ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1965/2023 от 05.09.2023 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Беляев Д.В. УИД 52RS0010-01-2023-001768-61

(дело № 2а-1965/2023) Дело № 33а-14933/2023

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 05 сентября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.

судей: Есыревой Е.В. и Жилкина А.М.

при секретаре судебного заседания – Киселевой В.А.

с участием Петрова ФИО17., председателя ТИК Балахнинского муниципального округа Нижегородской области Кочановой Е.Б.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Демидовой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Самарцевой В.В., в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе Петрова ФИО18

на решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 22 августа 2023 года

по административному исковому заявлению Петрова ФИО19 к Территориальной избирательной комиссии Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, председателю Территориальной избирательной комиссии Балахнинского муниципального округа Нижегородской области Кочановой Елене Борисовне о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Балахнинского муниципального округа Нижегородской области № 36/363-5 от 04 августа 2023 года, возложении обязанности совершить действия по регистрации кандидата,

установила:

административный истец – Петров ФИО21. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором указал, что решением Территориальной избирательной комиссии Балахнинского муниципального округа Нижегородской области ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Балахнинского муниципального округа Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 25.

Петров ФИО22. просил суд:

- признать Закон Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» не соответствующим Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Конституции Российской Федерации, признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Балахнинского муниципального округа Нижегородской области № 36/363-5 от 04.08.2023,

- признать подписной лист достоверным, зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета депутатов Балахнинского муниципального округа Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 25.

Определением от 18.08.2023 административное исковое заявление Петрова ФИО23 в части административных исковых требований о признании Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» не соответствующим Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» возвращено в связи с неподсудностью спора в указанной части требований Балахнинскому городскому суду Нижегородской области.

Определением от 18.08.2023 в принятии административного искового заявления в части требований о признании Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» не соответствующим Конституции Российской Федерации отказано, поскольку заявление в указанной части требований подлежит рассмотрению в порядке конституционного судопроизводства.

Указанные определения Балахнинского городского суда Нижегородской области не обжалованы.

Решением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 22 августа 2023 года в удовлетворении административных исковых требований Петрова ФИО24 к Территориальной избирательной комиссии Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, председателю Территориальной избирательной комиссии Балахнинского муниципального округа Нижегородской области Кочановой Елене Борисовне о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Балахнинского муниципального округа Нижегородской области № 36/363-5 от 04 августа 2023 года, возложении обязанности совершить действия по регистрации кандидата - отказано.

В апелляционной жалобе Петров ФИО25. ставит вопрос об отмене решения Балахнинского городского суда Нижегородской области от 22 августа 2023 года, как незаконного и необоснованного, указывая на то, что судом неверно определены обстоятельства по делу, неправильно оценены доказательства по делу, неверно применены нормы материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу Территориальная избирательная комиссия Балахнинского муниципального округа Нижегородской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.

Петров ФИО26., участвующий в заседании судебной коллегии, настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы и отмене решения суда первой инстанции.

Ходатайство Петрова ФИО27. о вызове в судебное заседание коллегии свидетелей – избирателей подписи в подписных листах, оставлено судебной коллегией без удовлетворения. Заявления граждан Инютиной ФИО30., Каменской ФИО31., Середнова ФИО32 приобщены к материалам дела по ходатайству Петрова ФИО28.

Председатель Территориальной избирательной комиссии Балахинского муниципального округа Кочанова Е.Б. в заседании судебной коллегии поддержала доводы возражений, поданных на апелляционную жалобу Петрова ФИО33.

Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Демидова Н.В., участвующая в рассмотрении настоящего дела в суде апелляционной инстанции, просила оставить решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 22 августа 2023года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Петрова ФИО29. – без удовлетворения.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст.55-57 КАС РФ, в суд не направили.

В соответствии с ч.5 ст. 305 КАС РФ апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившие на рассмотрение в суд апелляционной инстанции в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, рассматриваются судом апелляционной инстанции в течение пяти дней со дня их поступления в суд апелляционной инстанции.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Петрова ФИО34 оценив имеющиеся в деле доказательства, возражения сторон, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

С доводами апелляционной жалобы Петрова ФИО35. судебная коллегия согласиться не может по следующим мотивам и основаниям.

В развитие статьи 46 (ч.1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

В соответствии с ч.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п. 8 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ) компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с п. 9 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы.

В соответствии с п. 11 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

В соответствии с п. 8 ст. 25 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ окружная избирательная комиссия: осуществляет регистрацию кандидатов.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 25 подписей.

В соответствии с ч.8 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 31 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 №108-З подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов.

В соответствии с ч.4 ст.31 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 №108-З избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в пункте 4 статьи 3 настоящего Закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Если избиратель является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов.

Частью 6 ст.31 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 №108-З предусмотрено, что каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.

Положениями ч.4 ст. 32 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 №108-З установлено, что при приеме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдают кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема.

В соответствии с ч.4 ст.33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 №108-З соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, а также достоверности подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, создает своим решением рабочие группы из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.

Частью 5 ст.33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 №108-З установлено, что проверке подлежат все подписи, представленные в соответствии с требованием части 8 статьи 31 настоящего Закона. Превышающими данное требование, излишними и не подлежащими проверке признаются подписи, последние по нумерации папок, подписных листов и подписей.

В соответствии с ч.9 ст.33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 №108-З недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

Как следует из пунктов 3,4,6 ч.10 ст.33 недействительными признаются:

3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 4 настоящей статьи;

4) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;

6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, дата внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 4 настоящей статьи;

В соответствии с ч.13 ст.33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 №108-З регистрация кандидата не производится в случае, если количества достоверных подписей избирателей (количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными) недостаточно для регистрации.

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции правильно применены приведенные выше нормы права.

Поэтому с доводом апелляционной жалобы относительно нарушения норм права, регулирующих отношения в области избирательных прав граждан, судебная коллегия согласиться не может.

Как следует из материалов дела, постановлением Избирательной комиссией Нижегородской области от 08.06.2022 № 14/144-7 полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории Балахнинского муниципального округа Нижегородской области возложены на территориальную избирательную комиссию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области.

Решением Совета депутатов Балахнинского муниципального округа Нижегородской области от 20.06.2023 № 475 назначены дополнительные выборы депутата Совета депутатов Балахнинского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 на 10 сентября 2023 года.

Решением Территориальной избирательной комиссии Балахнинского муниципального округа Нижегородской области от 11.06.2023 № 1175 утверждена схема одномандатных и избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, в соответствии с которым число избирателей по одномандатному избирательному округу № 25, в состав которого входят: д. Большие Могильцы, д. Малые Могильцы, д. Постниково, [адрес], д. Шишкино, д. Беловская, д. Кочергино, д. Липовки, п.рзд. Липовки, д. Ляпуниха, д. Трестьяны, д. Черная, д. Галкино, д. Гумнищи, д. Смирино, д. Шеляухово, и составляет – 2320 избирателей.

Решением Территориальной избирательной комиссии Балахнинского муниципального округа Нижегородской области от 23.06.2023 № 29/296-5 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 25 муниципального образования Балахнинский муниципальный округ Нижегородской области возложены на Территориальную избирательную комиссию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области на время подготовки и проведения дополнительных выборов депутата Совета депутатов Балахнинского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 25, назначенных на 10 сентября 2023 года.

Решением Территориальной избирательной комиссии Балахнинского муниципального округа Нижегородской области от 23 июня 2023 года № 29/300-5 утвержден перечень и формы документов, представляемых в избирательную комиссию при выдвижении кандидатов и назначении доверенных лиц на дополнительных выборах депутата Совета депутатов Балахнинского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 25, назначенных на 10 сентября 2023 года.

Решением Территориальной избирательной комиссии Балахнинского муниципального округа Нижегородской области от 23 июня 2023 года № 29/301-5 установлено количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе № 25 по дополнительным выборам депутата Совета депутатов Балахнинского муниципального округа Нижегородской области первого созыва и максимальное количество подписей избирателей, представляемых в окружную избирательные комиссии.

В соответствии с указанным решением, для регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 25 необходимо представить 12 подписей избирателей, максимальное число подписей - 16.

Судом установлено, что 11 июля 2023 года административный истец Петров ФИО36 представил в Территориальную избирательную комиссию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, исполняющую в соответствии с решением от 23 июня 2023 года №29/296-5 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №25, документы для выдвижения кандидатом в порядке самовыдвижения.

26 июля 2023 года административный истец Петров ФИО38. обратился в Территориальную избирательную комиссию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Балахнинского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 25, представил 3 подписных листа с 16 подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов Балахнинского муниципального округа Нижегородской области Петрова ФИО40.

27.07.2023 Территориальная избирательная комиссия Балахнинского муниципального округа Нижегородской области обратилась к начальнику Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области с представлением о проведении проверки достоверности по состоянию на 25.07.2023 сведений, содержащихся в подписных листах, а результаты проверки внести в соответствующую графу таблицы сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Петрова ФИО39.

31.07.2023 в Территориальную избирательную комиссию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области поступили проверенные сведения, содержащиеся в указанных подписных листах, по состоянию на 25.07.2023.

31.07.2023 Территориальная избирательная комиссия Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, исполняющая в соответствии с решением от 23 июня 2023 года №29/296-5 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 25, известила кандидата Петрова ФИО37. о дате, месте и времени проведения проверки подписных листов 01.08.2023 в 16-00 час.

По результатам проведенной проверки подписей и представленных документов решением Территориальной избирательной комиссии Балахнинского муниципального округа Нижегородской области составлена ведомость проверки подписных листов с указанием номеров листа в папке (1,2,3,1,1,2,2,3,3), строк на листе (4,5,13,14,15,16) и кодов нарушений (1, 1, 1, 47, 47, 47, 41, 49)

В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей, из 16 представленных (заявленных) кандидатом подписей, проверено 16 подписей, недействительными признаны 16 подписей избирателей в подписных листах:

5 подписей избирателей признаны недействительными в связи с указанием в подписном листе сведений, не соответствующих действительности (пункт 3 часть 10 ст. 33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 № 108-З);

16 подписей избирателей признаны недействительными в связи с тем, что форма подписного листа не соответствует требованиям приложений 1 и 11, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 6 статьи 29 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 4 статьи 29 настоящего Закона (пункт 9 часть 10 ст. 33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 № 108-З);

1 подпись избирателя признана недействительной в связи с тем, что она собрана с нарушением требований, предусмотренных частью 1 статьи 31 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 № 108-З (пункт 10 часть 10 ст. 33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 № 108-З).

Решением Территориальной избирательной комиссии Балахнинского муниципального округа Нижегородской области от 08.06.2022 № 14/144-7 Петрову ФИО41 отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Балахнинского муниципального округа Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 25 с указанием на то, что количество подписей, оставшихся после вычета подписей, признанных недействительными, составляет 0, что недостаточно для регистрации Петрова ФИО42 в качестве кандидата в депутаты.

Исследовав и оценив доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решением Территориальной избирательной комиссии Балахнинского муниципального округа Нижегородской области от 11.06.2023 № 1175 утверждена схема одномандатных и избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, в соответствии с которым в состав одномандатного избирательного округа № 25 не входит д. Истомино, в которой, согласно подписному листу проживает Тарабанчук ФИО44., оспариваемое решение в части признания недействительной подписи Тарабанчук ФИО43 проживающей на территории д. Истомино и не обладающей активным избирательным правом на дополнительных выборах депутата Совета депутатов Балахнинского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 на основании п. 10 ч. 10 ст. 33 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 г. №108-З является обоснованным.

Представленными в материалы дела письменными доказательствами, в частности, таблицей проверенных сведений, содержащихся в подписных листах, составленной 31 июля 2023 года из ГУ МВД России за №60/14657 уполномоченным органом ГУ МВД России по Нижегородской области в рамках соглашения о взаимодействии ЦИК России и МВД России от 02 сентября 2016 года № 0/8/14295-2016/1/8913, подтверждается, что в части подписи Быкова ФИО47 представлены неверные данные документа, удостоверяющего личность избирателя (серия и номер паспорта); в части подписи Инютиной ФИО45 представлены неверные данные документа, удостоверяющего личность избирателя (номер паспорта); в части подписи Бритова ФИО48 представлены неверные данные документа, удостоверяющего личность (номер паспорта); в части подписи Каменской ФИО46 представлены неверные данные документа, удостоверяющего личность (номер паспорта); в части подписи Середнова ФИО49 представлены неверные данные о фамилии избирателя (фамилия Сееднов).

Таким образом, 5 подписей избирателей обоснованно признаны недействительными на основании п.3 ч.10 ст.33 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 г. №108-З, а именно:

лист 1 строка 4 содержит неверные данные документа избирателя Быкова ФИО50. (код нарушений 1 «Нет или неполные, неверные данные документа избирателя, неоговоренные исправления»);

лист 1 строка 5 содержит неверные данные документа избирателя Инютиной ФИО51. (код нарушений 1 «Нет или неполные, неверные данные документа избирателя, неоговоренные исправления»);

лист 2 строка 13 содержит неверные данные документа избирателя Бритова ФИО52. (код нарушений 1 «Нет или неполные, неверные данные документа избирателя, неоговоренные исправления»);

лист 2 строка 14 содержит неверные данные документа избирателя Каменской ФИО53Б. (код нарушений 1 «Нет или неполные, неверные данные документа избирателя, неоговоренные исправления»);

лист 3 строка 16 содержит неверную фамилию избирателя, не соответствующую фамилии и адресу регистрации по указанному месту жительства избирателя (код нарушений 49 «Иные нарушения в сведениях об избирателе»).

Заявления граждан Инютиной ФИО54., Каменской ФИО55., Середнова ФИО56., приобщенные к материалам настоящего дела судебной коллегией по ходатайству Петрова ФИО58 подтверждают то обстоятельство, что сведения об этих избирателях в подписных листах не соответствуют действительности в части указания сведений о паспорте гражданина российской федерации и в части написания фамилии Середнова ФИО57.

Как следует из разъяснений, изложенных в п.67 и 68 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, в подписном листе признаются недействительными, например, в случае проставления подписи лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста на день (последний день) голосования (пункт 11 статьи 37, подпункт "б" пункта 6.4, пункт 6.5 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав) (п.67).

Расхождение сведений, указанных в подписном листе, со сведениями, представленными в официальной справке уполномоченного государственного органа, свидетельствует о несоответствии действительности сведений, содержащихся в подписном листе, и является основанием для признания такой подписи недействительной, например, расхождение в сведениях о фамилии избирателя, участника референдума (п.68).

Все 16 представленных на проверку подписей признаны недействительными на основании п.9 ч.10 ст.33 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 г. №108-З в связи с тем, что листы заполнены с двух сторон и содержат более пяти строк для проставления подписей избирателей, не пронумерованы.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 76 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" формы подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного органа субъекта Российской Федерации, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, в поддержку самовыдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, форма подписного листа для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливаются Законом об основных гарантиях избирательных прав (приложения 4.1 - 10 к названному закону).

Подписные листы изготавливаются для заполнения только с одной стороны листа и должны содержать пять строк для проставления подписей избирателей, участников референдума. Например, указание сведений о кандидате на двух отдельных листах свидетельствует о несоблюдении формы подписного листа.

Несоблюдение требований закона к количеству строк в подписном листе для проставления подписей избирателей нарушает принцип равенства кандидатов и влечет признание подписей в таком подписном листе недействительными (пункт 8 статьи 37, подпункт "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).

При рассмотрении настоящего дела, суд первой инстанции правильно принял во внимание указанные разъяснения вышестоящего суда пи рассмотрении споров о защите избирательных прав граждан.

Судебной коллегией также были изучены материалы дела, в том числе и подлинные подписные листы, представленные Петровым ФИО60. ТИК Балахнинского муниципального округа, после чего судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции относительно количества недействительных подписей избирателей.

Суд первый инстанции также принял во внимание, что представленные административным истцом подписи, оспариваемым решением признаны недействительными, а не недостоверными.

Доводы апелляционной жалобы не могут служить основаниями для отмены правильного решения суда первой инстанции, поскольку они повторяют доводы административного иска, а документы, приложенные к жалобе, являлись предметом оценки и исследования в суде первой инстанции.

Оснований не согласиться с оценкой доказательств, сделанной судом первой инстанции, у судебной коллегии не имеется.

Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения.

Решение районного суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по свое сути повторяют доводы административного искового заявления и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, то решение суда является законным и обоснованным.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает

Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

определила:

решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 22 августа 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрова ФИО61. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в деле вправе обжаловать состоявшиеся по делу судебные акты в порядке кассационного производству в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 сентября 2023 года.

Председательствующий:

Судьи: