Судья Комарова Л.В. Дело № 33а-3585/2020 (2а-1836/2020)
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Киров 20 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи | Русских Л.В., |
судей | Елсукова А.Л., Зяблицева С.В., |
при секретаре | Соловьевой Е.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации города Кирова на решение Первомайского районного суда города Кирова от 05 августа 2020 года, которым признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей с даты вступления в силу решения суда статья 3 постановления администрации г. Кирова от 14.10.2015 № 3662-П «Об определении на территории муниципального образования «город Киров» границ территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий запрещается»; с администрации г. Кирова за счет казны муниципального образования «Город Киров» взыскана государственная пошлина в размере 300 руб. в пользу А.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Елсукова А.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А. обратился в суд с административным иском к администрации города Кирова о признании нормативного правового акта недействующим в части. В обоснование заявленных требований указал, что 14.10.2015 администрацией г. Кирова вынесено постановление № 3662-П «Об определении на территории муниципального образования «город Киров» границ территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий запрещается», официально опубликованное. В статье 3 указанного постановления установлены ограничения, запрещающие проведение собраний, митингов, демонстраций и шествий в радиусе от 100 до 250 метров от территорий, занимаемых указанными в статье учреждениями социальной инфраструктуры, что приводит к невозможности проведения публичных мероприятий в центре города и имеет своим главным предназначением воспрепятствование адресной публичной критике региональных и местных чиновников со стороны граждан и их объединений, не отвечает конституционно допустимым условиям ограничения свободы мирных собраний и свободы выражения мнения, т.е. не соответствуют Конституции РФ, Федеральному закону от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Просил признать статью 3 постановления администрации г. Кирова от 14.10.2015 № 3662-П «Об определении на территории муниципального образования «город Киров» границ территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий запрещается» недействующей по причине ее несоответствия Федеральному закону от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Определением Первомайского районного суда г. Кирова от 29.06.2020г. привлечены к участию в деле в качестве административного соответчика Глава администрации города Кирова Осипов Д.В., в качестве заинтересованного лица прокурор Первомайского района г. Кирова.
Не согласившись с указанным решением, администрация города Кирова подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать. В обоснование жалобы указала, что вывод суда о том, что оспариваемая норма принята за пределами полномочий администрации города Кирова противоречит ФЗ № 54-ФЗ от 19.06.2004г. и Закону Кировской области от 06.11.2012 № 215-ЗО. Выразили мнение, что судьей первой инстанции были нарушены нормы материального права, поскольку вывод суда об установлении администрацией г. Кирова запрета проведения публичных мероприятий в форме собраний, митингов, шествий, демонстраций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку оспариваемым постановлением определены лишь границы территорий, прилегающих к зданиям и территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий запрещается в соответствии с Законом № 215-ЗО. Обратила внимание, что администрация г. Кирова вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и расположенными на территории МО «Город Киров».
Помощник прокурора г. Кирова Колобова А.В. в возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Выслушав представителей администрации г. Кирова Луукконен Т.А., Суходоеву Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Законодательного Собрания Кировской области Сергееву И.Н., поддержавшую позицию административного ответчика, А и прокурора Шибанову Н.Е., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации названного права граждан Российской Федерации направлен Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ).
Согласно ч. 2.2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Законом Кировской области от 04.08.2015 г. № 557 «О внесении изменений в статью 3 Закона Кировской области «О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», принятым постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 23.07.2015 г. № 49/187 в статью 3 Закона Кировской области от 06.11.2012 г. № 215-30 внесены изменения, указанная статья изложена в следующей редакции: «Дополнительно к местам, установленным Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», отнести следующие места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий: 1) вокзалы, аэропорты, объекты жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, водоотведения, гидротехнические сооружения и др.); 2) здания, в которых размещены культурные, просветительские, развлекательные, торговоразвлекательные центры, рынки, культовые организации, а также территории и сооружения, относящиеся к указанным объектам; 3) здания, в которых располагаются медицинские, физкультурно-оздоровительные, спортивные, детские и образовательные организации, организации культуры, социальной защиты, а также территории и сооружения, относящиеся к указанным объектам; 4) детские и спортивные площадки; 5) остановки транспорта общего пользования; 6) территории, непосредственно прилегающие к зданиям и территориям указанных в пунктах 1 - 4 настоящей статьи объектов, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти Кировской области или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.
14.10.2015 администрацией г. Кирова принято постановление № 3662-П «Об определении на территории муниципального образования «город Киров» границ территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий запрещается».
Указанное постановление опубликовано в газете «Наш Город. Газета муниципального образования «Город Киров» 16.10.2015 № 94 (770), а также размещено на официальном портале правовой информации органов местного самоуправления муниципального образования «город Киров» www.pravo.mo-kirov.ru 14.10.20015. Форма принятого решения – постановление соответствует ч.4 ст.30 решения Кировской городской думы от 29.06.2005 № 42/19 «Об уставе муниципального образования «Город Киров». Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также правила введения в действие и вступления в законную силу соблюдены.
Статьей 3 постановления администрации города Кирова от 14.10.2015 N 3662-П "Об определении на территории муниципального образования "Город Киров" границ территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий запрещается" определены на территории муниципального образования "Город Киров" следующие границы территорий, непосредственно прилегающих к территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий в форме собраний, митингов, шествий, демонстраций в соответствии с Законом Кировской области от 06.11.2012 N 215-ЗО "О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" запрещается: 250 метров от границ земельных участков, на которых расположены вокзалы, аэропорты, объекты жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, водоотведения, гидротехнические сооружения и др.); 100 метров от границ земельных участков, на которых расположены культурные, просветительские, развлекательные, торгово-развлекательные центры, рынки, культовые организации, а также сооружения, относящиеся к указанным объектам; 100 метров от границ земельных участков, на которых расположены медицинские, физкультурно-оздоровительные, спортивные, детские и образовательные организации, организации культуры, социальной защиты, а также сооружения, относящиеся к указанным объектам; 100 метров от границ территорий детских и спортивных площадок.
Удовлетворяя исковые требования А суд первой инстанции исходил из того, что определение границ в статье 3 постановления администрации г. Кирова от 14.10.2015 г. № 3662-П "Об определении на территории муниципального образования "Город Киров" границ территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий запрещается" осуществлено администрацией г. Кирова вне требований градостроительного и земельного законодательства, за пределами своих полномочий.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Защита прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 1 Федерального закона N 54-ФЗ).
В силу ч.9 ст. 2 ФЗ № 54-ФЗ территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, - земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.
Такое правовое регулирование вполне определенно указывает на публичные органы, полномочные устанавливать границы соответствующей территории, и на нормативно-правовую основу, которой они должны руководствоваться. При этом принимаемые компетентными государственными и муниципальными органами решения не могут быть произвольными; они должны быть объективно обусловлены, в том числе целями обеспечения беспрепятственного осуществления находящимися на соответствующей территории органами и организациями своих публичных функций.
Проанализировав положения статьи 3 постановления администрации г. Кирова от 14.10.2015 г. № 3662-П, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при определении границ территорий, непосредственно прилегающих к территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий в форме собраний, митингов, шествий, демонстраций, в которых запрещается, а именно: 250 метров от границ земельных участков, на которых расположены вокзалы, аэропорты, объекты жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, водоотведения, гидротехнические сооружения и др.); 100 метров от границ земельных участков, на которых расположены культурные, просветительские, развлекательные, торгово-развлекательные центры, рынки, культовые организации, а также сооружения, относящиеся к указанным объектам; 100 метров от границ земельных участков, на которых расположены медицинские, физкультурно-оздоровительные, спортивные, детские и образовательные организации, организации культуры, социальной защиты, а также сооружения, относящиеся к указанным объектам; 100 метров от границ территорий детских и спортивных площадок, администрация г. Кирова действовала не в пределах предоставленных полномочий и не в соответствии с целями, указанными федеральным законодателем, поскольку исходя из ч. 9 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" органы местного самоуправления вправе лишь определять границы земельных участков в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства, в связи с чем, довод административного ответчика о том, что установление границ территорий, непосредственно прилегающих к земельным участкам, на которых расположены здания, указанные в ст. 3 Закона № 215-ЗО, является полномочием администрации города Кирова на основании ч. 9 ст. 2 ФЗ № 54-ФЗ, подлежит отклонению. Доказательств определения границ территорий, непосредственно прилегающих к территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий в форме собраний, митингов, шествий, демонстраций, в которых запрещается в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства, администрацией г. Кирова в материалы дела не представлено.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что установление администрацией г. Кирова общего запрета проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций в местах, находящихся на расстоянии, закрепленном в статье 3 постановления от 14.10.2015 № 3662-П, без учета определения данных границ в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства выходит за пределы полномочий нормативного регулирования органа местного самоуправления, является незаконным, а, следовательно, и нарушает право административного истца собираться мирно.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Вместе с тем, решение суда подлежит изменению путем приведения резолютивной части решения в соответствие с п.2 ч.4 ст. 215 КАС РФ.
В остальном при принятии решения судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, правильно применены нормы материального права и не было допущено нарушений норм процессуального права, которые бы привели к принятию неправильного решения.
Оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда г. Кирова от 05 августа 2020 года изменить, изложить третий абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
Решения суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в печатном издании «Наш Город. Газета муниципального образования «Город Киров» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение Первомайского районного суда г. Кирова от 05 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: Судьи: