19.09.2019 ДЖКХ проработать вопрос установки ИТП в МКД с участием Фонда содействия реформированию ЖКХ»; ООО «Пермская сетевая компания» до 19.09.2019 выполнить расчет окупаемости установки теплообменного оборудования (ИТП) в помещениях МКД в рамках энергосервисных контрактов; администрации Свердловского района г. Перми инициировать общие собрания собственников МКД по вопросу установки ИТП (л.д. 64).
17.09.2019 приняты решения - принять к сведению и учесть информацию докладчиков (при этом, какую информацию в протоколе совещания не указано); ООО «Региональный центр капитального ремонта» направить в адрес УК перечень документов, необходимых для расчета прогноза экономического эффекта МКД; управляющим организациям МКД представить для подготовки расчета необходимые документы (л.д. 65-66).
06.12.2019 на совещании были высказаны предложения и целесообразные варианты обеспечения горячим водоснабжением МКД: установка теплообменного оборудования на ЦТП № 5, возобновление горячего водоснабжения по существующей схеме; ул. ФИО12, 10 – установка бойлера ГВС в подвале МКД (ФИО13 выразил готовность подготовки технических условий в срочном порядке); ул. Куйбышева, 145, ул. Куйбышева, 143 – запитать с тепловой камеры со стороны дома № 145, установить бойлер ГВС в подвале дома № 145 по ул. Куйбышева, с расчетом подачи горячей воды в дом № 143; установка бойлеров ГВС в подвалах домов № 143, № 145 по ул. Куйбышева. Приняты решения: ДЖКХ организовать на 09.12.2019 выезд на ЦТП № 5 для определения технической возможности возобновления подачи горячего водоснабжения на МКД с участием единой теплоснабжающей организацией; определить варианты мероприятий возобновления горячего водоснабжения в МКД и сроки выполнения. При этом на совещании установлено, что безвозмездная передача выводимого из эксплуатации оборудования невозможна, возможна только продажа по оценочной стоимости, но демонтированное оборудование сдано собственником ООО «Альтернатива» в металлолом (л.д. 67).
На рабочем совещании 13.12.2019 при Департаменте ЖКХ администрации г. Перми приняты следующие решения:
1. ПМУП «Городское коммунальное и тепловое хозяйство» до 17.12.2019:
1.1 определить сметную стоимость оборудования ИТП на каждый МКД (смета № 1) и сметную стоимость выполнения работ по монтажу на каждый МКД (смета «№ 2),
1.2 определить условия оплаты (поэтапная оплата, рассрочка) собственниками МКД за оборудование ИТП.
1.3 направить информацию по п. 2.1, 2.2 в ООО «УК «Реал», ООО «УК «Парма», ТСЖ «Куйбышева, 143», ДЖКХ АГП.
2. ООО «УК «Реал», ООО «УК «Парма», ТСЖ «Куйбышева, 143» в срочном порядке:
2.1 инициировать проведение общего собрания собственников помещений МКД по вопросу установки ИТП в помещениях МКД с учетом информации по п. 1.1, 1,2;
2.2 направить протокол общего собрания собственников помещений МКД по вопросу установки ИТП в помещениях МКД в Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми (л.д. 68).
На рабочем совещании 06.02.2020 обсуждались вопросы и принимались решения только относительно установки ИТП в МКД ул.ФИО12, 10 г. Перми (л.д. 246).
12.03.2020 на рабочем совещании приняты решения: ООО УК «Реал» на основании имеющихся данных принять для проектирования ИТП тепловую нагрузку ГВС – 0,7 Гкал/ч; ООО «ПСК», АО «ЭнергосбыТ Плюс» до 13.03.2020 проанализировать объемы потребления тепловой энергии МКД ул. ФИО12, 10 за прошедшие годы; АО «ОДК-СТАР» направить в адрес ООО «ПСК», АО «ЭнергосбыТ Плюс», ДЖКХ информацию о необходимости предоставлении горячего водоснабжения в нежилые помещения (пристрой ФИО12, 10) (л.д. 208).
15.03.2020 на рабочем совещании решено - ООО УК «Реал»: 18.05.2020 повторно направить в ООО «ПСК» запрос на уточнение технических условий на реконструкцию ИТП, направить проект на реконструкцию ИТП на согласование, организовать общее собрание собственников помещений МКД ул. ФИО12, 10 по вопросу согласования сметной стоимости проведения работ и выбора подрядной организации ПМУП «ГК ТХ»; ООО «ПСК» рассмотреть и согласовать проект на реконструкцию ИТП; ДЖКХ до 25.05.2020 организовать совещание с Медакадемией по вопросу прокладки транзитного трубопровода от ИТП до помещений Академии (л.д. 211).
В рамках исполнения указанных решений ООО «УК «Реал» направило запрос в ООО «ПСК» 18.05.2020 (л.д. 209), проект рассмотрен ООО «ПСК», письмом от 08.06.2020 направлены требования о внесении изменений в части новых исходных данных (л.д. 210).
В материалы дела представлено техническое задание на выполнение проектных работ по объекту МКД <...>/8 и локально-сметный расчет на тепломеханические решения, реконструкция ИТП, который никем не согласован и не утвержден (л.д. 212, 213).
Протоколом №2 от 30.12.2019 общим собранием собственников помещений МКД <...> принято решение об установке ИТП (бойлера) в МКД, однако смета на установку бойлера не принята (л.д. 141-143).
16.12.2019 состоялось общее собрание собственников помещений МКД <...>, на собрании принято решение об устройстве индивидуального теплового пункта в помещении МКД, утверждении суммы расходов на приобретение оборудования и материалов для устройства ИТП, определен источник финансирования затрат на приобретение оборудования и материалов для устройства ИТП – специальный счет, предназначенный для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД (л.д. 144-147).
ТСЖ «Куйбышева, 143» также было инициировано собрание собственников помещений МКД, которое не состоялось по причине отсутствия кворума, решение об установке, либо не установке ИТП не принято. При этом, представителями ТСЖ «Куйбышева, 143» направлялось уведомление о проведении общего собрания собственников в адрес собственника помещений – Администрацию Свердловского района г. Перми, с сообщением о проведении собрания и повесткой собрания, которое администрацией было проигнорировано (л.д. 133-136).
Также судом установлено, что решением Ленинского районного суда г.Перми от 21.12.2017 на администрацию г. Перми возложена обязанность за счет собственных средств произвести капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу <...>, в том числе системы горячего водоснабжения (не замененных участков магистрального трудопровода, арматуры, теплоизоляции) (л.д. 149-152). Решение суда до настоящего времени не исполнено.
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 13.06.2019 № 059-11-01-04-83, многоквартирный дом по адресу <...> признан аварийным и подлежащим сносу; данное распоряжение в настоящее время является предметом судебного разбирательства (л.д. 240).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями частей 8, 9, 11 статьи 226, пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пунктом 4 части 1 статьи 16, пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 3, 6, 22 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ), пунктом 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 и пришел к выводу об их удовлетворении.
При этом суд исходил из того, что административному ответчику о выводе из эксплуатации объекта центральной системы горячего водоснабжения стало известно 01.11.2018, однако в установленный законом срок, в том числе на день обращения прокурора в суд с настоящим административным иском горячее водоснабжение в многоквартирных домах не организовано. При этом принятые администрацией г. Перми в целях организации горячего водоснабжения меры не привели к реальному обеспечению жителей многоквартирных домов горячим водоснабжением, в том числе в связи с отсутствием контроля со стороны администрации города Перми за исполнением принятых ею решений, что свидетельствует о наличии незаконного бездействия со стороны администрации города Перми.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ предусмотрено, что в целях недопущения ущемления прав и законных интересов абонентов организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны согласовывать с органами местного самоуправления поселений, городских округов вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, в том числе в связи с консервацией или сносом (демонтажем) таких объектов.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ собственники или иные законные владельцы объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, планирующие вывод их из эксплуатации, не менее чем за один год до планируемого вывода обязаны уведомить орган местного самоуправления поселения, городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такое решение не предусмотрено схемой водоснабжения и водоотведения.
Из части 4 статьи 22 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ следует, что орган местного самоуправления поселения, городского округа в течение шести месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта. Собственники и иные законные владельцы объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принявшие решение о выводе этого объекта из эксплуатации, не вправе отказать в выкупе или заключении договора аренды такого объекта органу местного самоуправления поселения, городского округа по цене или по размеру арендной платы, которые определяются независимым оценщиком, в случае, если такой объект используется для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения населения.
В соответствии с частью 6 статьи 22 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ в случае согласования вывода объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт или из эксплуатации орган местного самоуправления обязан организовать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение иными способами.
Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Услуги по водоснабжению и водоотведению относятся к социально значимым, в связи с чем включены в число вопросов местного значения городского, сельского поселения (статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от07.12.2011 № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относит организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений горячего водоснабжения и водоотведения.
Судебная коллегия приходит к выводу, что администрация города Перми правильно определена судом в качестве органа местного самоуправления, на котором лежит обязанность по решению вопросов водоотведения на территории города Перми.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные законоположения, пришел к обоснованному выводу о том, что административным ответчиком (администрацией города Перми) ненадлежащим образом исполняются обязанности по организации горячего водоснабжения населения.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, их выводы соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.
Судебная коллегия исходит из того, что по смыслу положений части 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ результатом надлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по организации водоснабжения в данном случае является подача собственникам многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Пермь, <...> горячей воды в случае вывода объекта централизованной системы из эксплуатации.
Материалами дела достоверно подтверждается и не отрицается представителем административного ответчика, что в настоящее время горячее водоснабжение в данных домах не организовано. Кроме рабочих совещаний, проведенных ответчиком во втором полугодии 2019 года, начиная с декабря 2018 года никаких действенных мер не предпринято, мероприятий по выкупу сетей горячего водоснабжения не проводилось, повторное требование о приостановлении вывода сетей из эксплуатации в адрес собственника не направлялось.
Ссылки административного ответчика на то, что ими проводились мероприятия по организации горячего водоснабжения, а именно: осуществлен выбор способа организации горячего водоснабжения – сооружение и устройство в многоквартирных домах индивидуального теплового пункта, поскольку центральное теплоснабжение на данном участке не обеспечивало нормативное качество воды, не свидетельствуют об отсутствии со стороны администрации города Перми незаконного бездействия, поскольку указанные мероприятия на протяжении длительного времени не привели к обеспечению населения горячей водой, вопрос по существу не разрешен.
То обстоятельство, что собственниками многоквартирных домов до настоящего времени не решен вопрос по организации горячего водоснабжения путем установки ИТП и финансирования этих мероприятий, безусловно не освобождает администрацию г. Перми от исполнения обязанностей, предусмотренных Федеральными законами № 416-ФЗ и №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что принятые администрацией города Перми меры для обеспечения горячим водоснабжением многоквартирных жилых домов являлись достаточными и исчерпывающими, не могут быть признаны состоятельными, соответствующих доказательств принятия административным ответчиком действенных мер, в том числе возложении в судебном порядке на управляющие организации обязанности по совершению определенных действий, которые бы привели к реальному обеспечению собственников многоквартирных жилых домов горячим водоснабжением не представлено.
Установив факт допущенного бездействия со стороны органа местного самоуправления, выразившегося в не разрешении вопросов местного значения по обеспечению населения горячим водоснабжением, суд правомерно обязал администрацию города Перми устранить допущенное нарушение прав и законных интересов граждан.
Приведенные ответчиком в жалобе доводы о несогласии с установленным судом двухмесячным сроком по организации горячего водоснабжения, судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку обеспечение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду составляет существо деятельности всех уровней власти государства. Исходя из принципа разумности, необходимости соблюдения баланса прав и интересов сторон, социальной значимости проблемы водоснабжения большого количества населения, судебная коллегия находит обоснованным и разумным установление административному ответчику указанного срока для устранения выявленных нарушений, что соотносится с характером требований, а ссылка административного ответчика на необходимость соблюдения процедуры торгов и финансирования этих мероприятий, не может повлечь отдаление или дальнейшее затягивание реальной защиты прав граждан.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Перми, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: