ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1974/2021 от 12.07.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Осьминина Ю.С. адм. дело № 33а-7563/2022

№ 2а-1974/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 июля 2022 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Хлыстовой Е.В.,

судей Лёшиной Т.Е., Роменской В.Н.,

при секретаре Олейник Н.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора Центрального района г. Тольятти Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 12 апреля 2022 г. по административному делу № 2а-1974/2022 по административному иску прокурора Центрального района г. Тольятти к администрации г.о. Тольятти о признании незаконным бездействий органа местного самоуправления,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., пояснения прокурора Галкиной А.Н., поддержавшей доводы апелляционного представления, возражения заинтересованного лица ФИО1, представителей административного ответчика администрации г.о. Тольятти Самарской области ФИО2, заинтересованного лица МБУК «Объединение детских библиотек» ФИО3, которые просили решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор Центрального района г. Тольятти Самарской области обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации г.о. Тольятти Самарской области, выразившееся в неисполнении требований, изложенных в представлении прокурора Центрального района г. Тольятти Самарской области от 11.11.2021 № ; возложить на администрацию г.о. Тольятти Самарской области обязанность по устранению допущенных нарушений федерального законодательства путем повторного рассмотрения представления прокуратуры района от 11.11.2021 № в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

В обоснование заявленных требований указал, что распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти Самарской области от 29.05.2020 № ФИО1 назначена на должность директора Также в на основании трудового договора от 19.11.2001 № в должности заведующей отделом инновационного продвижения чтения работает ФИО1 - Бударина О.А. в ходе проверки », выявлены нарушения в части законодательства, регламентирующего вопросы предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Установлено, что ФИО1 по принятию мер по уведомлению работодателя о возникновении конфликта интересов. Конфликт интересов между директором ФИО1 и заведующим отделом Будариной О.А. не урегулирован, в связи с тем, что в силу должностной инструкции директора ФИО1 обладает полномочиями работодателя в отношении работников учреждения, заключать и расторгать трудовые договоры, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания. В связи с изложенным прокуратурой района в администрацию г.о. Тольятти Самарской области 11.11.2021 внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службе. 17.12.2021 г. в прокуратуру в прокуратуру Центрального района г. Тольятти Самарской области поступил ответ администрации на представление, однако принятые администрацией г.о. Тольятти и меры не способствуют урегулированию конфликта интересов и не соответствуют положениям Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В результате бездействия администрации г.о. Тольятти не обеспечено точное исполнение требований закона, что создает прецедент безнаказанности лица, занимающего должность руководителя муниципального учреждения, за совершение коррупционных правонарушений, тем самым администрация г.о. Тольятти прямо устранилась от исполнения отнесенных к ее исключительной компетенции вопросов.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 21 апреля 2022 г. в удовлетворении административного иска прокурора Центрального района г. Тольятти Самарской области к администрации г.о. Тольятти Самарской области о признании незаконным бездействий органа местного самоуправления, отказано (т. 1 л.д. 248-256).

В апелляционном представлении прокурор Центрального района г. Тольятти Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме (т. 2 л.д. 1-5).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В суде апелляционной инстанции прокурор Галкина А.Н. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель административного ответчика администрации г.о. Тольятти Самарской области ФИО2 просила решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.

Представитель заинтересованного лица ФИО3, заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании суда апелляционной инстанции просили решение суда оставить без изменения, поддержали позицию администрации г.о. Тольятти Самарской области.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

На основании пункта 2 статьи 1 Закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления их должностными лицами.

Пунктами 1, 2 статьи 24 Закона о прокуратуре установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Центрального района г. Тольятти во исполнение поручения прокуратуры г. Тольятти проведена проверка (далее - по результатам которой выявлены нарушения в части законодательства, регламентирующего вопросы предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Установлено, что распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти от 29.05.2020 № ФИО1 назначена на должность директора (т. 1 л.д. 15-16). Также в на основании трудового договора от 19.11.2001 № в должности заведующей отделом инновационного продвижения чтения работает ФИО1 - Бударина О.А. (т. 1 л.д. 25-26, 27, 28, 29). В связи с прямым подчинением Будариной О.А. директору МБУК ФИО1 возник конфликт интересов.

В ходе проверки установлено, что директор ФИО1 в нарушение ст. 10, 11, Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не исполнила обязанность по принятию мер по уведомлению администрации г.о. Тольятти о возникшем конфликте интересов между директором ФИО1 и заведующей отделом Будариной О.А., вместе с тем, в силу должностной инструкции директора ФИО1 обладает полномочиями работодателя в отношении работников учреждения, заключать и расторгать трудовые договоры, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания.

В связи с изложенным, 11 ноября 2021 года прокуратурой Центрального района г. Тольятти в адрес администрации г.о. Тольятти внесено представление № об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службе представление прокурора Центрального района г. Тольятти (вх.№ от 16.11.2021 года) (т.1 л.д. 68-73, 141-146), в котором содержались требования:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры Центрального района г. Тольятти, принять действенные меры к устранению допущенных нарушений закона, недопущению их впредь.

2. Принять меры по разработке порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) руководителями муниципальных предприятий и учреждений о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

3. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности директора ФИО1

4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах, с приложением подтверждающих документов, письменно уведомить прокурора Центрального района г. Тольятти в установленный законом месячный срок.

19.11.2021 Управление муниципальной службы и кадровой политики администрации г.о. Тольятти Самарской области направило в адрес руководителя департамента культуры администрации письмо № согласно которому просили предоставить в Управление предложение о применении мер дисциплинарного взыскания к ФИО1, директору муниципального бюджетного учреждения культуры г.о. Тольятти « в срок до 02.12.2021 (т. 1 л.д. 147).

22.11.2021 Департаментом культуры администрации г.о. Тольятти Самарской области в адрес директора ФИО1 направлено письмо № с требованием предоставить письменные объяснения по соответствующим фактам, указанным в представлении прокурора, с предоставлением копий подтверждающих документов (т. 1 л.д. 148).

24.11.2021 директор ФИО1 направила в адрес руководителя департамента культуры г.о. Тольятти Самарской области объяснение по существу обстоятельств, указанных в представлении прокурора (т. 1 л.д. 149-151).

06.12.2021 заместителем главы г.о. Тольятти Самарской области направил в адрес прокурора Центрального района г. Тольятти письмо № предложением представителю прокуратур принять участие в совещании по рассмотрению представления прокурора г.о. Тольятти (т. 1 л.д. 162).

10 декабря 2021 года представление прокурора было рассмотрено администрацией городского округа Тольятти на совещании с участием представителя прокуратуры - старшего помощника прокурора Центрального района г. Тольятти Шкляра А.А.

В адрес прокурора Центрального района г. Тольятти направлен ответ на представление исх.№ от 15.12.2021 года, из которого следует, что администрацией разрабатывается проект нормативного правового акта (проект от 06.12.2021 №), упорядочивающего процедуру уведомления руководителями подведомственных учреждений и предприятий работодателя (представителя нанимателя) о возможном возникновении конфликта интересов. Доводы о неисполнении директором ФИО1 требований ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» признаны обоснованными. ФИО1 предприняты меры по урегулированию конфликта интересов, выразившиеся в переработке должностных инструкций (Бударина О.А. выведена из прямого подчинения директора учреждения), а также ею издан приказ о возложении полномочий по осуществлению трудовых отношений с Будариной О.А. на заместителя руководителя ФИО16 работодателем принято решение к дисциплинарной ответственности директора не привлекать (т. 1 л.д. 168-171, 172, 173-175).

20.03.2022 от директора ФИО1 в адрес представителя нанимателя (работодателя) – заместителя главы г.о. Тольятти по социальным вопросам ФИО17 направлено уведомление о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (т. 1 л.д. 200-202).

30.03.2022 заведующая отделом Бударина О.А. направила в адрес председателя комиссии по урегулированию конфликта интересов ФИО19 уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (т. 1 л.д. 203).

Постановлением администрации городского округа Тольятти от 29.03.2022 № после прохождения процедуры согласования проекта нормативного правового акта, утверждено Положение о порядке предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов в отношении руководителя муниципального предприятия и муниципального учреждения городского округа Тольятти, которое направлено в адрес прокуратуры Центрального района г. Тольятти (т. 1 л.д. 100-104).

12.04.2022 проведено заседание комиссии по урегулированию конфликта интересов что подтверждается протоколом № (т. 1 л.д. 217-218).

Согласно повестке указанного заседания комиссии, рассматривалось уведомление заведующего организационно-методическим отделом Будариной О.А. о возможности возникновения конфликта интересов в результате исполнения своих должностных обязанностей.

14.04.2022 также было рассмотрено уведомление «О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения», поданного директором ФИО1 (т. 1 л.д. 219-221).

Как установлено судом и следует из материалов дела меры по урегулированию конфликта интересов или возможности его возникновения были приняты в учреждении решениями комиссий по урегулированию конфликта интересов что подтверждается протоколом № от 18.06.2020, протоколом № от 25.06.2020, протоколом № от 12.04.2022.

С целью урегулирования возможного конфликта интересов 22.06.2020 года в должностную инструкцию заведующий отделом были внесены изменения в части изменения структуры подчинённости заведующего организационно-методическим отделом. Заведующая организационно-методическим отделом (структурное подразделение учреждения), Бударина О.А., подчиняется заведующему », заведующая подчиняется заместителю директора по основной деятельности заместитель директора по основной деятельности, непосредственно подчиняется директору учреждения, ФИО1 Таким образом, прямое непосредственное подчинение и подконтрольность Будариной О.А. ФИО1 исключены.

25.06.2020 г. на заседании комиссии по урегулированию конфликта интересов было принято решение, что рекомендации по урегулированию конфликта интересов между директором ФИО1 и заведующим отделом в Центральной детской библиотеки имени А.С. Пушкина Будариной О.А. выполнены и достаточны для недопущения возникновения конфликта интересов.

был издан приказ № от 10.12.2021 г., в соответствии с которым полномочия директора учреждения по осуществлению трудовых отношений с ФИО20 были переданы заместителю директора по основной деятельности, включая полномочия по заключению, расторжению трудового договора, внесению в него изменений; изданию приказов о приёме, увольнении, переводе, перемещении, о поощрении работника, о применении и снятии дисциплинарных взысканий: о привлечении к материальной ответственности; о предоставлении отпусков, об отзыве из отпуска; о привлечении к работе в выходные, нерабочие праздничные дни: о привлечении к работе за пределами установленной продолжительности времени; о предоставлении выходных дней, об установлении продолжительности рабочего времени, отличной от установленной, о направлении в командировку, на обучение, о премировании, об установлении стимулирующих и иных выплат, предусмотренных локальными нормативными актами учреждения. Контроль за исполнением данного приказа был возложен на заведующего сектором организации кадровой работы. Полномочия по определению размера оплаты труда принимаются коллегиальным органом комиссией по распределению стимулирующих выплат на основании информационно-аналитических справок и служебных записок заместителя директора по основной деятельности, заместителя директора по развитию и обеспечению деятельности и главного бухгалтера.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу, что администрацией г.о. Тольятти Самарской области при рассмотрении представления был предпринят ряд мер к устранению установленных в ходе проверки нарушений, а именно разработан проект Положения о порядке предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов в отношении руководителя муниципального предприятия и муниципального учреждения городского округа Тольятти, проведена проверка наличия конфликта интересов между директором ФИО1 и заведующей отделом Будариной О.А., установлено, что учреждением приняты меры по недопущению возникновения конфликта интересов, а в дальнейшем его предотвращения или урегулирования, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» приняты локальные нормативные акты исключающие прямое подчинение и возможность влияния ФИО1 на поощрения Будариной О.А., рассмотрен вопрос о применении меры ответственности за ненаправление уведомления о возникшем конфликте интересов от директора ФИО1 на имя работодателя, с учетом Методических рекомендаций по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, принято решение к дисциплинарной ответственности директора ФИО1 не привлекать. В связи с чем суд пришел к выводу, что требования указанные в представлении прокурора Центрального района г. Тольятти № от 11.11.2021 года рассмотрены администрацией г.о. Тольятти в установленный законом срок. Несогласие административного истца с мерами, принятыми в рамках исполнения представления прокуратуры Центрального района г. Тольятти Самарской области не может свидетельствовать и незаконности действий административного истца.

С такими выводами суда первой инстанции нельзя согласиться, так как они основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, соответственно, неверном применении норм материального права.

Так, из материалов дела следует, что прокуратурой Центрального района г. Тольятти во исполнение поручения прокуратуры г. Тольятти проведена проверка по результатам которой выявлены нарушения в части законодательства, регламентирующего вопросы предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Установлено, что распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти от 29.05.2020 № ФИО1 назначена на должность директора (т. 1 л.д. 15-16). Также в на основании трудового договора от 19.11.2001 № в должности заведующей отделом инновационного продвижения чтения работает ФИО1 - Бударина О.А. (т. 1 л.д. 25-26, 27, 28, 29). В связи с прямым подчинением Будариной О.А. директору ФИО1 возник конфликт интересов.

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (ч. 1 ст. 10).

В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 10).

В силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих, а также на иные категории лиц, в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно

В нарушении вышеуказанных норм закона ФИО1 в администрацию г.о. Тольятти Самарской области уведомление о возникшем конфликте интересов не направлялось.

В связи с изложенным, прокуратурой района в администрацию г.о. Тольятти Самарской области вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействия коррупции (т.1 л.д. 68-73, 141-146).

Согласно письму руководителя правового департамента администрации г.о. Тольятти Самарской области № от 14.12.2021 в адрес заместителя главы г.о. Тольятти Самарской области по социальным вопросам, поскольку уведомление о возникновении конфликта интересов от директора ФИО1 на имя работодателя - заместителя главы по социальным вопросам не поступало, представление прокурора в указанной части следует признать обоснованным (т. 1 л.д. 163-167).

Установлено что в указанном представлении прокурора содержались следующие требования:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры Центрального района г. Тольятти, принять действенные меры к устранению допущенных нарушений закона, недопущению их впредь.

2. Принять меры по разработке порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) руководителями муниципальных предприятий и учреждений о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

3. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности директора ФИО1

4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах, с приложением подтверждающих документов, письменно уведомить прокурора Центрального района г. Тольятти в установленный законом месячный срок.

В адрес прокурора Центрального района г. Тольятти направлен ответ на представление исх.№ от 15.12.2021 года, из которого следует, что администрацией разрабатывается проект нормативного правового акта (проект от 06.12.2021 №), упорядочивающего процедуру уведомления руководителями подведомственных учреждений и предприятий работодателя (представителя нанимателя) о возможном возникновении конфликта интересов. Доводы о неисполнении директором ФИО1 требований ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» признаны обоснованными. ФИО1 предприняты меры по урегулированию конфликта интересов, выразившиеся в переработке должностных инструкций (Бударина О.А. выведена из прямого подчинения директора учреждения), а также ею издан приказ о возложении полномочий по осуществлению трудовых отношений с Будариной О.А. на заместителя руководителя ФИО21 работодателем принято решение к дисциплинарной ответственности директора не привлекать (т. 1 л.д. 168-171, 172, 173-175).

Таким образом, п. 2 представления прокурора администрацией г.о. Тольятти Самарской области выполнен, что подтверждается разработкой проекта нормативного правового акта (проект от 06.12.2021 № ), упорядочивающего процедуру уведомления руководителями подведомственных учреждений и предприятий работодателя (представителя нанимателя) о возможном возникновении конфликта интересов.

Из содержания представления прокурора следует, что распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти от 29.05.2020 № ФИО1 назначена на должность директора . Также в на основании трудового договора от 19.11.2001 № в должности заведующей отделом инновационного продвижения чтения работает ФИО1 - Бударина О.А. В ходе проверки , выявлены нарушения в части законодательства, регламентирующего вопросы предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Разрешая требования суд первой инстанции установил, что меры по урегулированию конфликта интересов или возможности его возникновения были приняты в учреждении решениями комиссий по урегулированию конфликта интересов что подтверждается протоколом № от 18.06.2020, протоколом № от 25.06.2020, протоколом № от 12.04.2022 (т. 1 л.д. 152-154, 155-158, 217-3218).

Между тем, 18.06.2020, 25.06.2020 и 12.04.2022 проводились заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов , вместе с тем, полномочия комиссии по урегулированию конфликта интересов не распространяются на директора учреждения. Указанная комиссия не правомочна рассматривать вопросы урегулирования возникшего конфликта интересов у директора МБУК ФИО1

На заседании комиссии состоящей из заместителя главы г.о. Тольятти Самарской области по социальным вопросам, руководителя департамента культуры, заместителя руководителя управления муниципальной службы и кадровой политики, начальника отдела профилактики коррупционных и иных правонарушений управления муниципальной службы и кадровой политики, главного специалиста департамента культуры состоявшегося 14.04.2022 рассматривалось уведомление «О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения», поданного директором ФИО1 (т. 1 л.д. 219-221).

При этом, как было установлено в суде апелляционной инстанции, не оспаривалось стороной административного ответчика, представление прокурора о наличии конфликта интересов указанной комиссией не рассматривалось.

Информация о мерах, принятых по результату рассмотрения представления прокурора комиссией, правомочной рассматривать вопросы урегулирования возникшего конфликта интересов у директора ФИО1, прокурору не направлялась, что также не оспаривалось в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем Администрации г.о. Тольятти.

Также, судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что ФИО1 предприняты меры по урегулированию конфликта интересов, выразившиеся в переработке должностных инструкций (Бударина О.А. выведена из прямого подчинения директора учреждения), а также ею издан приказ о возложении полномочий по осуществлению трудовых отношений с Будариной О.А. на заместителя руководителя ФИО22

Между тем, заместитель директора по основной деятельности в подчинении которой находится заведующая организационно-методическим отделом Бударина О.А., находится в непосредственном подчинении ФИО1 Таким образом, ФИО1 как руководитель учреждения сохраняет возможность влиять на принимаемые ее заместителем ФИО23 решения в отношении Будариной О.А., в связи с чем последняя подконтрольна ФИО1

Также в обжалуемом решении суд указал на отсутствие фактов негативных последствий и необоснованных решений в отношении Будариной О.А., которые выразились бы в действиях, носящих уголовно наказуемый характер, личностный приоритет в работе, материальное обогащение подчиненного директору родственника.

Вместе с тем, как верно указанно в апелляционном представлении, таких требований законодательством не предусмотрено. Обязанность по урегулированию конфликта интересов, в силу ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возникает независимо от наступления негативных последствий.

Кроме того, согласно ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционного представления и проверки его доводов, судебная коллегия установила наличие бездействия в действиях административного ответчика в части неполного исполнения требований представления прокурора Центрального района г. Тольятти Самарской области от 11.11.2021 № .

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежат отмены с принятием по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.

Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав в рассматриваемом случае является возложение на администрацию г.о. Тольятти обязанность по устранению допущенных нарушений федерального законодательства путем повторного рассмотрения представления прокуратуры района от 11.11.2021 № в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 21 апреля 2022 г. отменить, принять по делу новое решение, которым:

Административные исковые требования прокурора Центрального района г. Тольятти к администрации г.о. Тольятти о признании незаконным бездействий органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.о. Тольятти, выразившееся в неисполнении требований, изложенных в представлении прокурора Центрального района г. Тольятти от 11.11.2021 № .

Возложить на администрацию г.о. Тольятти обязанность по устранению допущенных нарушений федерального законодательства путем повторного рассмотрения представления прокуратуры района от 11.11.2021 № в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи: