ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-17/2021 от 10.12.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Гражданское дело № 2а-17/2021 (судья Денисов Д.Л.)

УИД: 68RS0002-01-2020-002006-02

Номер дела в апелляционной инстанции 33-3394/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 декабря 2021 года город Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Босси Н.А.

судей: Пачиной Л.Н., Сорокиной С.Л.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пустоваловой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации Никифоровского района Тамбовской области, главе Никифоровского района Тамбовской области ФИО3, заместителю главы администрации Никифоровского района Тамбовской области ФИО4, конкурсной комиссии администрации Никифоровского района Тамбовской области, председателю ФИО5, секретарю Лёвиной Ольге Викторовне, членам комиссии: ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 о признании незаконным бездействия (действий), признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии администрации Никифоровского района Тамбовской области, отраженной в протоколе №2 от 21 августа 2020 г., о не допуске кандидата ФИО1 для участия в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя главы администрации района; распоряжения главы Никифоровского района Тамбовской области №128-р от 31 августа 2020 г. о признании несостоявшимся конкурса на замещение вакантной должности; о признании незаконным и отмене распоряжения главы Никифоровского района Тамбовской области №8-кр от 21 сентября 2020 г., о назначении ФИО4 на главную должность муниципальной службы заместителя главы администрации района; о признании незаконным трудового договора №321 от 21 сентября 2020 г., заключенного администрацией Никифоровского района Тамбовской области с ФИО4, с возложением обязанности об устранении нарушений,

по апелляционным жалобам ФИО2, администрации Никифоровского района Тамбовской области на решение Никифоровского районного суда Тамбовской области от 22 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Пачиной Л.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Распоряжением главы администрации Никифоровского района Тамбовской области ФИО3 №107-р от 29 июля 2020 г. был объявлен конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя главы администрации Никифоровского района, а также назначено заседание конкурсной комиссии на замещение вакантной должности муниципальной службы для проведения первого этапа конкурса на 21 августа 2020 г. в 14 часов 00 минут.

На сайте сетевого издания «РИА «ТОП68» 30 июля 2020 г. опубликовано данное объявление, помимо этого указано на то, что конкурс состоит из двух этапов – конкурс документов и конкурс-испытание. В день проведения конкурса, комиссия принимает решение о допуске претендентов к участию в этих этапах конкурса. Указаны причины не допуска к участию в конкурсе, в том числе наличие ограничений установленных действующим законодательством о муниципальной службе, для поступления на муниципальную службу и её прохождения. Также на сайте содержалась информация, что прием документом осуществляется с 31 июля 2020 г. в течение 20 календарных дней.

За период действия конкурсной комиссии для участия в указанном конкурсе обратились ФИО2, ФИО10, ФИО1

В день проведения конкурса 21 августа 2020 г. ФИО1 сообщили о том, что он не допущен до участия в конкурсе на основании части 7 статьи 1 и части 1 статьи 4 Положения «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Никифоровского района Тамбовской области» ввиду выявления обстоятельств, указанных в статье 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», а именно предоставил неполные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год, в справке о доходах отразил сведения о размере полученной заработной платы, которая не подтверждена данными наличия места работы и других источников дохода, при этом не указал сведения о размере полученной пенсии.

Согласно решению конкурсной комиссии в Протоколе №2 от 21.08.2020 конкурс был признан несостоявшимся по причине того, что для участия во втором этапе конкурса остался только один кандидат – ФИО2, поскольку кандидат ФИО10 добровольно снялась с участия, а кандидат ФИО1 не допущен до участия. Распоряжением главы администрации Никифоровского района Тамбовской области №128-р от 31.08.2020 г. конкурс признан несостоявшимся, поскольку остался только один кандидат – ФИО2

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Никифоровского района Тамбовской области, главе Никифоровского района Тамбовской области ФИО3, заместителю главы администрации Никифоровского района Тамбовской области ФИО4, к коллегиальному органу - конкурсной комиссии администрации Никифоровского района Тамбовской области, составу этой конкурсной комиссии – ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, Лёвиной О.В. о признании незаконным бездействия (действий), о признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии администрации Никифоровского района Тамбовской области, отраженной в протоколе №2 от 21.08.2020 г. о не допуске кандидата ФИО1 для участия в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя главы администрации района; распоряжения главы администрации Никифоровского района Тамбовской области №128-р от 31.08.2020 г, о признании несостоявшимся конкурса на замещение вакантной должности; о признании незаконным и отмене распоряжения главы администрации Никифоровского района Тамбовской области №8-кр от 21.09.2020 г. о назначении ФИО4 на главную должность муниципальной службы заместителя главы администрации района; о признании незаконным трудового договора №321 от 21.09.2020 г, заключенного администрацией Никифоровского района Тамбовской области с ФИО4 с возложением обязанности об устранении нарушений.

В обосновании требований указал (с учетом уточнений), что он подал документы на участие в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя главы администрации района в установленный срок.

Весь пакет предоставленных им документов был проверен секретарем комиссии Левиной О.В. и принят без каких-либо замечаний.

С основаниями отказа в допуске для участия в конкурсе он не согласен, так как предоставил полные и достоверные сведения, но допустил формальные явные ошибки при заполнении справки о доходах за 2019 год. Он являлся неработающим пенсионером, единственным источником его дохода были пенсионные выплаты, которые в этой справке указаны в полном размере, но внёс в графу «Сведения о заработной плате», а следовало указать в графе «Иные доходы», согласно пунктов 40, 58 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год).

Кроме того, в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» в столбе 6, указал сумму денежных средств поступивших за отчётный период и реквизиты банковской выписки, но согласно п.113 указанных Методических рекомендаций, не обязан предоставлять эти сведения и банковскую выписку, поскольку сумма поступивших денежных средств не превысила уровень общего дохода за два предыдущих года.

После его обращения с жалобой в прокуратуру Никифоровского района, было вынесено представление в адрес администрации Никифоровского района об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, законодательства о противодействии коррупции и привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, чье бездействие повлекло нарушение действующего законодательства.

В октябре 2020 г. ему (ФИО1) стало известно, что на конкурсную должность заместителя главы администрации Никифоровского района была принята без конкурса ФИО4, которая ранее свою кандидатуру не представляла, документы не подавала. Таким образом, конкурсная комиссия не выполнила свои обязанности по проведению конкурса.

Принятыми актами и действиями администрации Никифоровского района нарушены его права и законные интересы, а также созданы препятствия к осуществлению его прав, т.к. документы для участия в конкурсе были поданы в срок и в соответствии с требованиями, предъявляемым к соответствующим правоотношениям.

Не согласившись с итогами проведенного конкурса, ФИО2 обратилась в суд с административным иском к администрации Никифоровского района Тамбовской области, главе Никифоровского района Тамбовской области ФИО3, заместителю главы администрации Никифоровского района Тамбовской области ФИО4, к коллегиальному органу - конкурсной комиссии администрации Никифоровского района Тамбовской области, составу этой конкурсной комиссии – ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, Лёвиной О.В. о признании незаконным бездействия (действий), распоряжения главы администрации Никифоровского района Тамбовской области №128-р от 31.08.2020 г. о признании несостоявшимся конкурса на замещение вакантной должности; о признании незаконным и отмене распоряжения главы администрации Никифоровского района Тамбовской области №8-кр от 21.09.2020 г. о назначении ФИО4 на главную должность муниципальной службы заместителя главы администрации района; о признании незаконным трудового договора №321 от 21.09.2020 г., заключенного администрацией Никифоровского района Тамбовской области с ФИО4, с возложением обязанности об устранении нарушений.

В обоснование иска указала, что она обратилась к главе Никифоровского района Тамбовской области ФИО3 с заявлением о заключении с ней трудового договора без проведения конкурса, однако тот в нарушение требований п.5 ст.4 Положения «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Никифоровского района Тамбовской области», утверждённого решением Никифоровского районного Совета народных депутатов от 23 июля 2020 № 233 во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», неправомерно заключил трудовой договор с лицом, которое не участвовало в конкурсе – ФИО4

ФИО2 указывает на незаконность распоряжения о признании конкурса не состоявшимся, и считает незаконным распоряжение о назначении ФИО4 на вакантную должность.

Определением суда от 15 февраля 2021 г., административные дела №*** и №***, объединены в одно производство для дальнейшего совместного рассмотрения под единым номером №2а-17/2021.

Решением Никифоровского районного суда Тамбовской области от 22 марта 2021 года административные исковые требования ФИО1 и ФИО2 удовлетворены частично.

Признаны незаконными:

- Решение Конкурсной комиссии администрации Никифоровского района Тамбовской области, принятое протоколом №2 от 21 августа 2020 г. при проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя главы администрации района;

- Распоряжение Главы администрации Никифоровского района Тамбовской области ФИО3 №128-р от 31 августа 2020 г., о признании несостоявшимся конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя главы администрации района;

- Распоряжение Главы администрации Никифоровского района Тамбовской области ФИО3 №8-кр от 21 сентября 2020 г. о назначении ФИО4 на главную должность муниципальной службы заместителя главы администрации района;

-Заключение трудового договора №321 от 21 сентября 2020 г., работодателем Администрацией Никифоровского района Тамбовской области и работником ФИО4.

Допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов, подлежат устранению путём организации и проведения нового конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя главы администрации района.

В остальной части административные исковые требования ФИО1 и ФИО2, оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО2 просит отменить названное решение в части неудовлетворенных исковых требований и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Выражая несогласие с выводами суда о проведении нового конкурса, ФИО2 считает, что суд вышел за пределы заявленных требований. При этом такой способ исполнения не обеспечит восстановление её прав, настаивает на продолжении прежнего конкурса, объявленного в соответствии с решением районного Совета № 233 от 23 июля 2020 г.

Помимо этого истец указывает на нарушение норм законодательства о муниципальной службе представителя нанимателя при заключении трудового договора с ФИО4

В апелляционной жалобе администрация Никифоровского района Тамбовской области ставит вопрос об отмене судебного акта и направлении дела в суд на новое рассмотрение, указывая на то, что решение конкурсной комиссии о не допуске ФИО1 к участию в конкурсе на замещение вакантной должности заместителя главы администрации района является законным и обоснованным, поскольку секретарь комиссии Левина О.В. входит в состав комиссии, что не лишает её права голоса в процессе голосования.

Кроме этого, в документах, представленных ФИО1, были выявлены обстоятельства, указанные в статье 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

Считает, что трудовой договор с ФИО4 был заключен без каких-либо нарушений в соответствии с трудовым законодательством, пунктом 5 статьи 4 Положения «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Никифоровского района Тамбовской области». Заключение трудового договора с конкретным лицом является правом, а не обязанностью работодателя в силу Трудового кодекса Российской Федерации. Из двух заявлений о назначении на должность заместителя главы администрации района, один кандидат был выбран исходя из таких критериев, как соответствие квалификационным требованиям для замещения должности муниципальной службы, определенным действующим законодательством, отсутствие запретов и ограничений для замещения должности муниципальной службы. Помимо соответствия всем квалификационным требованиям для замещения вакансии, ФИО4 имела наибольший опыт работы в сферах профессиональной служебной деятельности, специальность по её образованию является универсальной для осуществления в областях профессиональной деятельности.

Представитель ФИО1 – ФИО11 в возражениях просила оставить апелляционную жалобу администрации Никифоровского района Тамбовской области без удовлетворения.

23 августа 2021 года судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда определила перейти к рассмотрению апелляционных жалоб ФИО2, Администрации Никифоровского района Тамбовской области на решение Никифоровского районного суда Тамбовской области от 22 марта 2021 года по настоящему делу по правилам гражданского судопроизводства.

Административное дело передано для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда.

Ответчики ФИО5, ФИО3, ФИО7, Левина О.В., ФИО6, ФИО9, извещенные о месте и времени судебного заседания по правилам статьи 113 ГПК РФ, в том числе публично, посредством размещения сведений на официальном сайте Тамбовского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, причину неявки суду не сообщили, в связи с чем и на основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционных жалоб по правилам статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по основаниям п.п.1,2 и 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушения норм материального и процессуального права.

В соответствии с требованиями ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

По настоящему делу решение суда не отвечает требованиям законности и обоснованности.

Суд первой инстанции, признав незаконными решение конкурсной комиссии администрации Никифоровского района Тамбовской области, отраженное в протоколе № 2 от 21.08.2020 г., Распоряжение главы администрации Никифоровского района Тамбовской области № 128-р от 31.08.2020 г. о признании несостоявшимся конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя главы администрации Никифоровского района, распоряжение главы администрации Никифоровского района Тамбовской области № 8-кр от 21.09.2020 г. о назначении ФИО4 на главную должность муниципальной службы заместителя главы администрации района, в мотивировочной части решения сделал два противоположных вывода - первоначально о незаконности оспариваемых распоряжений № 128-р от 31.08.2020 г. и № 8-кр от 21.09.2020 г., и в то же время не подлежащими удовлетворению требований истцов об отмене названных распоряжений ввиду отсутствия оснований для понуждения судом совершить работодателя названные действия и существующей возможности перевода ФИО4 на другую должность.

Названные противоречия являются существенными, поскольку выводы суда, вытекающие из установленных фактов, противоречивы и взаимоисключающие, смысл решения не ясен, а поэтому оно не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Помимо этого, как следует из решения, при разрешении спорных правоотношений, суд руководствовался нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Тогда как, согласно разъяснениям, изложенным в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из содержания административных исковых заявлений, ФИО1 и ФИО2 оспаривают не допуск кандидата к участию в конкурсе на замещение вакантной должности заместителя главы администрации района, который повлек признание несостоявшимся конкурса и назначение ФИО4 на главную должность муниципальной службы заместителя главы администрации района.

Согласно пункту 4 статьи 42 Устава Никифоровского района Тамбовской области заместитель главы администрации района назначается и освобождается от должности главой района самостоятельно и работает по трудовому договору (л.д.165 т.3).

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда, передавая данное административное дело для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда, в определении от 23 августа 2021 г. указала, на то, что исходя из содержания иска - защита нарушенного права, связанного с реализацией трудовых прав, заявленные в порядке административного судопроизводства требования ФИО1 и ФИО2 подлежали рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, а не в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Правильное определение судами вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или гражданского судопроизводства).

Таким образом, вид судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд.

Названное нарушение повлекло переход к рассмотрению апелляционных жалоб ФИО2 и администрации Никифоровского района Тамбовской области по правилам гражданского судопроизводства.

Судом первой инстанции не учтено, что оспариваемые решение конкурсной комиссии, распоряжения главы администрации Никифоровского района приняты в рамках приема на работу ФИО4 по трудовому договору, истцами заявлены требования, возникающие из трудовых правоотношений, которые направлены на возникновение и изменение гражданских прав и обязанностей, а поэтому заявленные требования подлежали рассмотрению судом в порядке гражданского судопроизводства, а не в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что повлекло неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение норм материального и процессуального права, неправильное распределение бремени доказывания между сторонами, а поэтому решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Нельзя согласиться и выводами суда первой инстанции и по существу.

Признавая незаконными решение конкурсной комиссии администрации Никифоровского района Тамбовской области, принятого протоколом № 2 от 21.08.2020 г., распоряжения № 128-р от 31.08.2020 г., распоряжение № 8-кр от 21.09.2020 г. и делая вывод о необходимости устранения допущенных при проведении конкурса нарушений путем организации и проведения нового конкурса, суд первой инстанции исходил из нарушения конкурсной комиссией порядка проведения конкурса ввиду отсутствия правового акта органа местного самоуправления о проведении проверки в отношении сформированного состава претендентов, из-за отсутствия органа, обязанного проводить проверку документов, и из-за отсутствия заключения уполномоченного органа о результатах проверки и объективных данных полноценной и всесторонней проверки, а поэтому преждевременности выводов комиссии.

Помимо этого, по мнению суда первой инстанции, секретарь комиссии Левина О.В., не наделенная статусом члена комиссии, а лишь техническими функциями, не имела право голоса, что привело к незаконности решения комиссии.

Распоряжения главы администрации Никифоровского района Тамбовской области № 8-кр от 21.09.2020 г. о назначении ФИО4 на главную должность муниципальной службы заместителя главы администрации района, по мнению суда первой инстанции, принято в нарушение закона, поскольку Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ № 112 от 01.02.2005 г. предусматривает при признании конкурса несостоявшимся принятие решения о проведении повторного конкурса.

Между тем, как следует из материалов дела, согласно решению конкурсной комиссии от 21.08.2020 г. ФИО1 не был допущен к участию в конкурсе в связи с выявлением обстоятельств, указанных в статье 13 ФЗ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а именно, предоставлением им неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с ч.7 статьи 1 и ч.1 статьи 4 Положения «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Никифоровского района Тамбовской области», утвержденного решением Никифоровского районного Совета народных депутатов от 23.07.2020 г. № 233 (л.д.15,т.1, л.д.50-61, т.1).

Согласно объявлению о проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации Никифоровского района Тамбовской области от 29.07.2020 г. гражданин не допускается к участию в конкурсе в случае, в том числе, несвоевременного представления документов, представления их в неполном объеме или с нарушением правил оформления.

Конкурс состоит из двух этапов: конкурс документов, конкурс-испытание. На первом этапе комиссия оценивает представленные претендентами документы и материалы. Второй этап представляет собой проведение испытания для оценки теоретических знаний претендентов. В день проведения конкурса комиссия принимает решение о допуске претендентов к участию в конкурсе (л.д.68-73,т.1).

К этапам проведения конкурса комиссия применительно к Положению о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Никифоровского района Тамбовской области, утвержденного решением Никифоровского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 23.07.2020 г. № 233, не переходила.

А поэтому выводы суда первой инстанции о том, что нарушен порядок проведения конкурса и допущенные нарушения могут быть устранены только путем организации и проведения нового конкурса, нельзя признать законными и обоснованными.

Более того, согласно п.3 статьи 2 Положения о порядке проведения конкурса от 23.07.2020 г. № 233 заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов.

Как установлено судом первой инстанции, и не оспаривается сторонами, распоряжением администрации Никифоровского района Тамбовской области № 110 –р от 30.07.2020 г., Левина О.В. действительно включена в состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в качестве секретаря комиссии (л.д.211,т.1). И согласно Порядку работы конкурсной комиссии, утвержденному распоряжением администрации района от 30.07.2020 г. № 110-р, заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов, а решение считается принятым, если за него проголосовало простое большинство голосов членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании (л.д.211-215, т.1).

Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Никифоровского района Тамбовской области от 23.07.2020 г. № 233 было предусмотрено, что заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов (п.3 статьи 2) (л.д.50-52 т.1).

При принятии решения о не допуске ФИО1 к участию в конкурсе, на заседании комиссии присутствовало 6 человек из 7 членов комиссии, а поэтому имелся кворум для принятия решения даже при исключении голоса Левиной О.В.

Таким образом, выводы суда об отсутствии кворума не основаны на обстоятельствах по делу.

Выводы суда первой инстанции о несоответствии Положения о порядке проведения конкурса от 23.07.2020 г. № 233 Положению о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации № 112 от 01.02.2005 г., что влечет незаконность распоряжения № 8-кр от 21.09.2020 г., нельзя признать законными и обоснованными.

Положением о конкурсе за замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 112 от 01.02.2005 г., в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяются порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах.

Муниципальная служба в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с Уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Согласно ч.2 ст.3 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В данном случае спорные правоотношения связаны с замещением должности муниципального служащего, а не должности государственной гражданской службы, следовательно, применению подлежали нормы материального права, регулирующие порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы, а именно, Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закон Тамбовской области «О муниципальной службе в Тамбовской области» от 04.07.2007 г. № 223-З во исполнение которых было принято Положение «О порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Никифоровского района Тамбовской области» от 23.07.2020 г. № 233 (л.д.48-66,т.1).

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, регламентированная статьей 3.3. Закона Тамбовской области «О муниципальной службе в Тамбовской области» от 04.07.2007 г. № 223-З, предусмотрена в случае включения должности муниципальной службы в соответствующий перечень, что основано на положениях статьи 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", а поэтому, выводы суда о незаконности оспариваемых решений ввиду непроведения проверки не могут быть признаны законными и обоснованными.

Более того, как следует из материалов дела, на момент рассмотрения спорных правоотношений решением Никифоровского районного Совета народных депутатов от 26.11.2020 г. № 272 Положение «О порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Никифоровского района Тамбовской области, утвержденное решением Никифоровского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 23.07.2020 г. № 233, было признано утратившим силу и утвержден новый Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Никифоровского района Тамбовской области (л.д.107-128, т.3).

Данные обстоятельства судом первой инстанции не устанавливались и не исследовались, тогда как имеют существенное значение для правильного разрешения возникшего спора.

С учетом изложенного судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции и постанавливает новое решение о частичном удовлетворении заявленных истцами ФИО1 и ФИО2 требований по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 17 Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в редакции на момент принятия распоряжения администрацией Никифоровского района Тамбовской области от 29.07.2020 г. № 107-р о проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации района – заместителя главы администрации района) при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования. В случае проведения конкурса на замещение должности руководителя территориального органа местной администрации, на который возлагается осуществление части полномочий местной администрации в сельских населенных пунктах, расположенных в поселении, городском округе или на межселенной территории, порядок формирования конкурсной комиссии в муниципальном образовании должен предусматривать включение в число ее членов кандидатур, выдвинутых сходом граждан в каждом из этих сельских населенных пунктов (в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 83-ФЗ).

Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

Согласно статье 2 Закона Тамбовской области «О муниципальной службе в Тамбовской области» от 04.07.2007 г. № 223-З утвержден Реестр должностей муниципальной службы в Тамбовской области и определено, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Тамбовской области.

В силу частей 1 и 1.1 статьи 15 названного Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 1.2. пункта 1 части 1 статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), в том числе, граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления до 1 сентября 2009 г. определить должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Следовательно, обязанность по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается на государственных и муниципальных служащих в зависимости от включения занимаемых ими должностей в соответствующие перечни.

Согласно пункту 9 части первой статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.

Принимая решение от 21.08.2020 г. о не допуске кандидата ФИО1 для участия в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя главы администрации район, конкурсная комиссия указала на неполноту представленных истцом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сославшись на часть 7 статьи 1 и часть1 статьи 4 Положения «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Никифоровского района Тамбовской области», утвержденного решением Никифоровского районного Совета народных депутатом от 23.07.233 (л.д.15,т.1).

Как следует из материалов дела, пояснений сторон в судах первой и апелляционной инстанций, в день проведения конкурса 21 августа 2020 г. ФИО1 сообщили о том, что он не допущен до участия в конкурсе, на основании части 7 статьи 1 и части 1 статьи 4 Положения «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Никифоровского района Тамбовской области» ввиду выявления обстоятельств, указанных в статье 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», а именно, ввиду предоставления неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год, а в справке о доходах отражения сведений о размере полученной заработной платы, которая не подтверждена данными наличия места работы и других источников дохода, и не указания сведений о размере полученной пенсии.

Факт допущенной неточности в справке о доходах Раздел 1, где вместо указания дохода о полученной пенсии в строке «иные доходы» ФИО1 полученный доход в виде пенсии *** указал в строке «доход по основному месту работы» сторонами не отрицается (л.д.136,т.1).

Вместе с тем, пункт 9 ч.1 ст.13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ предусматривает невозможность поступления на муниципальную службу либо нахождение на муниципальной должности лица, которое не представило либо представило недостоверные документы, сведения, требуемые от муниципального служащего, лица, претендующего на поступление на муниципальную должность.

По смыслу закона речь идет о таких недостоверных документах и сведениях, которые представлены лицом умышленно, то есть претендент на должность либо муниципальный служащий знал об их недостоверности, но осознанно представил таковые.

Согласно пояснениям истца ФИО1 и это не оспаривается ответчиком, умысла на предоставление недостоверных либо неполных сведений либо документов он не имел, не знал о том, что указание сведений в строке «доход по основному месту работы» будет расценено как неполнота представленных сведений, полагал, что пенсия это его основной доход, он находился в статусе пенсионера, а поэтому и указал полученный доход в строке «доход по основному месту работы», допущенная неточность является технической, а поэтому представленные им сведения о доходах не являлись неполными и оснований для отказа в допуске для участия в конкурсе у ответчика не имелось (л.д.135-136, т.1).

По мнению судебной коллегии, допущенные истцом неточности при отражении в справке о доходах размера дохода истца в виде пенсии в строке «доход по основному месту работы» неправильно расценены конкурсной комиссией администрации Никифоровского района как предоставление заведомо неполных сведений при поступлении на муниципальную службу применительно к положениям пункта 9 части первой статьи 13 названного Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ, а поэтому не могли являться основанием к ограничению поступления истца на муниципальную службу.

Допущенные ФИО1 неточности в оформлении справки о доходах не свидетельствуют о неполноте представленных сведений.

Названные допущенные конкурсной комиссией нарушения положений 9 части первой статьи 13 названного Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» являются основанием для удовлетворения заявленных ФИО1 требований в части признания незаконным решения конкурсной комиссии администрации Никифоровского района Тамбовской области, изложенного в протоколе № 2 от 21 августа 2020 года о не допуске кандидата ФИО1 для участия в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя главы администрации района (л.д.15, 148-151,т.1).

В связи с признанием незаконным решения конкурсной комиссии администрации Никифоровского района Тамбовской области от 21 августа 2020 года о не допуске кандидата ФИО1 для участия в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя главы администрации района не могут быть признаны законными и обоснованными принятые производно от решения конкурсной комиссии от 21.08.2020 г. распоряжение главы администрации Никифоровского района Тамбовской области № 128-р от 31 августа 2020 года о признании несостоявшимся конкурса на замещение вакантной должности и распоряжение Главы администрации Никифоровского района Тамбовской области №8-кр от 21 сентября 2020 г. о назначении ФИО4 на главную должность муниципальной службы заместителя главы администрации района (л.д.152,160, т.1).

При таких обстоятельствах подлежат удовлетворению требования ФИО1 и ФИО2 о признании незаконными - распоряжения Главы администрации Никифоровского района Тамбовской области №128-р от 31 августа 2020 г. о признании несостоявшимся конкурса на замещение вакантной должности и распоряжения Главы администрации Никифоровского района Тамбовской области №8-кр от 21 сентября 2020 г. о назначении ФИО4 на главную должность муниципальной службы заместителя главы администрации района.

В удовлетворении остальной части требований ФИО1, ФИО2 следует отказать по следующим основаниям.

Согласно ст. 12 ГПК РФ предусмотрен перечень способов защиты гражданских прав. Иные способы защиты гражданских прав могут быть установлены законом.

Как следует из содержания исковых заявлений, ФИО1 и ФИО2 оспаривают не допуск кандидата к участию в конкурсе на замещение вакантной должности заместителя главы администрации района, который повлек признание несостоявшимся конкурса и назначение ФИО4 на главную должность муниципальной службы заместителя главы администрации района.

Положением «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Никифоровского района Тамбовской области», утвержденного решением Никифоровского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 23.07.2020 г. № 233, было предусмотрено, что на замещение вакантной ведущей и главной должности муниципальной службы проводится конкурс.

Согласно Реестру должностей, утвержденному Законом Тамбовской области «О муниципальной службе в Тамбовской области» от 04.07.2007 г. № 223-З определено, что должности муниципальной службы заместитель главы администрации в органе местного самоуправления относится к главной группе должностей муниципальной службы.

По мнению истцов, в связи с незаконностью оспариваемых: решения конкурсной комиссии в протоколе № 2 от 21 августа 2020 г. о не допуске ФИО1 к участию в конкурсе и распоряжений № 128-р от 31 августа 2020 г. о признании конкурса несостоявшимся, и № 8-кр от 21 сентября 2020 г о назначении ФИО4 на главную должность муниципальной службы заместителя главы администрации района подлежат удовлетворению заявленные истцами требования о продолжении прежнего конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя главы администрации района, объявленного в соответствии с решением Никифоровского районного Совета народных депутатов Тамбовской области № 233 от 23.07.2020 г (л.д.48-49, т.1).

Между тем, как установлено судом апелляционной инстанции, на момент рассмотрения спорных правоотношений судом первой инстанции Положение «О порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Никифоровского района Тамбовской области», утвержденное решением Никифоровского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 23.07.2020 г. № 233 было признано утратившим силу решением Никифоровского районного Совета народных депутатов от 26.11.2020 г. № 272 и этим же решением утвержден новый «Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Никифоровского района Тамбовской области» (л.д.107-128, т.3).

В соответствии с новым Порядком проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Никифоровского района, утвержденным решением Никифоровского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 26.11.2020 г № 272, не предусмотрено проведение конкурса на замещение должности муниципальной службы при назначении на должности муниципальной службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Судом апелляционной инстанции установлено, что ***

Таким образом, поскольку на момент рассмотрения судом первой инстанции исковых требований ФИО1 и ФИО2 уже действовал новый Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы от 26.11.2020 г., исключающий проведение конкурса на замещение должности заместителя администрации Никифоровского района Тамбовской области, требования истцов о продолжении прежнего конкурса в соответствии с ранее действующим Положением не подлежат удовлетворению.

Следовательно, избранный истцами способ защиты права в виде возложения обязанности продолжить прежний конкурс на замещение должности муниципальной службы – заместителя главы администрации Никифоровского района не может быть удовлетворен. Защита гражданских прав судом осуществляется, в том числе, и путем признания права. Принятие органом местного самоуправления нового Порядка проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы 26.11.2020 г. исключает возможность восстановления нарушенного права истцов путем продолжения прежнего конкурса либо проведения нового конкурса. Такой способ защиты нарушенного права, избранный истцами, как признание права, не применим в данном случае.

Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы от 26.11.2020 г. является действующим, не оспорено в установленном законом порядке и не признано незаконным.

В связи с чем, судебная коллегия постанавливает новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО2 о возложении обязанности на администрацию Никифоровского района Тамбовской области допустить ФИО1 для участия в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя главы администрации Никифоровского района Тамбовской области и продолжить проведение прежнего конкурса.

Требования ФИО1 и ФИО2 о признании незаконным трудового договора №*** от *** г., заключенного администрацией Никифоровского района Тамбовской области с ФИО4, и его расторжении с возложением обязанности об устранении нарушений, не подлежат удовлетворению, поскольку на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции трудовой договор от *** г. № *** с ФИО4 расторгнут *** г. по инициативе работника (л.д.5,т.5).

Распоряжение Главы администрации Никифоровского района Тамбовской области №8-кр от 21 сентября 2020 г. о назначении ФИО4 на главную должность муниципальной службы заместителя главы администрации района судебной коллегией признано незаконным.

Доводы истцов о признании незаконными действий ответчика о принятии на работу ФИО4 без проведения конкурса положены в обоснование требований о признании незаконными решения о не допуске ФИО1 к участию в конкурсе и распоряжения о признании конкурса несостоявшимся, а поэтому самостоятельным предметом рассмотрения по делу не являются.

В удовлетворении остальных требований ФИО1 и ФИО2 о признании бездействия и признании незаконными действий секретаря комиссии Левиной О.В.; признании незаконными действий председателя комиссии ФИО5; признании незаконным бездействия конкурсной комиссии администрации Никифоровского района Тамбовской области, признании незаконными действия конкурсной комиссии Никифоровского района Тамбовской области следует отказать за необоснованностью, поскольку истцами заявлены требования к администрации Никифоровского района Тамбовской области и конкурсной комиссии администрации Никифоровского района Тамбовской области, которые разрешены по существу, а, следовательно, должностные лица администрации Никифоровского района Тамбовской области при разрешении исковых требований надлежащими ответчиками по заявленным требованиям не являются.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Никифоровского районного суда Тамбовской области от 22 марта 2021 года отменить.

Постановить по делу новое решение.

Исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворить частично.

Признать незаконными:

- решение конкурсной комиссии администрации Никифоровского района Тамбовской области, изложенные в Протоколе №2 от 21 августа 2020 г. о не допуске кандидата ФИО1 для участия в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя главы администрации района;

- распоряжение Главы администрации Никифоровского района Тамбовской области №128-р от 31 августа 2020 г. о признании несостоявшимся конкурса на замещение вакантной должности;

- распоряжение Главы администрации Никифоровского района Тамбовской области №8-кр от 21 сентября 2020 г. о назначении ФИО4 на главную должность муниципальной службы заместителя главы администрации района.

В удовлетворении остальной части требований ФИО1, ФИО2 отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 16 декабря 2021 года.