ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1854/2021 от 05.04.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Перегонцева Н.В. № 33а-871/2022

№ 2а-1854/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 апреля 2022 года город Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Штейнле А.Л.,

судей: Туникене М.В., Холиковой Е.А.

при помощнике судьи: Тимофееве А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Русана Вадима Михайловича на решение Вяземского районного суда Смоленской области от 22 ноября 2021 г. по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Смоленской области к Русану В.М. о взыскании обязательных платежей и санкций.

Заслушав доклад судьи Туникене М.В., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Смоленской области (далее также – МИФНС России № 2 по Смоленской области, Инспекция), обратилась в суд с административным исковым заявлением к РусануВ.М. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2017-2019 гг. в размере 2087 333 руб., пени в размере 154596,19 руб., штрафа в размере 420 111 руб.; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности 1772 руб., пени - 1,86 руб.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за период начиная с 1 января 2017 г. в размере 225,14 руб., пени - 0,75 руб.; штрафа за налоговые правонарушения, установленные главой 16 НК РФ - 43999,50 руб.

В обоснование требований указано, что в результате проведенной Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области камеральной налоговой проверки выявлены налоговые правонарушения, выразившиеся в занижении Русаном В.М. налоговой базы в связи с отсутствием документального подтверждения профессиональных налоговых вычетов (расходов), уменьшающих налоговую базу за 2017-2019 гг. В результате чего суммы расходов были определены налоговым органом пропорционально сумме доходов, относящихся к общему режиму налогообложения. По результатам проверок доначислена сумма налога на доходы физического лица в сумме 2087333 руб.

В судебном заседании представитель административного ответчика ГольневИ.И. административный иск не признал.

Представитель административного истца в суд не явился, извещен надлежащим образом.

Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 22 ноября 2021г. административный иск МИФНС России № 2 по Смоленской области удовлетворен. С Русана В.М. в пользу бюджета взыскана недоимки по налогу на доходы физических лиц, в соответствии со ст. 227 НК РФ в размере 2087 333 руб., пени в размере 154596,19 руб., штрафа в размере 420 111 руб.; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 1772 руб., пени-1,86 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за период начиная с 1 января 2017 г. в размере 225,14 руб.; пени - 0,75 руб.; штрафа за налоговые правонарушения, установленные главой 16НК РФ - 43999,50 руб. Разрешен вопрос по госпошлине.

В апелляционной жалобе административный ответчик выражает несогласие с принятыми решениями налогового органа по результатам камеральных проверок, проведенных в отношении административного ответчика за 2017-2019 гг., а также решениями №№ 202, 203, 204 от 27 января 2021 г. о привлечении Русана В.М. к ответственности за совершение налогового правонарушения. Приводит доводы необходимости снижения штрафа, назначенного за совершение налогового правонарушения.

В суд апелляционной инстанции стороны не явились, уведомлены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности в соответствии со ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ст. 228 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить налог на доходы физических лиц с суммы полученного дохода.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Как следует из материалов дела, Русан В.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 10 июня 2016 г. по 18 сентября 2020 г.

При регистрации был заявлен основной вид деятельности - «Торговля розничная скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом в специализированных материалах». Помимо основного вида деятельности, при регистрации ИП Русаном В.М. были заявлены и дополнительные виды экономической деятельности. Заявитель применял системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Согласно представленным декларациям по ЕНВД налогоплательщик осуществлял розничную торговлю. Вместе с тем, при анализе движения денежных средств по банковским выпискам за 2017 -2019 гг. МИФНС России № 2 по Смоленской области установлено, что денежные средства поступали за продажу товаров и оказание услуг по строительным работам, что не попадает под виды деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. И по указанному виду деятельности Русану В.М. следовало отчитываться и по общей системе налогообложения.

В отношении Русана В.М. в связи с предоставлением им налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц по форме № 3-НДФЛ за 2017-2019 годы были проведены камеральные налоговые проверки.

В ходе проверок установлены занижения налоговой базы в связи с отсутствием документального подтверждения профессиональных налоговых вычетов (расходов), уменьшающих налоговую базу. В результате чего суммы расходов были определены налоговым органом пропорционально сумме доходов, относящихся к общему режиму налогообложения.

Решениями МИФНС России № 2 по Смоленской области от 27 января 2021г. №№ 202, 203, 204 Русан В.М. привлечен к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений. С учетом решений УФНС России по Смоленской области от 7 апреля 2021 г. №№ 82, 83, 84, по результатам рассмотрения апелляционных жалоб на решения налогового органа, которыми была снижена сумма штрафа, Русану В.М. за период 2017-2019 гг. доначислен налог на доходы физических лиц в размер 2087 333 руб., пени в размере 154596,19 руб., штрафа в размере 420 111 руб.

В адрес Русана В.М. направлены требования:

№ 118928 от 7 декабря 2020 г. об уплате недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 443 руб., пени - 0,38 руб. со сроком для добровольного исполнения до 22 декабря2020 г.; № 574 от 15 января 2021 г. об уплате недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.) 668,14 руб., пени – 1,33 руб., со сроком для добровольного исполнения до 29января2021 г.;

№ 574 от 15 января 2021 г. об уплате недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.) 668,14 руб., пени – 1,33 руб., со сроком для добровольного исполнения до 29января2021 г.;

№ 4803 от 3 февраля 2021 г. об уплате недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.) 668,14 руб., пени – 0,19 руб., со сроком для добровольного исполнения до 17 марта2021 г.;

№ 6019 от 5 марта 2021 г. об уплате недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.) 668,14 руб., пени – 0,19 руб., со сроком для добровольного исполнения до 19 апреля2021 г.;

№ 8739 от 8 апреля 2021 г. об уплате недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.), налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ в размере 2087333 руб., пени – 154596,90 руб., штрафа – 464110,50 руб. со сроком для добровольного исполнения до 28 апреля2021 г.

Поскольку Якубов Э.Д. обязательства по уплате налогов не исполнил, судебным приказом мирового судьи судебного участка № 14 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области от 26 мая 2021 г. с административного ответчика взыскана задолженность по обязательным платежам и санкциям.

Определением мирового судьи судебного участка № 14 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области от 16 июня 2021 г. судебный приказ от 26 мая 2021 г. отменен.

7 июля 2021 г. налоговый орган обратился с настоящим административным исковым заявлением в районный суд.

Разрешая спор, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, установив, что административным ответчиком обязательства по уплате недоимки и пени не исполнены, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Как следует из содержания пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам предоставлено право проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В силу статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Как правильно установлено судом, МИФНС России № 2 по Смоленской области, реализуя предоставленные законом полномочия, осуществила в отношении Русана В.М. налоговые проверки, в ходе которой выявила допущенные налогоплательщиком нарушения требований налогового законодательства, повлекшие занижение налогооблагаемой базы и не поступление в соответствующий бюджет налогов.

Результаты налоговой проверки оформлены соответствующим решениями, которое направлено налогоплательщику Русану В.М.

Решение о привлечении Русана В.М. к ответственности за совершение налоговых правонарушений административный ответчик в установленном порядке не обжаловал.

Досудебный порядок взыскания начисленной административному ответчику задолженности по налогу, пени и штрафу налоговым органом соблюден.

Правильность произведенного расчета и исчисленного размера взыскиваемой денежной суммы, а также соблюдение сроков обращения в суд, наличие оснований для взыскания с Русана В.М. суммы задолженности и наложения санкций, проверены судом в соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ.

Доводы апелляционной жалобы, сводятся к несогласию административного ответчика с решениями №№ 202, 203, 204 от 27 января 2021 г. о привлечении Русана В.М. к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Необходимо отметить, что в силу частей 1 и 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

При этом акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Административные исковые заявления об обжаловании решений налоговых органов подлежат рассмотрению судом в порядке главы 22 КАС РФ, в рамках производства которой оспариваемые решения и действия (бездействие) государственных органов подвергаются судебной проверке на предмет соответствия нормативным правовым актам оснований и порядка их принятия.

В рамках данного административного дела решения МИФНС России № 2 по Смоленской области, вступившие в законную силу, предметом проверки не являлись, требования об оспаривании решений налогового органа не заявлялись, соответственно, в силу положений части 3 статьи 308 КАС РФ, указанный довод апелляционной жалобы не может быть рассмотрен судом апелляционной инстанции.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, размер штрафа, наложенный за совершение налогового правонарушения был снижен УФНС России по Смоленской области при рассмотрении апелляционных жалоб Русана В.М., оснований для его изменения не имеется.

Иные доводы апелляционной жалобы административного ответчика не опровергают содержащиеся в решении суда выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Вяземского районного суда Смоленской области от 22 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Русана В.М. – Гольнева И.И. без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: