ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1923/2022 от 25.08.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Покричук О.Г. Дело № 33а-4110/2022

2а-1923/2022

55RS0007-01-2022-002624-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Илларионова А.В.,

судей областного суда Харламовой О.А., Шукеновой М.А.,

при секретаре Сивожелезовой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 августа 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Зубковой Татьяны Николаевны к Администрации Центрального административного округа г. Омска о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия

по апелляционной жалобе Зубковой Т.Н. на решение Центрального районного суда г. Омска от 26 апреля 2022 года, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия

установила:

Зубкова Т.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Центрального административного округа г. Омска (далее – Администрация ЦАО г. Омска) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от проведения аукциона по размещению нестационарного торгового объекта, возложении обязанности провести соответствующий аукцион.

В обоснование заявленных требований указала, что между Администрацией ЦАО г. Омска и ею заключен договор от 01.04.2016 № Д-324/2016 сроком на 5 лет, на основании которого был размещен нестационарный торговый объект площадью 51 кв.м. по адресу: г. Омск, ул. Багратиона, д. 11. В течение срока действия указанного договора Зубкова Т.Н. надлежащим образом исполняла обязательства по договору, задолженность по оплате отсутствует. Срок окончания договора истекал 01.04.2021.

21.05.2021 на павильоне размещена копия распоряжения Администрации ЦАО г. Омска от 18.05.2021 № 790 «О выносе самовольно размещенного движимого имущества», в соответствии с которым указанный павильон признан самовольно размещенным. Согласно пункту 2 указанного распоряжения установлен срок для добровольного вынесения (демонтирования) объектов — до 28.05.2021. Так же в пункте 3 Распоряжения предписано осуществить принудительный вынос или демонтаж самовольно размещенных объектов с 29.05.2021 по 09.07.2021.

Размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска производится в соответствии с утвержденной постановлением Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п схемой «О внесении изменений в постановлении е Администрации города Омска от 04.08.2014 №1041-п». Подтверждением права на размещение нестационарного торгового объекта в месте, установленном схемой размещения таких объектов, является договор на размещение нестационарного торгового объекта. Право на заключение договора определяется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона. Аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта проводится в соответствии с Порядком проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска».

Постановлением Администрации г. Омска от 21.07.2021 № 441-п «О внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п», в соответствии с которыми из приложения к постановлению Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» исключено место размещения нестационарного торгового объекта, расположенного в г. Омске по ул. Багратиона, д. 11.

При этом на дату окончания договора нестационарный торговый объект находился в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска согласно постановлению от 04.08.2014 № 1041-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска».

Истец указала, что заблаговременно обратилась в Администрацию ЦАО г. Омска с заявлением о намерении принять участие в соответствующем аукционе, в то время как Администрацией ЦАО г. Омска не организован и не проведен аукцион на размещение нестационарного торгового объекта, чем нарушены ее права и законные интересы.

Постановлением Администрации г. Омска от 14.03.2022 № 142-п внесены изменения в постановление от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска», согласно которым приложение «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» к постановлению Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» дополнено, в том числе строкой 728 - место размещения нестационарного торгового объекта по ул. Багратиона, д. 11.

Учитывая изложенное, административный истец просила суд признать незаконным бездействие Администрации ЦАО г. Омска, выразившееся в уклонении от проведения аукциона по размещению нестационарного торгового объекта по адресу: г. Омск, ул. Багратиона, д. 11, в соответствии с постановлением Администрации г. Омска от 14.03.2022 № 142-п по строке 728, обязать провести соответствующий аукцион в установленном законом порядке.

В судебном заседании административный истец Зубкова Т.Н. участия не принимала, о времени и месте рассмотрении дела извещена, ее представитель по доверенности Мозговой В.В. заявленные требования поддержал. Настаивал на наличии факта незаконного бездействия со стороны административного ответчика по неосуществлению действий по проведению аукциона в отношении места размещения нестационарного объекта по ул. Багратиона, д. 11, отсутствии оснований для непроведения данного аукциона. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации ЦАО г. Омска Кузьмина А.С. настаивала на отсутствии бездействия в части непроведения аукциона. Указала, что в ходе рассмотрения административного дела по заявлению административного истца были установлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии места размещения нестационарного торгового объекта установленным требованиям, поскольку аукцион может быть проведен только в отношении соответствующего установленным требованиям места для размещения нестационарного торгового объекта. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Омска Рыжков Н.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, настаивал на отсутствии оснований для их удовлетворения.

Решением Центрального районного суда г. Омска от 26 апреля 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Зубковой Т.Н. отказано.

В апелляционной жалобе представитель Зубковой Т.Н. по доверенности Мозговой В.В., просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, удовлетворить заявленные требования.

Указывает, что выводы суда о невозможности исполнения ответчиком своих обязательств в связи с нахождением объекта в границах отвода полосы автомобильной дороги, а также о нахождении указанного объекта в границах красных линий, являются несостоятельными, противоречащими закону и подзаконным нормативно-правовым актам, в том числе постановлению Мэра г. Омска от 14.03.2022 № 142-п. Обращает внимание на то, что указанное в судебном решении постановление Администрации г. Омска от 18.11.2010 № 1109-п об утверждении проекта планировки территории было издано до заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта от 01.04.2016. Вопрос о нахождении указанного объекта в границах полосы отвода, а также о несоответствии места размещения нестационарного торгового объекта требованиям НПА в предмет спора не входил. На момент рассмотрения иска постановление от 14.03.2022 № 142-п являлось действующим, в связи с чем административный ответчик обязан организовать и провести аукцион. Изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов были подготовлены Администрацией г. Омска в ходе длительного рассмотрения иных исковых требований Зубковой Т.Н. к Администрации ЦАО г. Омска и Администрации г. Омска. Проведенные Администрацией г. Омска действия по подготовке проекта постановления от 14.03.2022 № 142-п, в том числе согласование с Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, подписание и опубликование в СМИ, указывают на то, что нахождение указанного места для размещения нестационарного торгового объекта в границах отвода полосы автомобильной дороги и в границах красных линий, вопреки доводам Администрации ЦАО г. Омска и решению суда не являлись основанием для неиздания указанного постановления.

Выводы суда о несоответствии площади нестационарного торгового объекта допустимой площади также не соответствуют постановлению от 14.03.2022 № 142-п.

Выводы суда о нарушении Зубковой Т.Н. условий заключенного договора являются необоснованными, в представленном в деле акте сверки содержатся сведения о переплате. У административного истца имеется преимущественное право при проведении аукциона.

В отзыве Администрация ЦАО г. Омска, а также в возражениях Администрация г. Омска считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить в силе, в удовлетворении жалобы отказать.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке.

Проверив материалы дела, заслушав представителей административного ответчика Кузьмину А.С. и заинтересованного лица Ступичеву О.С., полагавших решение законным и обоснованным, а также пояснения представителя административного истца Мозгового В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 01 апреля 2016 г. между Зубковой Т.Н. и Администрацией ЦАО г. Омска заключен договор № Д-324/2016 на размещение нестационарного торгового объекта с учетом схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории ЦАО г. Омска, согласно которому административному истцу сроком на 5 лет передано место для размещения нестационарного торгового объекта (далее – НТО) площадью 51 кв.м. в соответствии с паспортом НТО (приложение № 2 к договору) (л.д. 12-19).

На основании пункта 1.2 договора Зубковой Т.Н. предоставлено место для размещения павильона, расположение которого определено относительно ориентира: остановка общественного транспорта «Багратион», размещенная по адресу: г. Омск, ЦАО, ул. Багратиона, д. 11, для осуществления розничной торговли со специализацией: продовольственные товары. Фактическое исполнение данного договора подтверждается актом приема-передачи места для размещения НТО, подписанным сторонами 01 апреля 2016 г. (л.д. 19).

02 апреля 2021 г. представителем административного истца Ефимовым К.А. в адрес Администрации ЦАО г. Омска направлено заявление, в котором Зубкова Т.Н. сообщала о желании продлить договор на размещение НТО от 01 апреля 2016 г. № Д-324/2016 на условиях ранее заключенного договора. Обозначенное заявление датировано 29 марта 2021 г., зарегистрировано в Администрации ЦАО г. Омска 05 апреля 2021 г. с присвоением регистрационного номера № ОГ-АЦАО/381 (л.д. 57).

05 мая 2021 г. Администрацией ЦАО г. Омска в адрес Зубковой Т.Н. направлено письмо № исх-ОГ-АЦАО/381, из которого следовало, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 30.01.2021 № 208-р на органы местного самоуправления возложена ответственность за продление договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов. Однако, в Администрации г. Омска отсутствуют нормативно-правовые акты по вопросу пролонгации договоров на размещение НТО. Также сообщено, что срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта от 01 апреля 2016 г. № Д-324/2016 истек 01 апреля 2021 г., в этой связи в соответствии с пунктом 3.2.10 договора НТО будет вынесен в порядке, предусмотренном постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 № 95 «Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске». В указанном письме Администрация ЦАО г. Омска уведомила также Зубкову Т.Н. об изменениях, внесенных 02.12.2020 г. в постановление Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории г. Омска», касающихся преимущественного права владельцев НТО, срок действия договора на размещение которого истек после 01 августа 2020 г. и исключенного из схемы размещения НТО, права на предоставление компенсационного места и порядка внесения изменений в схему размещения НТО (л.д. 58-59).

Распоряжением Главы Администрации ЦАО г. Омска от 18.05.2021 № 790 НТО с вывеской «Продукты», размещенный по адресу: г. Омск, ул. Багратиона, д. 11 (строка 15), признан самовольно размещенным движимым имуществом – самовольно размещенным объектом, для которого для добровольного демонтажа установлен срок до 28 мая 2021 г., по истечении которого будет осуществлен его принудительный вынос (демонтаж) (л.д. 53-56).

Как следует из протокола заседания комиссии ЦАО г. Омска по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения НТО, проведенного 26 мая 2021 г., на указанном заседании соответствующей комиссией было принято решение, помимо иных, исключить из схемы размещения НТО место, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Багратиона, 11, общей площадью 51 кв.м, предназначенное для розничной универсальной торговли продовольственными товарами в круглосуточном режиме (позиция 129 в схеме размещения), по причине нарушения пункта 22 постановления Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п, поскольку занимаемая им площадь не соответствует постановлению Администрации г. Омска от 09.08.2018 № 812-п (л.д. 61-64).

26 мая 2021 г. указанный протокол с предложением о внесении изменений в схему размещения НТО, утвержденную постановлением Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п, главой Администрации ЦАО г. Омска направлен в Департамент городской экономической политики Администрации г. Омска (л.д. 60).

Постановлением Администрации г. Омска от 21.07.2021 № 441-п в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п» внесены изменения, в соответствии с которыми из приложения «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» исключено место размещения НТО по ул. Багратиона, д. 11.

Согласно протоколу заседания комиссии Администрации ЦАО г. Омска по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, состоявшегося 15 февраля 2022 г., со ссылкой на письмо департамента транспорта Администрации г. Омска от 17.12.2021 № Вн-ДТ/3087 место размещения НТО с адресным ориентиром: г. Омск, ул. Багратиона, 11, на момент принятия решения об исключении строки 129 таблицы № 5 постановления Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска» не находилось на остановке общественного транспорта. По указанной причине комиссией принято решение о согласовании изменений в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска» в части включения в таблицу № 5 схемы размещения НТО места с адресным ориентиром: г. Омск, ул. Багратиона, 11, с площадью 51 кв.м., вид торговли: розничная, специализация торговли: универсальная (продовольственные товары), период размещения: круглосуточно (л.д. 50).

Постановлением Администрации г. Омска от 14.03.2022 № 142-п в постановление от 04.08.2014 № 1041-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» внесены изменения, согласно которым приложение «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» к постановлению Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» дополнено, в том числе строкой 728: место размещения нестационарного торгового объекта по ул. Багратиона, д. 11. Данное постановление опубликовано в газете «Третья столица» от 17.03.2022 № 11 (1285) (л.д. 23-28).

06 апреля 2022 г. в Администрации ЦАО г. Омска зарегистрировано заявление Зубковой Т.Н., в соответствии с которым она в связи с изданием постановления от 14.03.2022 № 142-п о включении пункта 728 по ул. Багратиона, д. 11, в схему размещения НТО на территории г. Омска просит в соответствии с постановлением Администрации г. Омска № 1812-п организовать и провести аукцион или конкурс по продаже права на заключение договора на размещение НТО по указанному месту. Выразила свое согласие на участие в указанном аукционе или конкурсе (л.д. 71).

15 апреля 2022 г. Администрацией ЦАО г. Омска в адрес административного истца направлено письмо № Исх-ОГ-АЦАО/592, в котором указано, что срок действия договора от 01 апреля 2016 г. № Д-324/2016, заключенного с нею, истек 01 апреля 2021 г. Постановлением Администрации г. Омска от 14.03.2022 № 142-п внесены изменения в постановление от 04.08.2014 № 1041-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска», согласно которым приложение «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» к постановлению Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» дополнено, в том числе строкой 728 - место размещения нестационарного торгового объекта по ул. Багратиона, д. 11. Также Зубковой Т.Н. сообщено, что указанное место размещения НТО по ул. Багратиона, д. 11, не соответствует требованиям, установленным постановлением Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска», в связи с чем оно подлежит исключению из схемы размещения НТО, поэтому проведение аукциона по продаже права на заключение договора на размещение НТО не представляется возможным (л.д. 72-73).

Полагая незаконным уклонение административного ответчика от проведения аукциона в отношении указанного места размещения НТО, административный истец обратилась в суд с требованиями о признании бездействия Администрации ЦАО г. Омска незаконным.

Оценив представленные в деле доказательства во взаимосвязи с иными материалами дела, заслушав стороны, судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции по следующим причинам.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Статьей 10 данного Федерального закона определены особенности размещения НТО.

Так, размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1).

Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).

Схемой размещения НТО должно предусматриваться размещение не менее чем шестидесяти процентов НТО, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества НТО (часть 4).

Схема размещения НТО и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5).

Согласно пункту 5 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденных постановлением Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п (далее – Порядок), право на заключение договора на размещение НТО на срок до 1 года определяется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.

Исходя из пункта 13 Порядка, схема размещения НТО разрабатывается в соответствии с приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 № 28 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов» с учетом градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного и иного законодательства, а также необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения НТО основывается на результатах инвентаризации существующих НТО и мест их размещения, анализе и характеристике текущего состояния развития инфраструктуры розничной торговли, а также оценке обеспечения территориальной доступности торговых объектов для населения, с учетом определенных факторов: в том числе обеспеченности граждан жилых микрорайонов товарами первой необходимости в шаговой доступности; специализации торговли на нестационарном торговом объекте; обеспечения соблюдения санитарных, противопожарных требований, требований экологической безопасности, правил продажи отдельных видов товаров, требований безопасности для жизни и здоровья людей при осуществлении торговли на нестационарном торговом объекте; соответствия документам территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территории (пункт 14 Порядка).

С учетом пункта 18 Порядка не допускается включать в схему размещения НТО места размещения, в том числе в границах отвода автомобильных дорог (вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта) с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за исключением мобильных торговых объектов.

Исходя из пункта 31 Порядка, органом, уполномоченным на проведение аукциона по продаже права на заключение договора на размещение НТО на территории г. Омска, является администрация административного округа г. Омска, в данном случае – Администрация ЦАО г. Омска.

Согласно подпункту 5 пункта 31 Порядка Администрация административного округа г. Омска проводит аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов.

В силу пункта 45 Порядка обязательными условиями договора на размещение НТО являются, помимо прочего: 1) адресный ориентир места размещения НТО, его площадь, специализация торговли; 2) тип НТО; 3) срок размещения НТО, который для киосков, павильонов, торговых галерей составляет 5 лет.

Таким образом, проведение аукциона по продаже права на заключение договора на размещение НТО возможно только в случае включения места размещения НТО в схему размещения НТО, утвержденную постановлением Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-П, и присвоения ему конкретного адреса.

Процедура проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение НТО на территории г. Омска регламентирована Порядком, предусмотренным Приложением № 1 к постановлению Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п (далее – Порядок, утвержденный Приложением № 1).

Как следует из пункта 2 Порядка, утвержденного Приложением № 1, основными целями проведения аукциона являются: заключение договора на размещение НТО, пополнение бюджета г. Омска и оптимизация размещения НТО на территории г. Омска.

В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка, утвержденного Приложением № 1, органами, уполномоченным на проведение аукционов, являются администрации административных округов г. Омска (далее – уполномоченный орган), которые также выступают организатором аукциона. Для проведения аукциона создается комиссия, состав которой утверждается правовым актом уполномоченного органа.

Как следует из материалов административного дела и не оспаривается административным ответчиком, место размещения НТО, расположенное по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Багратиона, 11 длительное время, с 01 апреля 2016 г. до 01 апреля 2021 г., использовалось Зубковой Т.Н. для размещения НТО на условиях и в порядке, определенных договором от 01 апреля 2016 г. № Д-324/2016, заключенным с Администрацией ЦАО г. Омска.

Данные о ненадлежащем исполнении Зубковой Т.Н. условий договора, в том числе связанные с нарушением срока внесения арендной платы, административным ответчиком не представлены.

Согласно пункту 48.2 Порядка владелец НТО, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору на размещение НТО, по истечении срока договора на размещение НТО имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора на размещение НТО на новый срок на условиях, определенных по результатам аукциона или конкурса по продаже права на заключение договора на размещение НТО (далее – преимущественное право).

На основании пункта 48.3 Порядка не позднее чем за 90 дней до окончания срока действия договора на размещение НТО уполномоченный орган уведомляет владельца НТО об окончании срока действия договора на размещение НТО и предоставлении владельцу НТО объекта преимущественного права.

В целях реализации преимущественного права владелец нестационарного торгового объекта подает заявку на участие в аукционе или в конкурсе по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с установленным порядком в отношении места размещения нестационарного торгового объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов, и указанного в договоре на размещение нестационарного торгового объекта, срок которого истек.

В случае соответствия места размещения нестационарного торгового объекта требованиям, установленным действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Омской области, муниципальными правовыми актами города Омска, аукцион или конкурс по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта для таких мест размещения нестационарных торговых объектов должен быть объявлен уполномоченным органом не позднее чем за 30 дней до даты окончания срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта.

В случае если нестационарный торговый объект, владелец которого имеет действующий, надлежаще исполненный договор на размещение нестационарного торгового объекта, размещен в месте, в отношении которого уполномоченным органом принято решение об исключении этого места из схемы размещения нестационарных торговых объектов по окончании срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта, владельцу такого нестационарного торгового объекта предоставляется преимущественное право в отношении нестационарного торгового объекта аналогичного типа из числа компенсационных мест, предоставляемых по выбору владельца нестационарного торгового объекта, свободных от прав третьих лиц, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Преимущественное право в отношении нестационарного торгового объекта аналогичного типа из числа компенсационных мест, предоставляемых по выбору владельца нестационарного торгового объекта, свободных от прав третьих лиц, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов, предоставляется владельцу нестационарного торгового объекта до окончания срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта.

При отсутствии заявки на участие в аукционе или в конкурсе по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта или нарушении владельцем нестационарного торгового объекта требований, установленных порядками проведения аукциона и конкурса по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, владелец нестационарного торгового объекта утрачивает преимущественное право.

Владельцам нестационарных торговых объектов, срок действия договоров на размещение которых истек после 1 августа 2020 года и исключенных из схемы размещения нестационарных торговых объектов, предоставляется преимущественное право в течение 90 календарных дней с момента получения уведомления о предоставлении преимущественного права.

Из анализа приведенной правовой нормы следует, что муниципальным правовым актом на уполномоченное должностное лицо – Администрацию ЦАО г. Омска возложена обязанность по уведомлению добросовестного владельца НТО до истечения срока действия договора о наличии у него преимущественного права, то есть на заключение договора на размещение НТО на новый срок на условиях, определенных по результатам аукциона или конкурса по продаже права на заключение такого договора.

Таким образом, при отсутствии данных о ненадлежащем исполнении Зубковой Т.Н. договора от 01 апреля 2016 г. № Д-324/2016, принимая во внимание то обстоятельство, что место размещения НТО, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Багратиона, 11, предоставленное ей в рамках указанного договора, из схемы размещения НТО, утвержденной постановлением Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-П, не было исключено, Администрация ЦАО г. Омска обязана была ее проинформировать о наличии преимущественного права и предложить принять участие в аукционе.

Между тем эта обязанность административным истцом не была исполнена.

Представленная в административном деле переписка свидетельствует о том, что непосредственно Зубкова Т.Н. уже после истечения срока действия договора от 01 апреля 2016 г. № № Д-324/2016, то есть 02 апреля 2021 г. обращалась в Администрацию ЦАО г. Омска с предложением продлить действие договора, но 05 мая 2021 г. получила отказ со ссылкой на истечение срока его действия и отсутствия в Администрации г. Омска нормативно – правовых актов по вопросу пролонгации договоров на размещение НТО (л.д. 58-59).

При этом как следует из протокола заседания комиссии ЦАО г. Омска по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения НТО, проведенного уже 26 мая 2021 г., на указанном заседании соответствующей комиссией было принято решение, помимо иных, исключить из схемы размещения НТО место, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Багратиона, 11, общей площадью 51 кв.м, по причине нарушения пункта 22 постановления Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п, поскольку занимаемая им площадь не соответствует постановлению Администрации г. Омска от 09.08.2018 № 812-п (л.д. 61-64).

В то же время какие – либо документы, свидетельствующие о наличии и фиксации такого нарушения, раскрывающие его суть, административным ответчиком ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлены.

Постановлением Администрации г. Омска от 21.07.2021 № 441-п в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п» внесены изменения, в соответствии с которыми из приложения «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» исключено место размещения НТО по ул. Багратиона, д. 11.

Не согласившись с данным постановлением, Зубкова Т.Н. обратилась в суд с требованием о признании его недействительным в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов места размещения НТО по адресу: г. Омск, ул. Багратиона, 11 (административное дело № 2а-105/2022).

Решением Центрального районного суда г. Омска от 29 апреля 2022 г. постановление Администрации г. Омска от 21.07.2021 № 441-п в части исключения НТО по адресу: г. Омск, ул. Багратиона, 11 признано недействующим с момента его принятия.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 03 августа 2022 г. абзац 2 резолютивной части решения Центрального районного суда г. Омска от 29 апреля 2022 г. изложен в следующей редакции: «Признать недействующим с момента принятия постановление Администрации г. Омска от 21.07.2021 № 441-п «О внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п» в части исключения строки 129 в таблице 5 приложения «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска», в остальной части решение оставлено без изменения.

Согласно протоколу заседания комиссии Администрации ЦАО г. Омска по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, состоявшегося 15 февраля 2022 г., со ссылкой на письмо департамента транспорта Администрации г. Омска от 17.12.2021 № Вн-ДТ/3087 место размещения НТО с адресным ориентиром: г. Омск, ул. Багратиона, 11, на момент принятия решения об исключении строки 129 таблицы № 5 постановления Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска» не находилось на остановке общественного транспорта.

По указанной причине комиссией принято решение о согласовании изменений в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска» в части включения в таблицу № 5 схемы размещения НТО места с адресным ориентиром: г. Омск, ул. Багратиона, 11, с площадью 51 кв.м., вид торговли: розничная, специализация торговли: универсальная (продовольственные товары), период размещения: круглосуточно (л.д. 50).

Постановлением Администрации г. Омска от 14.03.2022 № 142-п в постановление от 04.08.2014 № 1041-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» внесены изменения, согласно которым приложение «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» к постановлению Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» дополнено, в том числе строкой 728: место размещения нестационарного торгового объекта по ул. Багратиона, д. 11. Данное постановление опубликовано в газете «Третья столица» от 17.03.2022 № 11 (1285) (л.д. 23-28).

Судебная коллегия отмечает, что если первоначальным основанием для исключения места размещения НТО, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Багратиона, 11, комиссия указывала нарушения пункта 22 постановления Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п, поскольку занимаемая им площадь не соответствует постановлению Администрации г. Омска от 09.08.2018 № 812-п, то при обосновании необходимости внесения изменений в схему размещения НТО и включения в нее спорного места, комиссия ссылалась на то, что оно не находилось на остановке общественного транспорта.

Указанное свидетельствует о нелогичной, непоследовательной позиции административного ответчика, способствовавшей правовой неопределенности относительно наличия у Зубковой Т.Н. права на заключение договора на размещение НТО.

При повторном рассмотрении заявления Зубковой Т.Н., обратившейся 06 апреля 2022 г. по вопросу организации и проведения аукциона по продаже права на заключение договора на НТО, Администрацией ЦАО г. Омска также дан ответ, не содержащий четкого обоснования причин отказа. Ссылка в ответе на то, что место размещения НТО по ул. Багратиона, д. 11, не соответствует требованиям, установленным постановлением Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска», в связи с чем оно подлежит исключению из схемы размещения НТО, не свидетельствует о наличии правовых оснований для такого отказа.

Так, на момент рассмотрения обращения Зубковой Т.Н. место размещения НТО не было исключено из схемы размещения НТО, утвержденной постановлением Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п.

При этом доводы административного ответчика и заинтересованного лица относительно размещения спорного места НТО в полосе отвода автомобильной дороги как основание для отказа Зубковой Т.Н. судебная коллегия полагает необоснованными, противоречащими фактическим обстоятельствам дела и новым доказательствам.

В силу части 1 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

По информации Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, в соответствии с проектом планировки территории, расположенной в границах: улица Орджоникидзе – улица 24-я Северная – улица Челюскинцев – улица 2-я Восточная – улица 5-я Северная – улица 7-я Северная в Центральном административном округе г. Омска, утвержденным постановлением Администрации г. Омска от 18.11.2010 № 1109-п, НТО Зубковой Т.Н. расположен на земельном участке с кадастровым номером 55:36:000000:1545, в красных линиях улицы Багратиона (л.д. 67).

Как следует из дополнительной информации, представленной Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска по запросу судебной коллегии, установить точное местоположение НТО Зубковой Т.Н. невозможно, так как координаты поворотных точек указанного объекта отсутствуют. В схеме размещения НТО, утвержденной постановлением Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п, ее НТО поименован относительно жилого дома с почтовым адресом: г. Омск, ул. Багратиона, 11. Иной информации об уточненном местоположении НТО в схеме не содержится.

Представленный указанным департаментом фрагмент проекта планировки территории указывает лишь на нахождение НТО Зубковой Т.Н. в границах красных линий.

Согласно пункту 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Исходя из части 1 статьи 25 Федерального закона № 257-ФЗ, границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории.

Между тем уполномоченным органом Администрации г. Омска, Департаментом архитектуры и градостроительства, документация по планировке территории г. Омска, убедительно свидетельствующая о нахождении НТО Зубковой Т.Н. в границах полосы отвода автомобильной дороги, не представлена.

Изученные судебной коллегией фотоматериалы также не подтверждают доводы административного ответчика о расположении спорного НТО в границах полосы отвода автомобильной дороги.

Об отсутствии препятствий для размещения НТО в анализируемом месте свидетельствует также наличие на нем новых НТО, появившихся в 2022 году, как это следует из пояснений представителя административного истца Мозгового В.В., что представителями административного ответчика и заинтересованного лица не опровергнуто.

При изложенных обстоятельствах доводы административного истца о длительном бездействии Администрации ЦАО г. Омска, фактически уклонявшейся от проведения аукциона под предлогом наличия препятствий, исключающих возможность размещения НТО в необходимом Зубковой Т.Н. месте, но которые не нашли своего подтверждения, судебная коллегия полагает логичными, убедительными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

В силу положений статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В этой связи судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Омска от 26 апреля 2022 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Центрального административного округа г. Омска по уклонению от проведения аукциона по размещению нестационарного торгового объекта по адресу: г. Омск, ул. Багратиона, 11 в соответствии с постановлением Администрации г. Омска от 14.03.2022 № 142-п по строке 728, возложить на Администрацию Центрального административного округа г. Омска обязанность провести соответствующий аукцион в установленном законом порядке.

Администрации Центрального административного округа г. Омска сообщить об исполнении настоящего решения в Центральный районный суд г. Омска и Зубковой Татьяне Николаевне в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение составлено 30 августа 2022 г.

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи_________

секретарь судебного заседания

_______________Сивожелезова М.А.

(подпись)

« » 2022 года