ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-191/20 от 27.05.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Я.

Дело № 33а-2895/2020

УИД 22RS0011-02-2019-004315-84

2а-191/2020 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 мая 2020 года город Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего

Котликовой О.П.,

судей

Титовой В.В., Бакланова Е.А.

при секретаре

Ждановой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края

на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 21 января 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению С. к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании действий незаконными, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия

установила:

С. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Администрации города Рубцовска, выразившихся в установлении срока для расселения многоквартирного дома <адрес> до 31 декабря 2020 года, не отвечающего требованиям принципа разумности; возложении обязанности в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда изменить установленный срок расселения, определив разумный срок расселения многоквартирного дома, а также принять решение о сроках сноса аварийного дома.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что распоряжением Администрации города Рубцовска от 4 февраля 2016 года
*** вышеуказанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии при Администрации города Рубцовска от ДД.ММ.ГГ***. Пунктом 2 распоряжения установлен срок расселения жителей – до ДД.ММ.ГГ. Вместе с тем установление данного срока для расселения жильцов и неопределение срока сноса дома, признанного аварийным в установленном порядке, нарушает права истца на своевременное получение выкупной цены за принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение в многоквартирном доме, а также создает угрозу для жизни и здоровья граждан.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены несовершеннолетняя С. в лице законного представителя Т. и А.

В процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции административный истец С., действуя через представителя С., от требований в части возложения на Администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанности в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о сроках сноса многоквартирного дома № 1, расположенного по <адрес>, отказалась.

ДД.ММ.ГГ судом вынесено определение о прекращении в указанной части производства по делу.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ административные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Администрации города Рубцовска Алтайского края по установлению срока расселения жильцов многоквартирного дома <адрес> до ДД.ММ.ГГ, как не отвечающего требованиям разумности; на Администрацию города Рубцовска Алтайского края возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда изменить срок расселения жильцов до ДД.ММ.ГГ, установленный распоряжением Администрации города Рубцовска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
***, установив разумные сроки расселения многоквартирного дома.

В апелляционной жалобе Администрация города Рубцовска Алтайского края просит отменить решение суда и принять новое, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В обоснование указывает на то, что судом не установлено, что занимаемое истцом помещение представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния; не учтено, что истец не проживает в спорном жилом помещении, что свидетельствует об отсутствии нарушения его прав. Администрацией города Рубцовска Алтайского края приняты необходимые меры по включению спорного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, согласно постановлению Правительства Алтайского края от 1 апреля 2019 года № 106 «Об утверждении краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на 2019-2025» данный многоквартирный дом включен в этап 2024-2025 гг. Кроме того, указано, что С. оформила право собственности на аварийное жилье в феврале 2017 года после установления срока расселения, при этом претензий о неразумности этого срока не предъявляла. Администрация города Рубцовска Алтайского края считает установленный распоряжением срок расселения жителей дома разумным.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца С.С. просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации г.Рубцовска А. на удовлетворении жалобы настаивала по изложенным в ней основаниям, представитель административного истца С. просил в удовлетворении жалобы отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали.

Рассмотрев дело в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав представителя Администрации г.Рубцовска А., представителя административного истца С., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (пункт 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.

В части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

Сроки расселения жителей аварийного многоквартирного жилого дома законодательно не установлены, но должны быть объективно обусловленными с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления З. межведомственной комиссией, созданной постановлением Администрации города Рубцовска № 3993 от 27 августа 2012 года, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, поскольку является непригодным для дальнейшей эксплуатации в связи с физическим износом (заключение от ДД.ММ.ГГ***).

Распоряжением Администрации города Рубцовска Алтайского края от
ДД.ММ.ГГ*** указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 распоряжения установлен срок расселения жителей многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГ.

Административному истцу С. на праве общей долевой собственности с ДД.ММ.ГГ принадлежит 1/2 доля в праве собственности на жилое помещение *** в доме <адрес>, заинтересованным лицам С. - <данные изъяты> доля (с ДД.ММ.ГГ), А. - <данные изъяты> доля (с ДД.ММ.ГГ) (л.д. 50-52).

ДД.ММ.ГГ Администрацией города Рубцовска Алтайского края С., С. направлено требование о сносе спорного дома в срок до ДД.ММ.ГГ.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что установление срока расселения жилого дома до ДД.ММ.ГГ нельзя признать разумным, поскольку на данный момент вышеуказанный многоквартирный дом представляет угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем граждан и иных лиц.

Оснований не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется.

Согласно заключению *** АКГУП «Проектный институт «Алтайкоммунпроект» по состоянию на декабрь 2015 года техническое состояние двухэтажного многоквартирного жилого дома признано аварийным и дом подлежащим сносу. В строительных конструкциях наблюдаются деформации и дефекты, свидетельствующие о значительном снижении их несущей способности. Так, фундамент жилого дома имеет неравномерную осадку и следы гнили, стены строения искривлены и заметно ослабление врубок, массовое разрушение кровли, ослабление креплений, балки дома имеют продольные трещины, что свидетельствует о снижении их несущей способности до недопустимого состояния и угрозе обрушения. Процент износа основных строительных конструкций жилого дома составляет 75-85%. Состояние всех конструкций, за исключением перекрытия, недопустимое, характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования. Перекрытия находятся в аварийном состоянии. Для предотвращения угрозы обрушения конструкций, до сноса строений, необходимо выполнить страховочные мероприятия на опасных участках. В связи с большим физическим износом и имеющимися дефектами здание жилого дома является непригодным для проживания.

Таким образом, срок расселения аварийного многоквартирного дома, определенный административным ответчиком, был установлен без учета вышеприведенных норм и степени аварийности данного жилого дома, нарушает права административного истца на безопасные условия проживания.

С учетом изложенного доводы жалобы о недоказанности того, что помещение, в котором проживает административный истец, представляет опасность для жизни и здоровья человека в связи с его аварийностью, безосновательны.

При установленных по делу обстоятельствах не влияют на законность решения суда и ссылки в жалобе о регистрации права собственности С. на долю в праве собственности на находящуюся в данном жилом доме квартиру после признания его аварийным и установления срока расселения, об отсутствии у административного истца претензий к разумности установленного срока после приобретения помещения в собственность, о фактическом непроживании административного истца в этом доме. При этом, как следует из пояснений представителя административного истца С., данных в суде апелляционной инстанции, о распоряжении от ДД.ММ.ГГ и установленных сроках расселения С. стало известно только в конце 2019 года, после чего она сразу обратилась в суд с настоящим иском. Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.

То обстоятельство, что переселение граждан из данного многоквартирного дома в соответствии с действующей региональной адресной программой запланировано на 2024-2025 гг., о законности оспариваемых действий не свидетельствует и не может служить основанием к отмене решения и отказу в удовлетворении иска.

Доводы жалобы выводов суда не опровергают, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

В связи с изложенным решение суда отмене либо изменению не подлежит, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 21 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Рубцовска Алтайского края - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: