ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-189/2022 от 29.06.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Зарбаева В.А., № 2а-189/2022

дело № 33а-1772 пост. 29.06.2022 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Улан-Удэ 11 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Сокольниковой Н.А.

судей коллегии Матвеевой Н.А., Назимовой П.С.,

при секретаре Гетмановой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова С.С. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, ФГУП «Главное промышленно-строительное управление ФСИН России», ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, возмещении ущерба и морального вреда по апелляционной жалобе Иванова С.С. на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 3 марта 2022 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

обращаясь в суд, осужденный Иванов С.С., отбывающий наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, просил признать незаконными действия (бездействие) исправительного учреждения по необеспечению надлежащих условий содержания, а именно:

- установление высоких цен на продукты питания и предметы первой необходимости в магазине исправительного учреждения;

- неоказание необходимой медицинской помощи;

- отсутствие возможности полноценно совершать религиозные обряды;

- нарушение правил организации питания осужденных;

- неправильное расположение в жилой камере скамьи и стола;

- несоответствие оборудования душевых кабин предъявленным требованиям, отсутствие перегородок между лейками;

- ограничение возможности находиться вне камер в течение дня не менее 8 часов для участия в общественно полезной деятельности, в культурно-массовых мероприятиях, для занятия любой иной позитивной деятельностью, направленной на социализацию и адаптацию осужденных;

- отсутствие возможности заниматься спортом и физическими упражнениями, спортивными играми с правом использования личного спортивного костюма и спортивной обуви, в том числе во время ежедневных прогулок;

- воспрепятствование личному общению с другими осужденными, запрет на переписку с осужденными, содержащимися в этом же исправительном учреждении;

- нарушение нормативов естественного и искусственного освещения камер;

- отсутствие условий для сушки белья в камерах,

- отсутствие принудительной вентиляции, в том числе в туалетной комнате;

- невыдача моющих и дезинфицирующих средств для уборки камер;

- установка в камерах отсекающих решеток, что негативно влияет на естественное освещение, проветривание камер; приводит к невозможности использовать радиаторы отопления для сушки вещей; препятствует уборке помещения;

- незаконное водворение осужденных в металлические клетки при выводе из камеры в иные помещения исправительного учреждения;

- осуществление круглосуточного видеонаблюдения;

- запрет личного присутствия осужденных во время обысков камер;

- отсутствие возможности прилечь на кровать в течение дня;

- оборудование прогулочных дворов с нарушением строительных норм и правил.

- несоблюдение требований, предъявляемых к площади жилых камер, приходящейся на одного осужденного;

- высокая влажность в жилых камерах;

- изношенность покрытия пола в камерах.

Административный истец просил взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1 000 000 руб.

В обоснование требований Иванов С.С. указал, что с 9 апреля 2018 года отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. Условия содержания в исправительном учреждении не отвечают российским и международным пенитенциарным нормам.

В частности, естественное и искусственное освещение в жилых камерах не позволяет писать, читать, заниматься иной полезной деятельностью. Из-за плохого освещения Иванов С.С. испытывает дискомфорт, у него ухудшилось зрение.

Окна в камере открываются всего на 15 см, в камерах № ..., ..., ..., ..., ... открывается только одно окно; в период с июня по октябрь камеры практически не проветриваются, что усугубляется влажным климатом региона. Вентиляция в камерах не работает, в том числе в туалетной комнате, отчего в камерах душно и влажно.

На окнах камер установлены металлические отсекающие решетки, которые препятствуют попаданию солнечного света, уменьшают свободное пространство и не позволяют проводить уборку всего помещения; отсутствует доступ к радиатору отопления.

Общая площадь камеры составляет 15,9 кв.м., но с учетом находящейся в ней мебели, свободного пространства остается менее 2 кв.м. на одного осужденного.

В камерах установлен стол и две скамьи, которые удалены от стола на 25 см. Скамью невозможно подвинуть на комфортное расстояние, в связи с чем читать, писать и принимать пищу невозможно. Размер стола не позволяет воспользоваться им одновременно всеми проживающими в камере.

Покрытие пола в камерах неудовлетворительного качества. Средства для уборки санузла и раковины не выдаются. Место для сушки вещей в камерах не предусмотрено.

Администрацией исправительного учреждения не созданы условия для проведения религиозных обрядов.

Питание осужденных не соответствует установленным нормам, молоко порционно не выдается, свежие овощи отсутствуют долгое время, пища готовится из гнилых продуктов, блюда повторяются по 4-5 раз в неделю, нормы питания не соблюдаются.

В течение дня осужденным запрещено садиться и ложиться на кровать.

Обыски в камерах проходятся еженедельно в отсутствие административного истца, который по этой причине не может повлиять на соблюдение принципа конфиденциальности находящихся в камере документов (переписка с Европейским судом по правам человека и т.п.).

В душевых комнатах отсутствуют оградительные сооружения, разделяющие лейки, что противоречит гигиеническим требованиям; полки для принадлежностей отсутствуют.

Прогулочные дворы сделаны из металлических листов, которые летом нагреваются, а зимой охлаждаются.

В магазине исправительного учреждения реализуются продукты питания и предметы первой необходимости, однако цены на товары значительно выше, чем в магазине поселка Эльбан.

Культурно-массовые мероприятия, с участием осужденных не проводятся, запрещена переписка осужденных внутри колонии; нет возможности заниматься спортом, физическими упражнениями с правом пользоваться личным спортивным костюмом и спортивной обувью.

При выводе из камеры в любое помещение или кабинеты (за исключением душевой комнаты и прогулочного двора) осужденные помещаются в запираемые металлические клетки, что является негуманным.

Во всех камерах и прогулочных дворах установлены видеокамеры, через которые осуществляется наблюдение в круглосуточном режиме, в том числе сотрудниками женского пола.

Медицинская помощь в надлежащем порядке не оказывается, осмотры медицинскими специалистами не проводятся.

Иванов С.С. также обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия ФКУ ИК-6 России по Хабаровскому краю по изъятию принадлежащей ему подушки; взыскать компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 5 000 руб., обязать административного ответчика возместить затраты на изготовление подушки в размере 3 000 руб., судебные расходы.

Требования мотивированы тем, что 27 мая 2021 года в 9 час. 20 мин. в камере административного истца произведен обыск, в ходе которого сотрудники колонии изъяли и уничтожили принадлежавшую заявителю подушку, изготовленную им самостоятельно из костюма, выданного исправительным учреждением. Данная подушка в соответствии с Правилами внутреннего распорядка не относится к запрещенным предметам, а потому может храниться в камере и использоваться осужденным.

В суде первой инстанции Иванов С.С. требования поддержал.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России Рунова Е.В. требования не признала.

ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России и ФГУП «Главное промышленно-строительное управление ФСИН России» в суд не явились.

Районным судом постановлено решение об отказе в удовлетворении требований Иванова С.С. в полном объеме.

В апелляционной жалобе Иванов С.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что при рассмотрении дела суд не проверил все доводы, изложенные в административных исках, и не дал им надлежащую правовую оценку. Административными ответчиками не представлены доказательства, опровергающие утверждения Иванова С.С., которые позволили бы суду согласиться с доводами исправительного учреждения. Обязанность доказывания соблюдения условий содержания возлагается на административного ответчика, которому следовало подтвердить факты, обосновывающие возражения. Суд при рассмотрении дела не учел практику Европейского Суда по правам человека по аналогичным нарушениям.

В заседании суда апелляционной инстанции Иванов С.С. доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России Рунова Е.В. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России и ФГУП «Главное промышленно-строительное управление ФСИН России» не направили в суд своих представителей, о рассмотрении дела надлежаще извещены.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, поверив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение сторон, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно части 3 статьи 227.1 КАС РФ требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным главой 22 КАС РФ, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

В части 5 данной статьи указано, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 данной статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее также - постановление Пленума Верховного Суда РФ № 47) следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц,

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 47 отмечено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Из подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, следует, что одной из основных задач ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Судом установлено, что Иванов С.С. отбывает в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю наказание в виде пожизненного лишения свободы с 9 апреля 2018 года.

Отказывая в удовлетворении требований Иванова С.С. в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что условия содержания административного истца в исправительном учреждении соответствуют требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания; оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) административных ответчиков не имеется.

Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта, приходит к следующему.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях № 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и № 2076 (LXII) от 13 мая 1977 года, предусматривают, в частности, что помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.

Согласно пунктам 11, 12, 14, 15 названных Правил в помещениях, где живут и работают заключенные, окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции; искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения.

Обеспеченность осужденного необходимой площадью жилых камер.

Из материалов дела следует, что Иванов С.С. содержался в ФКУ ИК-16 УФИН России по Хабаровскому краю в следующих камерах:

с 27 августа 2018 года - ... камера (4-хместная), содержался один;

с 11 декабря 2018 года - ... камера (4-хместная), содержался с ФИО1;

с 31 июля 2019 года - ... камера (2-хместная), содержался с ФИО1;

со 2 августа 2019 года - ... камера (2-хместная), содержался с ФИО1;

с 9 сентября 2019 года - ... камера (4-хместная), содержался с ФИО2 (с 26 июня по 27 октября 2020 года), с ФИО3 (с 17 августа 2019 года по 27 октября 2020 года), ФИО4 (с 24 по 27 октября 2020 года), ФИО1 (с 9 сентября по 27 декабря 2019 года);

с 27 октября 2020 года - ... камера (4-хместная); содержался с ФИО2, ФИО3, ФИО4:

с 5 ноября 2020 года – камера ... (4-хместная), содержался с ФИО2;

с 10 февраля 2021 года - ... камера (4-хместная), содержался с ФИО5 и ФИО3;

с 16 февраля 2021 года - ... камера (4-хместная), содержался с осужденным ФИО4;

с 5 марта 2021 года - ... камера (4-хместная), содержался с осужденными ФИО4, ФИО37, ФИО6;

с 12 марта 2021 года - ... камера (4-хместная);

с 31 марта 2021 года - ... камера (4-хместная);

с 21 октября 2021 года - ... камера (ШИЗО);

с 31 октября 2021 года - ... камера (4-хместная);

с 24 ноября 2021 года по настоящее время - камера (4-хместная), содержится с осужденным ФИО2.

Общая площадь всех 4-хместных камер составляет 18, 9 кв.м., жилая – 16,1 кв.м. (за исключением площади за отсекающей решеткой 1,8 кв.м., площади санузла 1 кв.м.).

Общая площадь 2-хместной камеры составляет 13,7 кв.м., жилая – 11 кв.м. (за исключением площади за отсекающей решеткой 1,7 кв.м., площади санузла 1 кв.м.).

Общая площадь 2-хместной камеры составляет 12, 5 кв.м., жилая – 10,2 кв.м. (за исключением площади за отсекающей решеткой 1,3 кв.м., площади санузла 1 кв.м.).

Указанные обстоятельства подтверждаются справками начальника отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО7 от 29 июня и 4 июля 2022 года, и приложенной к ним таблицей площадей камер исправительного учреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

Как следует из пункта 14.1.1 Свода Правил - СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года № 1454/пр (далее - Свод Правил), норму жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в ИУ, следует принимать для осужденных мужчин в ИК всех видов режима, КП, ЕПКТ (в камерах режимного корпуса) - не менее 2 кв.м.

Coгласно Приложению «А» Свода Правил в камерах ПКТ, ЕПКТ следует предусматривать:

- откидные (одноярусные или двухъярусные) металлические койки, закрывающиеся на замок или фиксирующиеся в закрытом положении устройством, расположенным со стороны коридора;

столы и скамейки с числом посадочных мест по числу мест в камере из расчета периметра стола и длины скамеек 0,4 пог. м на одного осужденного;

прикроватную тумбочку на двух осужденных;

-настенный шкаф или закрытую полку для хранения продуктов (одна ячейка на осужденного);

подставка под бак с питьевой водой;

настенную вешалку для верхней одежды (один крючок на осужденного);

настенную полку для туалетных принадлежностей;

громкоговоритель;

раковину (умывальник);

изолированную кабину с унитазом.

В камерах для осужденных к пожизненному лишению свободы предусматривается то же оборудование, что и в камерах ПКТ, при этом взамен откидной койки следует предусматривать одноярусную или двухъярусную кровать.

В соответствии с приказом ФСИН России от 27 июля 2007 года № 407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России» (раздел II «Оборудование помещений для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных») примерные габаритные размеры кровати составляют 2 м. на 80 см.

Габаритные размеры стола на 2 места: длина 800 мм, ширина 610 мм, высота 870 мм; стола на 4 места: длина 1200 мм, ширина 610 мм, высота 870 мм.

Габаритные размеры скамьи - длина 800-1000 мм, ширина 230 мм.

Габаритные размеры тумбочки - 440 х 440 х 980 мм.

Габаритные размеры подставки под бак для воды - 500 х 500 х 700 мм.

Вся камерная мебель фиксируется к полу.

При содержании административного истца в рассматриваемый период в исправительном учреждении он был обеспечен минимальной площадью жилого помещения как в двухместных камерах, так и в четырехместных камерах с учетом оборудованности камер.

Так, личное пространство, доступное осужденному, достигало более 2 кв.м. площади пола согласно следующему расчету:

- площадь всей мебели, находящейся в двухместных камерах, составляет 4, 29 кв.м. (в том числе стол на 2 места - 0, 49 кв.м., 2 скамьи по 0, 23 кв.м.; тумбочка - 0, 19 кв.м., подставка под бак - 0, 25 кв.м., раковина - 1, 3 кв.м., кровать (2 яруса) - 1,6 кв.м.). Минимальный размер жилой площади 2-х местной камеры (камера № 129) составляет 10,2 кв.м. За вычетом площади мебели 4,29 кв.м., на одного осужденного приходилось 2, 955 кв.м., что соответствует установленным требованиям;

- площадь всей мебели, находящейся в четырехместных камерах, равна 6, 32 кв.м. (в том числе стол на 4 места - 0, 73 кв.м., 2 скамьи по 0, 23 кв.м; 2 тумбочки по 0, 19 кв.м., подставка под бак - 0, 25 кв.м., раковина - 1, 3 кв.м., 2 кровати (2 яруса) по 1,6 кв.м.). Размер жилой площади 4-х местной камеры составляет 16,1 кв.м. За вычетом площади мебели 6, 32 кв.м., на одного осужденного приходилось 2, 5 кв.м., что также соответствует установленным требованиям.

Размещение осужденного Иванова С.С. в камерах, имеющих приведенные выше показатели жилой площади, не ухудшало его положение и не повлекло нарушение права на личное пространство, которого было достаточным по нормативу, установленному уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Повышенные цены на продукты питания и предметы первой необходимости в магазине исправительного учреждения.

Согласно части 1 статьи 88 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных.

В соответствии с пунктом 106 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295 (далее - Правила внутреннего распорядка), для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины (интернет-магазины), работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету.

Магазины для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях могут организовываться учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний самостоятельно либо с привлечением на договорной основе хозяйствующих субъектов. Круг хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять деятельность по реализации товаров осужденным на территории учреждения уголовно-исполнительной системы, законодательством Российской Федерации не ограничен.

Судом установлено, что между ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю и ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» ФСИН России заключен договор безвозмездного пользования объектом нежилого фонда, закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

По данному договору в пользование ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» передано помещение исправительного учреждения в целях реализации осужденным продуктов питания и предметов первой необходимости.

Рассматривая заявленные требования в указанной части, суд, проанализировав положения УИК РФ, Правил внутреннего распорядка, регулирующих спорные отношения, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий (бездействия) учреждения в части реализации прав осужденных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.

В ходе судебного разбирательства нарушений в режиме работы магазина не установлено. Вопросы ассортимента товаров и ценообразования не относятся к компетенции исправительного учреждения; выбор поставщиков товаров осуществляется путем конкурсных процедур.

Сведений о нарушении ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» требований антимонопольного законодательства в деле не имеется. Комиссия УФАС по Хабаровскому краю при принятии решения от 3 марта 2021 года № 8-19326 не усмотрела каких-либо нарушений в действиях исправительного учреждения (л.д. 98, Том 1).

Медицинское обслуживание.

Согласно части 6 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 УИК РФ).

Правилами внутреннего распорядка предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации (пункт 123); в исправительных учреждений осуществляются медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (пункт 124); при невозможности оказания медицинской помощи в исправительном учреждении осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций (пункт 125).

Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержден приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года № 285.

Пунктом 33 указанного Порядка предусмотрено, что медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи. В случае необходимости оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осужденный может обратиться к любому сотруднику учреждения уголовно-исполнительной системы, который обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи.

Из материалов дела следует, что в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю медицинская помощь осужденным оказывается сотрудниками здравпункта филиала «Медицинская часть № 9» ФГКУ «Медико-санитарная часть № 27 ФСИН России».

В обоснование требований Иванов С.С. ссылается на то, что ему не предоставляется надлежащее медицинское обслуживание, в том числе не проводятся осмотры медицинскими специалистами.

Однако из представленной в материалы дела выписки из амбулаторной карты осужденного усматривается, что административному истцу в период его пребывания в учреждениях уголовно-исполнительной системы Хабаровского края оказывалась медико-санитарная помощь.

Так, 7 апреля 2018 года до убытия в исправительное учреждение из следственного изолятора и 9 апреля 2018 года после прибытия в исправительную колонию Иванов С.С. был осмотрен врачами-специалистами, жалоб на неудовлетворительное состояние здоровья от него не поступало.

Во время нахождения в исправительном учреждении Иванов С.С. периодически проходит осмотры врачами-специалистами, в том числе стоматологом, дерматологом, фельдшером, психиатром. По состоянию на 21 октября 2021 года осмотрен в рамках динамического наблюдения, был соматически здоров, анализ крови - в норме. Каких-либо жалоб Иванов С.С. не высказывал; заявлений о проведении дополнительных медицинских исследований от него не поступало, в том числе в связи с ухудшением зрения.

На заявление Иванова С.С. от 16 сентября 2021 года на имя начальника ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России о направлении на полное обследование по поводу болевого синдрома в области спины и почек ему дан ответ, в котором рекомендовано записаться на прием к медицинскому работнику филиала «Медицинская часть № 9» в установленном порядке; при рассмотрении заявления нарушений требований законодательства при оказании медицинской помощи установлено не было.

Заявление Иванова С.С. на имя начальника ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России от 7 февраля 2022 года о предоставлении медицинской помощи стоматолога рассмотрено; 26 февраля 2022 года он осмотрен зубным врачом филиала «Медицинская часть № 9», даны рекомендации.

Сведений неоказания административному истцу медицинской помощи при ее экстренной необходимости не представлено.

Гарантии свободы вероисповедания.

В соответствии с частью 7 статьи 14 УИК РФ осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, проводят религиозные обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима, проводят религиозные обряды и церемонии в помещениях камерного типа, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание.

Согласно пункту 14 Правил внутреннего распорядка осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2020 года № 248-О, гарантируемое статьей 14 УИК РФ право на свободу совести и свободу вероисповедания не предполагает произвольного выбора осужденными средств и способов его реализации, оно может осуществляться в специально установленном уголовно-исполнительным законодательством порядке.

Судом установлено, что в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не имеется специального помещения (молельной комнаты) для проведения осужденными религиозных обрядов. УИК РФ не возлагает на исправительные учреждения, в которых содержатся лица, отбывающие уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы, обязанность в каждом случае обеспечить на территории таких исправительных учреждений наличие отдельных зданий (сооружений, помещений) для указанных целей.

Согласно пояснениям представителя административных ответчиков в исправительное учреждение один раз в квартал приезжает священнослужитель Русской православной церкви, который находится в учреждении около восьми часов, осужденные имеют возможность провести ним беседу в порядке очередности. Иванов С.С. эти обстоятельства не оспаривал.

Администрация исправительного учреждения не устанавливает запрет на осуществление религиозных обрядов осужденными в камерах, где они содержатся; при этом использование осужденными свечей, спичек, лампад и ладана для проведения религиозных обрядов в условиях жилых камер не представляется возможным, поскольку в соответствии с пунктом 4.1.14 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных приказом ФСИН России от 30 марта 2005 года № 214, в помещениях жилой зоны запрещается пользоваться открытым огнем (керосиновыми лампами, факелами, свечами).

Таким образом, нарушений условий содержания в рассматриваемой части не допущено, доводы Иванова С.С. являются несостоятельными.

Требования к камерной мебели.

В приказе ФСИН России от 27 июля 2007 года № 407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России» приведены примерные габаритные размеры мебели, размещаемой в жилых камерах.

Камерная мебель в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю изготовлена в соответствии с указанным приказом. Габаритные размеры столов и скамеек являются стандартными, вся камерная мебель в обязательном порядке должна фиксироваться к полу.

С учетом изложенного доводы Иванова С.С. о неудобном расположении стола, скамеек и их крепления к полу правомерно не приняты судом во внимание, как не свидетельствующие о незаконности действий (бездействия) администрации исправительного учреждения.

Устройство душевых помещений.

Душевые помещения режимного корпуса ФКУ ИК-6, в которых содержатся осужденные, спроектированы и оснащены в соответствии с Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Минюста России от 13 июля 2006 года № 252-дсп, приказом Минюста России от 2 июня 2003 года № 130-ДСП «Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», Сводом Правил.

Из материалов дела следует, что для подачи горячей воды в душевых помещениях установлены электроводонагреватели (л.д. 90-93, Том 2). Помывка осужденных проводится не менее 15 минут. Душевая оснащена полкой с четырьмя секциями для туалетных принадлежностей на четверых человек, закрепленной таким образом, чтобы было удобно пользоваться, не создавая друг другу неудобства.

Требований о выполнении перегородок между лейками пункт 14.8 Свода Правил не содержит.

Оснований согласиться с доводами Иванова С.С. о несоответствии помещений душевых установленным требованиям не имеется.

Отсутствие возможности в дневное время прилечь на кровать.

В пункте 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений указано, что осужденные обязаны выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы и соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении.

Согласно пунктам 20 и 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств; распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя.

В силу пункта 17 указанных Правил осужденным запрещается нахождение на спальном месте в не отведенное для сна время без разрешения администрации исправительного учреждения.

Доводы Иванова С.С. о невозможности в дневное время находиться на спальном месте во внимание не принимаются; сведений о возникновении такой необходимости в связи с плохим самочувствием не представлено, сам административный истец на подобные обстоятельства не ссылался.

Личные контакты с другими осужденными, переписка с ними, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Условия отбывания пожизненного лишения свободы в исправительных колониях особого режима установлены для таких осужденных статьей 127 УИК РФ, согласно которой осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека.

Отбывание наказания осужденных к пожизненному лишению свободы в камерах относится к наиболее суровым видам наказаний, существенно ограничивающим их правовой статус, предполагающим усиление в отношении таких осужденных режимных требований, дополнительную изоляцию.

В разделе XIV Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Минюста России от 13 июля 2006 года № 252-дсп (далее - Инструкция о надзоре за осужденными), определяющем организацию надзора за лицами, отбывающими пожизненное лишение свободы, содержится требование к младшему инспектору не допускать установления связи и контактов между осужденными, содержащимися в разных камерах, и находящимися в жилой зоне (абзац третий пункта 183 Инструкции).

Административный истец не имеет возможности общаться с осужденными, содержащимися в других камерах, поскольку администрация исправительного учреждения в силу указанных требований обязана пресекать установление каких-либо связей и контактов осужденных, содержащихся в разных камерах одного исправительного учреждения, в целях предупреждения и пресечения противоправных действий, обеспечения безопасности осужденных, персонала и иных граждан.

Согласно распорядку дня, утвержденному в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, осужденные могут находиться вне камеры только на прогулке, санитарной обработке, при выводе в медицинскую часть, в кабинет к психологу, в следственные кабинеты, на судебные заседания в комнаты видеоконференцсвязи, на телефонный разговор, в комнаты длительных и краткосрочных свиданий, в комнату проведения обысков.

Следовательно, отсутствие у Иванова С.С. возможности личного общения с осужденными, содержащимися в других камерах колонии, не свидетельствует о незаконности действий исправительного учреждения.

При этом возможность переписки с осужденными внутри колонии администрацией исправительного учреждения обеспечивается. За время содержания Иванова С.С. в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю 13 октября 2021 года он обратился с заявлением в оперативный отдел о разрешении ему переписки с осужденным ФИО8.; такая переписка разрешена, что следует из справки сотрудника колонии ФИО9 от 2 марта 2022 года (л.д. 135, Том 2).

В исправительной колонии для пожизненно лишенных свободы осужденных законом не предусмотрено проведение культурных, спортивно-массовых мероприятий.

Однако в соответствии с указанием УФСИН России по Хабаровскому краю № 27/ТО/11-68 от 10 января 2019 года в выходные и праздничные дни с осужденными проводятся конкурсы стихотворений, песен, рисунков, плакатов, открыток, проводятся викторины, тематические часы и другие подобные мероприятия; выдается художественная литература из библиотечного фонда учреждения.

Кроме того, проводятся спортивные соревнования - поднимание гири, выполнение силовых упражнений, подтягивание на перекладине. Такие мероприятия не являются массовыми и организовываются в условиях жилых камер (покамерно) (справка старшего специалиста ОСПРО ФИО10 от 16 июня 2022 года № 27/55/10-б/н).

Согласно пункту 5 Примечания к Приложению № 1 Правил внутреннего распорядка спортивные костюмы и спортивная обувь хранятся в помещениях для хранения личных вещей осужденных и выдаются для ношения во время спортивно-массовых мероприятий, за исключением утренней физической зарядки.

Учитывая, что в исправительном учреждении спортивно-массовые мероприятия не проводятся, спортивная одежда и обувь осужденным не выдается.

Проведение обысков.

В соответствии с пунктом 49 Правил внутреннего распорядка осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными. Обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства. Запрещенные вещи, а также вещи, имеющиеся у осужденных сверх установленного веса, изымаются в момент обнаружения, о чем составляется акт.

Порядок проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, утвержден приказом Минюста России от 20 марта 2015 года № 64-дсп (далее – Порядок проведения обысков).

Указанным Порядком установлено, что обыски, досмотры осуществляются с целью обеспечения личной безопасности осужденных, персонала уголовно-исполнительной системы и иных лиц.

Разделом 1 Порядка проведения обысков предусмотрено, что обыски, досмотры осуществляются с целью, в том числе, выявления фактов и признаков приготовления к совершению побегов и иных преступлений и правонарушений на территории учреждения уголовно-исполнительной системы режимной территории, в транспортных средствах и их пресечения; определения мест возможного совершения преступлений и иных правонарушений; обнаружения источников потенциальной опасности для жизни здоровья лиц, находящихся на территории учреждения уголовно-исполнительной системы и режимной территории, в том числе предметов и приборов возможных источников пожара; обнаружения и изъятия у осужденных предметов, веществ и продуктов питания, которые им запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать в соответствии с Правилами внутреннего распорядка; предотвращения неправомерного вывешивания фотографий, репродукций, открыток, вырезок из газет, журналов и т.п.; выявления и пресечения каналов поступления к осужденным запрещенных вещей; выявления и пресечения запрещенных связей осужденных с иными лицами.

В соответствии с пунктом 115 Порядка проведения обысков при необходимости производства обыска жилых и рабочих камер осужденные, содержащиеся в них, переводятся в другие камеры или выводятся в коридор.

Согласно пункту 160 Инструкции о надзоре за осужденными во время работы и прогулок осужденных производятся осмотр и обыск помещений в целях установления неисправности их оборудования, обнаружения подкопов, проломов или повреждений в полу; потолке, стенах, оконных решеток, других признаков приготовления к побегу, а также орудий нападения и других запрещенных предметов.

Таким образом, проведение сотрудниками исправительного учреждения обысков и осмотров жилых камер в отсутствие осужденных предусмотрено нормативными правовыми актами, принятыми уполномоченными органами.

В указанной части нарушений не установлено.

Видеонаблюдение.

Частями 1 и 3 статьи 83 УИК РФ предусмотрено, что администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. Перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года № 204-дсп, в целях наблюдения за поведением подозреваемых, обвиняемых или осужденных на территории режимной и хозяйственной зоны могут применяться видеокамеры, а также системы доступа, контролирующие порядок и выход из зданий и помещений. Оператор камеры видеонаблюдения принадлежит к штату дежурной смены, подчиняется начальнику дежурной смены. На должность оператора камеры видеонаблюдения назначаются квалифицированные сотрудники из числа младших руководителей, способные, при необходимости, принимать самостоятельные первоначальные решения в случае ухудшения оперативной обстановки. Оператор обязан следить за обстановкой с помощью камеры видеонаблюдения, докладывать начальнику дежурной смены и администрации обо всех происшествиях и чрезвычайных ситуациях и по поручению начальника дежурной смены вызывать сотрудников в случае ухудшения оперативной обстановки или возникновения чрезвычайной ситуации (пункт 21).

Кроме того, использование технических средств надзора и контроля учреждениями регламентировано приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы», которым прямо предусмотрено, что видеокамеры устанавливаются в местах, обеспечивающих наиболее полный и качественный обзор камерного помещения.

Право администрации исправительных учреждений использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания спецконтингента, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей; закрепление указанного права преследует конституционно значимые цели и не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающее права заявителя (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 года № 1393-0-0).

Согласно ответу на запрос суда врио начальника колонии Бачурина М.Н. от 16 июня 2022 года сотрудники исправительного учреждения женского пола заступают на центральный пост системы охранного телевидения (ЦПСОТ); в их обязанности входит обеспечение контроля обстановки всего учреждения; видеонаблюдение за камерами, в которых содержатся осужденные, ими не осуществляется.

С учетом приведенного правового регулирования и установленных по делу обстоятельств не имеется оснований расценивать рассматриваемые действия исправительного учреждения как унижающие человеческое достоинство осужденного.

Устройство в камерах отсекающих решеток.

Приказом Министерства юстиции России от 4 сентября 2006 года № 279 утверждены приведенные выше Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы.

Положения указанного Наставления распространяются и на исправительные колонии.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 20 Наставления по оборудованию в камерах устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер.

Согласно пункту 16.3.3 Свода Правил для обеспечения звуковой и визуальной изоляции камер в режимном корпусеИК особого режима для осужденных ПЛС предусмотрено устройствоотсекающих решетчатых перегородок, преграждающих доступ к окнам со стороны камер. Расстояние между отсекающей решетчатой перегородкой и наружной стеной камеры следует принимать равное 0,6 м.

Пунктом 16.2.8 Свода Правил установлено, что оконные блоки в камерах ЕПКТ для обеспечения проветривания оборудуются форточкой (фрамугой), расположенной в верхней части блока и открывающейся в горизонтальной плоскости (откидное открывание - максимально под углом 45° к плоскости пола). Допускается оконные блоки оборудовать откидной створкой. Конструкция оконного блока и механизма открывания должны обеспечивать фиксацию форточки (фрамуги, створки) как в положениях «закрыто» и «открыто», так и в промежуточных положениях.

Из представленного в дело фотоматериала следует, что для обеспечения звуковой и визуальной изоляции камер в жилых камерах учреждения установлены отсекающие перегородки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер.

Расстояние между отсекающей решетчатой перегородкой и стеной камеры составляет 0,6 м. Согласно пояснениям представителя административных ответчиков окна в камерах открываются в горизонтальной плоскости с помощью специального механизма, представляющего собой металлическую ручку длиной 30 см с круглым наконечником для регулировки положения створки окна.

Доводы Иванова С.С. о невозможности открыть окно и отсутствие доступа к окну, а также к системам отопления подлежат отклонению. Наличие отсекающей решетки предусмотрено нормативными правовыми актами, не влечет нарушение права административного истца на личное пространство.

Прогулочные дворы.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 32 Наставления по оборудованию к зданию ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ИЗО, ПФРСИ, ТПП примыкают прогулочные дворы. Ограждение прогулочных дворов и перегородки между ними выполняются кирпичными или железобетонными высотой не менее 3,0 м. По верху прогулочных дворов крепится металлическая рама, к которой приваривается металлическая решетка. Сверху на решетку укладывается и закрепляется металлическая сетка с ячейками не более 50 х 50 мм.

Как следует из материалов дела, оснащение прогулочных дворов в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в целом соответствует приведенным требованиям за исключением того, что ограждение не является кирпичным (железобетонным).

Нормы площади прогулочного двора на одного заключенного соблюдены (не менее 0,4 пог.м.), прогулочные дворы оборудованы техническими средствами, в них имеются скамейки, навесы, турники.

Ограждение прогулочных дворов выполнено из стального металлопроката высотой не менее 3 м, что само по себе не свидетельствует о нарушении прав административного истца на ежедневные прогулки.

Данный вид ограждения является износостойким, выполнен с учетом климатических условий региона; предусмотрен для предотвращения случаев противоправных действий осужденных, связанных с возможностью с применением подручных средств произвести отверстия в ограждениях.

Представитель административных ответчиков в заседании судебной коллегии пояснила, что при входе в прогулочные дворы установлены термометры, по показаниям которых видно, что температура в прогулочных дворах и на улице одинакова. Данное обстоятельство Иванов С.С. не оспаривал.

Нарушений условий содержания в указанной части судебная коллегия не усматривает.

Металлические решетчатые перегородки.

Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Европейскими пенитенциарными правилами, утвержденными Рекомендацией Rec (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы, а также стандартами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания устанавливает требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы инженерно-технических средств охраны и надзора (далее - ИТСОН).

В соответствии с пунктом 2 Наставления его требования распространяются также на исправительные колонии.

Согласно подпункту 23 пункта 60 Наставления по оборудованию следственное отделение размещается над сборным отделением в пределах второго (третьего) этажа в отдельно стоящем здании, расположенном на территории режимной зоны, либо в административном здании. Следственное отделение связано с режимным корпусом переходом.

В 10% следственных кабинетов от пола до потолка устанавливаются металлические решетчатые перегородки из вертикальных прутьев круглой стали, отделяющие место, предназначенное для размещения допрашиваемого, от остального пространства кабинета.

Вопреки доводам Иванова С.С. наличие решетчатых перегородок в следственных кабинетах, в комнатах для работы психологов, в комнатах для проведения воспитательной работы исправительного учреждения, не влечет нарушение его прав и законных интересов; не противоречит требованиям законодательства, применяемого в спорных правоотношениях, поскольку такое оборудование используется в исправительных учреждениях, прежде всего, в целях соблюдения безопасности сотрудников исправительного учреждения, а также посещающих колонию лиц и самих осужденных.

Средства для уборки, изношенность пола в камерах.

Выдача чистящих и моющих средств для личных целей, для чистки санузла и раковин требованиями нормативных правовых актов не предусмотрена.

Из ответа заместителя начальника УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО11 на заявление Иванова С.С. от 15 июня 2021 года следует, что на каждом этаже режимных блоков имеется уборочный инвентарь (ведро, швабра и половая тряпка), которые по просьбе осужденных выдаются младшим инспектором учреждения. Также осужденным выдаются дезинфицирующие средства для уборки.

Доводы Иванова С.С. об изношенности пола в камерах во внимание не принимаются, сведений об этом в материалах дела не имеется, жалоб в указанной части от Иванова С.С. не поступало.

Условия для сушки вещей в жилых камерах.

В соответствии с приказом ФСИН России от 27 июля 2007 года № 407 «Об утверждении каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России» камеры оборудуется мебелью в соответствии Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (пункт 14.51). Указанным приказом в исправительных учреждениях, где отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы, не предусмотрено оборудование жилых камер сушилками для вещей и обуви.

Судом установлено, что стирка постельного и нательного белья осужденных и их сушка производится в прачечных. Стирку личных вещей осужденные, как правило, осуществляют в условиях жилых камер.

Иванов С.С. в судебном заседании пояснил, что сушка вещей в камерах производится на натянутых веревках между отсекающей решеткой и окном, что подтвердила представитель административного ответчика Рунова Е.В. Сведений о том, что за сушку вещей таким способом осужденные привлекаются к дисциплинарной ответственности, в деле не имеется, Иванов С.С. на такие обстоятельства не ссылался.

Незаконное изъятие подушки во время проведения осмотра жилой камеры.

При рассмотрении данного требования судом установлено, что 27 мая 2021 года в 9 часов 20 минут в камере № ... у осужденного Иванова С.С. была изъята изготовленная кустарным способом подушка, о чем составлен акт об изъятии, утвержденный начальником ФКУ ИК-6 УФСИН России по хабаровскому краю (л.д. 36, Том 1).

Заявляя требование о незаконном изъятии подушки и взыскании соответствующей компенсации, возмещении ущерба, Иванов С.С. ссылался на то, что данная подушка изготовлена им самостоятельно из личных вещей для личного использования. Однако с заявлением о разрешении изготовления подушки и ее использовании Иванов С.С. не обращался.

Приказом Минюста России от 3 декабря 2013 года № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изолятора» утверждены нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы (Приложение № 6).

Согласно пояснениям сторон на момент прибытия в учреждение Иванов С.С. обеспечен постельными принадлежностями в соответствии с нормой № 6 указанного приказа - одеялом, матрацем, подушкой, простыней, наволочкой, полотенцами.

В соответствии с пунктом 22 Перечня вещей и продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получить в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, являющегося приложением к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе постельное белье неустановленного образца.

Изготовленная Ивановым С.С. подушка является вещью, отнесенной к постельным принадлежностям неустановленного образца, а потому возможность ее хранения и использования законом не предусмотрена. Иванов С.С. не обращался к администрации учреждения с просьбой разрешить изготовить и использовать данную вещь для поддержания своего здоровья.

Как следует из справок начальника отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю Муханова М.Н. от 27 июля 2021 года и 25 февраля 2022 года, согласно описи личных вещей у осужденного Иванова С.С. подушки не имеется. Вычет денежных средств с лицевого счета (за вещевое довольствие) производится только в случае трудоустройства осужденного в учреждении. Иванов С.С. с момента прибытия в исправительную колонию по настоящее время трудоустроен не был ввиду отсутствия рабочих мест, следовательно, он использовал вещевое довольствие, выданное ему исправительным учреждением, противоправно в личных целях. Подушка предположительно изготовлена из летнего костюма ХБ либо из ватных зимних брюк (л.д. 101, Том 1; л.д. 136, Том 2).

При таких обстоятельствах требования Иванова С.С. в указанной части заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежали.

Таким образом, приведенные выше доводы административного истца о нарушении условий содержания не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены судом первой инстанции.

Оспариваемые заявителем действия (бездействие) исправительного учреждения обусловлены изъятиями и ограничениями, установленными уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации для лиц, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы, связаны с режимом исправительного учреждения, и не свидетельствуют о произвольном и незаконном характере.

Вместе с тем в ходе судебного разбирательства при рассмотрении апелляционной жалобы Иванова С.С. судебная коллегия установила, что доводы Иванова С.С. в части ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении, касающихся вентиляции (микроклимата), освещения в жилых камерах, а также организации питания осужденных, заслуживают внимания.

Вентиляция в жилых камерах.

Пунктом 19.3.6 Свода Правил установлено, что во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать:

- приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием;

- вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.

Удаление воздуха из палат зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, камер, одноместных помещений безопасного места следует предусматривать через санитарные узлы этих помещений.

В случае расположения санитарного узла у наружной стены камеры, палаты здания медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, а также при отсутствии технической возможности устройства внутристенных вентиляционных каналов естественной вентиляции санитарного узла допускается горизонтальная прокладка отдельных участков воздуховодов по помещению камер (палат). Выход воздуховода вентиляции санитарного узла камеры (палаты) через наружную стену помещения и перекрытие запрещен.

Как следует из справки заместителя начальника учреждения ФИО12. от 16 июня 2022 года, в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю имеется приточно-вытяжная вентиляция, которая конструктивно заложена через вентиляционные шахты в корпусе режимного здания. Естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые створки оконного проема, а естественный отток воздуха осуществляется через вентиляционные отверстия над дверью. Кроме приточно-вытяжной вентиляции имеется вентиляция с механическим побуждением. Однако включение механической вентиляции в камерах осужденных может быть осуществлено только в исключительных и экстренных случаях, так как данная вентиляция не предусмотрена для ежедневного использования в жилых помещениях, она применяется только в кухне учреждения и в производственных помещениях.

В ходе судебного разбирательства представитель административных ответчиков ссылался на то, что приточно-вытяжная вентиляция работает исправно, влажность в жилых камерах соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормативам; в санитарных узлах (туалетных кабинах) вентиляция не предусмотрена.

Однако по утверждению Иванова С.С. достаточная вентиляция в камерах не обеспечивается длительное время, приток свежего воздуха через окно ограничен, во всех камерах, где содержался заявитель, душно, сохраняется высокая влажность.

Из ответа заместителя начальника УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО13 от 16 апреля 2021 года на обращение Иванова С.С. от 26 марта 2021 года следует, что окна в камерах открываются на 10 - 15 см. для проветривания.

Административным ответчиком не представлено объективных сведений и доказательств тому, что при открывании окна в камере на 10-15 см. обеспечивается нормальная работа приточно-вытяжной вентиляции, с учетом влажного климата Хабаровского края по причине частого поступления морских воздушных масс.

В справках главного энергетика ФКУ ИК-6 № 27/55 о состоянии вентиляции некоторых камер указано, что из-за высоких температур на улице (в летнее время) принудительная вентиляция летом не запускается, так как при работе вентиляции температура в камерах повышается.

Из представленного в дело фотоматериала следует, что приборы для измерения температуры, влажности в жилых камерах отсутствуют.

Следует отметить, что за весь период рассмотрения данного дела (с 12 мая 2021 года) административными ответчиками не представлено ни одного доказательства тому, что в жилой камере, где содержится в настоящее время Иванов С.С., при нормальной работе приточно-вытяжной вентиляции влажность соответствует установленным санитарным нормативам.

Кодекс административного судопроизводства РФ предписывает суду при рассмотрении административного дела об оспаривании действий (бездействия), решений органов, наделенных государственными полномочиями, наряду с другими вопросами выяснять, соответствует ли содержание оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагая обязанность доказать это обстоятельство на орган, совершивший оспариваемое действие (бездействие) (пункт 4 части 9, часть 11 статьи 226).

С учетом изложенного доводы Иванова С.С. в части повышенной влажности в камерах и неудовлетворительной работы вентиляционной системы следует признать обоснованными.

Естественное и искусственное освещение жилых камер.

Пунктом 19.4.9 Свода Правил предусмотрено, что освещенность камер, боксированных палат, палат стационаров зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ должна составлять 300 лк; рабочих камер - определяется при проектировании в зависимости от вида производимых работ; спальных комнат и спальных помещений общежитий, одноместных помещений безопасного места - 150 лк; прогулочных дворов - 20 лк.

Из акта проверки уровня естественной освещенности камеры № ... от 15 июня 2022 года следует, что средний показатель естественной освещенности камеры составил 100, 6 лк, что, по мнению административных ответчиков, соответствует санитарным нормам для жилых помещений.

В заявлении от 18 марта 2021 года на имя директора УФСИН России по Хабаровскому краю, а также в ходе судебного разбирательства Иванов С.С. ссылался на недостаточное освещение в камерах не только в дневное время (естественное), но и в утреннее/ вечернее время при включении электрического освещения.

Согласно акту проверки уровня освещенности камеры № 68 от 2 марта 2022 года средний показатель искусственного освещения камеры составил всего 161 лк, что не соответствует пункту 19.4.9 Свода Правил, который прямо предусматривает, что освещенность камер при электрическом освещении должна составлять 300 лк.

Утверждение административных ответчиков о том, что освещенность камер должна составлять не менее 150 лк, во внимание не принимается, поскольку данный показатель в силу пункта 19.4.9 Свода Правил, являющегося специальным нормативным правовым актом применительно к исправительным учреждениям, относится к спальным комнатам и спальным помещениям общежитий, одноместным помещениям безопасного места.

Кроме того, в Таблице 1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», действовавших до 1 марта 2021 года, и в Таблице 5.52 СаНПиН 1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» искусственное освещение в жилых комнатах, гостиных и спальных должно быть не менее 150 лк; однако в кабинетах и библиотеках - не менее 300 лк.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в камерах, где содержатся осужденные, искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы иметь возможность читать и писать без опасности для зрения, как того требуют Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, у судебной коллегии не имеется оснований утверждать, что уровень искусственного освещения камеры, в которой с 24 ноября 2021 года по настоящее время содержится Иванов С.С., равный 161 лк, является допустимым.

Как следует из пояснений Иванова С.С., 21 июня 2022 года администрацией колонии в его камере дополнительно был установлен третий светильник. Данное обстоятельство представителем административных ответчиков не оспаривалось.

Таким образом, доводы административного истца о низком уровне искусственного освещения в его камере надлежит признать обоснованными.

Организация питания осужденных.

В силу части 3 статьи 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 29 Правил внутреннего распорядка осужденные обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием.

Приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 года № 696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Согласно пункту 44 приведенного Порядка завтрак состоит из крупяного (овощного) гарнира или молочной каши, хлеба, сахара и чая. В лечебных учреждениях УИС воспитательных колониях, содержащимся в учреждениях УИС беременным и кормящим матерям, женщинам, имеющих при себе детей, а также несовершеннолетним в следственных изоляторах на завтрак выдается масло коровье.

На обед предусматривается основная часть продуктов нормы питания: планируются первое и второе блюда, овощи к основному гарниру второго обеденного блюда (холодная закуска), хлеб, компот или кисель (пункт 45).

Ужин рекомендуется планировать из рыбного блюда с овощным или крупяным гарниром, хлеба, сахара и чая (пункт 46).

Правильный режим питания предусматривает приготовление разнообразной пищи, что достигается умелым подбором блюд (пункт 47).

Требования к режиму питания реализуются в раскладке продуктов, которая позволяет наиболее правильно и рационально использовать продукты нормы питания для приготовления разнообразной и физиологически полноценной пищи, а также ознакомить осужденных, подозреваемых и обвиняемых и должностных лиц, контролирующих организацию и состояние питания, с ассортиментом планируемых блюд, количеством продуктов, подлежащих закладке в котел на одного человека, и расчетным выходом готовых блюд, мясных и рыбных порций (пункт 48).

Минимальные нормы питания осужденных к лишению свободы, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы».

Судебной коллегией установлено, что ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю при организации питания осужденных не в полной мере соблюдаются указанные выше требования, положения статей 1 и 2.1 Федерального закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Как следует из представления, внесенного 9 октября 2020 года Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, при проведении проверки соблюдения законов в данном исправительном учреждении в части организации питания осужденных и изучении раскладки продуктов питания по минимальной норме выявлено, что в период с 28 сентября по 4 октября 2020 года каша ячневая молочная вязкая подавалась на завтрак во вторник, четверг, пятницу и воскресенье, рыба навага в разном виде подавалась на ужин во все дни недели, аналогичная ситуация выявлена по меню раскладки других недель сентября.

Кроме того, из раскладки продуктов питания за период с 16 по 22 августа 2021 года рыба минтай в разном виде подавалась на ужин во все дни недели.

Также выявлено полное отсутствие в ИК-6 свежих овощей, что свидетельствует об однотипности питания и несоблюдения принципа разнообразия.

Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, в том числе представленными раскладками продуктов питания за различные временные периоды.

Установленные нарушения имели место и создавали административному истцу при отбывании наказания определенные неудобства, что свидетельствует о несоблюдении надлежащих условий его содержания в исправительном учреждении.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 47, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, отсутствие естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды и другое.

Учитывая, что доводы Иванова С.С. частично нашли свое подтверждение, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены судебного решения и принятия по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-6 УФСИН России, выраженного в необеспечении надлежащих условий содержания заявителя в указанном учреждении, и взыскании в пользу заявителя с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации компенсации в размере 50 000 рублей.

Из анализа действующего законодательства следует, что размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.

Размер компенсации, равный 50 000 руб., определен судебной коллегией с учетом требований разумности и справедливости, характера допущенных нарушений, связанных с необеспечением нормального микроклимата в камерах (надлежащей вентиляции), недостаточностью искусственного освещения, с неудовлетворительной организацией питания.

Во внимание также приняты личность заявителя, который неоднократно обращался с заявлениями в уполномоченные органы; состояние его здоровья; продолжительность допускаемых нарушений (с 9 апреля 2018 года по 3 марта 2022 года); обстоятельства, при которых они допускались, их последствия для Иванова С.С., ссылающегося на ухудшение зрения из-за недостаточности освещения в камерах.

Вместе с тем судебная коллегия не находит оснований для взыскания компенсации в большем размере, поскольку оспариваемые действия (бездействие) административных ответчиков не повлекли каких-либо необратимых последствий для Иванова С.С.

Согласно части 4 статьи 227.1 КАС РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, которым по отношению к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю является ФСИН России.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 3 марта 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым требования Иванова С.С. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю по обеспечению надлежащих условий содержания Иванова С.С. в учреждении.

Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Иванова С.С. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 50 000 руб.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.

В остальной части требования Иванова С.С. оставить без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Апелляционное определение в мотивированном виде изготовлено 25 июля 2022 года.

Председательствующий: Н.А. Сокольникова

Судьи: Н.А. Матвеева

П.С. Назимова