ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-199/20 от 29.05.2020 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья: Хусаинов Р.Г. УИД 16RS0049-01-2019-007211-58

дело в суде первой инстанции № 2а-199/2020

дело в суде апелляционной инстанции № 33а-6608/2020

учет № 189а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Горшунова Д.Н.

судей Гафиятуллина Ш.Ш., Трошина С.А.

при секретаре судебного заседания Шайхутдиновой Р.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Валеева Шамиля Вагадаильевича на решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 21 января 2020 года, которым постановлено:

административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Татарстан к Валееву Шамилю Вагадаильевичу о взыскании задолженности удовлетворить.

Взыскать с Валеева Шамиля Вагадаильевича, проживающего по адресу: <адрес>, в доход бюджета в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан задолженность в общем размере 36658,48 руб., а именно транспортный налог за 2016г. в размере 900 руб.; налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.227, 228 НК РФ: пени в размере 973,26 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ за 2018г. в размере – 26 545 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017, 2018гг. в размере 1985, 93 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за 2018г. в размер 5740 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за 2017,2018гг. в размере 414,27 руб.

Взыскать с Валеева Шамиля Вагадаильевича госпошлину 1 300 руб.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения административного ответчика, поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя административного истца, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан обратилась в суд с административным иском к Валееву Ш.В. о взыскании налоговой задолженности и страховых взносов.

В обоснование указала, что за Валеевым Ш.В. зарегистрированы транспортные средства:

- автомобиль легковой ...., государственный знак ...., с 10.07.1998г. по 27.05.2018г.

В связи с неуплатой налога в установленный срок административному ответчику направлено требование от 20.02.2018г. №12702 об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 900 руб. и пени в размере 18,78 руб. за период с 02.12.2017 по 19.02.2018г., со сроком исполнения до 05.04.2018г.

Валеев Ш.В. состоит на налоговом учете в МИФНС России №5 по РТ в качестве адвоката.

Валеевым Ш.В. в налоговый орган представлены налоговые декларации:

- 07.06.2017г. расчет авансовых платежей по декларации 3-НДФЛ с за 2017 год. Сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет по декларации, составила 30802 руб.

- 17.04.2018г. Декларация по форме 3-НДФЛ за 2017г. Сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет по декларации, составила 1249 руб.;

- 08.06.2018г. расчет авансовых платежей по декларации 3-НДФЛ за 2018г. Сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет по декларации составила 31149 руб.

В связи с неуплатой налога в установленный срок административному ответчику направлено требование от 19.07.2018г. .... об уплате налога на доходы физических лиц за 2017г. со сроком исполнения до 13.08.2018г. Требование от 20.07.2018г. .... об уплате налога на доходы физических лиц за 2017г. в размере 1249 руб. со сроком исполнения до 14.08.2018г. Требование от 18.01.2019г. .... об уплате пени за 2018 год в размере 968,97 руб., со сроком исполнения до 12.02.2019г.

За период 2018г. были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование:

- на обязательное пенсионное страхование - 26545 руб.;

- на обязательное медицинское страхование - 5840 руб.

В связи с неуплатой страховых взносов и пени в установленный срок административному ответчику направлены требования от 19.07.2018г. ...., от 20.07.2018г....., от 10.11.2018г. ...., от 18.01.2019г. .....

Согласно требованию .... от 18.01.2019г. об уплате НДФЛ пени, страховых взносов и пени налогоплательщику установлен срок исполнения требования до 12.02.2019г.

Административным ответчиком задолженность по налогам на сегодняшний день погашена частично. Остаток не погашенной задолженности по транспортному налогу в размере 900 руб.; НДФЛ пени в размере 973,26 руб.; страховые взносы на ОПМ в размере налог – 26545 руб. и пени в размере 1985,93 руб.; страховые взносы на ОМС в размере 5840 руб. и пени в размере 414,27 руб. на общую сумму 36658,46 руб.

На основании изложенного, административный истец просил взыскать с Валеева Ш.В. задолженность в общем размере 36658,48 руб., а именно транспортный налог за 2016г. в размере 900 руб.; налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.227, 228 НК РФ: пени в размере 973,26 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ за 2018г. в размере – 26545 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017, 2018гг. в размере 1985, 93 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за 2018г. в размер 5740 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за 2017,2018гг. в размере 414,27 руб.

Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.

В апелляционной жалобе Валеев Ш.В. просит решение суда отменить в части взыскания с него транспортного налога и страховых взносов, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

В силу ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога производят нотариусы, занимающие частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего кодекса.

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

- за январь- июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

- за июль – сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

- за октябрь – декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

В случае появления в течение года у налогоплательщика доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

В соответствии со ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты уплачивают страховые взносы на обязательные пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа. Порядок исчисление и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен ст.432 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации размер годовой суммы фиксированных взносов за 2018 год составил:

- на обязательное пенсионное страхование (ОПС) – 26545 руб.;

- на обязательное медицинское страхование (ОМС) – 5840 руб.

В случае, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, исчисленных исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, исчисленных исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором плательщик прекратил деятельность. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов, исчисляемый исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату прекращения деятельности, включительно не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Судом установлено, что административным ответчиком не оплачены обязательные платежи по транспорту:

- автомобиль легковой ...., государственный знак ...., с 10.07.1998г. по 27.05.2018г.

Указанное имущество признается объектом налогообложения.

Кроме того, административный ответчик состоит на налоговом учете в МИФНС №5 по РТ в качестве адвоката,

Валеевым Ш.В. в налоговый орган представлены налоговые декларации:

- 07.06.2017г. расчет авансовых платежей по декларации 3-НДФЛ с за 2017 год. Сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет по декларации, составила 30802 руб.

- 17.04.2018г. Декларация по форме 3-НДФЛ за 2017г. Сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет по декларации, составила 1249 руб.;

- 08.06.2018г. расчет авансовых платежей по декларации 3-НДФЛ за 2018г. Сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет по декларации составила 31149 руб.

Вместе с тем, административным ответчиком налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.227, 228 НК Российской Федерации, не уплачен.

Также административный ответчик являлся застрахованным на весь период пенсионного страхования, однако страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование своевременно и в полном объеме им не уплачены.

Административным истцом в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате задолженности, которое им не исполнено.

Обоснованность требований административного истца подтверждается представленными в материалах дела налоговыми уведомлениями, требованиями об уплате налогов, пени и штрафа, реестром почтовых отправлений, подтверждающих направление административному ответчику всех необходимых документов.

Размер взыскиваемых налоговым органом обязательных платежей рассчитан правильно, административным ответчиком предметно не оспорен, доказательств обратного не представлено.

Ссылаясь на вышеприведенные нормы права и установленные обстоятельства, суд удовлетворил административный иск.

С таким выводом следует согласиться, поскольку он соответствует материалам дела. Необходимые мотивы в решении суда приведены, судебная коллегия с ними согласна.

Доводы апелляционной жалобы Валеева Ш.В. о том, что суд необоснованно взыскал с него налоговую задолженность, так как он не обязан ее уплачивать в силу закона, несостоятельны, поскольку являются субъективным мнением заявителя по применению и толкованию закона.

Административный ответчик просит отменить решение суда в части взыскания:

- транспортного налога в сумме 900,00 руб.

- страховых взносов на ОПС в сумме 26545,00 руб. и пени в сумме 1985,93руб.

- страховых взносов на ОМС в сумме 5840,00 руб. и пени в сумме 414,27 руб.

Согласно п. 6 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налога является основанием начисления пеней, взыскания налога и применения налоговых санкций, предусмотренных Кодексом.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено несколько способов оплаты налогов, сборов и страховых взносов физическими лицами.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п.1 ст. 45 НК РФ).

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (п.2 ст. 52 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В случае уплаты по налоговому уведомлению, налогоплательщик вносит денежные средства отдельно по каждому налогу.

В целях упрощения исполнения обязанности по уплате налога, законодателем были предусмотрены положения ст. 45.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

С 1 января 2019 года вступила в силу ст. 45.1 Налогового кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 29.07.2018г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ в связи с совершенствованием налогового администрирования».

Статьей 45.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлен единый налоговый платеж физического лица, денежные средства, в счет уплаты которого налогоплательщик - физическое лицо вправе добровольно перечислить в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в целях исполнения его обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с п. 6 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц.

Согласно ст. 45.1 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым платежом признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком - физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате налогов.

Таким образом, в соответствии со ст. 45.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика уплатить налог досрочно, в том числе путем перечисления в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет исполнения обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога, налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом.

Таким образом, указание на добровольность в данном случае означает согласие на внесение денежных средств в бюджет до наступления обязанности по уплате налога и возложении полномочий по самостоятельному распределению налоговым органом полученных денежных средств в счет уплаты налогов за налоговый период.

Транспортный налог за 2016 год, подлежал уплате в соответствии с главой 28 НК РФ и принятыми в соответствии с ним актами законодательства о налогах и сборах (п.п. 2, 4, 5 и 6 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Уплата транспортного налога осуществляется на основании налогового уведомления, форма которого утверждена приказом ФНС России от 07.09.2016г. №ММВ-7-11/477@/.

Далее, с 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует Глава 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В настоящее время исходя из положений пп. 2 п. 1 ст. 419 и п. 1 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели и адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов исходя из своего дохода от предпринимательской или профессиональной деятельности.

При этом индивидуальные предприниматели и адвокаты уплачивают страховые взносы только на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, адвокатов, являющихся пенсионерами, в том числе военными пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ (п. 7 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Исходя из положений п. 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты плательщиками, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, страховых взносов в сроки, установленные Налоговым кодексом, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Своевременная и полная уплата страховых взносов является необходимым условием реализации в обязательном социальном страховании принципов устойчивости и автономности его финансовой системы, а также принципа солидарности, в частности, в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного социального страхования. Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 28.01.2020 № 5-П адвокаты из числа военных пенсионеров признаны страхователями по обязательному пенсионному страхованию с возложением на них обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 21 января 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Валеева Шамиля Вагадаильевича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи