ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-17/2023 от 23.08.2023 Калининградского областного суда (Калининградская область)

Судья Бондаренко О.С. УИД 39RS0018-01-2022-000892-52

дело № 2а-17/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33а-4626/2023

23 августа 2023 года г. Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе

председательствующего Тимощенко Р.И.

судей Шубина Д.В., Тращенковой О.В.

при секретаре Лиль Д.А.

с участием прокурора Ботвиной Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Славского района Калининградской области к окружному Совету депутатов муниципального образования «Славский муниципальный округ Калининградской области», Цветкову Дмитрию Дмитриевичу о признании незаконными бездействия, решения о досрочном прекращении полномочий депутата

с апелляционной жалобой административного ответчика Цветкова Дмитрия Дмитриевича на решение Славского районного суда Калининградской области от 17.04.2023.

Заслушав доклад судьи Тимощенко Р.И., объяснения административного ответчика Цветкова Д.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Кондратова Э.В. – Коптева А.Ю., объяснения представителя заинтересованного лица администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области Хрущева С.А., просивших оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, объяснения прокурора Ботвиной Л.В., указавшей, что решение является законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Славского района Калининградской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «Славский муниципальный округ Калининградской области» с вышеуказанным административным иском, указав, с учетом уточнения требований, что во исполнение решения заседания коллегии прокуратуры области «Об итогах работы прокуратуры Калининградской области на 2021 год и задачах по укреплению законности и правопорядка на 2022 год», Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478, проведен анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции органами местного самоуправления.

13.09.2020 на территории МО «Славский муниципальный округ» состоялись выборы депутатов окружного Совета шестого созыва, на которых депутатом по избирательному округу № 5 избран Цветков Д.Д.

На основании решения окружного Совета депутатов от 26.10.2020 № 56 «Об утверждении председателей постоянных комиссий окружного Совета депутатов» Цветков Д.Д. является председателем постоянной комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития.

В обязанности депутата Цветкова Д.Д., как председателя постоянной комиссии по вопросам бюджета, входит организация работы комиссии, персональная ответственность за ее деятельность, подготовка предложений комиссии по планированию окружного Совета депутатов, приглашение для участия в комиссии представителей органов местного самоуправления, учреждений, экспертов и специалистов, организация работы по исполнению решений окружного Совета депутатов, представление к обсуждению на собрании окружного Совета депутатов заключения постоянной комиссии по бюджету (п. 5.1 Положения о комиссиях окружного Совета депутатов, утвержденного решением окружного Совета депутатов от 27.01.2021 № 6).

Согласно п. 6.1 вышеуказанного Положения комиссия предварительно рассматривает внесенные в окружной Совет депутатов проекты решений о местном бюджете (которым устанавливается и ежегодно индексируется оплата труда муниципальных служащих администрации МО «Славский муниципальный округ», размер финансирования из местного бюджета муниципальных бюджетных учреждений), об изменениях и дополнениях в бюджет, готовит заключения по программам развития муниципального образования, по принятию и исполнению бюджета, готовит заключения и предварительно рассматривает проекты решений окружного Совета депутатов, в том числе по определению порядка расчета и перечисления части прибыли муниципальных предприятий в бюджет муниципального округа, по проектам решений о расходовании средств внебюджетных фондов, по предоставлению налоговых льгот; участвует в рассмотрении вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных предприятий и учреждений; осуществляет контроль за бюджетными средствами муниципального образования.

Решением окружного Совета депутатов от 26.10.2020 № 54, голосование в котором принимал депутат Цветков Д.Д., на должность главы администрации МО «Славский городской округ» назначен Кондратов Э.В., который избран на срок полномочий окружного Совета депутатов.

Согласно ст. 37 Устава МО «Славский муниципальный округ» глава администрации муниципального округа, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен окружному Совету депутатов, в состав которого входит депутат Цветков Д.Д.

Глава администрации Кондратов Э.В. представляет окружному Совету депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации муниципального округа, в том числе о решении вопросов, поставленных окружным Советом депутатов, распоряжается средствами местного бюджета муниципального образования, представляет на утверждение окружному Совету депутатов проект местного бюджета и отчет об его исполнении.

Указанные проекты документов глава администрации Кондратов Э.В. направляет в комиссию по бюджету и социально-экономического развития, которую возглавляет депутат Цветков Д.Д., дает свое заключение и выносит на окружной Совет депутатов, на котором сам принимает голосование за утверждение на Совете документов указанных решений.

К полномочиям главы администрации Кондратова Э.В. входит назначение и освобождение от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений; принятие на работу муниципальных служащих; применение мер поощрения и дисциплинарной ответственности к муниципальным служащим и иным работникам администрации.

Глава администрации Кондратов Э.В. по трудовому договору от 08.12.2020 № 30/20 принял на должность <данные изъяты> депутата Цветкова Д.Д., установив ему должностной оклад в размере <данные изъяты>, размер ежеквартальной доплаты (<данные изъяты>), а также размер премии за выполнение особо важных и срочных работ в размере не более <данные изъяты> должностного оклада при наличии денежных средств).

Дополнительным соглашением от 13.09.2021 к трудовому договору глава администрации Кондратов Э.В. изменил размер выплаты премии за выполнение особо важных и срочных работ, отменив ее ограничение, в связи с чем премия выплачивается по распоряжению главы администрации в неограниченном размере по его усмотрению, что противоречит п. 3.9 Положения об оплате труда руководителей муниципальных учреждений культуры МО «Славский городской округ», утвержденного постановлением администрации МО «Славский муниципальный округ» от 29.12.2018 № 2562, так как единовременная премия за выполнение особо важных и срочных работ может назначаться в сумме не более <данные изъяты>% должностного оклада.

На основании распоряжения главы администрации Кондратова Э.В. от 29.12.2020 № 729-лс <данные изъяты> Цветкову Д.Д. была выплачена премия в размере <данные изъяты>% должностного оклада за добросовестное исполнение должностных обязанностей и особо важных и срочных работ по обеспечению деятельности вверенных учреждений в течение <данные изъяты> года.

На основании распоряжения главы администрации Кондратова Э.В. от 24.12.2021 № 731-лс директору <данные изъяты> Цветкову Д.Д. была выплачена премия в размере одного должностного оклада за исполнение особо важных и срочных работ, связанных с реализацией ремонтных работ <данные изъяты>

Выплата вышеуказанных премий за исполнение прямых должностных обязанностей, которые не относятся к категории особо важной работы, носит неправомерный характер.

На основании распоряжений главы администрации Кондратова Э.В. должностной оклад Цветкова Д.Д. неоднократно пересматривался в сторону увеличения: распоряжение от 15.03.2021 № 120/1-лс – оклад <данные изъяты> руб., распоряжение от 16.09.2021 № 517-лс – оклад <данные изъяты> руб., распоряжение от 28.01.2022 № 29-лс – оклад <данные изъяты> руб.

При этом согласно п. 1.6 Положения об оплате труда руководителей муниципальных учреждений культуры МО «Славский городской округ», утвержденного постановлением администрации МО «Славский муниципальный округ» от 29.12.2018 № 2562, должностной оклад руководителя изменяется один раз в год на 1 января.

Администрация МО «Славский муниципальный округ» в лице главы администрации Кондратова Э.В. является учредителем <данные изъяты>

<данные изъяты> является некоммерческой организацией и финансируется за счет средств местного бюджета.

<данные изъяты> осуществляет свою деятельность на основании муниципальных заданий, которые формирует и утверждает учредитель, то есть глава администрации Кондратов Э.В. (п. 2.5 Устава учреждения).

Директор <данные изъяты> Цветков Д.Д., являясь председателем бюджетной комиссии и депутатом окружного Совета депутатов, предлагает главе администрации для рассмотрения и последующего утверждения план финансово-хозяйственной деятельности своего учреждения, а Кондратов Э.В. утверждает его, что подтверждается утвержденными планами финансово-хозяйственной деятельности на 2020-2022 гг.

Глава администрации Кондратов Э.В. издает распоряжения о выделении финансовых средств за счет субсидий бюджетному учреждению.

При принятии бюджета на очередной год Цветков Д.Д. принимает участие в обсуждении и голосовании о выделении муниципальных денежных средств на исполнение муниципальных заданий учреждения, директором которого является.

Для исполнения муниципальных заданий из местного бюджета выделяются ежемесячные субсидии, в связи с чем между главой администрации Кондратовым Э.В. и директором учреждения Цветковым Д.Д., являющимся председателем бюджетной комиссии и депутатом, заключаются соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на финансирование учреждения.

Согласно условиям соглашений о предоставлении субсидий глава администрации Кондратов Э.В. вправе изменять размер предоставляемой субсидии, а руководитель учреждения Цветков Д.Д. вправе обращаться к учредителю по вопросам изменения субсидии.

Цветков Д.Д. отчитывается перед Кондратовым Э.В. за выполнение муниципального задания и исполнение соглашений о выделении субсидий, направляя отчеты о выполнении муниципального задания и проделанной работе в структурное подразделение администрации муниципального района.

Таким образом, глава администрации муниципального образования Кондратов Э.В. и депутат Цветков Д.Д. являются подотчетными и подконтрольными друг другу лицами, находящимися друг от друга в зависимости при исполнении каждым из них своих полномочий.

Прокуратурой Славского района установлено, что супруга депутата, председателя бюджетной комиссии, директора МБУ «ЦКСР» Цветкова Д.Д. – ФИО является муниципальным служащим <данные изъяты>, работодателем которой является глава администрации.

Согласно должностной инструкции в полномочия ФИО входит организация и проведение конкурсных и внеконкурсных процедур по закупке продукции (товаров, работ и услуг) для муниципальных нужд.

Глава администрации Кондратов Э.В. является председателем аттестационной комиссии муниципальных служащих и 14.12.2021 проводил аттестацию муниципального служащего ФИО, где было принято решение о соответствии занимаемой ею должности муниципальной службы.

Распоряжением от 28.12.2020 № 710-лс Кондратов Э.В. премировал ведущего специалиста отдела муниципальных закупок администрации ФИО денежной премией в размере одного должностного оклада.

Распоряжением от 17.11.2021 № 656-лс Кондратов Э.В. премировал ФИО за <данные изъяты> в размере одного должностного оклада.

Согласно должностной инструкции ФИО размещение конкурсной документации является ее прямой должностной обязанностью, за исполнение которой она получает заработную плату, в связи с чем выплаченная премия за исполнение прямых обязанностей является неправомерной.

Таким образом, являясь подотчетным и подконтрольным окружному Совету депутатов (в том числе Цветкову Д.Д.) глава администрации не может беспристрастно руководить муниципальным служащим ФИО

Согласно протоколу внеочередного собрания окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ» № 16 от 17.12.2021 депутат Цветков Д.Д. принял голосование (самоотводом при голосовании не воспользовался) за утверждение бюджета муниципального образования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы. При утверждении бюджета депутат Цветков Д.Д. совместно с остальными депутатами рассматривал и утверждал вопросы по подразделу бюджета 0801 «Культура», согласно которому запланировано выделение муниципальных денежных средств на расходы по обеспечению деятельности подведомственного депутату Цветкову Д.Д. учреждения <данные изъяты> рассматривал вопрос об увеличении на <данные изъяты>% должностных окладов муниципальных служащих администрации МО «Славский муниципальный округ», в том числе и своей супруге ФИО которая является муниципальной служащей.

Все депутаты проголосовали единогласно за принятие бюджета, отводов или самоотводов со стороны депутатов не последовало.

На заседании окружного Совета депутатов 24.11.2021, оформленным протоколом № 14, рассматривался вопрос о внесении изменений в Порядок установления размеров должностных окладов, размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим. Администрация муниципального округа ходатайствовала перед советом установить при предоставлении ежегодного отпуска муниципальному служащему выплачивать единовременную денежную выплату в размере одного должностного оклада и материальную помощь в размере одного должностного оклада.

На указанном заседании Совета депутатов выступил Цветков Д.Д., который заключил, что комиссия по бюджету рассмотрела указанное ходатайство администрации и рекомендует депутатам принять данный проект решения. На указанном заседании Совета депутат Цветков Д.Д. проголосовал за установление и выплату единовременной денежной премии к отпуску муниципальным служащим, в том числе своей супруге, при этом самоотводом при голосовании не воспользовался.

Поскольку ФИО является муниципальным служащим, то фактически депутат Цветков Д.Д. предложил установить выплаты к отпуску, в том числе и своей супруге, тем самым улучшив финансовое содержание своей семьи.

На заседании окружного Совета депутатов 24.02.2022, оформленным протоколом № 2, рассматривался вопрос о внесении изменений в решение окружного Совета депутатов от 17.12.2021 № 89 «О бюджете муниципального образования «Славский муниципальный округ» на 2022 год» с целью увеличения бюджета, в том числе по подразделу 0801 «Культура» на сумму <данные изъяты> тыс. руб. на реализацию мероприятия – обеспечение укрепления материально-технической базы учреждений культуры (<данные изъяты>).

На указанном заседании Совета депутатов выступил Цветков Д.Д., являясь председателем бюджетной комиссии и руководителем <данные изъяты> заключил, что комиссия по бюджету рассмотрела проект решения о внесении изменений в бюджет и рекомендует его принять. Дополнил, что крышу в <данные изъяты> надо менять (самоотводов при голосовании по данному вопросу от депутата Цветкова Д.Д. не последовало).

На внеочередном заседании окружного Совета депутатов 14.04.2022 (протокол № 4) рассматривался вопрос о внесении изменений в решение окружного Совета депутатов от 17.12.2021 № 89 «О бюджете муниципального образования «Славский муниципальный округ» на 2022 год» с целью увеличения бюджета, в том числе по подразделу 0801 «Культура» на сумму <данные изъяты> тыс. руб., на ремонт <данные изъяты>

На указанном заседании Совета депутатов выступил Цветков Д.Д., который являясь председателем бюджетной комиссии и руководителем <данные изъяты>, заключил, что комиссия по бюджету рассмотрела проект решения о внесении изменений в бюджет и рекомендует его принять.

Таким образом, являясь депутатом окружного Совета депутатов, Цветков Д.Д. имеет возможность лоббировать через Совет депутатов интересы учреждения <данные изъяты> директором которого является, а также интересы своей семьи по материальному обеспечению своей супруги.

Депутат Цветков Д.Д. не уведомил уполномоченный орган о возможном или имеющемся конфликте интересов при исполнении им своих полномочий.

Нарушение депутатом Цветковым Д.Д. установленной антикоррупционным законодательством обязанности в силу п. 1 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» влечет за собой безальтернативное последствие в виде досрочного прекращения полномочий депутата в связи с утратой доверия.

Приведенные обстоятельства свидетельствовали о наличии у депутата Цветкова Д.Д. конфликта интересов, о котором он в нарушение требований, установленных ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», ч. 4.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не сообщил и не предпринял мер к его предотвращению или урегулированию. Указанные нарушения, по мнению прокурора, являются существенными ввиду их характера, объема и значительности.

Указанные факты послужили основанием для внесения 23.08.2022 исх. Прдр-20270019-82-22/-20270019 в адрес главы МО «Славский муниципальный округ» - председателю Окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ» ФИО представления о принятии мер к устранению допущенных нарушений закона о противодействии коррупции, способствующих им причин и условий, недопущению подобных нарушений в дальнейшем, о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении коррупционного законодательства, о решении вопроса о привлечении к ответственности главы администрации МО «Славский муниципальный округ» Кондратова Э.В., вплоть до принятия мер по досрочному расторжению с ним контракта в связи с утратой доверия, о досрочном прекращении полномочий депутата Цветкова Д.Д. в связи с утратой доверия по причине несоблюдения ограничений и обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции».

03.10.2022 от окружного Совета депутатов поступил ответ, из содержания которого следовало, что по результатам единогласного голосования от 13.09.2022 приняты решения, что деятельность главы администрации Кондратова Э.В. и председателя комиссии по бюджету и социально-экономического развития Цветкова Д.Д. в лице депутата и руководителя бюджетного учреждения, в случае добросовестного исполнения ими служебных обязанностей не может привести к конфликту интересов; у Цветкова Д.Д. отсутствовала правовая обязанность уведомлять главу муниципального образования о возможности возникновения конфликта интересов с учетом добросовестного исполнения им своих служебных обязанностей.

28.09.2022 вышеуказанное представление прокурора рассмотрено на заседании Окружного Совета депутатов, на котором депутаты проголосовали за выводы комиссии.

Таким образом, представление прокурора Славского района было рассмотрено ненадлежащим образом, нарушения законодательства о противодействии коррупции и об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, не устранены, уведомления о возможной заинтересованности в уполномоченный орган, не направлены.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор Славского района просил признать незаконным бездействие окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области», выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий депутата Цветкова Д.Д. в связи с утратой доверия по причине несоблюдения ограничений и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, в части неисполнения обязанности по сообщению (уведомлению) о возможном возникновении у него конфликта интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию; установить наличие незадекларированного конфликта интересов у депутата окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области», директора Муниципального бюджетного учреждения «Центр культуры Славского района» Цветкова Д.Д. с главой администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» Кондратовым Э.В. и с муниципальным служащим администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» ФИО; признать незаконным решение окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» от 23.03.2023 № 21 «О досрочном прекращении полномочий депутата Цветкова Д.Д.» и досрочно прекратить полномочия депутата окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» Цветкова Д.Д. в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по сообщению (уведомлению) о возможном возникновении у него конфликта интересов и по принятию мер по его предотвращению или урегулированию.

Определением Славского районного суда Калининградской области от 03.04.2023 принят отказ прокурора от части заявленных требований: о признании незаконным бездействия окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области», выразившегося в непринятии мер к привлечению к установленной законом ответственности главы администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» Кондратова Э.В. по причине несоблюдения ограничений и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, по сообщению (уведомлению) о возможном возникновении у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию; признании незаконным протокола № 2 заседания комиссии окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ» по соблюдению требований к служебному поведению должностных лиц и урегулированию конфликта интересов от 13.09.2022, обязании окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» после вступления решения суда в течение месяца принять меры по привлечению к установленной законодательством о противодействии коррупции и муниципальной службе, ответственности главы администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» Кондратова Э.В. Производство по административному делу в указанной части прекращено.

Решением Славского районного суда Калининградской области от 17.04.2023 административные исковые требования прокурора Славского района Калининградской области удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области», выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий депутата Цветкова Д.Д. в связи с утратой доверия по причине несоблюдения ограничений и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, в части неисполнения обязанности по сообщению (уведомлению) о возможном возникновении у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию. Установлено наличие незадекларированного конфликта интересов у депутата окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области», директора Муниципального бюджетного учреждения «Центр культуры Славского района» Цветкова Д.Д. с главой администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» Кондратовым Э.В. и с муниципальным служащим администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» Цветковой А.А. Признано незаконным решение окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» от 23.03.2023 № 21 «О досрочном прекращении полномочий депутата Цветкова Д.Д.» в части основания досрочного прекращения полномочий по п. 2 ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указано считать прекращенными полномочия депутата окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» Цветкова Д.Д. на основании ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по сообщению (уведомлению) о возможном возникновении у него конфликта интересов и по принятию мер по его предотвращению или урегулированию.

В апелляционной жалобе административный ответчик Цветков Д.Д. просит решение отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Не соглашается с выводами суда о наличии конфликта интересов и состава коррупционного правонарушения. Полагает, что судом фактически установлен запрет на осуществление депутатской деятельности на непостоянной основе с одновременным осуществлением трудовой оплачиваемой деятельности, в отношении которых законом запрет не устанавливался. Судом не дана оценка его доводам об отсутствии непосредственного принятия решений, о которых указано в иске. Не учтено, что на работу он и Цветкова А.А. приняты администрацией, а не Кондратовым Э.В. Судом не указано в удовлетворении каких требований было отказано прокурору. Считает, что суд необоснованно принял отказ прокурора от части требований, которые были взаимосвязаны.

В письменных возражениях администрация МО «Славский муниципальный округ Калининградской области», и.о. прокурора Славского района Калининградской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Административные ответчики окружной Совет депутатов муниципального образования «Славский муниципальный округ Калининградской области», глава администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» Кондратов Э.В., заинтересованные лица Правительство Калининградской области, ведущий специалист администрации МО «Славский муниципальный округ» Цветкова А.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались. С учетом положений статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия определила возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой Славского района в адрес главы администрации МО «Славский муниципальный округ» от 03.03.2022 исх. № 7-01-2021/83-22-20270019 направлено требование (в порядке ст.ст. 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации») о предоставлении информации о подаче должностными лицами (муниципальными служащими), руководителями муниципальных учреждений администрации МО «Славский муниципальный округ» уведомлений о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов в 2020, 2021, истекшем периоде 2022 года и уведомлений о наличии конфликта интересов за указанный период.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором направлено требование о предоставлении документов для проведения анализа исполнения законодательства о противодействии коррупции.

В письме исх. № 129 от ДД.ММ.ГГГГ глава МО «Славский муниципальный округ» ФИО сообщила, что в имеющемся журнале о поступивших уведомлениях о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в 2020-2022 гг. записи не вносились.

ДД.ММ.ГГГГ Цветков Д.Д. избран депутатом окружного Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ Калининградской области» шестого созыва, что подтверждается решением территориальной избирательной комиссии Славского района по избирательному округу № 5.

На основании решения № 46 от ДД.ММ.ГГГГ «О постоянных комиссиях Окружного совета МО «Славский городской округ» Цветков Д.Д. избран в постоянную комиссию по вопросам бюджета и социально-экономического развития, а также в постоянную комиссию по регламенту вопроса законности, правопорядка, депутатской этики и связям с общественностью.

На основании п. 1 решения № 56 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении председателей постоянных комиссий окружного Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ» председателем постоянной комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития утвержден Цветков Д.Д.

Решением № 6 от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о комиссиях окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ», которым также регламентированы обязанности председателя постоянной комиссии, обязанности комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития.

На основании решения № 54 от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность главы администрации МО «Славский городской округ» Кондратов Э.В. назначен на должность главы администрации МО «Славский городской округ» с 27.10.2020 на срок полномочий окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ» шестого созыва.

Согласно ст. 37 Устава МО «Славский муниципальный округ» глава администрации муниципального округа, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен окружному Совету депутатов, в состав которого входил депутат Цветков Д.Д.

На территории муниципального образования «Славский муниципальный округ Калининградской области» осуществляет деятельность <данные изъяты>

Учредителем указанного учреждения является муниципальное образование «Славский муниципальный округ Калининградской области». Функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляет в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, администрация МО «Славский муниципальный округ Калининградской области».

Учреждение находится в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Славского муниципального округа на основании бюджетной сметы. Контроль за деятельностью учреждения осуществляется учредителем, а руководителем учреждения является директор, назначаемый на условиях контракта главой администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области».

В соответствии с Уставом <данные изъяты>, утвержденным постановлением администрации от 27.12.2021 № 2648, в состав учреждения на правах подразделений, не имеющих юридического лица входят: Славский районный Дом культуры, Ясновский сельский Дом культуры, Мысовский сельский Дом культуры, Яснополянский сельский клуб, Прохладненский сельский клуб, Причаловский сельский клуб, Многофункциональный досуговый центр п. Вишневка, Большаковский сельский Дом культуры, Придорожненский сельский клуб, Побединский сельский клуб, Краснянский сельский клуб, Высоковский сельский клуб, Громовский сельский клуб, Тимирязевский сельский клуб, Ржевский сельский клуб, Заповедненский клуб, Приозерненский сельский клуб, Гастелловский сельский клуб.

В соответствии с п. 4.3. Устава <данные изъяты> директор учреждения назначается и освобождается на должность главой администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» на основании трудового договора, в соответствии с п. 4.3.2 директор подотчетен учредителю, а по имущественному вопросу соответственному органу по управлению имуществом администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области».

На основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации Кондратова Э.В. № 66-р/к от 08.12.2020 Цветков Д.Д. принят на работу на должность директора <данные изъяты>

08.12.2020 между администрацией МО «Славский городской округ» в лице главы администрации Кондратова Э.В. и Цветковым Д.Д. заключен трудовой договор № 30/20 на срок до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым должностной оклад руководителя устанавливается в размере <данные изъяты> рублей в месяц. В соответствии с п. 19 договора выплаты стимулирующего характера осуществляются раз в квартал с учетом результатов деятельности учреждения культуры в соответствии с критериями оценки и достижением целевых показателей эффективности деятельности: ежеквартальная доплата за достижение целевых показателей эффективности учреждения не более <данные изъяты>% должностного оклада (при наличии денежных средств), премия по итогам выполнения особо важных и срочных работ, успешному проведению социально-значимых мероприятий не более <данные изъяты>% должностного оклада (при наличии денежных средств).

Распоряжениями главы администрации МО «Славский муниципальный округ» Кондратова Э.В. увеличивался оклад руководителя учреждения Цветкова Д.Д. Так, распоряжением 15.03.2021 № 120/1-лс оклад установлен в размере <данные изъяты> руб., распоряжением 16.09.2021 №517-лс - в размере <данные изъяты> руб., распоряжением 28.01.2022 № 29-лс - в размере <данные изъяты> руб., что противоречит п. 1.6 Положения об оплате труда руководителей муниципальных учреждений культуры МО «Славский городской округ», утвержденного постановлением администрации МО «Славский муниципальный округ» от 29.12.2018 № 2562, согласно которому должностной оклад руководителя изменяется один раз в год на 1 января.

На основании протокола № 12 от ДД.ММ.ГГГГ очередного собрания окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ» шестого созыва рассматривался вопрос «О бюджете МО «Славский городской округ» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 гг.», в котором планировалось направление расходов в подразделе 0801 «Культура», предусмотрены расходы на деятельность учреждений культуры в сумме <данные изъяты> тыс. руб., библиотеки в сумме <данные изъяты> тыс. руб., укрепление материально-технической базы и ремонт учреждений культуры, библиотек, кирхи в сумме <данные изъяты> тыс. руб., расходы на мероприятия по сохранению, возрождению народных промыслов и ремесел в сумме <данные изъяты> тыс. руб., мероприятия по сохранению и содержанию памятников культуры в сумме <данные изъяты> тыс. руб. Решение принято единогласно, при этом на собрании присутствовал и голосовал депутат Цветков Д.Д.

На основании протокола № 5 от ДД.ММ.ГГГГ заседания постоянной комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития депутат Цветков Д.Д. поддержал бюджетную смету на финансирование администрации на 2021 год.

На основании протокола № 16 от 17.12.2021 очередного собрания окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» шестого созыва рассматривался вопрос «О бюджете муниципального образования «Славский муниципальный округ Калининградской области на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 гг.», в котором планировалось направление расходов в подразделе 0801 «Культура», предусмотрены расходы на приобретение деятельностей учреждений культуры в сумме <данные изъяты> тыс. руб., библиотеки в сумме <данные изъяты> тыс. руб., укрепление материально-технической базы и ремонт учреждений культуры, библиотек в сумме <данные изъяты> тыс. руб., расходы на мероприятия по сохранению, возрождению народных промыслов и ремесел в сумме <данные изъяты> тыс. руб., мероприятия по сохранению и содержанию памятников культуры в сумме <данные изъяты> тыс. руб. Решение принято единогласно, при этом на собрании присутствовал и голосовал депутат Цветков Д.Д.

Директор <данные изъяты> Цветков Д.Д., являясь председателем бюджетной комиссии и депутатом окружного Совета депутатов, предлагал главе администрации Кондратову Э.В. для рассмотрения и последующего утверждения план финансово-хозяйственной деятельности <данные изъяты>, а Кондратов Э.В. утверждал его, что подтверждается утвержденными планами финансово-хозяйственной деятельности на 2020-2022 гг.

Глава администрации Кондратов Э.В. издает распоряжения о выделении финансовых средств за счет субсидий бюджетному учреждению.

<данные изъяты> реализуются муниципальные программы, утвержденные главой администрации Кондратовым Э.В.: «Развитие культуры», «Молодежь», «Развитие физической культуры и спорта», «Патриотическое воспитание граждан». Исполнителем указанных программ является <данные изъяты>, директором которого является депутат Цветков Д.Д,

На реализацию указанных программ из местного бюджета выделяются денежные средства при принятии бюджета муниципального образования. При принятии бюджета окружным Советом депутатов депутат Цветков Д.Д., будучи председателем бюджетной комиссии и директором <данные изъяты> принимал участие в обсуждении и голосовании за выделение финансирования по указанным программам для <данные изъяты>

Также при принятии бюджета на очередной год Цветков Д.Д. принимал участие в обсуждении и голосовании о выделении муниципальных денежных средств на исполнение муниципальных заданий (содержание) учреждения, директором которого является.

Для исполнения муниципальных заданий из местного бюджета выделяются ежемесячные субсидии, в связи с чем между главой администрации Кондратовым Э.В. и директором учреждения Цветковым Д.Д., который являлся председателем бюджетной комиссии и депутатом, заключались соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на финансирование учреждения.

Согласно условиям соглашений о предоставлении субсидий, учредитель - глава администрации Кондратов Э.В. вправе изменять размер предоставляемой субсидии, руководитель учреждения Цветков Д.Д. вправе обращаться к учредителю по вопросам изменения субсидии.

Цветков Д.Д. отчитывается перед Кондратовым Э.В. за выполнение муниципального задания и исполнение соглашений о выделении субсидий, направляя отчеты о выполнении муниципального задания и проделанной работе, в структурное подразделение администрации муниципального района.

Таким образом, глава администрации муниципального образования Кондратов Э.В. и депутат Цветков Д.Д. являются подотчетными и подконтрольными друг другу лицами, находящимися друг от друга в зависимости при исполнении каждым из них своих полномочий.

Установлено, что Цветков Д.Д. состоит в зарегистрированном браке с ФИО

В соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГФИО занимает должность ведущего специалиста отдела муниципальных закупок, референт муниципальной службы 1 класса администрации МО «Славский муниципальный округ Калининградской области».

Распоряжением главы администрации МО «Славский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № 710-лс в соответствии с ходатайством от 28.12.2020 № 533 о премировании сотрудников администрации в соответствии с п. 5 решения окружного совета депутатов МО «Славский городской округ» «Об утверждении Порядка установления размеров должностных окладов, размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим и условий их осуществления в МО «Славский городской округ», ФИО была премирована денежной премией в размере одного должностного оклада.

Распоряжением главы администрации МО «Славский городской округ» от 17.11.2021 № 656-лс на основании служебной записки начальника отдела муниципальных закупок ФИО18 от ДД.ММ.ГГГГ № 530 за досрочную подготовку и размещение документации для электронных аукционов в рамках реализации мероприятий программы <данные изъяты>ФИО была премирована денежной премией в размере одного должностного оклада.

На основании протокола № 7 от ДД.ММ.ГГГГ заседания постоянной комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития депутат Цветков Д.Д. поддержал вопрос о внесении изменений в Порядок установления размеров должностных окладов размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим и условий их осуществления в МО «Славский городской округ».

На основании протокола № 13 от ДД.ММ.ГГГГ очередного собрания окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ» шестого созыва рассматривался вопрос «О внесении изменений в Порядок установления размеров должностных окладов, размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим и условий их осуществления в МО «Славский городской округ», утвержденный решением окружного совета депутатов от 26.05.2016 № 51, в котором принято решение об установлении должностных окладов муниципальным служащим МО «Славский городской округ». Решение принято единогласно, при этом на собрании присутствовал и голосовал депутат Цветков Д.Д.

На основании протокола № 14 от 24.11.2021 очередного собрания окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ» шестого созыва рассматривался вопрос «О внесении изменений в Порядок установления размеров должностных окладов, размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим и условий их осуществления в МО «Славский городской округ», утвержденный решением окружного совета депутатов от 26.05.2016 № 51, в котором принято решение о предоставлении к отпуску единовременной денежной выплаты в размере одного должностного оклада муниципального служащего и материальная помощь за счет средств фонда оплаты труда муниципального служащего в размере одного должностного оклада муниципального служащего. Решение принято единогласно, при этом на собрании присутствовал и голосовал депутат Цветков Д.Д.

В соответствии с указанными решениями увеличен размер должностного оклада и единовременных денежных выплат ФИО которая является супругой депутата Цветкова Д.Д.

При этом депутатом Цветковым Д.Д. уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в Совет депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» шестого созыва до 09.09.2022 не подавалось.

14.12.2021 решением аттестационной комиссии, председателем которой являлся Кондратов Э.В., был рассмотрен вопрос о соответствии квалификации ФИО занимаемой должности, что отражено в аттестационном листе.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что у депутата Цветкова Д.Д. возник конфликт интересов, то есть личная заинтересованность, которая могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление им своих полномочий, однако в нарушение ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» о возникшем конфликте интересов в порядке, установленном Положением о порядке сообщения лицами, замещающими муниципальные должности, о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в МО «Славский городской округ», утвержденным решением Совета депутатов МО «Славский городской округ» от 28.06.2016 № 71, он не сообщил, меры по его предотвращению или урегулированию не принял.

В связи с наличием признаков конфликта интересов в деятельности Цветкова Д.Д. 23.08.2022 исх. Прдр-20270019-82-22/-20270019 прокурором Славского района в адрес главы МО «Славский городской округ» - председателю окружного Совета депутатов ФИО направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, в котором предложено принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о применении к депутату Цветкову Д.Д. мер ответственности, установленных действующим законодательством, в том числе рассмотреть вопрос о применении к нему меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий.

Указанное представление прокурора рассмотрено на заседании комиссии окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ» по соблюдению требований к служебному поведению должностных лиц и урегулированию конфликта интересов администрации 13.09.2022 (протокол № 2).

Комиссия в составе 7 человек единогласно вынесла заключение об отсутствии конфликта интересов со стороны депутата окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» Цветкова Д.Д. и соблюдении с его стороны требований к урегулированию конфликта интересов.

Решением окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ» от 28.07.2016 № 71 (ред. от 29.03.2018 № 20) утверждено Положение о порядке уведомления депутатами окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ», главой муниципального образования «Славский городской округ», главой администрации «Славский городской округ», муниципальными служащими аппарата окружного Совета депутатов и контрольно-счетной палаты муниципального образования «Славский городской округ» о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о применении мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта»

Пунктом 2 Положения определено, что указанные лица обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Протоколом № 3 заседания комиссии окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» по соблюдению требований к служебному поведению должностных лиц и урегулированию конфликта интересов от 21.11.2022 и заключением по итогам рассмотрения уведомления депутата Цветкова Д.Д. установлено, что в рамках принятия решений окружным Советом депутатов по вопросам, выносимым на повестку дня заседания окружного Совета депутатов вопросов об утверждении (о внесении изменений) местного бюджета, при условии, что в обсуждение не выносится вопрос о финансировании <данные изъяты> которым руководит депутат Цветков Д.Д., не образует личной заинтересованности (конфликт интересов отсутствует) в принятии решений и деятельность депутата по своей сути направлена на обеспечение решения задач, имеющих публично-правовой характер, вытекающих из вопросов местного значения, установленных законом; рекомендовано воздержаться от обсуждения вопроса, связанного с установлением размера бюджетных ассигнований, предназначенных для финансового обеспечения деятельности <данные изъяты> установлено, что депутат Цветков Д.Д. соблюдает требования к служебному поведению и требования по урегулированию конфликта интересов. Принятые меры по предотвращению или урегулированию конфликта являются достаточными.

09.09.2022 Цветков Д.Д. обратился в Совет депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» с заявлением о прекращении полномочий председателя комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития.

Решением постоянной комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития от 28.09.2022 удовлетворено заявление Цветкова Д.Д. о сложении полномочий председателя.

Разрешая заявленные прокурором требования, суд исходил из изложенных выше обстоятельств, а также того, что Цветков Д.Д. являющийся депутатом окружного Совета депутатов, не принял меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. В действиях депутата окружного Совета депутатов «МО «Славский муниципальный округ» Калининградской области» Цветкова Д.Д., одновременно являющегося председателем постоянной комиссии по вопросам бюджета, занимающего должность директора <данные изъяты> имеется конфликт интересов, выразившийся в личной заинтересованности последнего при получении доходов в виде денежных средств (заработная плата и премии) от подконтрольного ему, как депутату и председателю постоянной комиссии представительного органа, главы администрации муниципального образования. В действиях Цветкова Д.Д. также имеется конфликт интересов, в связи с тем, что он, являясь депутатом окружного Совета депутатов и председателем постоянной комиссии по вопросам бюджета, имеет возможность через Совет депутатов лоббировать интересы возглавляемого им учреждения <данные изъяты> при выделении учреждению денежных средств, а также интересы своей семьи, выразившиеся в личной заинтересованности при получении дохода его супруги ФИО в виде заработной платы и выплат стимулирующего характера.

Конфликт интересов имел место с ДД.ММ.ГГГГ (дата заключения трудового договора) до принятия решения МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» от 23.03.2023 № 21 «О досрочном прекращении полномочий депутата Цветкова Д.Д.», в то время как административное исковое заявление прокурором Славского района было подано в суд 08.11.2022.

23.03.2023 окружным Советом депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» принято решение № 21 о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» по избирательному округу № 5 Цветкова Д.Д. по собственному желанию.

В соответствии с трудовым договором (контрактом) с муниципальным служащим от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между МО «Советский городской округ» и Цветковым Д.Д., последний принят на работу на должность <данные изъяты>.

Признавая незаконным решение Окружного совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области» от 23.03.2023 № 21 «О досрочном прекращении полномочий депутата Цветкова Д.Д.» в части досрочного прекращения полномочий по п. 2 ч. 10 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд исходил из того, что нарушение депутатом Цветковым Д.Д. установленной антикоррупционным законодательством обязанности в силу пункта 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в связи с наличием незадекларированного конфликта интересов влечет за собой безальтернативное последствие в виде досрочного прекращения полномочий депутата в связи с утратой доверия.

Фактически указанным решением Совет депутатов освободил Цветкова Д.Д. от ответственности за совершенное коррупционное правонарушение и от последствий такой ответственности, к которым, в том числе, относится включение в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сведений о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения (ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ).

Признавая незаконным бездействие окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ Калининградской области», выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий депутата Цветкова Д.Д. суд исходил из того, что в соответствии с ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий; представление прокурора Славского района о принятии мер к устранению допущенных нарушений закона о противодействии коррупции в адрес главы МО «Славский муниципальный округ» - председателю Окружного Совета депутатов МО «Славский муниципальный округ» ФИО поступило 23.08.2022, однако Советом депутатов МО «Славский городской округ» решение о досрочном прекращении полномочий депутата Цветкова Д.Д. в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию принято не было.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, требованиям закона.

Доводы жалобы Цветкова Д.Д. о несогласии с наличием незадекларированного конфликта интересов, ограничении осуществления депутатской деятельности на непостоянной основе рассматривались судом первой инстанции и были обоснованного отклонены.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа; лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления.

В силу требований части 7.1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом № 273-ФЗ.

В соответствии с частью 10.1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных данным Законом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (постановление от 27 декабря 2012 года № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (определение от 26 января 2017 года N 104-О).

Таким образом, гражданин, вступая в должность депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

В силу требований части 4.1. статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Закона № 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Согласно частям 1, 2 статьи 10 Закона № 273-ФЗ под конфликтом интересов в приведенном Законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий); под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 данной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 названной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Частью 6 статьи 11 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 упомянутого Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Действительно, в законе отсутствует запрет в отношении лиц, занимающих на непостоянной основе муниципальные должности, в частности депутатов, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом.

Вместе с тем, как правильно указано судом, юридически значимым обстоятельством в спорных правоотношениях является не отсутствие законодательного запрета депутатам представительных органов муниципальных образований заниматься оплачиваемой деятельностью, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, а бездействие депутата, выразившееся в невыполнении требований части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции».

В силу приведенных положений Цветков Д.Д. обязан был сообщить в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Материалами дела подтвержден факт наступления конфликта интересов, однако Цветковым Д.Д. не исполнена обязанность принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которая в силу статей 11, 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» распространяется и на депутатов, осуществляющих полномочия на непостоянной основе.

При этом в силу положений статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» одной возможности влияния ситуации на объективное и беспристрастное принятие решения достаточно для квалификации ситуации как конфликта интересов.

Непринятие депутатом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вопреки утверждению подателя жалобы, является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Довод жалобы Цветкова Д.Д. о том, что не им непосредственно принимались решения, связанные с финансовыми вопросами, не исключает установленный судом возникший конфликт интересов и обязанность Цветкова Д.Д. по его урегулированию.

Указание в жалобе на то, что иск удовлетворен частично и в решении не отражено в удовлетворении каких требований прокурора было отказано, не может явиться основанием для отмены решения, поскольку, с учетом заявленных прокурором исковых требований и содержания решения суда, требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Ссылка Цветкова Д.Д. на необоснованный отказ прокурора от части заявленных требований не может быть принята во внимание, поскольку прокурор обладает правом на отказ от иска, в случае если он не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Определение суда о прекращении производства по делу в части, в связи с отказом прокурора от части заявленных требований, проверялось в апелляционном порядке, признано законным и обоснованным, вступило в законную силу 14.06.2023.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда, направлены на переоценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии со ст. 84 КАС РФ, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, поэтому предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.

При таком положении решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Славского районного суда Калининградской области от 17.04.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.09.2023.

Председательствующий

Судьи