Судья Александрова Е.П. № 33а-2061/2022
УИД 12RS0002-01-2022-000451-85
дело № 2а-198/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 27 сентября 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Петровой О.А.
судей Смирнова Н.Н. и Смышляевой И.Н.,
при секретаре Медведеве Э.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 15 июня 2022 года, которым постановлено:
Взыскать с ФИО1 (ИНН <№>) в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл задолженность по транспортному налогу физических лиц за 2019 года в размере 40950,00 рублей.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину за подачу административного искового заявления в суд в доход местного бюджета Звениговского муниципального района Республики Марий Эл в размере 1428 рублей 50 копеек.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляевой И.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (далее – УФНС по Республике Марий Эл, налоговый орган) обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просило взыскать с ФИО1 в доход бюджета недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 40950 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик состоит на налоговом учете, в 2019 году являлся плательщиком транспортного налога, поскольку согласно полученным сведениям в его собственности находились транспортные средства. Свою обязанность по уплате транспортного налога за 2019 год административный ответчик не исполнил. Направленное в его адрес налоговое уведомление, а впоследствии требование об уплате суммы налога в установленный срок налогоплательщиком не исполнены. По заявлению должника судебный приказ от 9 сентября 2021 года по делу № 2а-1173/2021 отменен 10 сентября 2021 года, в связи с чем налоговый орган в установленный шестимесячный срок обратился в суд с административным иском.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, указывая, что у него отсутствует обязанность по уплате транспортного налога за 2019 год в размере 40950 рублей, поскольку транспортное средство Toyota HIGHLANDER, государственный регистрационный знак <№>, утрачено в результате дорожно-транспортного происшествия 7 февраля 2019 года и не является объектом налогообложения, что установлено заключением судебной экспертизы, достоверность выводов которой подтверждена вступившим в законную силу решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 12 августа 2020 года. В силу пункта 3.1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл приводит доводы в поддержку состоявшегося решения суда первой инстанции.
Выслушав ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя УФНС по Республике Марий Эл ФИО2, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы жалобы, возражений на нее, проверив материалы настоящего административного дела в полном объеме, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как установлено судом первой инстанции, в 2019 году ФИО1 являлся собственником транспортного средства Toyota HIGHLANDER, государственный регистрационный знак <№>.
Из решения Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 12 августа 2020 года по делу № 2-29/2020 по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «КРКА ФАРМА», СПАО «Ингосстрах» о взыскании ущерба, компенсации морального вреда, причиненных дорожно-транспортным происшествием, убытков, судебных расходов усматривается, что 7 февраля 2019 года автомобиль Toyota HIGHLANDER, государственный регистрационный знак <№> в результате дорожно-транспортного происшествия получил механические повреждения.
Согласно налоговому уведомлению № 27334578 от 3 августа 2020 года за налоговый период – 2019 год, ФИО1 исчислен транспортный налог за автомобиль Toyota HIGHLANDER, государственный регистрационный знак <№>, в размере 40950 рублей (л.д. 14). Налоговое уведомление направлено ФИО1 7 октября 2020 года (л.д. 16).
В связи неуплатой транспортного налога, в отношении ФИО1 вынесено требование №156 от 13 января 2021 года об уплате задолженности по данному налогу в срок до 25 февраля 2021 года (л.д. 17), направленное в адрес административного ответчика 13 января 2021 года (л.д. 18).
Определением мирового судьи судебного участка № 23 Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 10 сентября 2021 года судебный приказ от 9 сентября 2021 года, вынесенный мировым судьей судебного участка № 23 Звениговского районного суда Республики Марий Эл о взыскании с ФИО1, в том числе недоимки по транспортному налогу в размере 40950 рублей отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения (л.д. 6).
Решением Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 14 декабря 2021 года по административному делу № 2а-631/2021, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Марий Эл от 12 апреля 2022 года, кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл об оспаривании налогового уведомления № 27334578 от 3 августа 2020 года, требования № 156 об оплате транспортного налога по состоянию на 13 января 2021 года в размере 40950 рублей исчисленного за 2019 год в отношении автомобиля Toyota HIGHLANDER, государственный регистрационный знак <№>, отказано.
При таких обстоятельствах, разрешая требования налогового органа, проверив порядок, процедуру взыскания, расчет задолженности по налогу, сроки обращения в суд, установив факт совершения последовательных сделок, определяющих судьбу автомобиля после дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 7 февраля 2019 года, а не его годных остатков, отсутствие в материалах дела доказательств в подтверждение полной гибели транспортного средства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении административного иска и взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу в заявленном размере.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 НК РФ.
Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (статья 45 НК РФ).
Из положений статьи 357 НК РФ следует, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 362 НК РФ в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган налогоплательщиками - физическими лицами через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.
Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, исполняет указанный запрос в течение семи дней со дня его получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.
Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.
Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного настоящим пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого заявления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.
По результатам рассмотрения заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения либо сообщение об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения.
В уведомлении о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения должны быть указаны основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого исчисление налога прекращается. В сообщении об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения должны быть указаны основания отказа в прекращении исчисления налога и объекты налогообложения.
Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 1 части 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 235 ГК РФ, основанием прекращения права собственности на вещь является, в том числе, гибель или уничтожение этой вещи, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества, то есть право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что автомобиль Toyota HIGHLANDER, государственный регистрационный знак <№> в 2019 году получил механические повреждения в дорожно-транспортном происшествии.
Налоговый орган ФИО1 в известность о полной гибели транспортного средства не ставил, с заявлением в УГИБДД МВД по Республике Марий Эл о снятии автомобиля с регистрационного учета ранее 18 февраля 2020 года по причине полной гибели не обращался.
В данном случае, бремя доказывания гибели или уничтожения имущества, а также, отсутствие объективной возможности снять транспортное средство с регистрационного учета, лежит на административном ответчике.
Вместе с тем административным ответчиком не представлены доказательства в подтверждение того факта, что в 2019 году автомобиль, в отношении которого выставлено требование об уплате транспортного налога, в натуре не существовал по причине его полной гибели. Обязанность по уплате транспортного налога находится в зависимости от факта регистрации транспортного средства. Налогоплательщиком признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Уплата транспортного налога поставлена в зависимость и осуществляется именно по факту регистрации транспортного средства.
В силу абзаца 2 части 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (действовавшего в налоговый период 2019 год) юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке. В отношении утраченных, похищенных, а также вывезенных за пределы Российской Федерации транспортных средств регистрация прекращается на основании заявлений собственников (владельцев) транспортных средств.
Из приведенных норм следует, что регистрация транспортных средств носит учетный характер, осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, и сама по себе не является основанием для прекращения или возникновения права собственности, однако прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае обращения владельца с заявлением о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору, с указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, что административным ответчиком сделано не было. Напротив, материалы дела свидетельствуют не о полной гибели транспортного средства, а о его восстановлении.
Согласно полученным сведениям из УГИБДД МВД по Республике Марий Эл транспортное средство Toyota HIGHLANDER, государственный регистрационный знак <№> с 5 февраля 2016 года по 18 февраля 2020 года было зарегистрировано за административным ответчиком.
За указанный период в налоговый орган заявление о его гибели или уничтожении с документами, подтверждающими факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, не поступало.
С 29 декабря 2020 года по настоящее время транспортное средство зарегистрировано на ФИО с теми же характеристиками.
Доказательств гибели или уничтожении транспортного средства материалы дела не содержат. Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл по гражданскому делу №2-29/2020 выводов о полной гибели автомобиля Toyota HIGHLANDER, государственный регистрационный знак <№> не содержат. Согласно заключению судебной экспертизы, проведенной в рамках данного дела, восстановительный ремонт транспортного средства Toyota HIGHLANDER, государственный регистрационный знак <№> нецелесообразен, поскольку рассчитанная стоимость восстановительного ремонта с учетом и без учета износа выше рыночной стоимости автомобиля.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не было правовых оснований для отказа в удовлетворении требований налогового органа к ФИО1 о взыскании транспортного налога за 2019 год.
Разъяснения налогового органа по вопросу уплаты транспортного налога при полной гибели транспортного средства и судебная практика Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу судом первой инстанции применены верно.
Нарушений норм процессуального права при производстве по делу не допущено, нормы материального права вопреки доводам апелляционной жалобы применены верно, в связи с чем оснований для отмены оспариваемого решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 15 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.
| ||||||||||
Определение25.10.2022