ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1844/19 от 22.10.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Лёшина Т.Е. адм. дело № 2а–1844/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара «22» октября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Шилова А.Е.,

судей Клюева С.Б., Лазаревой М.А.,

при секретаре Латыповой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 33а-12578/2019 по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 23 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Заместитель прокурора г. Сызрани, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ТУ Росимущества в Самарской области) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, указав, что по результатам проверки соблюдения требований законодательства при осуществлении полномочий собственника в отношении защитных сооружений гражданской обороны установлено, что на территории г. Сызрани Самарской области расположено защитное сооружение гражданской обороны, относящееся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Управление данным имуществом в рамках своих полномочий на территории Самарской области осуществляет ТУ Росимущества в Самарской области. Однако учет указанного сооружения не осуществлен, в реестре федерального имущества данное сооружение не числится, тогда как успешная реализация задач в области гражданской обороны возможна при условии надлежащего ведения учета объекта гражданской обороны как государственного имущества.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, заместитель прокурора г. Сызрани Самарской области просил суд признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по необеспечению учета защитных сооружений гражданской обороны; обязать административного ответчика обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны – убежища с инвентарным номером 660-63, расположенного по адресу: Самарская область, город Сызрань, улица Карла Маркса, дом 24, путем внесения в реестр федерального имущества.

Решением Сызранского городского суда Самарской области от 23 июля 2019 года административное исковое заявление заместителя прокурора г. Сызрани Самарской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворено. Признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по необеспечению учета защитного сооружения гражданской обороны – убежища с инвентарным номером 660-63, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Карла Маркса, 24, как объекта, находящегося в федеральной собственности, и на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области возложена обязанность обеспечить учет данного защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по указанному адресу, путем внесения в реестр федерального имущества.

В апелляционной жалобе представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, указывая на то, что у ТУ Росимущества в Самарской области отсутствует паспорт сооружения, который является документальным основанием ведения учета защитного сооружения гражданской обороны, в связи с чем исполнение решения суда невозможно. Кроме этого, отсутствуют императивные нормы, обязывающие Территориальное управление вносить в реестр федерального имущества объекты, обладающие признаками защитного сооружения гражданской обороны, следовательно, административным ответчиком не допущено бездействие. Отсутствие в реестре федерального имущества спорного объекта не нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались своевременно и надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно статье 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В силу пункта 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, убежища и противорадиационные укрытия.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, (далее - Правила эксплуатации № 583) статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, установлен запрет приватизации защитных сооружений гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов.

Защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, которые не указаны в Приложениях 1-3 к указанному Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления относятся к федеральной собственности.

Пунктом 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 установлено, что управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации.

В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные управления.

Полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Самарской области, осуществляет ТУ Росимущества в Самарской области (пункт 4 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.09.2009 № 278).

Согласно пункту 4.1.22 названного Положения, ТУ Росимущества в Самарской области осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, обеспечивает передачу данной информации в агентство.

Основания и порядок осуществления учета федерального имущества установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

Пунктом 3.2.1 Правил эксплуатации № 583 предусмотрено, что при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Аналогичные требования содержатся в пункте 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС РФ от 21.07.2005 № 575.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Сызрани Самарской области проведена проверка соблюдения требований законодательства при осуществлении полномочий собственника в отношении защитных сооружений гражданской обороны.

В рамках данной проверки установлено, что на территории городского округа Сызрани Самарской области расположены защитные сооружения гражданской обороны – убежища, которые в ТУ Росимущества в Самарской области в реестре федерального имущества не учтены.

25.12.2018 в адрес и.о. руководителя ТУ Росимущества в Самарской области вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о гражданской обороне путем обеспечения учета защитного сооружения гражданской обороны – убежища с инвентарным номером 660-63, расположенного по указанному выше адресу, как объекта федеральной собственности.

Данное убежище в реестре федерального имущества до настоящего времени не числится.

ГУ МЧС России по Самарской области был произведен учет указанного объекта защитного сооружения гражданской обороны за номером 33199 (инв. № 660-63).

Кроме того, на данный объект гражданской обороны при вводе здания в эксплуатацию был составлен паспорт убежища от 15.12.1994. Предприятие, к которому приписано убежище, - Сызранский филиал АвтоВазбанка. Впоследствии предприятием, к которому приписано убежище, являлось ООО «Сызранская городская электросеть» (до 01.10.2015).

В настоящее время АО «Самарская сетевая компания» принадлежит 3494/4050 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Карла Маркса 24, а также нежилые помещения, состоящие из комнат в нежилом здании, расположенном по указанному адресу.

Вместе с тем, убежище с инвентарным номером 660-63, расположенное в данном нежилом здании, не является собственностью ООО «Сызранская городская электросеть» или АО «Самарская сетевая компания».

Также установлено, что в 2014 году администрацией городского округа Сызрань проводилась инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны на территории городского округа Сызрань, включая защитное сооружение по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Карла Маркса, 24 (№ 60 инвентаризационной ведомости).

Результаты данной инвентаризации, включая паспорта защитных сооружений гражданской обороны в количестве 125 штук, были направлены в ТУ Росимущества в Самарской области и получены административным ответчиком 23.07.2014.

Доказательств того, что административным ответчиком приняты какие-либо меры, необходимые для проведения учета защитных сооружений гражданской обороны, по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, в материалы дела не представлено.

Принимая во внимание, что убежище с инвентарным номером 660-63, расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Карла Маркса, д. 24, как объект федеральной собственности относится к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона является федеральным имуществом, суд пришёл к правильному выводу об удовлетворении административного иска прокурора г. Сызрани Самарской области о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Самарской области по необеспечению учета защитного сооружения гражданской обороны и возложении обязанности обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером 660-63, расположенного по указанному адресу, путем внесения в реестр федерального имущества.

Доводы апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Самарской области о невозможности проведения учета защитных сооружений по причине отсутствия паспорта защитного сооружения гражданской обороны, не могут быть приняты во внимание, поскольку в материалах дела имеется паспорт убежища (противорадиационного укрытия) № 660, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Карла Маркса, д. 24.

Доводы апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Самарской области о том, что отсутствуют императивные нормы, обязывающие Территориальное управление вносить в реестр федерального имущества объекты, обладающие признаками защитного сооружения гражданской обороны, следовательно, административным ответчиком не допущено бездействия, являются несостоятельными, основаны на неверном толковании норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Самарской области о том, что учет в реестре федерального имущества Российской Федерации осуществляется с момента предоставления сведений, необходимых и достаточных для учёта в реестре федерального имущества, не ставят под сомнение законность решения суда, не опровергают выводы суда первой инстанции, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении и разрешении дела не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 23 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи