ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1898/2021 от 27.04.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Норбоева Б.Ж. поступило 28.03.2022

Номер дела суда 1 инст. 2а-1898/2021 33а-1332/2022

УИД 04RS0021-01-2021-003693-12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 апреля 2022 года г.Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Ихисеевой М.В.,

судей коллегии Назимовой П.С., Матвеевой Н.А.,

при секретаре Федоровой Ю.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО14 к Республиканской комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ, Правительству Республики Бурятия о признании незаконным решения

по апелляционной жалобе представителя административного истца Шаракшанэ Б.В.,

на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 4 августа 2021 года, которым административное исковое заявление ФИО15 оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Матвеевой Н.А., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобой, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд, ФИО16 просит признать незаконным решение Республиканской комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ об отказе в выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации, обязать Республиканскую комиссию по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ повторно рассмотреть ее заявку – анкету на выделение квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что в мае 2021 года истец обратилась в филиал ФГУП «ПВС» МВД России по Республике Бурятия с заявкой-анкетой о выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Уведомлением от 07.06.2021 г. исх. №47/5594/32 истец была извещена о принятии ответчиком решения об отказе в выделении истцу квоты на выдачу разрешения на временное проживание в РФ. При этом уведомление не содержит ни дату принятого решения, ни правового обоснования принятого решения. Копию протокола заседания Комиссии истцу не выдают, в связи с чем, неизвестны причины отказа в выделении квоты. Принятое Комиссией решение, препятствуя в получении разрешения на временное проживание в РФ, нарушает право истца на проживание на территории РФ. Учитывая имеющиеся квотные места и отсутствие обоснованных причин отказа в выделении квоты, истец считает решение Комиссии незаконным и подлежащим отмене.

Административный истец ФИО17 в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена.

Представитель истца по доверенности – адвокат Шаракшанэ Б.В. заявленные требования поддержал.

Представитель Республиканской комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации по доверенности Дулганов В.Т. с административными требованиями не согласился.

В судебном заседании представитель Правительства Республики Бурятия Цыденов Д.Б. указал, что Правительство Республики Бурятия в данном споре ненадлежащие ответчики.

Представитель заинтересованного лица МВД по Республики Бурятия Шелковникова Е.Ю., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении иска. Суду пояснила, что административный истец не лишена возможности повторно подать анкету-заявку, которая подлежит рассмотрению вновь созданной комиссией.

Районным судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного истца по доверенности Шаракшанэ Б.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В заседание судебной коллегии административный истец, ее представитель Шаракшанэ Б.В., представители ответчиков не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания.

Представитель МВД по РБ по доверенности Шалаев В.В. возражал против отмены судебного решения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 115-ФЗ) разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Согласно статье 6 Федерального закона № 115-ФЗ разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 1).

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан (абзац 1 пункта 2).

Абзац 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ предусматривает, что Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва, порядок распределения указанной квоты соответствующими комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 2345 утверждены Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва; а также Правила распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации (далее также – Правила распределения квоты).

Указанными Правилами установлен порядок распределения квот комиссиями по распределению квоты, формируемыми в субъектах Российской Федерации (пункт 1).

В пункте 4 Правил распределения квоты указано, что Комиссия при принятии решения руководствуется следующими критериями оценки иностранного гражданина:

а) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовой деятельности на территории субъекта Российской Федерации не менее 6 месяцев в совокупности в каждом году в течение 3 лет, предшествующих году, на который Правительством Российской Федерации утверждена квота. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах страховые взносы не уплачиваются;

б) обучение не менее одного года по очной или очно-заочной форме в государственной образовательной организации высшего образования, государственной профессиональной образовательной организации или государственной научной организации, расположенных на территории Российской Федерации, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;

в) наличие (отсутствие) специальности (профессии), востребованной на рынке труда в субъекте Российской Федерации, и опыта работы по такой специальности (профессии);

г) наличие (отсутствие) законного источника средств к существованию;

д) наличие (отсутствие) образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве и признанных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности указанных образования и (или) квалификации, и законодательством Российской Федерации;

е) наличие (отсутствие) родственников из числа граждан Российской Федерации или иностранных граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации (полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, двоюродные братья и сестры, дяди, тети);

ж) наличие (отсутствие) жилого помещения на праве собственности в субъекте Российской Федерации;

з) наличие (отсутствие) непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

и) привлечение (непривлечение) в течение года к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 марта 2021 года № 74 (действовавшем на момент возникновения спорных отношений и вынесения обжалуемого судебного решения) создана Республиканская комиссия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации и утверждено Положение о Республиканской комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации (далее – Положение о комиссии), утвержден её состав в количестве 13 членов.

Комиссия в Республике Бурятия является постоянно действующим совещательным органом, осуществляющим рассмотрение заявок-анкет о выделении квоты на выдачу иностранному гражданину и лицам без гражданства разрешения на временное проживание (далее - заявка-анкета) в Российской Федерации (пункт 1 Положения о комиссии).

В полномочия Комиссии входит рассмотрение заявок-анкет иностранных граждан и лиц без гражданства, принятие решения о выделении квоты либо об отказе в ее выделении по заявке-анкете (пункт 7 Положения о комиссии).

При рассмотрении заявок-анкет иностранных граждан и лиц без гражданства Комиссия руководствуется критериями оценки, предусмотренными в пункте 4 Правил распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 2345 (пункт 8 Положения о комиссии).

Пунктом 12.2 Положения о комиссии предусмотрено, что в течение 10 рабочих дней члены комиссии рассматривают заявки-анкеты иностранных граждан и лиц без гражданства, руководствуясь критериями оценки, предусмотренными в пункте 4 Правил распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 2345, и направляют информацию по заявкам-анкетам, по которым имеются замечания, в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29 апреля 2021 года гражданка США ФИО18 обратилась в Республиканскую комиссию по распределению квоты с заявкой-анкетой о выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

7 июня 2021 года заместитель председателя комиссии направил в адрес ФИО19 уведомление за номером ... об отказе в выделении квоты.

Из выписки из протокола заседания Республиканской комиссии от 3 июня 2021 года № 47/5459 следует, что решение в отношении административного истца принято на заседании комиссии в составе 11 членов (вопрос 33); проголосовали: «за» - 0 голосов, «против» - 11 голосов, «воздержались» - 0 голосов. Постановили - в выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации ФИО20 отказать.

Разрешая возникший между сторонами спор и отказывая удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение Республиканской комиссии принято уполномоченным органом, нарушений прав административного истца не допущено.

Судебная коллегия проверяя законность обжалуемого судебного акта приходит к следующему.

Из дела видно, что содержание протокола № ... от 3 июня 2021 года и направленное ФИО21 уведомление от 7 июня 2021 года являются взаимосвязанными.

В ответе и протоколе заседания Республиканской комиссии не имеется обоснования отказа ФИО22 в выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации, со ссылками на правовые нормы, на установленные комиссией фактические обстоятельства.

Протокол заседания комиссии содержит по существу ничем не мотивированный вывод об отказе ФИО23 в выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а ответ от 7 июня 2021 года не имеет иного обоснования, кроме как ссылки на данный протокол.

Согласно подпункту «в» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

В силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при проверке законности решений, действия (бездействия) публичных органов суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.

В заявке – анкете ФИО24 указала, что место ее рождения – Республика Корея, имеет гражданство Соединенных Штатов Америки, которое приобретено ею в 1995 г., иного гражданства не имела и не имеет. В <...> Проходит обучение в Бурятском государственном университете им. Д.Банзарова, очная форма обучения слушатель 2 года обучения курсов русского языка как иностранного с 01.09.2020. С 17.09.2018 по 15.05.2019 обучалась на подготовительных курсах русского языка иностранной кафедры «русский язык» Юридического факультета Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, с 01.09.2019 по 30.06.2020 проходила обучение русскому языку как иностранному в институте филологии, иностранных языков и массовых коммуникаций Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова, кафедра русского языка как иностранного. Трудовую деятельность на территории субъекта РФ не осуществляла. Имеет личные денежные накопления на расчетном счете в ПАО «Сбербанк». Имеет жилое помещение, расположенное по адресу: <...> адрес временного пребывания указан тот же.

Однако из оспариваемого административным истцом решения неясно, какими именно критериями, перечисленными в пункте 4 Правил распределения квоты, руководствовалась Республиканская комиссия, отказывая ФИО25 в выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Отсутствие в оспариваемом решении Республиканской комиссии ссылки на конкретное основание для отказа ФИО26 в выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации создает правовую неопределенность, допускает возможность произвольного принятия решения, широту дискреционных полномочий публичного органа, от усмотрения которого зависит принятие того или иного решения, которое имеет для иностранного гражданина соответствующие последствия.

Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого решения от 3 июня 2021г. нельзя признать правильными.

Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о нарушении прав административного истца подлежат отклонению исходя из следующего.

Из содержания ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По смыслу данной нормы закона, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства, одновременно с наличием факта нарушения прав и законных интересов заявителя.

Федеральным законом от 01.07.2021 №274-ФЗ внесены изменения в пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» согласно которым, полномочия создания комиссий по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации возложены на территориальные органы МВД России.

Приказом МВД по Республике Бурятия от 23.07.2021 № 485 создана Комиссия при МВД по Республике Бурятия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации и утверждено Положение о Комиссии при МВД по Республике Бурятия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации (далее – Положение), утвержден её состав в количестве 13 членов – представителей заинтересованных органов исполнительной власти Республики Бурятия, МВД по Республике Бурятия, иных территориальных органов исполнительной власти на территории Республики Бурятия.

Комиссия рассматривает вопросы, связанные с распределением квоты на выдачу иностранному гражданину и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (п.2 Положения).

Из материалов дела следует, что решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 29 ноября 2021 года административное исковое заявление ФИО27 к Комиссии при МВД по Республике Бурятия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о признании незаконным решения удовлетворено, признано незаконным и отменено решение Комиссии при МВД по РБ по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ от 20 сентября 2021 года (пункт 75 протокола заседания комиссии от 20 сентября 2021 года №47/8902). На Комиссию при МВД по РБ по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации возложена обязанность повторно рассмотреть анкету-заявку ФИО28 от 3 сентября 2021 года о выделении квоты на выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным дела Верховного Суда Республики Бурятия от 9 февраля 2022 года решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 29 ноября 2021 года оставлено без изменения.

Следовательно, оснований полагать, что решением Республиканской комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ от 3 июня 2021 года, в настоящее время нарушаются права ФИО30, в том числе, ее право на обращение с заявкой – анкетой в уполномоченный орган - Комиссию при МВД по Республике Бурятия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, как и оснований для применения ч. 1 ст.44 КАС РФ, не имеется.

В связи с чем, решение суда отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 4 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.05.2022.

Председательствующий: М.В.Ихисеева

Судьи: П.С.Назимова

Н.А. Матвеева