ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1944/20 от 11.12.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-7288/2020 город Хабаровск

(в суде первой инстанции дело № 2а-1944/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Коноплевой И.А.,

судей: Савченко Е.А., Карбовского С.Р.

рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства 11 декабря 2020 года частную жалобу представителя административного истца Тарасенко Л.С. – Князь Т.В. на определение судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 09 октября 2020 года о прекращении производства по делу по административному исковому заявлению Тарасенко Л. С., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, к отелу опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району Министерства образования и науки Хабаровского края об оспаривании постановления об отказе в выдачи предварительного разрешения на расторжение договора купли-продажи квартиры от 8 июня 2020 года ,

Заслушав доклад судьи Коноплевой И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тарасенко Л.С. обратилась в суд в интересах несовершеннолетней ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с административным исковым заявлением к отелу опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району Министерства образования и науки Хабаровского края об оспаривании постановления об отказе в выдачи предварительного разрешения на расторжение договора купли-продажи квартиры от 8 июня 2020 года .

Определением судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 09 октября 2020 года производство по административному делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В частной жалобе представитель административного истца Тарасенко Л.С. – Князь Т.В. просит отменить определение судьи районного суда о прекращении производства по делу.

Ссылаясь на положения части 5 статьи 16.1 КАС РФ указывает, что несмотря на то, что административный истец заявила требования в порядке административного судопроизводства, суд первой инстанции исходя из их содержания не лишен возможности самостоятельно определить вид судопроизводства и решить вопрос о принятии заявления в порядке гражданского судопроизводства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу, в случае если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса;

Прекращая производство по административному делу, суд первой инстанции исходил из того, что данное дело по административному иску Тарасенко Л.С. не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку административным истцом в данном случае заявлены требования в защиту жилищных прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Данные выводы суда являются ошибочными, оспариваемое определение подлежит отмене с направлением дела в суд первой инстанции для рассмотрения спора по существу.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного Кодекса.

Как следует из разъяснений, данных в четвертом и пятом абзацах пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Из содержания требований Тарасенко Л.С. следует, что она оспаривает постановление начальника отдела опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району, действующему по доверенности Министерства образования и науки Хабаровского края об отказе в выдаче предварительного разрешения на расторжение договора купли-продажи квартиры, принадлежащей несовершеннолетней ФИО1, то есть решения, принятого уполномоченным должностным лицом, в соответствии с административным регламентом предоставления министерством образования и науки Хабаровского края государственной услуги «Выдача предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного», утвержденного приказом министерства образования и науки Хабаровского края № 28 от 28 июля 2015 года.

Данные требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 09 октября 2020 отменить, дело по заявлению Тарасенко Л.С. направить в суд первой инстанции для рассмотрения административного дела по существу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, через суд первой инстанции.

Председательствующий И.А. Коноплева

Судьи Е.А. Савченко

С.Р. Карбовский