ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1899/19 от 16.10.2019 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 2а-1899/2019, 33а- 3778/2019 а.ж.

Судья Кострюков П.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 16 октября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего: Епифановой С.А.,

судей: Корнеевой А.Е., Курохтина Ю.А.,

при секретарях: Дрожжиной В.О., Кулешовой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г. Тамбова о признании незаконным решения от 5 августа 2019 г. об отказе в проведении публичного мероприятия, об обязании согласовать публичное мероприятие в форме пикета,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 8 августа 2019 года.

Заслушав доклад судьи Корнеевой А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации г. Тамбова о признании незаконным решения от 5 августа 2019 г. об отказе в проведении публичного мероприятия, о возложении на администрацию г. Тамбова обязанности согласовать публичное мероприятие в форме пикета, привлечь сотрудников администрации г. Тамбова к административной ответственности по статье 5.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование требований указано, что 5 августа 2019 г. она подала в администрацию г. Тамбова уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикета, запланированного на 10 августа 2019 г. в период с 14 час. 00 мин. до 15 час. 30 мин. в сквере Державинский г. Тамбова. Решением администрации г. Тамбова от 5 августа 2019 г. отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, поскольку в уведомлении отсутствует регламент проведения публичного мероприятия, а также, что заявленное место, исходя из его описания, подпадает под запрет статьи 5 Закона Тамбовской области от 6 декабря 2012 г. №220-З «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Тамбовской области», а именно то, что заявленное место по территории непосредственно прилегает к зданиям, в которых размещены музеи.

Считает, что основания отказа в согласовании проведения публичного мероприятия незаконны, поскольку подача регламента проведения публичного мероприятия совместно с уведомлением в орган местного самоуправления законодательством не предусмотрена. Также статьей 5 Закона Тамбовской области от 6 декабря 2012 г. №220-З «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Тамбовской области» определены места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, при этом положения статьи не распространяются на пикетирование. Несогласование проведения публичного мероприятия является воспрепятствованием к его проведению, что влечет за собой ответственность по статье 5.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 8 августа 2019 года административный иск ФИО1 оставлен без удовлетворения.

ФИО1 была подана апелляционная жалоба в Тамбовский областной суд об отмене указанного решения суда.

Мотивирует доводы жалобы тем, что административный ответчик незаконно отказал ей в проведении публичного мероприятия, выдвигая необоснованное требование предоставления сведений, материалов и документов, не предусмотренных законодательством. Считает, что в полном объеме выполнила требования Федерального закона № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях», Закона Тамбовской области от 30 ноября 2014 года № 271-З «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Тамбовской области», согласно которым организатор мероприятия не обязан подавать регламент в момент подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Полагает, что администрацией г. Тамбова незаконно отказано в проведении публичного мероприятия со ссылкой на запрет проведения публичного мероприятия в указанном месте, поскольку оно попадает под запрет статьи 5 Закона Тамбовской области от 6 декабря 2012 года № 220-3 «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Тамбовской области». Необоснованность данного основания для отказа установлена решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 8 августа 2019 года.

Кроме того, указывает на нарушение её права на проведение публичного мероприятия, установленного статьей 31 Конституции Российской Федерации и нормами международного права.

Проверив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО1, поддержавшую поданную жалобу, представителя администрации г. Тамбова ФИО2, возражавшую против отмены решения суда, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части с прекращением производства по делу.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В целях обеспечения реализации указанного права был принят Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон о собраниях), положения которого устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

По смыслу норм Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, что прямо закреплено п.4 ч. 44 ст. 5, п. 5, п. 7.1, п. 2 ч. 3 ст. 6, п. 5 ч. 1ст. 12, п. 3ч. 2 ст. 13, ч. 1, п. 2 ч. 3 ст. 14, ч. 1, ч. 3 ст. 18.

При этом названные требования законодательства к обеспечению общественного порядка и безопасности адресованы как к органам государственной власти, так и к организаторам и участникам публичного мероприятия.

В соответствии с частью 2 статьи 7 указанного Федерального закона, порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции в администрацию г. Тамбова 5 августа 2019 г. ФИО1 подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикета, запланированного на 10 августа 2019 г. в период с 14 час. 00 мин. до 15 час. 30 мин в сквере Державинский г. Тамбова с предполагаемым количеством участников мероприятия до 50 человек.

Данное уведомление было рассмотрено администрацией г. Тамбова, и 5 августа 2019 г. ФИО1 письмом сообщено о невозможности согласовать проведение публичного мероприятия, поскольку в поданном уведомлении отсутствует регламент проведения публичного мероприятия, что является нарушением статьи 2 Закона Тамбовской области от 30 ноября 2004 г. N 271-З «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Тамбовской области». Помимо этого, указано на то, что заявленное место, исходя из его описания, подпадает под запрет статьи 5 Закона Тамбовской области от 6 декабря 2012 г. №220-З «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Тамбовской области», а именно: заявленное место по территории непосредственно прилегает к зданиям, в которых размещены музеи. Также обращено внимание на обязанность участников публичного мероприятия соблюдать его регламент в силу пункта 2 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Нормы Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно преамбуле названного Закона, прежде всего направлены на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно.

Положения статьи 21 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливают, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Осуществление свободы на выражение мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц. (п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) и "Всеобщей декларации прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)).

Порядок согласования и проведения публичного мероприятия регламентирован на территории Тамбовской области нормами Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Законом Тамбовской области от 30 ноября 2004 г. № 271-З «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Тамбовской области».

Исходя из положений статей 2, 7 Закона о собраниях и статьи 2 Закона Тамбовской области от 30 ноября 2014 г. № 271-З при подаче уведомления организатор публичного мероприятия обязан предоставить регламент его проведения, в котором указывается почасовой план проведения основных этапов публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа. Уведомление о проведении публичного мероприятия и регламент публичного мероприятия подписываются организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 и пунктом 1 части 2 статьи 14 Закона о собраниях уполномоченный представитель органа внутренних дел и уполномоченный представитель органа местного самоуправления имеет право требовать от организатора публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения. Нарушение организатором и участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, в том числе нарушение регламента, влечет за собой наложение наказания в соответствии со статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. А обязанность участников публичного мероприятия соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия установлена пунктом 2 части 3 статьи 6 указанного Закона.

Таким образом, из вышеуказанных норм действующего законодательства, следует, что регламент проведения публичного мероприятия является обязательным документом, определяющим все этапы проведения публичного мероприятия и ответственных за соблюдение этих этапов лиц.

Исходя из соблюдения прав участников публичного мероприятия, обеспечения их безопасности, а также общественного порядка, контроль за соблюдением регламента является необходимым условием проведения публичного мероприятия, и, следовательно, его подача в орган местного самоуправления одновременно с уведомлением является обязательной.

При отсутствии регламента у органа местного самоуправления не имелось достаточной информации для проведения процедуры согласования заявленного публичного мероприятия. Уведомление о невозможности согласования проведения мероприятия было получено ФИО1 5 августа 2019 г. Следовательно, до даты проведения мероприятия она имела возможность представить необходимые документы для осуществления процедуры согласования пикета в орган местного самоуправления, что ею сделано не было.

Соответственно, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что администрацией г.Тамбова не было допущено нарушения прав ФИО1 на организацию и проведения публичного мероприятия. Кроме того, заявленное количество участников не позволяло административному ответчику сделать однозначный вывод о форме проведения мероприятия.

На основании изложенного, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу об обоснованности выводов суда первой инстанции о том, что административным ответчиком доказаны обстоятельства, имеющие значение, и представлены доказательства того, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленных должностному лицу законом компетенции, основания для принятия оспариваемого решения имелись, их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, отвечало интересам обеспечения общественного порядка в целях предотвращения беспорядков, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Что касается требований ФИО1 о привлечении сотрудников администрации г. Тамбова к административной ответственности, то суд не наделен полномочиями рассматривать в порядке административного судопроизводства вопросы, связанные с возбуждением дела об административных правонарушениях, в том числе, и по статье 5.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения. В связи с чем, данное требование не подлежало рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства применительно к пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о принятии административного иска ФИО1 к производству суда имелись основания для отказа в принятии административного иска в этой части, поскольку федеральным законом право на обращение в суд с требованием о привлечении к административной ответственности гражданину не предоставлено.

Между тем, суд первой инстанции, не применив пункт 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принял административный иск к своему производству и рассмотрел его по существу.

В силу пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В этой связи обжалуемое решение суда в части требований о привлечении к административной ответственности подлежит отмене, а производство по административному делу в этой части - прекращению.

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 8 августа 2019 года отменить в части.

Производство по заявленным требованиям о привлечении сотрудников администрации г. Тамбова к административной ответственности по статье 5.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы во Второй кассационный суд общей юрисдикции (121357, <...> 2kas@sudrf.ru).

Председательствующий :

Судьи: