ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-194/20 от 17.03.2021 Южного окружного военного суда

Председательствующий Тагиров Д.З.

Дело № 2а-194/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-200/2021

17 марта 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:

председательствующего Костина В.А.,

судей Санникова А.Б., Цыбульника В.Е.,

при секретаре судебного заседания Каминской М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 26 ноября 2020 года, которым отказано в удовлетворении требований, заявленных в интересах старшего лейтенанта Кислякова Василия Александровича, об оспаривании действий начальника отделения (территориального, г. Владикавказ) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отделение управления жилищного обеспечения), связанных с представлением в финансовый орган сведений об отказе истца от служебного жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя начальника филиала «Южный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ранее – управление жилищного обеспечения) – Удовиченко Н.Б., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Кисляков В.А. через представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил: признать незаконными действия начальника отделения управления жилищного обеспечения (в настоящее время - территориальный отдел «Владикавказский» филиала «Южный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации), выразившиеся в направлении в Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания» (далее – управление финансового обеспечения) сведений о том, что 2 октября 2018 г. он отказался от предложенного служебного жилого помещения; обязать ответчика направить в управление финансового обеспечения сведения о необеспеченности его жильем, необходимые для выплаты ему денежной компенсации за наем жилого помещения.

Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование Кисляков В.А. указывает, что отказался от распределенного ему служебного жилого помещения ввиду несоответствия его санитарным нормам, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, площадь данной квартиры не соответствовала нормам, установленным в Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отделением управления жилищного обеспечения Кислякову В.А. было предложено пригодное для проживания служебное жилое помещение по установленным нормам, от которого он необоснованно отказался.

Однако с таким выводом судебная коллегия согласиться не может.

Согласно пунктом 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 ст. 104 ЖК Российской Федерации служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.

Порядок выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей (далее – Порядок) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909.

В пунктах 2 и 3 Порядка определено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту их военной службы.

В соответствии с пунктами 2, 4 и 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. № 303, названная выплата осуществляется военнослужащим по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выплата денежной компенсации производится со дня найма жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта военнослужащего. Выплата осуществляется ежемесячно через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части, на основании приказа командира воинской части. В приказе указывается сумма ежемесячной денежной компенсации и период, на который устанавливается денежная компенсация. Период выплаты устанавливается на календарный год, но не более срока найма жилого помещения, указанного в договоре найма (поднайма) жилого помещения.

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что денежная компенсация за наем жилого помещения может выплачиваться военнослужащему, включенному в список на предоставление специализированного жилого помещения по месту прохождения военной службы, в случае невозможности обеспечения его служебным жильем, жилым помещением маневренного фонда или общежитием и на основании его соответствующего волеизъявления, выраженного в форме рапорта с приложением документов, подтверждающих право на получение компенсации. Если военнослужащий отказался от предложенного служебного жилого помещения по личным мотивам, право на получение указанной компенсации возникает у него лишь после перераспределения этого жилья другому военнослужащему и подачи истцом нового рапорта о предоставлении компенсации. При наличии иного подлежащего распределению служебного жилого помещения жилищные органы могут вновь предложить его военнослужащему.

По делу установлено, что Кисляков В.А. проходит военную службу в войсковой части .

Решением начальника отделения управления жилищного обеспечения, оформленным уведомлением от 2 декабря 2013 года № 188, истец составом семьи из одного человека с 28 ноября того же года включен в список на предоставление служебных жилых помещений. В связи с увеличением состава семьи Кислякова В.А. решением начальника отделения управления жилищного обеспечения, оформленным в виде уведомления от 7 апреля 2016 г. № 23, были внесены изменения в данные списки.

Согласно выгрузке из программного средства «Учет специализированного жилищного фонда и договоров найма» 12 сентября 2018 г. Кислякову В.А. на состав семьи из трех человек жилищным органом было предложено служебное жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 44.7 кв. м, от которого он 2 октября 2018 г. отказался, сославшись на несоответствие площади данного жилого помещения установленным нормам жилищного обеспечения.

В связи с этим начальник отделения управления жилищного обеспечения направил в финансовый орган письмо от 28 октября 2018 г. № 11/3362, в котором указал, что Кисляков В.А. необоснованно отказался от предложенного ему служебного жилого помещения. В дальнейшем эти сведения послужили основанием для отказа в согласовании приказа командира войсковой части о выплате истцу денежной компенсации за наем жилого помещения.

По сообщению консультанта отделения управления жилищного обеспечения от 20 октября 2020 г. № 11/3961 предложенное истцу жилое помещение другим военнослужащим больше не распределялось, другие жилые помещения специализированного жилищного фонда Кислякову В.А. не предлагались.

Между тем из сообщения начальника отделения управления жилищного обеспечения от 17 августа 2020 г. № 11/3036 следует, что служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 44.7 кв. м, которое было предложено истцу, после его отказа никому не распределялось ввиду признания данного помещения непригодным для проживания.

Указанное обстоятельство подтверждается сообщением из территориального отдела «Владикавказский» филиала «Южный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ранее - отделение управления жилищного обеспечения) от 16 марта 2021 г. № 194/175-ФЮ/5/3595, из которого следует, что вышеназванное помещение имеет статус непригодного для проживания, а его техническое состояние требует текущего ремонта, в связи с чем после сентября 2018 г. это помещение военнослужащим не распределялось.

В частях 2, 4 ст. 15 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

При таких обстоятельствах помещение по адресу: <адрес> не могло быть предложено истцу в качестве служебного жилого помещения ввиду его непригодности для проживания. Поэтому направление начальником отделения управления жилищного обеспечения сведений о необоснованном отказе Кислякова В.А. от названного помещения, при отсутствии возможности обеспечить его другим жильем, привело к нарушению права истца на получение денежной компенсации за наем жилья.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, а заявленные истцом требования - удовлетворению.

Кроме того, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию 300 руб., уплаченные им в качестве государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 26 ноября 2020 г. по административному исковому заявлению, поданному в интересах Кислякова Василия Александровича, отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконными действия начальника отделения (территориального, г. Владикавказ) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с представлением в Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия – Алания» информации об обеспеченности военнослужащих жилыми помещениями по состоянию на 28 октября 2018 г., в части указания об отказе Кислякова В.А. от служебного жилого помещения.

Обязать начальника территориального отдела «Владикавказский» филиала «Южный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в течение пяти рабочих дней со дня получения копии апелляционного определения отозвать ранее предоставленную в отношении истца информацию и повторно представить в Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия – Алания» информацию о необеспеченности Кислякова В.А. жильем.

В течение месяца со дня получения копии апелляционного определения сообщить о его исполнении административному истцу и в суд апелляционной инстанции.

Взыскать с территориального отдела «Владикавказский» филиала «Южный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации через Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия – Алания» в пользу Кислякова Василия Александровича в счет возмещения судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины, 300 (триста) рублей.

Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи: