ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-18/20 от 07.05.2020 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Никулин М.В. дело № 2а-18\2020

№ 33а-1001/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


г. Астрахань ­7 мая 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Хасановой М.М.,

судей областного суда: Обносовой М.В., Сорокиной О.А.,

при секретаре: Мязиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе Штепина Александра Валерьевича на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 20 января 2020 года по административному иску Штепина Александра Валерьевича об оспаривании постановления администрации муниципального образования «Наримановский район» об исключении из списка молодых семей,

УСТАНОВИЛА:

Штепин А.В. обратился в суд с административным иском об оспаривании постановления администрации муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области об исключении его семьи из списка участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей.

Административный иск мотивирован тем, что постановлением администрации муниципального образования «Наримановский район» № 18 от 18 января 2012 года молодая семья в составе Штепина А.В. и его супруги Штепиной С.С. признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» 2011-2015 годы. Постановлением администрации муниципального образования «Наримановский район» от 31 мая 2018 года № 618 семья Штепиных включена в список молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году по муниципальному образованию «Наримановский район». Постановлением от 28 мая 2019 года № 735 семья истца исключена из указанного списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату, также признано утратившим силу постановление о признании молодой семьи Штепиных участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Основанием для исключения из списка молодых семей явилась самостоятельное улучшение семьей жилищных условий путем приобретения в собственность по договору ипотечного займа земельного участка с расположенным на нем жилым домом. Истец полагает, что постановление № 735 от 28 мая 2019 года нарушает право его семьи на улучшение жилищных условий за счет социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», поскольку объекты недвижимости приобретены с использованием кредитных средств, частично погасить задолженность по которым истец рассчитывал за счет участия в программе.

Административный истец Штепин А.В. и его представитель Громовенко О.Ю. в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежаще, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области Бадмаева А.А. исковые требования не признала, просила в иске отказать в полном объеме.

Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 20 января 2020 года административный иск Штепина А.В. оставлен без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Штепин А.В. ставит вопрос об отмене судебного решения в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что постановление администрации муниципального образования «Наримановский район» об исключении его семьи из списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату, вынесено незаконно, поскольку семья имеет право направить часть средств социальной выплаты на погашение ипотечного займа.

На заседание суда апелляционной инстанции Штепин А.В., его представитель Громовенко О.Ю., заинтересованное лицо Штепина С.С., представитель администрации муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области Бадмаева А.А., не явились, извещены судом апелляционной инстанции надлежащим образом. Ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.

Заслушав докладчика, проверив материалы дела, исследовав дополнительно истребованные по инициативе суда апелляционной инстанции доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения к ней, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права.

В силу статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 6 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 59 – 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел, которые обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 4 статьи 6 и статьи 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Оспариваемое решение суда указанным требованиям закона не соответствует.

Как следует из материалов дела, 18 июня 2011 между Штепиным А.В. и Уманцевой С.С. зарегистрирован брак, супруге присвоена фамилия Штепина.

Постановлением администрации муниципального образования «Астраханский сельсовет» Наримановского района Астраханской области от 25 ноября 2011 года № 104 Штепин А.В. с семьей из одного человека – супруги Штепиной С.С. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

21 декабря 2011 года супруги Штепины обратились в администрацию муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» 2011-2015 годы.

Постановлением администрации муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области от 18 января 2012 года № 18 молодая семья Штепина А.В. и Штепиной С.С. признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

10 января 2013 года в семье Штепиных родился ребенок – сын Гордей.

Постановлением администрации муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области от 31 мая 2018 года № 618 утвержден список молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году по муниципальному образованию «Наримановский район». В указанный список под номером 38 включена семья Штепина А.В. в составе супруги Светланы и сына Гордея, определена сумма социальной выплаты.

9 октября 2018 года Штепиным А.В. и Штепиной С.С. в общую совместную собственность за 2550000 рублей приобретен земельный участок площадью 507 кв м с расположенным на нем жилым домом площадью 90,5 кв м по адресу: Астраханская область, Приволжский район, село Осыпной Бугор, улица Ассии Эрембетовой, 30. Указанные объекты приобретены с привлечением кредитных средств ПАО «Сбербанк России» в размере 2040000 рублей по программе ипотечного кредитования «Приобретение готового жилья (молодая семья)».

22 октября 2018 года регистрирующим органом произведена регистрация ипотеки в силу закона в отношении земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>

Согласно актуальной Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, полученной судом апелляционной инстанции, обременения в отношении указанных объектов недвижимости в виде ипотеки в силу закона сохранены до настоящего времени. Заемные средства не возвращены.

28 мая 2019 года в постановление администрации муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области от 31 мая 2018 года № 618 постановлением № 735 внесены изменения:

- молодая семья Штепина А.В. и Штепиной С.С. исключена из списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – списка молодых семей – участников программы), изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году по муниципальному образованию «Наримановский район» (пункт 1 постановления),

- признано утратившим силу постановление администрации муниципального образования «Наримановский район» от 18 января 2012 года № 18 «О признании молодой семьи Штепина Александра Валерьевича и Штепиной Светланы Сергеевны участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (пункт 2 постановления).

Согласно тексту постановления, в качестве обоснования исключения молодой семьи Штепиных из списка молодых семей - участников программы, а также признания утратившим силу ранее принятого постановления о признании семьи Штепиных участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», указана ссылка на пункт 4.1 Порядка формирования уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Астраханской области списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утвержденного постановлением Агентства по делам молодежи Астраханской области от 6 марта 2018 года № 1.

Иного обоснования в постановлении не содержится.

Полагая постановление от 28 мая 2019 года № 735 незаконным, и нарушающим права молодой семьи на получение социальной выплаты, часть из которой планируется на погашение ипотечного займа, Штепин А.В. обратился в суд с административным иском.

Судья районного суда пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом в пределах его компетенции, основано на законе и прав административного истца не нарушает.

Между тем, судья районного суда не учел, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу подпунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно действующему правовому регулированию, молодая семья в целях получения социальной выплаты в рамках участия в федеральной целевой программе «Жилище» проходит несколько этапов, для каждого из которых необходимо соблюдение определенных, указанных в законе, оснований.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы», в состав которой включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

В связи с истечением срока действия Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы принята подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».

На момент возникновения рассматриваемых правоотношений федеральная целевая программа «Жилище» действовала в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы». Мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации» их реализация осуществляется с учетом определенных особенностей.

Приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» предусмотрены особенности Правил порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.

В соответствии с пунктом 6 Правил участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.

В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, в частности молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащим им на праве собственности.

Указанные нормативные требования применяются на этапе признания молодой семьи участницей подпрограммы.

В целях реализации на территории Астраханской области мероприятий «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» Постановлением Агентства по делам молодежи Астраханской области от 6 марта 2018 года № 1 утвержден Порядок формирования уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Астраханской области списка молодых семей - участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее – Порядок).

Согласно пунктам 2,3 Порядка, молодая семья, признанная в соответствии с пунктом 7 Правил нуждающейся в жилом помещении, изъявившая желание принять участие в основном мероприятии, подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, указанные в пунктах 18 или 19 Правил.

Органы местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому году, формируют списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - список молодых семей - участников основного мероприятия), по форме согласно приложению к настоящему Порядку в хронологической последовательности с даты принятия решения о признании молодой семьи участника основного мероприятия и представляют их в агентство по делам молодежи Астраханской области не позднее 3 рабочих дней утверждения списка молодых семей.

Список молодых семей - участников основного мероприятия формируется ежегодно и является продолжением каждого предыдущего, в том числе списка молодых семей - участников основного мероприятия, сформированного во время действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.

Совокупность приведенного нормативного регулирования указывает на то, что в целях получения социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» первоначально молодая семья в установленном законом порядке признается нуждающейся в жилом помещении. После этого, молодая семья признается участницей федеральной целевой программы «Жилище» и включается в сводный список участников программы по соответствующему муниципальному образованию. Орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому году, формирует список молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Этот список формируется в хронологической последовательности с даты принятия решения о признании молодой семьи участником программы. Каждый ежегодный список является продолжением каждого предыдущего. Список молодых семей – участников программы предоставляется органом местного самоуправления в Агентство по делам молодежи Астраханской области, которым формируется и утверждается сводный список молодых семей по региону для получения социальной выплаты.

Молодая семья Штепиных в установленном законом порядке:

- 25 ноября 2011 года признана нуждающейся в жилом помещении,

- с 18 января 2012 года получила статус участницы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»,

- 31 мая 2018 года включена в список молодых семей – участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году по муниципальному образованию «Наримановский район» Астраханской области,

- 28 мая 2019 года исключена из списка молодых семей - участников программы, лишившись статуса участницы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, осуществляющего публичные полномочия, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет, в том числе:

- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Иначе говоря, по настоящему административному делу предметом судебного контроля является постановление органа местного самоуправления о внесении изменений в утвержденный список молодых семей-участников программы.

Процедура и основания внесения изменений в список молодых семей-участников программы регламентирована пунктами 4, 4.1 Порядка формирования уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Астраханской области списка молодых семей - участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утвержденного Постановлением Агентства по делам молодежи Астраханской области от 6 марта 2018 года № 1.

Согласно пунктам 4, 4.1 Порядка, изменения в список молодых семей - участников основного мероприятия вносятся органом местного самоуправления по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Основаниями для внесения изменений в список молодых семей - участников основного мероприятия являются:

- заявление об отказе молодой семьи от дальнейшего участия в основном мероприятии;

- получение молодой семьей государственной поддержки в рамках иной государственной программы на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета (кроме материнского (семейного) капитала) или бюджета Астраханской области;

- достижение одним из членов молодой семьи или одним родителем в неполной семье возраста, превышающего возраст, установленный подпунктом «а» пункта 6 Правил;

- решение суда, вступившее в законную силу, содержащее требования о внесении изменений в список молодых семей - участников основного мероприятия;

- утрата молодой семьей права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, за исключением молодых семей, изъявивших желание использовать социальную выплату, согласно подпункту «е» пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, который предусматривает, что социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Перечень оснований для внесения органом местного самоуправления изменений в список молодых семей - участников основного мероприятия является исчерпывающим.

Материалами дела подтверждено, что правовых оснований для внесения изменений в список молодых семей - участников программы у органа местного самоуправления не имелось.

Органом местного самоуправления не соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, а само оспариваемое решение не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Семья Штепиных не подавала в орган местного самоуправления заявление об отказе от дальнейшего участия в основном мероприятии.

Данная семья не получала государственную поддержку в рамках иной государственной программы на приобретение (строительство) жилья.

Ни один из членов семьи на момент утверждения списка молодых семей-участников программы не достиг возраста, превышающего 35 лет.

Отсутствует судебное решение суда, содержащее требования о внесении изменений в список молодых семей - участников основного мероприятия.

Приобретение молодой семьей жилья не свидетельствует об утрате данной семьей права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку жилье приобретено на условиях ипотечного займа и семья изъявила желание использовать социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному займу.

К такому выводу суд апелляционной инстанции пришел исходя из того, что возможность использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам и займам на приобретение жилья, предоставленным молодым семьям - участникам подпрограммы введена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 575, которым пункт 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, дополнен подпунктом «е», предусматривающим использование социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года.

Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации Правила дополнены пунктом 15(1), содержащим перечень документов, которые молодая семья должна подавать в орган местного самоуправления по месту жительства для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил, в том числе, копию кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно, а также документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора, указанного в подпункте «д» настоящего пункта (подпункты «д» и «е»).

Такое правовое регулирование имело место на 18 января 2012 года, когда молодая семья Штепиных признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». На тот момент социальные выплаты использовались для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, а также погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам, полученным до 1 января 2011 года.

В дальнейшем правовое регулирование изменилось.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 466 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015 - 2020 годы в подпункте «е» пункта 2 слова «полученным до 1 января 2011 года» исключены.

Иначе говоря, социальные выплаты допускается использовать для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным и после 1 января 2011 года.

Жилой дом и земельный участок приобретены супругами Штепиными в общую совместную собственность с использованием заемных средств в рамках ипотечного кредитования. Объекты недвижимости обременены ипотекой в силу закона. Заемные обязательства супругами перед банком не исполнены. Семья изъявила желание использовать социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному займу.

Доводы ответчика о том, молодая семья не подавала в орган местного самоуправления документы, связанные с ипотечным кредитованием, а значит, не завила о своем желании использовать социальную выплату для погашения ипотеки, что явилось основанием для внесения местной администрацией изменений в список семей – участников программы, основаны на неверном толковании закона.

Пункт 19 названных Правил предусматривает, что молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства, в том числе, связанные с ипотечным кредитованием документы, для участия в подпрограмме.

Молодая семья Штепиных 18 января 2012 года признана в установленном законом порядке участницей подпрограммы и на тот момент ни правовых, ни фактических оснований предоставлять в орган местного самоуправления документы, связанные с ипотечным кредитованием, не имелось.

Жилье приобретено в рамках ипотечного кредитования 22 октября 2018 года, когда семья Штепиных не только являлась участницей подпрограммы, но уже включена в список молодых семей – участников программы, изъявивших получить социальную выплату в планируемом году.

Жилое помещение приобретено супругами с привлечением кредитных средств после включения их семьи в список молодых семей – участников программы. В данном случае, применению подлежит не пункт 19 Правил, а пункт 42, согласно которому в случае использования социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом «е» пункта 2 Правил, распорядитель счета представляет в банк следующие документы: а) договор банковского счета; б) кредитный договор (договор займа); в) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на приобретенное жилое помещение или документы на строительство - при незавершенном строительстве жилого дома; г) справка кредитора (заимодавца) об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

Молодые семьи, у которых ипотечные обязательства возникли уже после того, как они признаны участниками программы и включены в специальный список, получающих социальную выплату, не могут быть поставлены в неравное положение с молодыми семьями, имевшими ипотечные обязательства на момент признания их участниками программы. Такая дифференциация в реализации жилищных прав противоречит целям и задачам подпрограммы.

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, как следует из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года № 4П и от 15 декабря 2011 года № 28-П, имеет особую значимость, а, следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации, направленной в том числе на повышение рождаемости как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России, и позволяющую создавать условия для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, включая оказание помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы, а семьям, имеющим детей, - предоставление дополнительных мер государственной поддержки.

Действующая в Российской Федерации система правового регулирования социальной защиты включает как общие меры социальной поддержки, которые предоставляются всем семьям, имеющим детей, так и дополнительные меры целевого характера, обеспечивающие таким семьям возможность улучшения жилищных условий, в том числе в рамках мероприятий, направленных на стимулирование и закрепление положительных тенденций в изменении демографической ситуации в стране, что полностью согласуется с требованиями Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), в силу которых государства - участники Конвенции, включая Российскую Федерацию, обязуются поддерживать в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей программы оказания помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, особенно в отношении обеспечения жильем.

Одним из элементов многоаспектного механизма социальной поддержки семей, имеющих детей, является предоставление им возможности получить государственную поддержку за счет средств федерального бюджета, которую возможно использовать для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отсутствует совокупность условий, предусмотренных пунктами 4, 4.1 Порядка, утвержденного Постановлением Агентства по делам молодежи Астраханской области от 6 марта 2018 года № 1, для принятия органом местного самоуправления решения о внесении изменений в список молодых семей-участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Оспариваемое истцом постановление административного ответчика принято уполномоченным органом, но на законе не основано и нарушает права истца.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, и нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные в апелляционном определении нормы правового регулирования, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 2 и пункта 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения об удовлетворении административного иска.

При этом судебная коллегия учитывает, что согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при удовлетворении полностью (или в части) заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным, суд возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению. Данное требование напрямую связано с тем, что при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными публичными полномочиями, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью действий и решений органов публичной власти и их должностных лиц. Сфера судебного воздействия обозначена в процессуальном законе и руководящих разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации. Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признав административный иск обоснованным, указывает в резолютивной части решения суда на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. В данном случае отсутствует необходимость осуществления определенных установленных нормативным правовым актом процедур (кроме той, которая проверена в судебном порядке), права истца подлежат восстановлению путем приведения в положение, существовавшее до нарушения права, для чего достаточно признания судом оспариваемого постановления незаконным.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Наримановского районного суда Астраханской области от 20 января 2020 года отменить. Принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска, которым признать незаконным и отменить постановление администрации муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области № 735 от 28 мая 2019 года «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Наримановский район» от 31.05.2018 № 618» в части исключения молодой семьи Штепина Александра Валерьевича и Штепиной Светланы Сергеевны из списка молодых семей – участников мероприятий ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году по муниципальному образованию «Наримановский район», и признания утратившим силу постановления администрации муниципального образования «Наримановский район» от 18 января 2012 года № 18 «О признании молодой семьи Штепина Александра Валерьевича и Штепиной Светланы Сергеевны участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

Председательствующий: М.М. Хасанова

судьи областного суда: М.В. Обносова

О.А. Сорокина