ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
дело № 2а-1976/2021
№ 33а-20276/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Уфа 29 ноября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Куловой Г.Р.,
судей Сафина Ф.Ф. и Ситник И.А.,
при секретаре Мухаметзянове Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к прокурору Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан, прокурору г.Уфы Республики Башкортостан, прокуратуре Республики Башкортостан о признании незаконными действий (бездействия), допущенного прокурором Октябрьского района г.Уфы, выразившегося в не предоставлении ответа на обращение заявителя за исх.№... от дата в установленный законом срок и отвечающего принципам объективности и всесторонности, по существу всех поставленных вопросов в обращении заявителя; признании незаконными действий (бездействия), допущенного прокурором г.Уфы, выразившегося в не предоставлении ответа на обращение заявителя за исх.№... от дата в установленный законом срок и отвечающего принципам объективности и всесторонности, по существу всех поставленных вопросов в обращении заявителя; обязании прокурора Октябрьского района г.Уфы и прокурора города Уфы предоставить ответ на обращение заявителя за исх.№... от дата в соответствии с действующим законодательством, по апелляционным представлениям прокурора г.Уфы Воронова С.Н., и.о. прокурора Октябрьского района г.Уфы Самойлова М.А. на решение Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 23 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., объяснения прокурора г.Уфы Республики Башкортостан Воронова С.Н., начальника отдела общего и особого делопроизводства прокуратуры Республики Башкортостан ФИО2, и.о. начальника отдела по рассмотрению обращений и приему граждан прокуратуры Республики Башкортостан ФИО3, помощника прокурора Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан Гайсиной Г.Р., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан Галиева Р.Р., поддержавших доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к прокурору Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан, прокурору г.Уфы Республики Башкортостан, прокуратуре Республики Башкортостан о признании незаконными действий (бездействия), допущенного прокурором Октябрьского района г.Уфы, выразившегося в не предоставлении ответа на обращение заявителя за исх.№... от дата, полученного прокуратурой района в форме электронного документа, в том числе в установленный законом срок и отвечающего принципам объективности и всесторонности, по существу всех поставленных вопросов в обращении заявителя; признании незаконными действий (бездействия), допущенного прокурором г.Уфы, выразившегося в не предоставлении ответа на обращение заявителя за исх.№... от дата, полученного прокуратурой города в форме электронного документа, в том числе в установленный законом срок и отвечающего принципам объективности и всесторонности, по существу всех поставленных вопросов в обращении заявителя; обязании прокурора Октябрьского района г.Уфы и прокурора г.Уфы предоставить ответ на обращение заявителя за исх.№... от дата в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование указал, что дата в 00 час. 38 мин. ФИО1 по электронной почте направил жалобу в электронной форме в прокуратуру Октябрьского района г.Уфы (061.prok@mail.ru) и в прокуратуру города Уфы (ufy@02.mailop.ru, 055.prok@mail.ru). дата в 00 час. 38 мин. от почтовой системы сервера yandex.ru было получено электронное письмо с уведомлением об успешной доставке почтовых писем вышеуказанным адресатам. дата в 07 час. 41 мин. с электронного адреса ufy@02.mailop.ru пришло уведомление о том, что обращение заявителя было показано на экране пользователю. дата в 09 час. 56 мин. с электронного адреса прокуратуры Октябрьского района г.Уфы (061.prok@mail.ru) пришло сообщение, в котором было указано: «Разъясняю, что электронный адрес прокуратуры Октябрьского района г.Уфы 061.prok@mail.ru для работы с входящей корреспонденции не используется. Обратиться с жалобой, заявлением в электронной форме Вы вправе через Единый портал прокуратуры Российской Федерации (epp.genproc.gov.ru) либо через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www. gosuslugi.ru). С уважением, прокуратура Октябрьского района г.Уфы». дата в 14 час. 47 мин. заявитель по электронной почте направил возражение в электронной форме в прокуратуру Октябрьского района г.Уфы, в котором обосновал ошибочность позиции, занятой прокуратурой района и указал, что обращение гражданина исх.№... от дата, полученное прокуратурой Октябрьского района г.Уфы в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленным Федеральным законом «Об обращениях граждан». дата в 14 час. 47 мин. от почтовой системы сервера yandex.ru заявителем было получено электронное письмо с уведомлением об успешной доставке указанного письма-возражения в электронный почтовый ящик прокуратуры Октябрьского района г.Уфы. ФИО1 указывает, что предоставление гражданину возможности оформить обращение через Единый портал прокуратуры Российской Федерации (epp.genproc.gov.ru) либо через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) не ограничивает предоставленное законом право гражданина на обращение в форме электронного документа, если при этом соблюдены предусмотренные законом требования к такому обращению, в частности - к его содержанию. В направленном административным истцом обращении в соответствии с предписаниями закона указаны фамилия, имя, отчество, адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ. По истечении 38 дней у заявителя отсутствуют ответы прокуроров города и Октябрьского района г.Уфы на его обращение в электронной форме.
В порядке уточнения требований (л.д.25-27) истец просил суд признать незаконными бездействие, допущенное административным ответчиком-прокурором Октябрьского района г.Уфы, выразившееся в не предоставлении ответа на обращение заявителя (исх.№... от дата), полученное прокуратурой района в форме электронного документа; признать незаконными бездействие, допущенное административным ответчиком-прокурором Октябрьского района г.Уфы, выразившееся в не предоставлении в установленный законом срок ответа на обращение заявителя (исх.№... от дата), полученное прокуратурой района в форме электронного документа; признать незаконными бездействие, допущенное административным ответчиком – прокурором Октябрьского района г.Уфы, выразившееся в не предоставлении ответа, отвечающего принципам объективности и всесторонности, по существу всех поставленных вопросов в обращении заявителя (исх.№... от дата), полученное прокуратурой района в форме электронного документа; признать незаконными действие (бездействие), допущенное административным ответчиком - прокурором г.Уфы, выразившееся в не предоставлении ответа на обращение заявителя (исх.№... от дата), полученное прокуратурой города в форме электронного документа; признать незаконными действие (бездействие), допущенное административным ответчиком - прокурором г.Уфы, выразившееся в не предоставлении в установленный законом срок ответа на обращение заявителя (исх.№... от дата гола), полученное прокуратурой города в форме электронного документа; признать незаконными действие (бездействие), допущенное административным ответчиком - прокурором г.Уфы, выразившееся в не предоставлении в установленный законом срок ответа, отвечающего принципам объективности и всесторонности, по существу всех поставленных вопросов в обращении заявителя (исх.№... от дата), полученное прокуратурой города в форме электронного документа; Обязать административного ответчика - прокурора Октябрьского района г.Уфы предоставить ответ на обращение заявителя (исх.№... от дата) в соответствии с действующим законодательством; обязать административного ответчика - прокурора города Уфы предоставить ответ на обращение заявителя (исх.№... от дата) в соответствии с действующим законодательством.
Решением Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 23 августа 2021 года постановлено:
административный иск ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным действие (бездействие), допущенное прокурором Октябрьского района г.Уфы, выразившееся в не предоставлении ФИО1 ответа на обращение за исх.№... от дата, полученного прокуратурой Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан в форме электронного документа, в том числе в установленный законом срок и отвечающего принципам объективности и всесторонности, по существу всех поставленных вопросов в обращении заявителя.
Признать незаконным действие (бездействие), допущенное прокурором г.Уфы, выразившееся в не предоставлении ФИО1 ответа на обращение за исх.№... от дата, полученного прокуратурой Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан в форме электронного документа, в том числе в установленный законом срок и отвечающего принципам объективности и всесторонности, по существу всех поставленных вопросов в обращении заявителя.
Обязать прокурора Октябрьского района г.Уфы и прокурора г.Уфы предоставить ФИО1 ответ на обращение за исх.№... от дата в соответствии с действующим законодательством.
В апелляционной жалобе (поименованном как представление) прокурор г.Уфы РБ Воронов С.Н. просит решение отменить, считает его незаконным, указал, что суд не учел, что административным истцом не доказан факт получения административным ответчиком его обращения через официальные каналы связи.
В апелляционной жалобе и.о. прокурора Октябрьского района г.Уфы Самойлов М.А. просит решение отменить, считает его незаконным. Указал, что направление обращения истцом на электронный адрес, не являющийся официальным каналом связи для получения электронных обращений граждан, не влечет возникновения у прокуратуры Октябрьского района г.Уфы обязанности по рассмотрению обращения в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения надлежащим образом.
Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение суда указанным требованиям закона не соответствует.
Разрешая спор и приходя к выводу об удовлетворении иска, суд исходил из того, что наличие права и возможности обратиться в прокуратуру Октябрьского района г.Уфы и прокуратуру г.Уфы через Единый портал прокуратуры Российской Федерации (epp.genproc.gov.ru) либо через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) не ограничивает предоставленное законом право гражданина на обращение в форме электронного документа, по электронной почте, если при этом соблюдены предусмотренные законом требования к такому обращению, в частности, к его содержанию. Направленные ФИО1 обращения соответствуют предъявляемым к обращениям требованиям, в нем указаны фамилия, имя, отчество, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответы.
Однако, с такими выводами судебная коллегия не может согласиться, по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как следует из части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Права и обязанности участников отношений, связанных с реализацией гражданами конституционного права на обращение, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан определены Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан).
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).
В пунктах 1, 4 части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи. Этот срок может быть продлен при условиях, названных в части 2 этой статьи.
Исходя из положений части 3 статьи 7 Закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном этим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в системе органов прокуратуры Российской Федерации регламентированы Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приеме граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры от 30 января 2013 года №45, Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции, обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Согласно пункту 5.1 Инструкции, обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.
Пунктом 6.5. Инструкции предусмотрено, что ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
На основании приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06 марта 2020 года №138 в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 04 сентября 2017 года №Пр-1761 о цифровой трансформации органов прокуратуры Российской Федерации, реализации Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 14 сентября 2017 года №627, приказа Генерального прокурора Российской Федерации и Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 08 февраля 2018 года №68/56 «Об утверждении паспорта проекта цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации», введено в эксплуатацию специальное программное обеспечение - Единый портал прокуратуры Российской Федерации (СПО ЕПП) в следующие сроки:
в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - с 06 мая 2020 года;
органах прокуратуры Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, - с 13 мая 2020 года;
органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, расположенных в Центральном федеральном округе, - с 20 мая 2020 года;
органах прокуратуры Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском, Приволжском, Сибирском, Дальневосточном, Южном, Уральском федеральных округах, - с 27 мая 2020 года.
Согласно Приложения №1 к данному Приказу, под №13 Прокуратура Республики Башкортостан участвует в эксплуатации специального программного обеспечения – Единого портала прокуратуры Российской Федерации (СПО ЕПП).
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине (часть 2).
Согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года №5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», по смыслу положений частей 3, 4 статьи 198, части 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определение суда апелляционной инстанции по вопросу о принятии дополнительно представленных (новых) доказательств может быть вынесено как в виде протокольного определения, так и в виде отдельного судебного акта. Указанное определение не может быть обжаловано. Возражения в отношении данного определения могут быть изложены при обжаловании судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела (часть 2 статьи 202 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Дополнительно представленные (новые) доказательства исследуются в порядке, установленном главой 6 и статьями 158 - 170 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу части 1 статьи 306, части 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции вправе отказать лицу, участвующему в деле, в удовлетворении ходатайства о приобщении или об истребовании дополнительных доказательств, только если судом установлено, что непредставление этих доказательств в суд первой инстанции было направлено на затягивание рассмотрения дела или представляло собой иное злоупотребление процессуальными правами.
В случае, если доказательства были необходимы для принятия законного и обоснованного решения и в связи с этим подлежали истребованию судом первой инстанции по своей инициативе независимо от волеизъявления участников спора (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), при решении на стадии производства по делу в суде апелляционной инстанции вопроса об их приобщении или истребовании не имеет значения, могли ли эти доказательства быть представлены лицами, участвующими в деле, в суд первой инстанции.
Из представленного ответчиками суду апелляционной инстанции для приобщения в материалы дела дополнительных доказательств, в частности, Приказа Прокуратуры Республики Башкортостан от 10 февраля 2020 года №26 «О создании служебных электронных почтовых адресов для организации электронного документооборота в прокуратуре Республики Башкортостан» следует, что в служебной деятельности для обмена электронными почтовыми сообщениями используются исключительно официальные корпоративные ящики (приложение 1). Согласно приложения №1 Перечень корпоративных e-mail адресов подразделений прокуратуры электронные адреса прокуратуры г.Уфа – UFY@02.mailop.ru, прокуратуры Октябрьского района г.Уфы – OKTUFA@02.mailop.ru.
Из абзаца 2 пункта 4 Приказа Прокуратуры Республики Башкортостан от 17 ноября 2021 года №367 «Об использовании корпоративной электронной почты в прокуратуре Республики Башкортостан» следует, что при поступлении на адрес корпоративной электронной почты обращений граждан и (или) юридических лиц оставлять указанные обращения без регистрации и рассмотрения с одновременным направлением заявителю уведомления о том, что данный электронный адрес не предназначен для приема и регистрации входящих обращений и используется только для отправки исходящей корреспонденции с разъяснением порядка обращения в органы прокуратуры республики в электронной форме через Единый портал прокуратуры Российской Федерации (epp.genproc.gov.ru) либо через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).
Пунктом 7 указанного приказа признан утратившим силу приказ прокурора Республики Башкортостан от 10 февраля 2020 года №26 «О создании служебных электронных почтовых адресов для организации электронного документооборота в прокуратуре Республики Башкортостан».
Судом установлено, что дата в 00 час. 38 мин. ФИО1 по электронной почте направил жалобу в электронной форме в прокуратуру Октябрьского района г.Уфы (061.prok@mail.ru) и в прокуратуру города Уфы (ufy@02.mailop.ru, 055.prok@mail.ru).
дата в 00 час. 38 мин. от почтовой системы сервера yandex.ru было получено электронное письмо с уведомлением об успешной доставке почтовых писем вышеуказанным адресатам.
дата в 07 час. 41 мин. с электронного адреса ufy@02.mailop.ru пришло уведомление о том, что обращение заявителя было показано на экране пользователю.
дата в 09 час. 56 мин. с электронного адреса прокуратуры Октябрьского района г.Уфы (061.prok@mail.ru) пришло сообщение, в котором было указано: «Разъясняю, что электронный адрес прокуратуры Октябрьского района г.Уфы 061.prok@mail.ru для работы с входящей корреспонденции не используется. Обратиться с жалобой, заявлением в электронной форме Вы вправе через Единый портал прокуратуры Российской Федерации (epp.genproc.gov.ru) либо через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www. gosuslugi.ru). С уважением, прокуратура Октябрьского района г.Уфы».
дата в 14 час. 47 мин. заявитель по электронной почте направил возражение в электронной форме в прокуратуру Октябрьского района г.Уфы, в котором обосновал ошибочность позиции, занятой прокуратурой района и указал, что обращение исх.№... от дата, полученное прокуратурой Октябрьского района г.Уфы в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленным Федеральным законом «Об обращениях граждан».
дата в 14 час. 47 мин. от почтовой системы сервера yandex.ru заявителем было получено электронное письмо с уведомлением об успешной доставке указанного письма-возражения в электронный почтовый ящик прокуратуры адрес.
Во исполнение требований Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Генеральным прокурором Российской Федерации определен перечень информации о деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, размещенный на их официальных сайтах в сети Интернет, согласно которому официальные сайты органов прокуратуры должны содержать информации о наименовании, структуре органа прокуратуры, почтовый адрес, адрес электронной почты. С учетом изложенных требований на официальном сайте прокуратуры Республики Башкортостан ранее размещена информация о территориальных прокуратурах с указанием, в том числе адресов электронной почты.
В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 04 сентября 2017 года №Пр-1761 о цифровой трансформации органов прокуратуры Российской Федерации, реализации концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 14 сентября 2017 года №627, приказа Генерального прокурора Российской Федерации и Министерства связи и массовых коммуникаций российской Федерации от 08 февраля 2018 года №68/56 «Об утверждении паспорта проекта цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» в органах прокуратуры Российской Федерации с 2020 года введено в эксплуатацию специальное программное обеспечение – Единый портал прокуратуры Российской Федерации (СПО ЕПП), согласно которой органам прокуратуры Российской Федерации дано указание организовать на постоянной основе наполнение СПО АПП актуальной информацией.
В соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 14 сентября 2017 года №627, целями и задачами цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации являются развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия органов прокуратуры с гражданами, организациями, институтами гражданского общества, органами государственной власти и местного самоуправления. Основными задачами которой является обеспечение доступа граждан и организаций к открытой информации о деятельности органов прокуратуры, а также информации, непосредственно, затрагивающей их права и свободы с учетом принципа экстерриториальности.
Кроме того, в целях совершенствования организации предоставления гражданам и юридическим лицам возможности подать обращение и записаться на прием в органы прокуратуры приказом Генерального прокурора Российской Федерации 04 марта 2019 года №171 издан приказ о вводе в эксплуатацию программного обеспечения, реализующего функцию подачи обращения и записи на личный прием в органы прокуратуры Российской Федерации в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – приказ ГП РФ №171).
Во исполнение указанного приказа прокурором Республики Башкортостан от 17 марта 2021 года №82 «О внедрении автоматизированного информационного комплекса «Надзор-WEB» с 22 марта 2021 года в органах прокуратуры республики для использования в повседневной деятельности введен автоматизированный информационный комплекс «Надзор-WEB», которым определен порядок поступления и организация работы с обращениями, в том числе с электронными обращениями с применением электронной подписи.
Исходя из вышеизложенного, в органах прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Республики Башкортостан с 22 марта 2021 года определен единый порядок подачи обращений граждан, организаций, иных лиц путем применения специализированного программного обеспечения, предусматривающее заполнение заявителями реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа.
Таким образом, работа официального сайта прокуратуры Республики Башкортостан с обращениями граждан переведена на работу в соответствии с введенными новыми формами программного обеспечения, о чем детально указано в разделе «Интернет-приемная».
В органах прокуратуры Российской Федерации для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (интернет-обращений) применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и в случае не заполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты и электронная подпись являются дополнительной информацией.
На официальном сайте прокуратуры Республики Башкортостан epp.genproc.gov.ru, созданного на основании вышеуказанных приказов Генерального прокурора Российской Федерации находится в открытом доступе, имеется раздел «Интернет-приемная», где размещена специальная форма обращения, подлежащая заполнению с целью реализации права на обращение в службу в форме электронного документа, согласно которым определен порядок поступления и организация работы с обращениями, в том числе с электронными обращениями с применением электронной подписи, образец которого размещен на интернет-сайте прокуратуры республики. В связи с чем, необходимость заполнения гражданином такой строго определенной формы электронного обращения вытекает и неразрывно связана с избранным им способом обращении в органы прокуратуры республики.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что ФИО1 надлежало заполнить форму электронного обращения, размещенного на интернет-сайте прокуратуры Республики Башкортостан.
Между тем, действия по заполнению электронного обращения на интернет-сайте истцом выполнены не были, указанное обстоятельство по существу административным истцом не оспаривается и которому судом первой инстанции надлежащая оценка не дана.
Поскольку ФИО1 не было оформлено надлежащим образом электронное обращение согласно образцу Интернет-приемной официального сайта прокуратуры Республики Башкортостан, следовательно, административным истцом не выполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». При этом административный истец не был лишен возможности направить обращение по официальным реквизитам прокуратуры Республики Башкортостан любым из возможных способов.
Между тем, согласно данным ведомственного автоматизированного информационного комплекса «Надзор» в органы прокуратуры от ФИО1 в 2020 году всего поступило 35 обращений, из них 17 обращений направлены через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
В 2021 году от ФИО1 в органы прокуратуры поступило 55 обращений, из них 39 через Единый портал государственных и муниципальных услуг (1 – в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, 13 – в прокуратуру республики), 4 – через Единый портал органов прокуратуры (2- в прокуратуру Советского района <...> – в прокуратуру г. Уфы).
Из указанного следует, что ФИО1 был ранее известен официальный порядок направления обращений в органы прокуратуры.
В жалобе от дата, направленной ФИО1 на электронный адрес прокуратуры Октябрьского района г.Уфы, заявитель просит удалить из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах запись об административном штрафе в размере 1 500 рублей.
Аналогичная жалоба заявителя ранее в дата рассматривалась прокуратурой Октябрьского района г.Уфы и прокуратурой г.Уфы, которая в соответствии с требованиями частью 3 статьи 8 Федерального закона направлена для рассмотрения по компетенции в УМВД России по г.Уфа.
По результатам его рассмотрения заявителю направлен исчерпывающий ответ за подписью руководителя правоохранительного органа. То есть, дата в указанные органы прокуратуры на неофициальные электронные адреса было направлено оспариваемое обращение, доводы которого ранее уже рассматривались с предоставлением исчерпывающего ответа иного ведомства.
Таким образом, для признания действий (бездействия) решений должностных лиц органов прокуратуры незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца. Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
В нарушение норм процессуального права суд в своем решении не установил необходимую совокупность наличия условий для признания действия (бездействия) ответчиков незаконными.
Кроме того, Инструкция по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №450, устанавливает на единой основе систему делопроизводства в органах прокуратуры, определяет порядок приема, регистрации, учета, документов.
Непосредственное ведение делопроизводства осуществляют специалисты служб делопроизводства (пункт 1.2 Инструкции по делопроизводству).
Регистрация всех входящих, исходящих и внутренних документов осуществляется в соответствии с требованиями вышеназванных приказов Генерального прокурора Российской Федерации непосредственно специалистами отдела общего и особого делопроизводства через ведомственное автоматизированное программное обеспечение.
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры самостоятельно определяют порядок разрешения и формы обращения граждан в органы прокуратуры, при этом обеспечивают защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений прав, принимают меры реагирования с целью их устранения.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения в судах Кодекса административного судопроизводств Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Установив вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что обращение ФИО1 не подлежало рассмотрению административными ответчиками в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ввиду отсутствия надлежащего оформления электронного обращения истца по форме, размещенной на интернет-сайте прокуратуры.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 23 августа 2021 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к прокурору Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан, прокурору г.Уфы Республики Башкортостан, прокуратуре Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия, допущенного прокурором Октябрьского района г.Уфы, выразившееся в не предоставлении ответа на обращение за исх.№... от дата, полученного прокуратурой Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан в форме электронного документа, в том числе, в установленный законом срок и отвечающего принципам объективности и всесторонности, по существу всех поставленных вопросов в обращении заявителя; о признании незаконным бездействия, допущенного прокурором г.Уфы, выразившееся в не предоставлении ответа на обращение за исх.№... от дата, полученного прокуратурой г.Уфы в форме электронного документа, в том числе, в установленный законом срок и отвечающего принципам объективности и всесторонности, по существу всех поставленных вопросов в обращении заявителя; обязании прокурора Октябрьского района г.Уфы и прокурора г.Уфы предоставить ФИО1 ответ на обращение за исх.№... от дата в соответствии с действующим законодательством, отказать.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Акбашева Н.Р.