ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1998/2021 от 08.10.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-6125/2021

В суде первой инстанции дело № 2а-1998/2021

УИД: 27RS0003-01-2021-003085-81

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Казариковой О.В.,

судей: Федоренко Н.В., Карбовского С.Р.,

при секретаре Джиба С.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 08 октября 2021 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Климовой Т.Е. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения» об оспаривании решения об отказе в распоряжении средствами краевого материнского капитала,

по апелляционной жалобе административного ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения» на решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 19 мая 2021 года.

Заслушав доклад судьи Карбовского С.Р., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Климова Т.Е. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения КГКУ «Центр социальной поддержки населения» от 27 января 2021 г. № 27 об отказе в распоряжении средствами краевого материнского капитала и возложении обязанности, перевести средства материнского капитала в ЖК «Бествей».

В обоснование требований административный истец указала, что 14 января 2021 года она обратилась с заявлением о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала в центр КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" для улучшения жилищных условий, в чем обжалуемым решением ей было отказано, поскольку предоставленный договор, заключённый с жилищным кооперативом «Бест Вей» г. Санкт-Петербург, не соответствует п.20 Закона № 112, в договоре отсутствуют сведения о приобретении (строительстве) жилого помещения на территории Хабаровского края.

Решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 19 мая 2021 года административные требования удовлетворены. Постановлено признать незаконным решение КГКУ «Центр социальной поддержки населения» об отказе в распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала № 27 от 27.01.2021 г. Обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску» перевести средства материнского капитала в ЖК «Бествей».

В апелляционной жалобе административный ответчик КГКУ «Центр социальной поддержки населения» выражает несогласие с решением суда и, приводя доводы административного иска, просит его отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных требований.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец Климова Т.Е. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку все необходимые документы на оформление выплаты были предоставлены.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции рредставитель административного ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения» Максимова Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель административного истца Климовой Т.Е. – Терентьев просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Административный истец Климова Т.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.

Суд, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрел дело при указанной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Судом первой инстанции установлено, что 14 января 2021 года Климова Т.Е. обратилась с заявлением о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала в центр КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", указав, что денежные средства от краевого материнского(семейного) капитала ей необходимы для улучшения жилищных условий.

27 января 2021 г. административным истцом было получено решение № 27 об отказе в распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала, в котором указано, что отказано в удовлетворении заявления, поскольку предоставленный договор, заключённый с жилищным кооперативом «Бест Вей» г. Санкт-Петербург, не соответствует п.20 Закона № 112, в договоре отсутствуют сведения о приобретении (строительстве) жилого помещения на территории Хабаровского края.

Суд первой инстанции, удовлетворяя административные требования, пришел к выводу, что Министерство социальной защиты требует документы отличные от указанных в законе и учел, что административным истцом был предоставлен документ - нотариальное заявление о том, что после покупки квартиры с использованием материнского капитала она обязуется оформить доли квартиры в собственность на детей и супруга. Так же в нём прописан адрес квартиры, планируемый к приобретению, соответственно указано, что квартира находится в Хабаровском крае, г. Хабаровск. Данное решение не соответствует требованиям статей законов.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции о незаконности обжалуемого решения соглашается.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей").

Законом Хабаровского края от 27.07.2011 N 112 "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Хабаровского края" (далее - Закон Хабаровского края от 27.07.2011 N 112) установлены дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств краевого бюджета в форме предоставления им краевого материнского (семейного) капитала.

Краевой материнский (семейный) капитал - средства краевого бюджета, направляемые на реализацию дополнительных мер поддержки (пункт 2 части 1 статьи 1 Закона Хабаровского края от 27.07.2011 N 112).

Гарантийное письмо на краевой материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры поддержки (далее - гарантийное письмо) (пункт 3 части 1 статьи 1 Закона Хабаровского края от 27.07.2011 N 112).

Право на дополнительные меры поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка и (или) последующих детей начиная с 1 января 2011 года (в том числе в случае смерти первого и (или) второго, третьего ребенка, при условии, что была произведена государственная регистрация его (их) рождения), проживающих на территории края, если они проживали на территории края на дату рождения (усыновления) этого (этих) ребенка (детей) (пункт 1 части 1 статьи 2 Закона Хабаровского края от 27.07.2011 N 112).

Краевой материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 250 000 рублей (часть 1 статьи 5 Закона Хабаровского края от 27.07.2011 N 112).

Лица, получившие гарантийное письмо, могут распоряжаться средствами краевого материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (пункт 1 части 3 статьи 6 Закона Хабаровского края от 27.07.2011 N 112).

Средства (часть средств) краевого материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении средствами могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа, ипотеки) денежные средства на указанные цели. Средства (часть средств) краевого материнского (семейного) капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения (пункт 1 части 1 статьи 8 Закона Хабаровского края от 27.07.2011 N 112).

Приобретаемое с использованием средств (части средств) краевого материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории края (часть 3 статьи 8 Закона Хабаровского края от 27.07.2011 N 112).

Правила направления средств (части средств) краевого материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством края (часть 4 статьи 8 Закона Хабаровского края от 27.07.2011 N 112).

Правила направления средств (части средств) краевого материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, газификацию жилого помещения (далее - Правила), утверждены Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.11.2011 N 377-пр.

Уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края в сфере социальной защиты населения по направлению средств (части средств) краевого материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий определено министерство социальной защиты населения Хабаровского края в лице подведомственных ему краевых государственных казенных учреждений центров социальной поддержки населения (пункт 2 Постановления Правительства Хабаровского края от 11.11.2011 N 377-пр).

Заявление о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала (далее - заявление) подается лицом, получившим гарантийное письмо, либо уполномоченным представителем в краевое государственное казенное учреждение - центр социальной поддержки населения по месту жительства (далее - центр социальной поддержки населения) (пункт 4 Правил).

В соответствии с пунктом 6 Правил к заявлению прилагаются следующие документы либо их копии:

а) документ, удостоверяющий личность лица, получившего гарантийное письмо, место жительства на территории Хабаровского края. Документом, подтверждающим место жительства на территории Хабаровского края, является паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства либо решение суда об установлении факта проживания на территории Хабаровского края - в случае отсутствия регистрации по месту жительства на территории Хабаровского края;

б) документ, удостоверяющий личность представителя, и документ, подтверждающий его полномочия, - в случае подачи заявления через представителя;

в) документ, удостоверяющий личность супруга лица, получившего гарантийное письмо, и его место жительства или пребывания, - в случае, если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего гарантийное письмо, либо если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется супругом лица, получившего гарантийное письмо, либо если стороной сделки по газификации жилого помещения является супруг лица, получившего гарантийное письмо.

Согласно пункту 16 (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) в случае направления средств (части средств) Правил, в случае если лицо, получившее гарантийное письмо, или супруг лица, получившего гарантийное письмо, является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), средства (часть средств) краевого материнского (семейного) капитала могут быть направлены лицом, получившим гарантийное письмо, в качестве платежа в счет уплаты вступительного взноса и (или) паевого взноса. Лицо, получившее гарантийное письмо, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет:

а) выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую членство в кооперативе лица, получившего гарантийное письмо, или супруга лица, получившего гарантийное письмо (документ, подтверждающий подачу гражданином заявления о приеме в члены жилищного накопительного кооператива, или решение о приеме в члены жилищного, жилищно-строительного кооператива);

б) справку о внесенной сумме паевого взноса за жилое помещение и об оставшейся неуплаченной сумме паевого взноса, необходимой для приобретения права собственности на жилое помещение (для членов кооператива), содержащую сведения о кооперативе (наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер), и о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем кооперативу праве собственности или ином праве в отношении земельного участка, на котором осуществляется (будет осуществляться) строительство жилого помещения;

в) копию устава кооператива;

г) нотариально заверенное письменное обязательство лица, являющегося членом кооператива, в течение шести месяцев после внесения последнего платежа, завершающего выплату паевого взноса в полном размере, оформить жилое помещение, построенное с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего гарантийное письмо, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

Жилое помещение, объект индивидуального жилищного строительства, на приобретение, строительство, реконструкцию или газификацию которых направляются средства (часть средств) краевого материнского (семейного) капитала, должны находиться на территории Хабаровского края (пункт 20 Правил).

В части 3 статьи 7 Закона Хабаровского края от 27.07.2011 N 112 приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами:

1) прекращение права на дополнительные меры поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 2 настоящего закона;

2) нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении средствами;

3) указание в заявлении о распоряжении средствами направления использования средств (части средств) краевого материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим законом;

4) указание в заявлении о распоряжении средствами суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств краевого материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении средствами;

5) ограничение лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 2 настоящего закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении средствами, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);

6) отобрание ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры поддержки у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 2 настоящего закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка).

7) получение лицом, подавшим заявление на распоряжение средствами, средств материнского (семейного) капитала из бюджета другого субъекта Российской Федерации в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого подано заявление о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала;

8) несоответствие организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 5 статьи 8 настоящего закона, а также несоблюдение условия, установленного частью 6 статьи 8 настоящего закона.

9) наличие информации о признании жилого помещения, приобретение (газификация) которого в соответствии с заявлением о распоряжении средствами планируется с использованием средств (части средств) краевого материнского (семейного) капитала, непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится указанное жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В случае отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми уполномоченным органом было принято такое решение (часть 5 статьи 7 Закона Хабаровского края от 27.07.2011 N 112).

Обжалуемый отказ требованиям части 5 статьи 7 Закона Хабаровского края от 27.07.2011 N 112 не соответствует, поскольку оснований, предусмотренных частью 3 статьи 7 указанного Закона, не содержит, в силу чего вывод суда первой инстанции о его незаконности является правильным.

Судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не усматривает.

Вместе с тем, суд первой инстанции, возлагая в резолютивной части решения на КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску» обязанность перевести средства материнского капитала в ЖК «Бествей», вышел за пределы своих полномочий и фактически принял решение о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала, при том, что суд не вправе подменять уполномоченный орган местного самоуправления в принятии такого решения.

Поскольку судом первой инстанции выбран неверный способ восстановления нарушенного права, абзац третий резолютивной части решения подлежит изложению в новой редакции, с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 19 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения» – без удовлетворения.

Изложить абзац третий резолютивной части решения суда в новой редакции: «Обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску», в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, повторно рассмотреть заявление Климовой Т.Е. от 13 января 2021 года о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.

Председательствующий:

Судьи: