ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1976/2021 от 08.07.2021 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Еремеев О.И.

Дело № 2а-1976/2021

Докладчик Седых Н.А.

Дело № 33а-1275/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июля 2021 года г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего

Крылова Н.А.,

судей

Лихачевой С.А., Седых Н.А.,

при секретаре

Лашневой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по
административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Инженерные технологии» к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации Ассоциации предпринимателей «Бизнес Решения» и его отмене, возложении обязанности устранить допущенные нарушения

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Инженерные технологии» на решение Южно-Сахалинского городского суда от 10 марта 2021 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Седых Н.А., судебная коллегия

установила:

28 декабря 2020 года общество с ограниченной ответственностью «Инженерные технологии» (далее - ООО «Инженерные технологии», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации Ассоциации предпринимателей «Бизнес Решения» и его отмене, возложении обязанности зарегистрировать Ассоциацию предпринимателей «Бизнес Решения» на основании представленных на регистрацию документов.

В обоснование заявленных требований указано, что 31 июля 2020 года в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области было подано заявление о государственной регистрации Ассоциации предпринимателей «Бизнес Решения», созданной ООО «Инженерные технологии» совместно с обществом с ограниченной ответственностью «Сахстройинвестиция» (далее ООО «Сахстройнвестиция»), обществом с ограниченной ответственностью «Строительная компания Региохабстрой» (далее ООО «СК Региохабстрой»), Ф.И.О.4 и Ф.И.О.5 с целью создания благоприятных условий хозяйственной деятельности ее членов, координации и консультирования предпринимательской деятельности, обеспечения защиты прав и имущественных интересов членов Ассоциации, представления общих интересов в государственных, негосударственных и международных учреждениях и организациях, федеральных и местных органах власти и управления, в суде. После устранения выявленных недостатков и повторной подачи указанного заявления 09 октября 2020 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области было отказано в государственной регистрации создания Ассоциации предпринимателей «Бизнес Решения». Основаниями для отказа в государственной регистрации послужило не соответствие указанных в листе «И» заявления и в пункте 2.2 Устава кодов дополнительных видов деятельности целям деятельности организации, несоответствие положений Устава требованиям гражданского законодательства по представительству членов Ассоциации на заседании высшего органа управления, по выходу членов из Ассоциации и их субсидиарной ответственности, по вопросу компетенции органов Ассоциации, а также нарушение положений о заключении учредительного договора и подсчете голосов при проведении общего собрания учредителей организации 29 июля 2020 года. Считают данное решение не соответствующим требованиям законодательства и нарушающим права и законные интересы Общества.

Определениями судьи от 14 января 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Ф.И.О.4, Ф.И.О.5, ООО «Сахстройинвестиция», ООО «СК Региохабстрой», Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области.

В судебном заседании представитель ООО «Инженерные технологии», ООО «Сахстройинвестиция» и ООО «СК Региохабстрой» Ф.И.О.6 заявленные требования поддержала, представитель административного ответчика Ф.И.О.7 возражала против их удовлетворения, представитель Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области Ф.И.О.8 просил разрешить спор на усмотрение суда.

Заинтересованные лица Ф.И.О.4 и Ф.И.О.5 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судом принято приведенное выше решение, которое представитель ООО «Инженерные технологии» Ф.И.О.6 в апелляционной жалобе просит отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Не соглашается с выводом суда об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемым уведомлением. Кроме того, отмечает, что судом не дана оценка изложенным в административным иске доводам.

В письменных возражениях Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области просит решение суда оставить без изменения, а Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области просит разрешить апелляционную жалобу на усмотрение суда.

Заинтересованные лица Ф.И.О.4 и Ф.И.О.5 в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав представителя ООО «Инженерные технологии», ООО «Сахстройинвестиция» и ООО «СК Региохабстрой» Ф.И.О.6, поддержавшую доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, представителя административного ответчика Ф.И.О.7, возражавшую против ее удовлетворения, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области Ф.И.О.8, просившего рассмотреть жалобу на усмотрение суда, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением общего собрания учредителей Ф.И.О.4, Ф.И.О.5, ООО «Сахстройинвестиция», ООО «Инженерные технологии» и ООО «СК Региохабстрой» от 29 июля 2020 года учреждена Ассоциация предпринимателей «Бизнес Решения» (далее-Ассоциация), заключен учредительный договор и утвержден Устав Ассоциации, президентом Ассоциации избран Ф.И.О.4, представителю учредителей Ф.И.О.6 поручено представлять Ассоциацию по вопросам государственной регистрации Ассоциации.

21 сентября 2020 года, после возвращения заявлений от 31 июля 2020 года и от 02 сентября 2020 года на доработку, Ф.И.О.4 в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области подано заявление о государственной регистрации создания Ассоциации предпринимателей «Бизнес Решения» с приложением необходимых документов.

Распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области № от 07 октября 2020 года на основании заключения Управления от 07 октября 2020 года в государственной регистрации создания Ассоциации предпринимателей «Бизнес Решения» отказано со ссылкой на подпункт 1 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

09 октября 2020 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области направило Ф.И.О.5 уведомление об отказе в государственной регистрации создания Ассоциации предпринимателей «Бизнес Решения», указав, что представленные для государственной регистрации документы противоречат законодательству Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что уведомление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области от 09 октября 2020 года об отказе в государственной регистрации является законным и обоснованным, поскольку представленные для регистрации создания Ассоциации предпринимателей «Бизнес Решения» документы не в полной мере соответствовали требованиям закона.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 Устава Ассоциации, представленного в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области, целью ее создания является создание наиболее благоприятных условий хозяйственной деятельности ее членов, координация и консультирование предпринимательской деятельности членов Ассоциации, обеспечение защиты прав и имущественных интересов членов Ассоциации, представление общих интересов членов Ассоциации в государственных, негосударственных и международных учреждениях и организациях, федеральных и местных органах власти и управления, в суде.

Отказывая в регистрации создания Ассоциации, административный ответчик в качестве одного из оснований привел несоответствие заявленных организацией кодов дополнительных видов экономической деятельности в листе «И» заявления «Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» и видов деятельности, предусмотренных абзацами 2,4,5,8,9,10,11 пункта 2.2, пунктом 6.4.6 Устава организации, целям деятельности организации.

Согласно заявлению о государственной регистрации юридического лица при создании от 21 сентября 2020 года в листе «И» указаны следующие коды дополнительных видов деятельности: 64.20 (деятельность холдинговых компаний), 46.13 (деятельность агентов по оптовой торговле лесоматериалами и строительными материалами), 46.14 (деятельность агентов по оптовой торговле машинами, промышленным оборудованием, судами и летательными аппаратами), 46.18.9 (деятельность агентов, специализирующихся на оптовой торговле товарами, не включенными в другие группировки). Аналогичные виды деятельности, а также виды деятельности в области архитектуры, инженерных изысканий, проведения финансового аудита, предусмотрены пунктом 2.2 Устава организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Согласно пункту 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Вместе с тем, заявленные организацией виды деятельности не соответствуют изложенной в пункте 2.1 Устава цели ее создания, поскольку предусматривают непосредственное осуществление Ассоциацией этих видов деятельности, а не осуществление деятельности, направленной на оказание ее членам содействия в предпринимательской деятельности, защиту и представление их интересов при ее осуществлении.

Однако, с выводами Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области о несоответствии предусмотренных Уставом видов деятельности по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления членов Ассоциации, по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по налоговому консультированию и организации документооборота, финансированию и кредитованию на выгодных для себя условиях проектов и программ, принимаемых Ассоциацией, цели создания организации нельзя согласиться, поскольку данные виды деятельности ей не противоречат.

Доводы жалобы о соответствии заявленных видов деятельности цели создания организации со ссылкой на то, что деятельность агентов направлена на возможность Ассоциации выступать от имени и за счет своих членов в их интересах без аккумулирования прибыли самой Ассоциацией, не могут быть приняты во внимание, поскольку осуществление Ассоциацией деятельности в качестве агента по агентскому договору по заявленным видам деятельности предполагает непосредственное осуществление такой деятельности, что не отвечает целям создания организации.

То обстоятельство, что в Уставе организации указано на возможность осуществления деятельности холдинговых компаний в части координации предпринимательской деятельности членов Ассоциации не свидетельствует о соответствии заявленного вида деятельности целям создания организации, поскольку деятельность холдинговых компаний предполагает деятельность подразделений, владеющих активами (контрольным пакетом акций) группы дочерних корпораций с целью контроля и управления ими.

Далее, в обоснование отказа уполномоченным органом указано на то, что в нарушение абзаца 2 пункта 1 статьи 123.11 Гражданского кодекса Российской Федерации пункт 6.3.1 Устава предусматривает выход члена организации лишь по окончании финансового года, а пункт 6.3.5 Устава в нарушение пункта 4 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» - субсидиарную ответственность члена организации в течение двух лет с момента выхода или исключения из нее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.11 Гражданского кодекса Российской Федерации член ассоциации (союза) вправе выйти из нее по своему усмотрению в любое время.

Вместе с тем, пунктом 6.3.1 Устава предусмотрено, что член Ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из Ассоциации по окончании финансового года.

Пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами.

Согласно пункту 3 статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом или уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

Пунктом 6.3.5 Устава предусмотрено, что член Ассоциации, вышедший из нее по своему усмотрению или исключенный по решению Общего собрания, несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему последнему ежемесячному членскому взносу в течение двух лет с момента выхода или исключения из Ассоциации.

Таким образом, данное положение Устава предусматривает субсидиарную ответственность лиц, не являющихся членами Ассоциации.

Ссылка подателя жалобы на часть 2 статьи 12 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в редакции от 30 декабря 2012 года, предусматривающую субсидиарную ответственность члена Ассоциации по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода, является несостоятельной, поскольку положения статьи 12 названного Федерального закона признаны утратившими силу Федеральным законом от 11 февраля 2013 года № 8-ФЗ «О внесении изменений в часть 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

Следующим основанием отказа в регистрации некоммерческой организации регистрирующим органом приведено несоответствие подпункта 2 пункта 4.8 Устава организации, предусматривающего принятие единоличным исполнительным органом Ассоциации решения об отказе в проведении внеочередного общего собрания членов Ассоциации только в случае, если ни один из вопросов, предложенных для включения в повестку дня внеочередного Общего собрания членов Ассоциации, не относится к компетенции или не соответствует требованиям федеральных законов, пункту 4.2 Устава организации, согласно которому Общее собрание правомочно принимать решения по любым вопросам деятельности Ассоциации.

Таким образом, вышеприведенные пункты Устава организации, являющиеся в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» обязательными для исполнения некоммерческой организацией, содержат взаимоисключающие положения.

Доводы жалобы об отсутствии противоречий между пунктами 4.2 и 4.8 Устава со ссылкой на пункт 4.10 Устава на обоснованность вывода Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области не влияют, как не устраняющие выявленные нарушения.

Далее, в оспариваемом отказе указано, что согласно представленному протоколу Общего собрания учредителей организации от 29 июля 2020 года в повестку дня включен вопрос о заключении учредительного договора, в то время как законом заключение учредительного договора при создании ассоциации не предусмотрено.

Так, в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» учредительными документами некоммерческих организаций являются учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 236-ФЗ) юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

В пункте 4 статьи 3 Федерального закона от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 года) «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» указано, что впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

С учетом изложенного, абзац 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» применяется в части не противоречащей положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, учредительным документом Ассоциации является устав.

Кроме того, в обоснование отказа административным ответчиком указано на отсутствие в протоколе Общего собрания организации от 29 июля 2020 года сведений о лице, проводившем подсчет голосов.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок принятия решения собрания соответствующего гражданско-правового сообщества, в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

Между тем, в представленном на регистрацию протоколе Общего собрания организации от 29 июля 2020 года, проведенном в очной форме, сведения о лице, проводившем подсчет голосов, отсутствуют.

Ссылка заявителя на положения пункта 4.1 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому в протоколе решения высшего органа управления некоммерческой организации о результатах только заочного голосования должны быть указаны сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, не свидетельствует об отсутствии необходимости указания таких сведений в протоколе общего собрания в очной форме в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что Устав Ассоциации предпринимателей «Бизнес Решения» и иные представленные для регистрации документы противоречат законодательству Российской Федерации, решение уполномоченного органа об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации является законным.

Необоснованное указание в оспариваемом отказе на то, что в нарушение пункта 3 статьи 123.11 Гражданского кодекса Российской Федерации пунктом 4.1 Устава организации предусмотрена норма представительства от каждого члена организации, не влечет признание оспариваемого решения незаконным в целом, поскольку иные основания, послужившие принятию решения об отказе в регистрации создания Ассоциации предпринимателей «Бизнес Решения», являются правомерными.

В соответствии с пунктом 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.

В этой связи ошибочное указание суда на отсутствие нарушения прав административного истца и отсутствие в судебном акте оценки всех обстоятельств, изложенных в административном иске, на правильность выводов суда не влияют и не влекут отмены правильного по существу решения.

В целом доводы жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда по обстоятельствам дела и основаны на ином применении к ним положений законодательства, не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

При таких данных, оснований для отмены решения суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 10 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Инженерные технологии» - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Н.А.Крылов

Судьи С.А.Лихачева

Н.А.Седых