ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-186/2021 от 15.06.2021 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело № 2а-186/2021 (№ 33а-1699) судья Кузнецова Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июня 2021 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе:

председательствующего Епихиной О.М.,

судей Голомидовой И.В., Исаковской Э.Л.,

при секретаре Сычевой Е.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 на решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 20 февраля 2021 года по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, администрации г. Тулы о признании отказа незаконным, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, повторном рассмотрении заявления.

Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, повторном рассмотрении заявления, указав в обоснование заявленных требований, что, являясь ветераном Великой Отечественной войны, согласно уведомлению от 8 июля 2020 года, выданному министерством имущественных и земельных отношений Тульской области, принята на учет для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Для реализации права ФИО1 с использованием информационного ресурса – публичной кадастровой карты, выявлена территория, расположенная в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в Привокзальном районе г. Тулы, не занятая каким-либо земельным участком.

При полевом обследовании этой территории выявлено, что территория не огорожена и не используется, в связи с чем, на этой территории был спроектирован земельный участок площадью 1500 кв.м и изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

18 августа 2020 года ФИО1 обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1500 кв. м для индивидуального жилищного строительства, к которому была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

На заявление административному истцу по почте пришел ответ от 1 сентября 2020 года №29-01-13/11864, согласно которому министерство имущественных и земельных отношений Тульской области на основании подп. 1 п. 8 ст. 39.15 и подп. 4 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ отказало ФИО1 в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.

В ответе Министерство ссылается на то, что администрацией г. Тулы 30 октября 2013 принято постановление №3555 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, площадью 8885 кв.м, расположенной в <...> в Привокзальном районе г. Тулы для строительства детского дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время в соответствии с картой планируемого размещения объектов местного значения Генерального плана МО г.Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от 23 декабря 2016 года №33/838 на территории, ограниченной улицами Казанская, Невская, и Тверская в Привокзальном районе г. Тулы предусмотрено размещение объекта местного значения учебно-образовательного назначения.

Административный истец считает указанный отказ незаконным и необоснованным, поскольку ненормативные акты, на которые сослалось министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, не являются документами, находящимися в открытом доступе, а из карты планируемого размещения объектов местного значения Генерального плана МО г. Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от 23 декабря 2016 года за №33/838, имеющегося в общем доступе в сети Интернет, не следует, что на испрашиваемой территории предусмотрено размещение объекта местного значения учебно-образовательного назначения.

На основании изложенного административный истец ФИО1 просила суд признать незаконным отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению, поданному ФИО1 и зарегистрированному 18 августа 2020 года №29-01-20/772, изложенный в письме от 1 сентября 2020 года №29-01-13/11864, и обязать административного ответчика в полном объеме устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, обязав повторно рассмотреть заявление и принять решение в соответствии с нормами действующего законодательства.

Определениями от 22 декабря 2020 года и 20 января 2021 года соответственно в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы и Управление Росреестра по Тульской области.

Административный истец ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержал и просил удовлетворить заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Настаивал на том, что испрашиваемый административным истцом земельный участок не включен в состав территории, на которой планируется строительство детского сада.

Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что при рассмотрении заявления ФИО1 Министерством учитывалась информация предоставленная администрацией г. Тулы. Полагал, что при подготовке схемы административным истцом не были учтены документы территориального планирования, которые относятся к землеустроительной документации.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенности ФИО4 в судебном заседании поддержала позицию представителя административного ответчика, считала, что предварительное согласование предоставления ФИО1 испрашиваемого земельного участка может привести к невозможности последующего строительства запланированного объекта местного значения.

Представители заинтересованных лиц Правительства Тульской области, Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы, Управления Росреестра по Тульской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От представителя Управления Росреестра по Тульской области по доверенности ФИО5 поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Решением Пролетарского районного суда г. Тулы от 20 февраля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности ФИО2, представителя административного ответчика по доверенности ФИО3, представителя заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенности ФИО6, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 как ветеран Великой Отечественной войны принята на учет для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В целях реализации предусмотренного Законом Тульской области от 25 июня 2015 года №2314-ЗТО «Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» права ФИО1 на приобретение в собственность бесплатно земельного участка 18 августа 2020 года, действуя в интересах ФИО1 на основании доверенности, ФИО7 обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, п. Михалково, южнее <...> для индивидуального жилищного строительства, приложив к заявлению, в том числе, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно ответу министерства имущественных и земельных отношений, изложенному в письме от 1 сентября 2020 года №29-01-13/11864, ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.

В обоснование отказа указано на то, что 30 октября 2013 года администрацией г. Тулы принято постановление №3555 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, площадью 8885 кв.м, расположенного в <...> в Привокзальном районе г. Тулы, для строительства детского дошкольного образовательного учреждения;

правительством Тульской области принято распоряжение от 21 января 2014 года №24-р о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства (детское дошкольное образовательное учреждение);

согласно ранее разработанной проектной документации – Генплан «Застройка индивидуального строительства н.п. Михалково и н.п. Прудное», на территории, ограниченной улицами Казанская, Невская и Тверская в Привокзальном районе города Тулы, предусматривалось размещение детского сада, спортивной площадки и учреждения здравоохранения;

в соответствии с картой планируемого размещения объектов местного значения генерального плана муниципального образования г. Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 №33/3838, на территории, ограниченной улицами Казанская, Невская и Тверская в Привокзальном районе г. Тулы, предусмотрено размещение объекта местного значения учебно-образовательного назначения;

руководствуясь вышеизложенным, а также подп. 1 п. 8 ст. 39.15, подп. 4 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ министерство отказывает в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, а также в утверждении представленной схемы расположения земельного участка.

Исходя из даты оспариваемого решения (1 сентября 2020 года) и даты направления в суд настоящего административного искового заявления почтой (23 ноября 2021 года) установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок административным истцом соблюден.

Разрешая заявленные требования, проанализировав положения земельного, градостроительного законодательства, оценив по правилам ст. 84 КАС РФ доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, по существу указав на то, что утвержденным документом территориального планирования спорный земельный участок предназначен для размещения объекта местного значения и не может быть предоставлен административному истцу в собственность.

С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.

Проверяя в порядке ст. 308 КАС РФ полномочия должностного лица на принятие оспариваемого решения от 1 сентября 2020 года, судебная коллегия установила, что оно принято уполномоченным в соответствии с положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 года №452 и приказом министра имущественных и земельных отношений Тульской области от 19 мая 2020 №45 «О закреплении права подписи документов» должностным лицом – директором департамента имущественных и земельных отношений министерства имущественных и земельных отношений Тульской области ФИО8.

В соответствии с подп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа в случае предоставления, в том числе, земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности отдельным категориям граждан в собственность предусмотрен Законом Тульской области от 25 июня 2015 года №2314-ЗТО «Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно».

В соответствии со ст. 1 Закона Тульской области от 25 июня 2015 года №2314-ЗТО «Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» административный истец относится к категории граждан, которым предоставляются в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка закреплены в ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

На основании указанных положений схема расположения земельного участка является документом, необходимым для образования земельного участка.

В силу п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из подп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса

В п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, среди которых, в том числе, подп. 4 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ предусматривает такое основание к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка как несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

На основании ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план относится к документам территориального планирования, в то время как проект планировки территории в силу ст. 41 Градостроительного кодекса РФ – к документации по планировки территории.

В решении министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 1 сентября 2020 указано на то, что в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность отказано, в том числе, на основании подп. 4 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

При том условии, что проект планировки территории г. Тулы не утвержден, генеральный план не относится к землеустроительной документации, равно как и спорный земельный участок к особо охраняемой природной территории, то министерство имущественных и земельных отношений Тульской области необоснованно в решении от 1 сентября 2020 года указало на применение подп. 4 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

Постановлением администрации г. Тулы №3555 от 30.10.2013 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, площадью 8885 кв.м, расположенного в <...> в Привокзальном районе г. Тулы, для строительства детского дошкольного образовательного учреждения.

Между тем, порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта был установлен ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ, утратившей силу с 1 марта 2015 года, который включал: выбор земельного участка в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса РФ, выполнение кадастровых работ и кадастрового учета земельного участка, а также принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Согласно ч. 5, ч. 6 и ч. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ, утратившей силу с 1 марта 2015 года, результаты выбора земельного участка оформляются актами о выборе земельного участка для строительства; к данному акту прилагается утвержденная органом местного самоуправления, схема расположения земельного участка; исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждает акт выбора земельного участка, который действует в течение в трех лет.

С момента принятия распоряжения правительства Тульской области от 21 января 2014 года №24-р о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства (детское дошкольное образовательное учреждение) прошло более трех лет.

23 декабря 2016 года Тульской городской Думы решением № 33/838 утвержден Генеральный план муниципального образования г. Тулы, предусмотревшей новый перспективный план развития населенного пункта, на основании которого будет осуществляться планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территории, в связи с чем, постановление администрации г. Тулы №3555 от 30 октября 2013 года утратило силу и не может быть применимо.

Приведенные в судебном решении суждения суда первой инстанции относительно наличия оснований для отказа в удовлетворении требований со ссылкой на документы планировки территории и в в порядке подп. 4 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, нельзя признать правильными.

Вместе с тем, указанное обстоятельство, само по себе не может быть основанием к отмене постановленного по делу судебного решения и удовлетворения заявленных требований, как об это указано в апелляционной жалобе.

По смыслу п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, а также с подачи в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в том числе, в случае, если земельный участок предстоит образовать.

Согласно п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка должна быть приложена также схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

В силу п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

В соответствии с подп. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи.

Пунктом 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такие требования утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

В соответствии с п. 4 указанных Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно подп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

Принимая оспариваемое решение, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обоснованно сослалось на то обстоятельство, что в соответствии с картой планируемого размещения объектов местного значения Генерального плана муниципального образования город Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от 23 декабря 2016 № 33/838 (в редакции решения от 25 декабря 2019 года), на территории, ограниченной улицами Казанская, Невская и Тверская в Привокзальном районе г. Тула, предусмотрено размещение объекта местного значения учебно-образовательного назначения.

Тем самым, представленная к утверждению схема расположения земельного участка не могла быть утверждена в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии в п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ (подп. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ).

При этом, основание к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность соответствует подп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, согласно которому схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

В оспариваемом решении от 1 сентября 2020 года указано конкретное основание, предусмотренное подп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, изложенное в решении обстоятельство, послужившее основанием к отказу, объективно подтверждено.

Генеральный план в соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса РФ относится к документам территориального планирования муниципального образования.

Под генеральным планом понимается проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий.

Основной частью генерального плана (также называемой собственно генеральным планом) является масштабное изображение, полученное методом графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографический план территории. При этом объектом проектирования может являться как земельный участок с расположенным на нем отдельным архитектурным сооружением, так и территория целого города.

Под объектами местного значения понимаются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Соблюдение положений, содержащихся в генеральном плане, призвано обеспечить соблюдение прав граждан и юридических лиц на земельные участки, находящиеся в составе земель населенного пункта.

Решением Тульской городской Думы от 23 декабря 2016 года №33/838 (в редакции решения от 25 декабря 2019 года) утвержден Генеральный план муниципального образования г. Тулы (далее – Генеральный план), приложениями к которому являются, в том числе, Положение о территориальном планировании, карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа Тула.

Согласно разделу 1 «Сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального образования, их основные характеристики, их местоположение (или функциональные зоны) Положения о территориальном планировании предусмотрено строительство дошкольной образовательной организации на 250 мест по адресу: <...>.

В то же время, из карты планируемого размещения объектов местного значения, являющейся приложением к Генеральному плану, сведений из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности усматривается, что на территории, ограниченной улицами Казанская, Невская и Тверская в Привокзальном районе г. Тулы, предусмотрено размещение объекта местного значения – учебно-образовательного назначения.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца настаивал на том, что в данном случае возможно и предоставление испрашиваемого земельного участка административному истцу и размещение на спорном земельном участке дошкольного образовательного учреждения.

Изложенные суждения судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку решение вопроса о площади земельного участка, который необходим для размещения объекта местного значения, объектах инфраструктуры к нему, относится исключительно к компетенции органа местного самоуправления.

На карте планируемого размещения объектов местного значения отсутствуют сведения о площади земельного участка, необходимой для размещения объекта местного значения – дошкольного образовательного учреждения.

Вместе с тем, на карте планируемого размещения объектов местного значения описана и отображена планируемая к размещению дошкольная образовательная организация в соответствии с Требованиями к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, являющимися приложением к приказу Минэкономразвития России от 9 января 2018 года №10.

Отсутствие площади земельного участка само по себе не опровергает того обстоятельства, что спорном земельном участке в соответствии с Генеральным планом муниципального образования г. Тулы, утвержденным решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 № 33/838, предусмотрено размещение объекта местного значения, что достоверно установлено в ходе судебного разбирательства дела.

В суде апелляционной инстанции в порядке ст. 308 КАС РФ получена консультация специалиста – заместителя начальника управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы ФИО13, который в ходе исследования представленных в суд апелляционной инстанции схемы расположения объекта местного значения, подготовленной в рамках рассмотрения настоящего дела, а также карты (схемы) генерального плана, – карта планируемого размещения объектов местного значения, пояснил, что возможность строительства детского сада на иных земельных участках пос. Михалково г. Тулы отсутствует. В <...> является основной, которая проходит вдоль всего поселка, в связи с чем указана в качестве ориентира. На карте планируемого размещения объектов местного значения местоположение дошкольной образовательной организации указано на территории, ограниченной улицами Казанская, Невская, Тверская. Вместе с тем, при условии, что масштаб на данной карте очень мелкий, то при приближении можно не попасть в местоположение «ул. Колхозная», соответственно, это была привязка в Положении о территориальном планировании, которая потом на карте более точно обозначена. Планируемый к строительству объект местного значения – детский сад, является типовым и будет состоять непосредственно из самого детского сада, а также вспомогательных сооружений, в связи с чем для его строительства необходим весь земельный участок ограниченный улицами Казанская, Невская, Тверская.

Из материалов дела и представленных доказательств следует, что рассматриваемая территория располагается в границах красных линий и составляет 20423 кв.м. Согласно пояснениям специалиста, приведенная площадь необходима для расположения образовательного учреждения вместе с объектами инфраструктуры, в то время как более точная площадь будет определена в результате проектирования.

Из материалов дела также следует, что ранее для размещения детского дошкольного образовательного учреждения истребовалась площадь в размере 8885 кв.м, в связи с чем, постановлением администрации г. Тулы №3555 от 30 октября 2013 года утверждена схема расположения земельного участка.

Сторона административного истца также в судебном заседании настаивала на том, что для размещения детского сада будет достаточно площади в 9500 кв.м.

В свою очередь, в суде апелляционной инстанции стороной административного ответчика приведены убедительные мотивы и доводы, а также представлены достоверные доказательства, обосновывающие необходимость истребования под застройку детского сада всей территории ограниченной улицами Казанская, Невская, Тверская, в том числе, представлена копия сопроводительного письма управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы от 12 марта 2021 года СЗ-792/1 с приложением проекта строительства детского сада на 240 мест в <...> и схемы планировочной организации земельного участка.

Согласно исследованной судебной коллегии в порядке ст. 308 КАС РФ схеме совмещения границ испрашиваемого земельного участка и проекта строительства детского сада с планом территории, ограниченной улицами Казанская, Невская и Тверская в городе Туле, испрашиваемый ФИО1 земельный участок полностью расположен в границах земельного участка, предназначенного в соответствии с Генеральным планом муниципального образования г. Тулы для размещения объекта местного значения – дошкольной образовательной организации.

Судебная коллегия также учитывает, что до вынесения обжалуемого решения суда первой инстанции министерством имущественных и земельных отношений Тульской области принято распоряжение от 25 января 2021 года №111 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, г. Тула, Привокзальный район, пос. Михалково», согласно которому муниципальному учреждению «Управление капитального строительства г. Тулы» предварительно согласовано предоставление из земель населенных пунктов земельного участка площадью 20423 кв.м, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, пос. Михалково; утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по указанному адресу, категория земель: земли населенных пунктов, площадь 20423 кв.м, вид разрешенного использования – дошкольное, начальное и среднее общее образование, территориальная зона – зона застройки индивидуальными жилыми домами.

На момент рассмотрения заявления административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственности указанное выше распоряжение отсутствовало.

Вместе с тем, распоряжение от 25 января 2021 года №111 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, г. Тула, Привокзальный район, пос. Михалково» свидетельствует о том, что органом местного самоуправления реализуются полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и последовательно осуществляются действия, направленные на строительство дошкольной образовательной организации в целях повышения доступности качественных услуг образования на территории муниципального образования город Тула.

Тем самым, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обоснованно отказало ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.

Вопреки доводам административного истца оспариваемый отказ не нарушает его права, поскольку отказ в реализации права на получение в собственность бесплатно земельного участка административным ответчиком не принимался, административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления конкретного земельного участка, что не лишает его права повторно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно другого земельного участка, равно как и получить земельный участок иным способом, предусмотренным ст. 2 Закона Тульской области от 26.10.2015 № 2362-ЗТО «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно».

При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого решения уполномоченного органа незаконным не имеется.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, по существу выраженной стороной административного истца в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей отражение и правильную правовую оценку в постановленном по административному делу решении, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 20 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 2 ст. 318, ч. 1 ст. 319 КАС РФ кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: