ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-184/2021 от 14.05.2021 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-184/2021

Судья: Алексеев А.Н. Дело № 33а-1610/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 14 мая 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Матвеевой М.К., Холмогорова И.К.,

при секретаре Архиповой Ю.А.,

с участием прокурора Птицыной М.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 26 февраля 2021 года по делу по административному иску прокурора г. Мирного Республики Саха (Якутия) к Администрации Муниципального образования «Город Мирный» о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления, которым

постановлено:

Иск прокурора г. Мирного РС (Я) удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации Муниципального образования «Город Мирный», выразившееся в необеспечении земельными участками обратившихся граждан, имеющих 3 и более детей.

Признать незаконным бездействие администрации Муниципального образования «Город Мирный», выразившееся в необеспечении необходимой инфраструктурой земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим 3 и более детей.

Обязать администрацию Муниципального образования «Город Мирный» в срок до 01 сентября 2021 года образовать земельные участки в границах МО «Город Мирный» для последующего предоставления гражданам, имеющим 3 и более детей, обратившимся за их предоставлением в администрацию МО «Город Мирный» на день вынесения решения.

Обязать администрацию Муниципального образования «Город Мирный» в срок до 31 декабря 2023 года обеспечить инфраструктурой земельные участки:

- в мкр. Заречный города Мирный Республики Саха (Якутия) обеспечить строительство автодорог, сетей газоснабжения, электрификацией, водоснабжением;

- в мкр. УСЛЭП (1 и 2 очередь) по шоссе 50 лет Октября г. Мирный Республики Саха (Якутия) обеспечить строительство автодорог, сетей водоснабжения и водоотведения.

Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Мирного РС (Я) в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском, которым просит признать незаконным бездействие Администрации МО «Город Мирный» по обеспечению земельными участками граждан, имеющих 3 и более детей, и обеспечению необходимой инфраструктурой земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим 3 и более детей. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе осуществления проверки исполнения земельного законодательства, регламентирующего предоставление гражданам и многодетным семьям, имеющим 3 и более детей, земельных участков установлено, что всего в списке на получение земельных участков в МО «Город Мирный» состоит 414 многодетных семей, из которых в 2020 году земельные участки предоставлены только 50 семьям, когда как имеется возможность межевания более 400 участков на территории, отведенной для многодетных семей. Кроме того 301 земельных участков, ранее предоставленных многодетным семьям в микрорайонах Заречный и УСЛЭП, не обеспечены необходимой инфраструктурой – системами газоснабжения, водоснабжения, водоотведения. В бюджете муниципального образования на 2020 год предусмотрены средства на проведение работ по межеванию отведенной территории только в размере .......... руб. при необходимых .......... руб., по подпрограммам «Градостроительное планирование, развитие территорий» и «Индивидуальное жилищное строительство» муниципальной целевой программы «Реализация градостроительной политики, развитие и освоение территории на 2018-2022 г.г.» на 2021 и 2022 года предусмотрены бюджетные средства, которых недостаточно для обустройства земельных участков. Эти обстоятельства, а также отсутствие муниципальной программы по развитию и освоению территории города нарушают права многодетных семей и создают препятствия к осуществлению их прав и свобод по использованию земельных участков.

Судом принято вышеуказанное решение, которое оспаривается административным ответчиком.

В апелляционной жалобе представитель просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает о том, что решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации межмуниципальных инвестиционных проектов, в том числе, по развитию инженерной инфраструктуры муниципальных образований в силу Указа Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 600 и Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 07 ноября 2016 г. № 1464 отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и относится к расходным обязательствам бюджета субъекта РФ. Принятые со стороны Администрации муниципального образования меры по разработке муниципальной программы, подготовке проектов корректировки проектов межевания и планировки территорий, постановке земельных участков на кадастровый учет, направлению заявок о софинансировании мероприятий, заключению договоров по обеспечению газоснабжения территорий исключают незаконное бездействие. Заявленные прокурором требования фактически являются вмешательством в бюджетные правоотношения, ограничением права муниципального образования на самостоятельное решение вопросов местного значения. Относительно сроков, заявленных прокурором, в жалобе имеется ссылка на срок совершения действий по обеспечению инфраструктурой земельных участков для многодетных семей по Указу Главы РС (Я) – до 2024 года, который судом не учтен.

В судебное заседание представитель АМО «Город Мирный» не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного ответчика.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно ч.4 ст.310 КАС РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.

Судебная коллегия полагает, что такое основание по данному делу имеется.

Прокурор г. Мирный, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением в порядке ст.39 КАС РФ, заявил следующие требования: - о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления по обеспечению граждан, имеющих 3 и более семей (многодетных семей), земельными участками и возложении на него обязанности в срок до 1 сентября 2021 года образовать на территории муниципального образования земельные участки для последующего предоставления многодетным семьям,

- о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления РС (Я) по обеспечению необходимой инфраструктурой земельных участков, расположенных в микрорайонах Заречный и УСЛЭП г.Мирный, ранее предоставленных многодетным семьям, и возложении на него обязанности по обеспечению указанных земельных участков инфраструктурой в срок до 31 декабря 2023 года путем строительства автодорог, сетей газоснабжения, электрификации, водоснабжения и водоотведения.

Суд первой инстанции, удовлетворяя вышеуказанные требования прокурора, исходил из того, что разрешение вопросов, связанных с обеспечением многодетных семей земельными участками и необходимой для жизнеобеспечения инфраструктурой предоставленных этим семьям земельных участков, в силу действующего федерального и республиканского законодательства относится к полномочиям органа местного самоуправления.

Частью 1 статьи 176 КАС РФ предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года "О судебном решении").

Принятое по настоящему административному делу судебное решение приведенным требованиям не соответствует.

Часть 1 статьи 221 КАС РФ устанавливает, что состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 этого кодекса, предусматривающей полномочие суда привлечь к участию в деле административного соответчика, второго административного ответчика.

В соответствии с частью 5 статьи 41 КАС РФ в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг Правительству Российской Федерации поручено обеспечить до июля 2012 года разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса; разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

07.11.2016 года принят Указ Главы Республики Саха (Якутия) № 1465 «Об обеспечении инфраструктурой земельных участков, предоставляемым семьям, имеющих трех и более детей», пунктом 2 которого обеспечение необходимой инфраструктурой земельные участки, предоставленные для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, приемным родителям, имеющим трех и более детей, а также жилищно-строительным кооперативам, членами которых являются исключительно граждане, имеющие трех и более детей, поручено Правительству Республики Саха (Якутия) и органам местного самоуправления. Данным пунктом установлен срок исполнения - до 2024 года. Также Правительству Республики Саха (Якутия) поручено обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных настоящим Указом, при реализации государственных программ РС (Я) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы» и «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» (пункт 2.4).

Главам муниципальных образований рекомендовано предоставлять земельные участки для жилищного строительства многодетным семьям только с подведенной инфраструктурой (пункт 3.1).

Исходя из предмета заявленных требований, суду первой инстанции следовало рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле Правительства РС (Я).

Вышеизложенное свидетельствует о существенном нарушении судом норм процессуального права, повлиявшем на исход дела, без устранения которого невозможно восстановление и защита нарушенных прав лиц, в интересах которых заявлен административный иск. В связи с этим обжалуемое решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, правильно определить круг лиц, участвующих в деле, дать надлежащую оценку обжалуемым действиям (бездействию), и, установив по делу все юридически значимые обстоятельства, вынести решение в строгом соответствии с законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 26 февраля 2021 года по делу по административному иску прокурора г. Мирного Республики Саха (Якутия) к Администрации Муниципального образования «Город Мирный» о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Председательствующий Оконешникова М.М.

Судьи Матвеева М.К.

Холмогоров И.К.