ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1943/20 от 21.12.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-1943/2020 (№33а-18526/2020)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 декабря 2020 г. г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Каримовой Ф.М.,

судей Багаутдиновой А.Р. и Субхангулова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дубницкой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Некоммерческой организации «Башкирская республиканская коллегия адвокатов» к прокуратуре Бурзянского района Республики Башкортостан, Прокуратуре Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене решения о проведении проверки № 136 от 17 сентября 2019 года,

по апелляционному представлению прокуратуры Бурзянского района Республики Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Некоммерческая организация «Башкирская республиканская коллегия адвокатов» обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, обосновывая тем, что 17 сентября 2019 года и.о. прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. вынесено решение о проведении проверки в Бурзянском районном филиале некоммерческой организации Башкирская республиканская коллегия адвокатов, на предмет соблюдения требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ. Срок проведения проверки установлен с 17 сентября 2019 года по 16 октября 2019 года.

Бурзянским районным филиалом «Башкирская республиканская коллегия адвокатов» подан административный иск о признании решения о проведении проверки незаконным в Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан. Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 октября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 октября 2020 года решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 октября 2020 года отменено, административное исковое заявление оставлено без рассмотрения. Основанием для отмены решения суда первой инстанции и оставления административного искового заявления без рассмотрения явилось то, что административное исковое заявление подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание.

Решение прокуратуры № 136 от 17 сентября 2019 года считают незаконным, неправомерным, нарушающим требования федерального законодательства и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Целью и предметом проверки, согласно спорному решению, является: соблюдение требований ФЗ - №115 от 07 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно ст. 2 названного закона, настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц. Действие настоящего Федерального закона распространяется на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения.

В соответствии со ст. 5 указанного закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации; общества взаимного страхования; негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению; операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных. Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Однако адвокатские образования не входит в перечень таких организаций.

Согласно ст. 22 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ, коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора. Башкирская республиканская коллегия адвокатов, в том числе и ее филиалы, не относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на добровольном членстве адвокатов, внесенных в реестр адвокатов Республики Башкортостан.

Деятельность членов коллегии не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли. Целями деятельности коллегии являются: создание на территории Республики Башкортостан профессионального объединения адвокатов, действующего на основе принципов законности, независимости, самоуправляемости, корпоративности и равноправия членов коллегии; оказание содействия деятельности Адвокатской палаты Республики Башкортостан; обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для физических и юридических лиц на всей территории Республики Башкортостан и за ее пределами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и международно-правовыми актами; в соответствии со ст. 26 Федерального Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам, а также правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина.

Осуществление иной деятельности, не противоречащей законодательству и соответствующей целям деятельности коллегии. Кроме вышеизложенного, в решении о проведении проверки указан проверяемый орган – Бурзянский районный филиал БРКА, но оно не является юридическим лицом, следовательно, само решение о проведении проверки не соответствует типовой форме, утвержденный Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 172 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07 марта 2017 года № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Также административным ответчиком решение о проведении проверки не доведено до сведения руководства БРКА в установленные сроки, тем самым нарушены требования п. 3 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Более того, в качестве оснований проведения проверки в решении указано: указание прокуратуры республики № 7/3-7-2010 от 15 сентября 2010 года и задание прокуратуры республики № 49-4-2017 от 07 июня 2017 года. Названные указание и задание прокуратуры республики также не являются основаниями для проведения проверки.

Факт того, что административный ответчик не обладает какой либо информацией о нарушении Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ, подтверждается и решением прокурора Бурзянского района Гаиткулова Ф.Р. № 3/1 от 08 ноября 2019 года о приостановлении срока проведения проверки в связи с необходимостью дополнительного истребования документов, находящихся в ведении иных органов. То есть в момент вынесения спорного решения и рассмотрения дела в суде первой инстанции, административный ответчик не обладал сведениями, которые сейчас пытается раздобыть.

У адвокатов, осуществляющих защиту по уголовным и административным делам на предварительном следствии, дознании, суде, а также представление интересов доверителей по гражданским делам, имеются или могут иметься сведения, которые не отражаются в материалах и составляют адвокатскую тайну.

Кроме того, адвокат и прокурор являются сторонами по делу не только в уголовном судопроизводстве, но и в гражданском, административном и других делах.

В вышестоящий в порядке подчиненности орган и вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, в настоящее время не подавалась.

Спорное решение о проведении проверки и сама проверка прокуратурой в адвокатском образовании, может разрушить баланс между обвинением и защитой, привести к конфликту интересов, а также нарушить требование закона об адвокатской тайне.

Некоммерческая организация «Башкирская республиканская коллегия адвокатов» просила признать незаконным и отменить решение и.о. Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. о проведении проверки № 136 от 17 сентября 2019 года.

Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2020 года постановлено:

административное исковое заявление Некоммерческой организации «Башкирская республиканская коллегия адвокатов» к прокуратуре Бурзянского района РБ, Прокуратуре Республики Башкортостан о признании незаконным решение о проведение проверки № 136 от 17.09.2019 г., удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение и.о. прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. о проведении проверки № 136 от 17.09.2019 г.

В апелляционном представлении прокурор Бурзянского района Республики Башкортостан Гаиткулов Ф.Р. просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что лица, осуществляющие адвокатскую деятельность должны соблюдать требования Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ, в связи с чем, решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 04 декабря 2017 года разъяснен порядок исполнения адвокатами требований указанного Закона. На органы прокуратуры возложена прямая обязанность по надзору за исполнением законодательства о легализации (отмыванию) доходов, адвокаты относятся к категории лиц, которыми должны соблюдаться требования законодательства, в связи с чем, решение о проведении проверки является законным и обоснованным, принято компетентным должностным лицом в рамках установленных законодательством полномочий. Судом не принято во внимание, что проверка на момент рассмотрения дела не проведена, соответственно выводы о возможности допущении конфликта интересов ничем не обоснованным. Полагает, что Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов больше распространяется на гражданские правоотношения, а не на уголовное судопроизводство.

Судебная коллегия на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание судебной коллегии, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора Муратову Е.М., представителя НО «Башкирская республиканская коллегия адвокатов» Алтыншина Р.Д., судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Исходя из требований статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о законности и обоснованности решения, необходимо иметь в виду, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 59 - 61, 64 КАС РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия считает, что постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.

Как следует из материалов дела, 17 сентября 2019 года и.о. прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. принято решение № 136 о проведении с 17 сентября 2019 года по 16 октября 2019 года проверки в Бурзянском районном филиале некоммерческой организации Башкирская республиканская коллегия адвокатов, на предмет соблюдения требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» N 115-ФЗ от 07 августа 2001 года на основании указания прокуратуры республики № 7/3-7-2010 от 15 сентября 2010 года и заданием прокуратуры республики № 49-4-2017 от 07 июня 2017 года об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, проведение проверки поручено заместителю прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М

Не согласившись с вышеуказанным решением и.о. руководителя Бурзянского районного филиала НО «БРКА» Алтыншин Р.Д. обратился в суд с административным иском к прокуратуре Бурзянского района Республики Башкортостан, Прокуратуре Республики Башкортостан о признании незаконным решения о проведение проверки № 136 от 17 сентября 2019 года.

Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 октября 2019 года административное исковое заявление Бурзянского районного филиала некоммерческой организации «Башкирская республиканская коллегия адвокатов» к прокуратуре Бурзянского района Республики Башкортостан, Прокуратуре Республики Башкортостан о признании незаконным решения о проведение проверки № 136 от 17 сентября 2019 года было удовлетворено. Признано незаконным и отменено решение и.о. прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. о проведении проверки № 136 от 17 сентября 2019 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 декабря 2019 года, решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 октября 2019 года отменено, административное исковое заявление оставлено без рассмотрения, в связи с тем, что административное исковое заявление подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание.

05 марта 2020 года в Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан поступило административное исковое заявление некоммерческой организации «Башкирская республиканская коллегия адвокатов» иском к прокуратуре Бурзянского района Республики Башкортостан, Прокуратуре Республики Башкортостан о признании незаконным решения о проведение проверки № 136 от 17 сентября 2019 года, которое содержит ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование решения о проведении проверки № 136 от 17 сентября 2019 года.

Принимая во внимание, что о принятом решении и.о. прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. о проведении проверки № 136 от 17 сентября 2019 года не была извещена Некоммерческая организация «Башкирская республиканская коллегия адвокатов», поскольку Бурзянский филиал БРКА не является самостоятельным юридическим лицом, доказательств обратного суду административным ответчиком не представлено, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным истцом срок обращения в суд не пропущен.

С выводами суда первой инстанции о не пропуске срока обращения в суд с административным исковым заявлением, судебная коллегия соглашается.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 5 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма», Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», исходил из того, что решение прокуратуры Бурзянского района Республики Башкортостан о проведении в Бурзянском филиале БРКА не основаны на законе, противоречит вышеуказанным нормам, и существенно нарушают положения ст. 8 Закона об адвокатуре, будет способствовать возникновению конфликта интересов, поскольку адвокаты осуществляют защиту обвиняемых (подсудимых, осужденных), где противоположенную сторону обвинения поддерживает прокуратура Бурзянского района Республики Башкортостан, что будет способствовать нарушению адвокатской тайны. Кроме того, как указал суд, заместителем прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. не представлено суду указание прокуратуры Республики Башкортостан № 7/3-7-2010 от 15 сентября 2010 года, доказывающего обоснованность проведении проверки в БРКА.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 15 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Оспариваемое решение соответствует типовой форме решения, установленной Приложением № 1, утвержденным Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 марта 2017 года № 172 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07 марта 2017 года № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», так как в нем указаны: должностное лицо, принявшее решение о проведении проверки, - и.о. прокурора Бурзянского района; наименование проверяемого органа - Бурзянский районный филиал некоммерческой организации Башкирская республиканская коллегия адвокатов; цель проверки - на предмет соблюдения требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» N 115-ФЗ от 07 августа 2001 года; основания проверки - указания прокуратуры республики № 7/3-7-2010 от 15 сентября 2010 года и заданием прокуратуры республики № 49-4-2017 от 07 июня 2017 года об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем; сведения о должностном лице, которому поручено проведение проверки, - заместитель прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигулова Н.М. подпись должностного лица, принявшего решение.

В соответствии со статьей 7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон N 115-ФЗ) требования в отношении идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации, приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц, установленные подпунктами 1, 1.1, 2, 6 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7, подпунктами 1, 3, 5 пункта 1, пунктами 3 и 4 статьи 7.3, пунктом 5 статьи 7.5 настоящего Федерального закона, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций (пункт 1).

При наличии у адвоката, нотариуса, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.

Адвокат и нотариус вправе передать такую информацию как самостоятельно, так и через соответственно адвокатскую и нотариальную палаты при наличии у этих палат соглашения о взаимодействии с уполномоченным органом (пункт 2).

Порядок передачи адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг информации о сделках или финансовых операциях, указанных в пунктах 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3).

Адвокат и адвокатская палата, нотариус и нотариальная палата, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторская организация, индивидуальный аудитор при оказании аудиторских услуг не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган информации, указанной в пунктах 2 и 2.1 настоящей статьи (пункт 4).

Положения пункта 2 настоящей статьи не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны (пункт 5).

Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 7.5 настоящего Федерального закона не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг (пункт 6).

Под публичными должностными лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, понимаются лица, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.3 настоящего Федерального закона (пункт 7).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона мерам обязаны: принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

Во исполнение пункта 3 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2005 №82 утверждено Положение о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг.

Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110, утверждена Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В силу п. 1.1 данной Инструкции положения настоящей Инструкции распространяются, в том числе на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Исходя из вышеизложенных правовых норм, на адвокатов распространяется действие Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Таким образом, лица, осуществляющие адвокатскую деятельность должны соблюдать требования Федерального закона N 115-ФЗ.

Для выполнения требований Федерального закона N 115-ФЗ Решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 04.12.2017 утверждены рекомендации по исполнению адвокатами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В силу пункта 5 указанных рекомендаций в соответствии с требованиями статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ адвокаты обязаны:

5.1. Разработать правила внутреннего контроля.

Правила внутреннего контроля разрабатываются адвокатами с учетом Постановления N 667.

5.2. Назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, в том числе для адвокатов, установленным Постановлением N 492.

Согласно пунктам 2 и 4 Постановления N 492 адвокаты, возлагающие на себя функции специального должностного лица, обязаны пройти обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Адвокаты проходят вышеуказанное обучение с учетом Приказа N 203.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.

В силу статьи 14 Федерального закона № 115-ФЗ надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

В соответствии с положениями части 1 статьи 21 Закон о прокуратуре предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона о прокуратуре органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 - 15 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона о прокуратуре, решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

Таким образом, в силу статьи 14 Федерального закона № 115-ФЗ и статьи 21 Закона о прокуратуре возложена прямая обязанность по надзору за исполнением законодательства о легализации отмыванию) доходов, адвокаты относятся к категории лиц, которыми должны соблюдаться требования Федерального закона № 115-ФЗ, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение о проведении проверки является законным и обоснованным.

Доводы административного искового заявления о том, что адвокатское образование не входит в перечень организаций предусмотренной статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ, несостоятельны.

В данном случае статьей 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ конкретно предусмотрено право и обязанности адвокатов. Во исполнение данного федерального закона приняты вышеуказанные Положение о порядке передачи информации, Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, Решение Совета Федеральной палаты адвокатов от 04.12.2017.

Ссылка в административном исковом заявлении на адвокатскую тайну и в связи с этим невозможность проведении прокурорской проверки не основаны на вышеуказанных нормах права.

В данном случае пункте 5 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ прямо указано, что положения пункта 2 настоящей статьи не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны.

Статья 8 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закрепила положение о том, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, и установила гарантии, направленные на обеспечение этой тайны.

Кодекс профессиональной этики адвоката определил объекты, охраняемые профессиональной тайной, правила и принципы, которыми должен руководствоваться адвокат во имя сохранения тайны.

Таким образом, при проведении проверки прокурор в силу закона не вправе проверять сведения являющимся адвокатской тайной, а адвокат в силу закона не должен их предоставлять прокурору.

В данном случае, прокурор обязан проверять сведения указанные в рекомендации по исполнению адвокатами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных Решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 04.12.2017.

Доводы административного искового заявления о том, что в решении о проведении проверки указан проверяемый орган – Бурзянский районный филиал «Башкирская республиканская коллегия адвокатов», который не является юридическим лицом, не является основанием для удовлетворения административного иска.

В данном случае Федеральный закон № 115-ФЗ конкретно распространяется на адвокатов, а не некоммерческое объединение адвокатов.

Кроме того пунктом 5 указанных Рекомендаций обязанность по разработке правил внутреннего контроля и назначении специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, возложена на адвокатов. При этом на адвокатское образование данная обязанность не возлагается.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований НО «Башкирская республиканская коллегия адвокатов».

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления Некоммерческой организации «Башкирская республиканская коллегия адвокатов» к прокуратуре Бурзянского района Республики Башкортостан, Прокуратуре Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене решения о проведении проверки № 136 от 17 сентября 2019 года – отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Справка: судья Мустафина З.З.