Дело № 33а-6205/2020
В суде первой инстанции дело № 2а-1979/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: Коноплевой И.А.
судей: Герасимовой О.В., Карбовского С.Р.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства 23 октября 2020 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края к Алексеевой Е.Ю, о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, пени, налога на доходы физических лиц,
по апелляционной жалобе административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 июля 2020 года,
заслушав доклад судьи Карбовского С.Р.,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края обратилась в суд с иском к Алексеевой Е.Ю. о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, пени, налога на доходы физических лиц.
В обоснование иска указано, что Алексеева Е.Ю. является плательщиком налога на имущество физических лиц в сумме 2813 рублей и пени на сумму недоимки за период с 04 декабря 2018 года по 31 января 2019 года в сумме 42,57 рублей, являясь в 2017 году собственником недвижимого имущества – квартир, расположенных по адресу: <адрес>.
Также Алексеева Е.Ю. является плательщиком налога на сумму дохода, полученного в 2017 году в ООО МФК «Займер» в сумме 20760,4 рублей, с которого не был удержан налог налоговым агентом в сумме 2699 рублей.
Просила взыскать с Алексеевой Е.Ю. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 2813 рублей, пени в размере 42,57 рублей, на доходы физических лиц, полученных физическими в соотсветсии со статьей 228 Налогового кодекса РФ, в размере 2699 рублей.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 июля 2020 года административные требования удовлетворены частично.
С Алексеевой Елизаветы Юрьевны взысканы задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 2813 рублей, пени на задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 42,57 рублей, в доход бюджета муниципального образования городской округ Город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края государственная пошлина в сумме 400 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края отказано.
В апелляционной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края просит решение суда отменить или изменить полностью или в части и принять по делу новое решение, которым взыскать с Алексеевой Е.Ю. задолженность по налогу на доходы физических лиц. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что налоговый агент – ООО МФК «Займер» предоставило в Федеральную налоговую службу России сведения о списаниии в установленном порядке безнадежных долгов с баланса организации в отношении Алексеевой Е.Ю. Согласно справке о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ от 28.02.2018 № 51678 за 2017 год код дохода Алексеевой Е.Ю. «2611», что означает - «Сумма списанного в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации» в размере 20760,40 рублей. Сумма налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ за 2017 год, исчислена в сумме 2699 рублей. В адрес Алексеевой Е.Ю. направлялись налоговое уведомление № 19303813 от 21.08.2018 о необходимости уплатить налог, требование № 15162 от 11.12.2018 об уплате задолженности. Сумма налогооблагаемой базы в размере 20760,40 рублей в справке о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ указана без рассшифровки и разделения на конкретные виды денежных средств (проценты, штрафы, пени и прочие санкции).
Письменные возражения на жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, на основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ, налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса РФ).
Имущество в виде иных зданий, строений, сооружений, помещений, в силу пункта 6 части 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ, признается объектом налогообложения.
Согласно части 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 408 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1). Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи (часть 2).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (часть 1 статьи 409 Налогового кодекса РФ).
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, пеня начисляется; пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Алексеева Е.Ю. в 2017 году являлась собственником недвижимого имущества – квартир, с кадастровыми номерами № расположенных по адресу: <адрес> соотвественно.
Налоговым органом исчислен налог на вышеуказанное имущество за 2017 год, о чем налогоплательщику направлено налоговое уведомление от 21.08.2018 № 19303813 с указанием срока уплаты – 03.12.2018.
Обязанность по уплате налога административным ответчиком не исполнена.
В адрес налогоплательщика было направлено требование № 4168, в котором ему предложено уплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц в сумме 2813 рублей, пеню в размере 42,57 рублей, в срок до 27 марта 2019 года.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления в части взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 2813 рублей, пени в размере 42,57 рублей, поскольку административный ответчик, являясь налогоплательщиком, свою обязанность по уплате налогов не исполнил.
В соответствии со статьей 415 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора.
Согласно части 1 статьи 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Согласно статье 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
На основании подпункта 4 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации для внереализационных доходов датой получения дохода признается, в частности дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда - по доходам в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба).
При прощении штрафов, пеней и прочих санкций, даже если они прямо предусмотрены кредитным договором, дохода у физического лица не возникает автоматически. Суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, прощенных кредитором, являются доходом должника только в случае признания их должником или их присуждения на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Из указанного следует, что для признания прощенного долга, состоящего из суммы прощенных пеней и штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед кредитором, доходом необходимо, чтобы эти санкции были признаны должником или присуждены решением суда, вынесенным в пользу банка (кредитной организации).
Признание санкций должником может подтверждаться любым способом, явно свидетельствующим об этом признании, только в таком случае у банка (кредитной организации) будут возникать обязанности налогового агента.
Прощение санкций, не признанных должником и не присужденных судом, не будет свидетельствовать о возникновении у должника дохода. Наличие в договоре пунктов о штрафных санкциях определяет лишь наличие возможности привлечения должника к ответственности.
Следовательно, если должник не признал суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также если отсутствует судебное решение об их присуждении, то у него не возникает экономической выгоды в случае прощения их кредитором и, соответственно, такие суммы не являются доходом должника и, следовательно, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Из материалов дела следует, что ООО МФК «Займер» предоставило в ИФНС по Центральному району г. Новосибирска справку о доходах физического лица за 2017 год № 51678 от 28.02.2018, согласно которой ответчиком получен доход за 2017 год на общую сумму 20 760,40 рублей, который имеет код дохода 2611 (сумма списанного в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации).
В адрес Алексеевой Е.Ю. административным истцом направлено налоговое уведомление № 19303813 от 21.08.2018, согласно которому она не позднее 03.12.2018 обязана уплатить налог на доходы физического лица в размере 2 699 рублей.
Так как Алексеева Е.Ю. налог на доходы физического лица не оплатила, ИФНС России по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края направила в ее адрес требование № 15162 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 11.12.2018, в соответствии с которым предложено в срок до 29.12.2018 погасить числящуюся задолженность в размере 2 699 рублей.
19.09.2019 мировым судьей судебного района «Центральный округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» на судебном участке № 32 вынесен судебный приказ о взыскании с Алексеевой Е.Ю. недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 2 813 рублей, пени в сумме 42,57 рублей, по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса РФ, в сумме 2699 рублей. 03.10.2019 судебный приказ отменен.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Алексеева Е.Ю. признала долг в размере 20 760,40 рублей.
Поскольку Алексеева Е.Ю. не признавала долг в размере 20 760,40 рублей, решение суда о взыскании долга в указанном размере отсутствует, то у Алексеевой Е.Ю. в данном случае не возникло экономической выгоды при списании этой суммы ООО МФК «Займер». В связи с чем указанная сумма не является доходом должника и не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам дела.
Иное толкование норм права, чем у суда первой инстанции, не опровергает выводы суда и не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 июля 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.
Председательствующий: | И.А. Коноплева |
Судьи: | О.В. Герасимова |
С.Р. Карбовский |