ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1810/19 от 15.10.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11а-11868/2019 Судья: Карпова О.Н.

Дело № 2а-1810/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 октября 2019 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Аганиной Т.А.,

судей Кучина М.И., Знамеровского Р.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саламатиной А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в суде административное дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Златоустовского городского округа ФИО1 на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 10 июля 2019 года по административному исковому заявлению Прокурора г.Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к администрации Златоустовского городского округа об оспаривании бездействия, возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Аганиной Т.А., об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав мнение представителя администрации Златоустовского городского округа и заинтересованного лица Финансового управления Златоустовского городского округа ФИО1, прокурора Соколову Н.Ф.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Златоуста в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Златоустовского городского округа, в котором просил:

- признать бездействие администрации Златоустовского городского округа в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах незаконным;

- обязать администрацию Златоустовского городского округа разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что согласно пункту 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) финансовые органы муниципальных образований обязаны предоставлять государственную услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, а налогоплательщик вправе требовать от финансового органа соответствующего разъяснения. Положения федерального закона от 27 июля 2010 года № 210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» обязывают органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, предоставлять такие услуги в соответствии с административными регламентами, которые являются нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Статьей 27 Устава Златоустовского городского округа организация и обеспечение решения вопросов местного значения и исполнения переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий возложены на администрацию Златоустовского городского округа. В ходе осуществления надзорных мероприятий было установлено, что в нарушение приведенных требований закона нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги (административный регламент) по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах отсутствует, что нарушает права граждан, создает предпосылки для коррупционных проявлений, влечет отсутствие четкости, ясности, недвусмысленности при регулировании вопросов, связанных с реализацией права на получение соответствующих разъяснений, создает возможность произвольного применения положений пункта 2 статьи 34.2 НК РФ. 09 апреля 2019 года прокурором города внесено представление Главе Златоустовского городского округа об устранении допущенных нарушений закона, необходимости разработки и принятия административного регламента. Представление рассмотрено, требования прокурора не исполнены, меры по разработке соответствующего нормативного правового акта не приняты.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Златоуста Козлова С.Г. на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Златоустовского городского округа, заинтересованного лица Финансового управления Златоустовского городского округа ФИО1, с заявленными прокурором требованиями, не согласилась по основаниям, изложенным в письменных отзывах (л.д. 58-61).

Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 10 июля 2019 года требования прокурора удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации Златоустовского городского округа, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах. На администрацию Златоустовского городского округа возложена обязанность разработать и утвердить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Не согласившись с решением суда, представитель Администрации Златоустовского городского округа обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указали, что решение суда является незаконным в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права. Полагают, что деятельность финансовых органов муниципальных образований по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах не является муниципальной услугой и не требует разработки административного регламента. Указанная функция осуществляет на основании приказа Финансового управления № 27 от 17 июня 2009 года «О регламенте работы Финансового управления Златоустовского городского округа» № 27 от 17 июня 2009 года. Запросы о даче письменных разъяснений налогового законодательства рассматриваются в порядке, установленном для любых других обращений.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Златоустовского городского округа просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ответчика администрации Златоустовского городского округа, заинтересованного лица Финансового управления Златоустовского городского округа ФИО1 настаивала на доводах апелляционной жалобы.

Прокурор Соколова Н.Ф. полагала решение суда законным и обоснованным, по доводам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В ходе проверки осуществления надзорных мероприятий прокурором г. Златоуста установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается административным ответчиком, что администрацией муниципального образования Златоустовский городской округ не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

В Реестре (перечне) муниципальных (государственных) услуг Златоустовского городского округа муниципальная услуга по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах отсутствует (л.д. 17-45). Регламент предоставления данной услуги на официальном сайте в сети Интернет отсутствует (л.д.13-16).

09 апреля 2019 года прокурором г.Златоуста на имя главы Златоустовского городского округа внесено представление об устранении нарушений налогового законодательства при организации предоставления муниципальных услуг, в котором предложено принять меры к устранению выявленных нарушений, разработать и утвердить административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах (л.д.9-10).

В письменном ответе и.о. Главы ЗГО ФИО2 от 30 апреля 2019 года на представление прокурора сообщено, что, деятельность финансовых органов муниципальных образований по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах не является муниципальной услугой и не требует разработки административного регламента, осуществляется на основании приказа Финансового управления № 27 от 17 июня 2009 года «О регламенте работы Финансового управления Златоустовского городского округа» № 27 от 17 июня 2009 года (л.д. 11-12).

Прокурором г. Златоуста заявлены требования о признании бездействия администрации Златоустовского городского округа в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах незаконным; об обязании администрацию Златоустовского городского округа разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Налогового кодекса Российской Федерации исходил из того, что письменное разъяснение финансового органа муниципального образования по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, является муниципальной услугой, для оказания которой должен быть разработан и принят административный регламент. Отсутствие административного регламента нарушает права неопределенного круга лиц на получение муниципальной услуги, в связи с чем, Администрацией Златоустовского городского округа допущено бездействие.

С такими выводами суда первой инстанции находит необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения и сделаны на основании всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под государственной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации понимается деятельность органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В соответствии с подпунктами 2 и 8 статьи 2 указанного Федерального закона под органами, оказывающими муниципальные услуги, понимаются органы местного самоуправления, а под подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организациями - государственные или муниципальные учреждения либо унитарные предприятия, созданные государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в перечни вопросов местного значения муниципального района или городского округа, установленные соответственно статьями 15 и 16 Закона.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом о местном самоуправлении к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Пунктом 3 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, в свою очередь, имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, финансовые органы муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязаны предоставлять государственную услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, а налогоплательщик вправе требовать от финансового органа соответствующего разъяснения.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» обязывает органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, предоставлять названные услуги в соответствии с административными регламентами (пункт 1 части 1 статьи 6).

Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 поименованного закона).

Вместе с тем, из материалов дела следует, что в нарушение действующего законодательства администрацией Златоустовского городского округа не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в сети - Интернет отсутствуют.

Учитывая изложенное, требования прокурора г. Златоуста к администрации Златоустовского городского округа обоснованно были удовлетворены судом первой инстанции.

Доводы стороны административного ответчика о том, что по своей сути запросы налогоплательщиков о письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах являются обращениями граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, определенном Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» с учетом срока, определенного в пункте 3 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, основаны на ошибочном толковании норм права.

Из содержания части 1 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» следует, что его целью является регулирование правоотношений, связанных с реализацией гражданином Российской Федерации конституционного права на обращение и установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Согласно части 2 статьи 1 указанного Федерального закона установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Вместе с тем порядок и деятельность финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируется нормами названного Федерального закона, так как такое заявление не подпадает под понятие «обращение граждан» в том смысле, в каком оно изложено в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно пункта 73 Регламента работы Финансового управления Златоустовский городской округ, утвержденного приказом № 27 от 17 июня 2009 года, работа с обращениями граждан осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», Правилами организации работы с обращениями граждан в Администрации, утвержденными постановлением главы ЗГО от 29 декабря 2006 года № 349-п.

Как было указано выше, дача обращения по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, не подпадает под понятие «обращение граждан», в том смысле, в каком оно изложено в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в связи с чем, судебная коллегия признает ошибочным доводы административного ответчика о том, что дача письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах осуществляется Финансовым управлением на основании приказа Финансового управления № 27 от 17 июня 2009 года «О регламенте работы Финансового управления Златоустовского городского округа», без разработки Административного регламента.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм права в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Процессуальных нарушений, приведших к принятию неправильного по существу решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 10 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Златоустовского городского округа ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи