ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1982/2021 от 04.08.2021 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Ведерникова Н.В. Дело № 33а-4313/2021

№ 2а-1982/2021

55RS0004-01-2021-002234-38

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей областного суда Усовой Е.И., Харламовой О.А.,

при секретаре Даниловой Е.А.,

рассмотрела в судебном заседании 4 августа 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска к ФИО1 о взыскании обязательных платежей (санкций),

по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 27 мая 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.

Заслушав доклад судьи областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия

установила:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому административному округу города Омска (далее – ИФНС России по ОАО г. Омска) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании обязательных платежей (санкций).

В обоснование заявленных требований указав, что ФИО1 до 31.12.2019 осуществляла предпринимательскую деятельность.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование по сроку уплаты 15.01.2020 административный ответчик не уплатила. В соответствии со ст. 75 НК РФ на указанную сумму задолженности начислены пени.

В связи с неуплатой страховых взносов и пени в адрес плательщика направлено требование об уплате задолженности по обязательным платежам и пени.

Налогоплательщиком частичная произведена оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 959 руб. 76 коп.

Административный истец просил взыскать с ФИО1 задолженность по обязательным платежам в размере 35 633 руб. 68 коп., а именно:

- по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год в размере 28 394 руб. 24 коп.,

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год за период с 16.01.2020 по 03.03.2020 в размере 287 руб. 92 коп.;

- по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год в размере 6 884 руб.,

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год за период с 16.01.2020 по 03.03.2020 в размере 67 руб. 52 коп.

В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по ОАО г. Омска ФИО2 требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представила письменное заявление, в котором возражала против удовлетворения административного иска, указав, что решением Арбитражного суда Омской области от 03.12.2019 по делу №№ <...> признана несостоятельной (банкротом), процедура реализации имущества завершена 28.05.2020. Просила признать в соответствии со ст. 59 НК РФ взыскиваемую по настоящему административному делу задолженность невозможной к взысканию в связи с признанием ее банкротом.

Постановлено решение суда, которым требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, административный ответчик ФИО1 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, обязав ФИО1 выплатить сумму страховых взносов в размере 8 348 руб. 38 коп.; отказать в начислении штрафов налоговому органу в виду спорной ситуации и отсутствия объекта налогообложения.

Ссылается на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Полагает, что суд ошибочно считает, что указанная задолженность относится к текущим требованиям.

Считает, что обязанность по уплате страховых взносов у индивидуального предпринимателя связана с наличием у него указанного статуса. Поскольку предпринимательская деятельность осуществлялась до 31.12.2019, статус был утрачен на основании решения арбитражного суда о признании ее банкротом, обязанность по уплате страховых взносов с указанной даты отсутствует.

Задолженность, образованная до 10.09.2019 является реестровой и подлежит включению в реестр требования кредиторов, о чем был уведомлен налоговый орган.

Таким образом, период с 10.09.2019 (даты обращения в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом) по 02.12.2019 (даты вынесения решения суда) является периодом начисления текущих расходов. В связи с чем начисление недоимки по страховым взносам и соответствующих пеней за период конкурсного производства является неправомерным.

Указывает, что согласно калькулятору расчета страховых взносов, сумма налоговых отчислений за спорный период (с 10.09.2019 по 02.12.2019) составит 8 348 руб. 38 коп.

Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя административного истца ФИО3, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Положения ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусматривают право органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Из материалов дела следует, что ФИО1, <...> г.р., № <...>, с 02.07.2018 по 31.12.2019 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

31.12.2019 в ЕГРИП внесена запись о прекращении деятельности ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя.

В связи с неуплатой административным ответчиком страховых взносов за 2019 год в установленный законом срок, в соответствии со ст. 75, 69 НК РФ налогоплательщику начислены пени за период с 16.01.2020 по 03.03.2020 и направлено требование № <...> по состоянию на 04.03.2020 об уплате в срок до 09.04.2020 страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в сумме 29354 руб. (на момент обращения с иском 28394 руб. 24 коп.) и на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС в сумме 6884 руб. (со сроком уплаты до 15.01.2020), а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 287 руб. 92 коп. и пени на обязательное медицинское страхование в размере 67 руб. 52 коп.

30.03.2020 в адрес административного ответчика направлено указанное требование, которое до настоящего времени является неисполненным.

При этом, по сведениям налогового органа 26.05.2020 в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии поступили денежные средства в частичном размере в сумме 959 руб. 76 коп.

Поскольку в установленный в требованиях срок ответчиком не исполнена обязанность по уплате страховых взносов, 31.07.2020 мировым судьей судебного участка № 70 в Октябрьском судебном районе г. Омска по заявлению ИФНС по Октябрьскому АО г. Омска выдан судебный приказ № <...> о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 29354 руб. и пени в размере 287,92 руб.; страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего отделения в фиксированном размере в ФФОМС, начиная с 01.01.2017, в размере 6884 руб. и пени в размере 67,52 руб.; транспортный налог с физических лиц в размере 3150 руб. и пени в размере 61,82 руб.; налог на имущество физических лиц в размере 584 руб. и пени в размере 9,01 руб., а также о взыскании государственной пошлины.

По заявлению ФИО1 определением мирового судьи судебного участка № 70 в Октябрьском судебном районе в г. Омске от 01.02.2021 судебный приказ был отменен.

28.04.2021 налоговый орган обратился с административным иском в суд.

Разрешая заявленные требования, установив, что применительно к положениям ст. 48 Налогового кодекса РФ, исковое заявление подано с соблюдением установленного срока, районный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия полагает, что оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они основаны на законе и подтверждаются материалами дела.

В соответствии с положениями ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (п. 2 ст. 432 НК РФ).

В соответствии с положениями ст. 430 НК РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года (пп. 1 п. 1), страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года (пп. 2 п. 1).

При этом в соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (п. 5 ст. 432 НК РФ).

Применительно к положениям ст.ст. 57, 69, 70, 48 НК РФ процедура и сроки направления налоговых требований, а также взыскания задолженности по страховым взносам и пени налоговым органом соблюдены.

Из материалов дела следует, что требования направлены ответчику почтой, в подтверждение чего представлены копии списков отправлений заказными письмами с почтовыми штемпелями. Требования об уплате взносов направлено ответчику до истечения трех месяцев со дня выявления недоимки. В течении установленного шести месячного срока со дня истечения срока исполнения требования налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа, отмененного по заявлению ответчика. В порядке искового производства налоговый орган обратился в течение шести месячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

При таких обстоятельствах налоговым органом обоснованно предъявлены требования об уплате страховых взносов.

Таким образом, установлено, что ФИО1 имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 28394, 24 руб. и пени в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов за 2019 год в размере 287,92 руб. за период с 16.01.2020 по 03.03.2020; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2019 год в размере 6884 рубля и пени в размере 67,52 руб. за период с 16.01.2020 по 03.03.2020.

Представленный административным истцом расчет задолженности и начисленных пеней за указанный период проверен судом первой инстанции, признан арифметически верным, соответствующим обстоятельствам, установленным по делу, положениям п. 3 ст. 75 НК РФ. С данными выводами судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не установлено.

Иного расчета, в опровержении представленного налоговым органом, административным ответчиком не представлено.

В приведенной связи установленная судом задолженность ответчика по страховым взносам за 2019 год и пени в связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате страховых взносов, обоснованно взысканы судом. Доказательств для иной оценки в материалах дела не имеется в суд апелляционной инстанции не представлено.

Доводы жалобы о том, что обязанность по уплате страховых взносов у индивидуального предпринимателя связана с наличием у него указанного статуса, судебной коллегией отклоняются.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Омской области от 10.09.2019 ФИО1 признана банкротом, открыта реализация имущества на срок до 03.04.2020.

28.05.2020 процедура реализации имущества завершена, в связи с чем ФИО1 освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов.

Поскольку 31.12.2019 ФИО1 снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя, то фиксированные платежи были исчислены налоговым органам по 31.12.2019.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 года № 621-О-О указал, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.

Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Как следует из вышеприведенных положений законодательства о налогах, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период индивидуальными предпринимателями, производится ими самостоятельно, при этом неисполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Частью 1 ст. 5 Федерального закона РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определено, что в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу абз. 4 а. 2 ст. 213.11 Федерального закона РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ с даты признания гражданина банкротом прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения этого статуса и до момента внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Доводы жалобы о том, что задолженность, образованная до 10.09.2019 является реестровой задолженностью предпринимателя, а период с 10.09.2019 по 02.12.2019 является периодом начисления текущих расходов, являются несостоятельными ввиду следующего.

Исходя из положений ст. ст. 2, 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ налоги и пени за неисполнение обязанности по уплате налогов для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам. Они, в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.

Аналогичные положения содержатся и в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 года № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» при применении положений п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее: в силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы; возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен. Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

По смыслу приведенных выше норм права, применительно к обязательным (налоговым) платежам ориентиром по разделению реестровых и текущих платежей является дата окончания соответствующего налогового периода.

В данном случае окончанием налогового периода является 31.12.2019.

Дата возникновения у административного ответчика обязанности по уплате указанных налогов относится к периоду возникновения у него текущей задолженности, образованной после возбуждения производства по делу о банкротстве.

Таким образом, задолженность по уплате взыскиваемых недоимок и пени является не реестровой задолженностью, а относится к текущим платежам.

На основании изложенного, позиция стороны административного ответчика о невозможности взыскания в судебном порядке спорной задолженности вне процедуры банкротства является ошибочной.

Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании вышеуказанных норм права. Несогласие с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального права.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Омска от 27 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 04.08.2021.