ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1837/2021 от 01.02.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело №2а-1837/2021 Председательствующий – судья Артюхова Э.В.

УИД 32RS0027-01-2021-000179-30

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-236/2022 (33а-3857/2021)

г. Брянск 01 февраля 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Фроловой И.М.,

судей областного суда Бобылевой Л.Н., Алейникова С.А.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Советского районного суда г. Брянска от 26 августа 2021 г. по административному исковому заявлению ФИО1 к Брянской городской администрации об оспаривании приложения к постановлению.

Заслушав доклад судьи Фроловой И.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным иском, ссылаясь на то, что пользуется муниципальным пассажирским транспортом в г. Брянске. Не согласен с Приложением к постановлению Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ-п «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ-п «О тарифах на проезд в муниципальном пассажирском транспорте», официально опубликованным на сайте Брянской городской администрации, по следующим основаниям:

- Приложение к постановлению Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ-п нелегитимно, оно не подписано главой администрации ФИО10;

- согласно п.6 ст.30 Устава городского округа город Брянск, в исключительной компетенции городского Совета народных депутатов находится «определение порядка принятия решении... об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий... ». Согласно Решения Брянского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ с изм. «О принятии Положения о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями г. Брянска» установление тарифов может осуществляться следующими методами: 1) установление фиксированных тарифов на очередной период, исходя из сложившейся себестоимости услуг...с учетом стоимости заложенных мероприятий..., 2) установления предельных (максимальных)? тарифов..., 3) индексации установленных тарифов... (п.1.10).

По мнению ФИО1 права устанавливать тариф в зависимости от формы оплаты, решение Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ Брянской городской администрацией не предоставляет.

ФИО1 просил суд признать незаконным и недействующим с момента издания, как не вступившее в законную силу, «Приложение» к постановлению Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ

В ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованных лиц были привлечены: Управление государственного регулирования тарифов <адрес>, Отдел по транспорту Брянской городской администрации, главный специалист отдела цен и тарифов комитета по экономике Брянской городской администрации ФИО5, председатель комитета по экономике Брянской городской администрации ФИО6, заместитель главы Брянской городской администрации ФИО7, Брянский городской Совет народных депутатов.

Решением Советского районного суда г. Брянска от 26 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Брянской городской администрации об оспаривании приложения к постановлению отказано.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания уведомлены.

Представитель Брянского городского совета народных депутатов ФИО8, представитель Брянской городской администрации ФИО9 заявили ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Судебная коллегия на основании ст. 150 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с ч. 1 с. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Таких нарушений судом первой инстанции по настоящему административному делу не допущено.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу положений ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Судом установлено, что Постановлением Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ N 2939-п «О тарифах на проезд в муниципальном пассажирском транспорте» утверждены с ДД.ММ.ГГГГ тарифы на льготные проездные билеты на пассажирские перевозки в городском автомобильном и электрическом транспорте согласно приложению и установлены пониженные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в городе Брянске согласно приложению .

Согласно приложению к данному постановлению установлены тарифы для перевозки пассажиров и багажа автобусами МУ БГПАТП при наличном расчете 22 руб., при безналичном расчете 20 руб. и при перевозке пассажиров и багажа троллейбусами МУП «БТУ» при наличном расчете 22 руб., при безналичном расчете 18 руб.

Постановлением Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ-п «О внесении изменения в постановление Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ-п тарифах на проезд в муниципальном пассажирском транспорте» внесены изменения в приложение к Постановлению «Пониженные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулярным тарифам в городе Брянске».

Постановление опубликовано в официальном источнике опубликования муниципальных правовых актов <адрес> муниципальной газете «Брянск» ДД.ММ.ГГГГд (1104) и вступило в силу с 11.01.2021г.

Согласно, представленного оригинала Постановление имеет подпись главы администрации <адрес>ФИО10

Как следует из Приложения к указанному постановлению, установлены тарифы для перевозки пассажиров и багажа автобусами МУ БГПАТП и при перевозке пассажиров и багажа троллейбусами МУП «БТУ» при наличном расчете 22 руб., при безналичном расчете 20 руб.

Согласно п.1-4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно решения Брянского городского Совета народных депутатов от 26 сентября 2007 г. N 785 было принято Положение о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска.

Данное Положение определяет порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно пункта 1.6. данного Положения тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска, утверждаются соответствующими постановлениями Брянской городской администрации.

Согласно пункта 1.13. данного Положения Брянский городской Совет народных депутатов:

1) осуществляет контроль за Брянской городской администрацией в части соблюдения порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги (работы) муниципальных предприятий и учреждений города Брянска;

2) заслушивает должностных лиц Брянской городской администрации на заседаниях постоянных комитетов Брянского городского Совета народных депутатов по вопросу размеров утвержденных тарифов, правильности их применения, возможности предоставления льгот для определенных групп населения города Брянска.

В силу пункта 1.14. Положения Брянская городская администрация:

1) осуществляет контроль за применением тарифов;

2) привлекает соответствующих специалистов или организации для проведения независимых экспертиз обоснованности расчета тарифов.

Установление (изменение) тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) поставщиками услуг (работ), производится на основании заявлений об установлении (изменении) тарифов данных поставщиков услуг (работ). (п.2.1 Положения)

Согласно пункта 2.3. Положения для установления (изменения) тарифов поставщики услуг (работ) обращаются с заявлением на имя Главы городской администрации. К указанному заявлению прилагаются: 1) пояснительная записка с обоснованием необходимости установления (изменения) тарифов, с кратким анализом работы поставщика услуг (работ) за прошедший период; 2) предложение о методе установления (изменения) тарифа, подлежащем применению; 3) проект прейскуранта на услуги (работы); 4) плановые калькуляции себестоимости услуг (работ), составленные в соответствии с требованиями отраслевых инструкций по планированию, учету и калькулированию себестоимости, содержащие все основные статьи затрат с приложением их расчета; 5) отчетные калькуляции себестоимости услуг (работ) за период действия предыдущих тарифов в разрезе статей затрат по видам услуг (работ) с расшифровкой комплексных статей затрат; 6) расчет плановой рентабельности; 7) сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности; 8) копия приказа об учетной политике; 9) копия бухгалтерской отчетности за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату.

Согласно п.1.10 Положения, установление тарифов может осуществляться следующими методами:

1) установление фиксированных тарифов на очередной период, исходя из сложившейся себестоимости услуг (работ) этой организации за истекший период действия тарифов, с учетом стоимости заложенных мероприятий по повышению эффективности деятельности организации, предусматривающих улучшение качества предоставляемых ею услуг (выполняемых работ);

2) установление предельных (максимальных) тарифов на очередной период, исходя из сложившейся себестоимости услуг (работ) этой организации за истекший период действия тарифов, с учетом стоимости заложенных мероприятий по повышению эффективности деятельности организации, предусматривающих улучшение качества предоставляемых ею услуг (выполняемых работ), с предоставлением ей права снижать предельный (максимальный) тариф;

3) индексация установленных тарифов в случаях объективных изменений условий деятельности поставщиков услуг (работ), влияющих на стоимость предоставляемых ими услуг (выполняемых работ).

По мнению ФИО1 права устанавливать тариф в зависимости от формы оплаты, решение Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ Брянской городской администрацией не предоставляет.

Однако, форма оплаты наличная и безналичная является формой оплаты услуги (работы) муниципальных предприятий и учреждений города Брянска, за которую осуществляется расчет. При этом не противоречит целям доступности оплаты этих услуг и целям Положения о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска.

Как следует из материалов дела, основанием для внесения изменений в указанное постановление стало обращение транспортных предприятий МУП «Брянское троллейбусное управление» и МУ «Брянское городское пассажирское автотранспортное предприятие» по вопросу изменения тарифов на перевозку пассажиров с ДД.ММ.ГГГГ с приложением пояснительных записок, в которых предложены пониженные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулярным тарифам в городе Брянске при наличном и безналичном способе оплаты.

Проект постановления прошел согласования начальником отдела цен и тарифов комитета по экономике Брянской городской администрации, заместителем председателя комитета по экономике Брянской городской администрации.

При рассмотрении проекта на комиссии по регулированию цен и тарифов Брянской городской администрации было рекомендовано главе Брянской городской администрации утвердить пониженные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом в размерах предложенных отделом цен и тарифов комитета по экономике.

Приведенные положения действующего федерального законодательства свидетельствуют о правильности вывода суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят по вопросу, отнесенному к ведению органов местного самоуправления, в пределах предоставленной компетенции и уполномоченным органом.

Таким образом, суд первой инстанции, правильно распределив между сторонами бремя доказывания и подлежащие установлению юридически значимые обстоятельства, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений оспариваемым постановлением прав и законных интересов ФИО1

Установление различных тарифов на проезд в пределах города Брянска в зависимости от способа оплаты не является нарушением прав пассажиров, которые вправе самостоятельно определять способ оплаты проезда.

Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены по существу правильного решения.

С учетом изложенного оснований для несогласия с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения Советского районного суда г. Брянска от 26 августа 2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Брянска от 26 августа 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца ФИО1 – без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд города Брянска в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

И.М. Фролова

Судьи

Л.Н. Бобылева

С.А. Алейникова

Апелляционное определение изготовлено в мотивированном виде 07.02.2022 г.