ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-19/2022 от 19.05.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Попова Е.Б. Дело № 2а-19/2022

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 мая 2022 года № 33а-1571/2022

г.Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Коничевой А.А.,

судей Медведчикова Е.Г., Цветковой Л.Ю.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Быстровой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению Сокольской межрайонной прокуратуры на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 11 февраля 2022 года по административному исковому заявлению заместителя Сокольского межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц к БУЗ ВО «Сокольская центральная районная больница», Департаменту здравоохранения Вологодской области, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., объяснения представителя административного истца Сокольского межрайонного прокурора Швецовой С.А., представителя административного ответчика Департамента здравоохранения Вологодской области Бучук А.П., представителя заинтересованного лица ГУ - Вологодское региональное отделение ФСС РФ Мосоловой Ю.В., представителя административного ответчика БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» Гришиной В.В.,

установила:

на основании обращения гражданина Богданкова А.С. Сокольской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» требований трудового законодательства и иных правовых актов при обеспечении права работников учреждения на получение специальных социальных доплат за особые условия труда и дополнительную нагрузку.

В ходе проверки установлено, что приказом главного врача БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» от 30 декабря 2020 года № 950-од медбрат отделения скорой медицинской помощи Богданков А.С. включён в состав общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией (т.1 л.д. 89).

Согласно сведениям, представленным БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» в ГУ- Вологодское региональное отделение ФСС РФ, б.Г.А. назначена и перечислена специальная социальная выплата по категории работника - «средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи» за период с <ДАТА> по <ДАТА> в общей сумме ... рублей ... копейки, в том числе: по электронному реестру, направленному <ДАТА>, по основному месту работы в сумме ... рублей ... копеек за 16,4 нормативных смены за работу с пациентами ОРВИ и внебольничной пневмонией; по электронному реестру, направленному <ДАТА>, по внутреннему совместительству в сумме ... рубль ... копеек за 10,5 нормативных смены за работу с пациентами с признаками ОРВИ и внебольничной пневмонией; по электронному реестру, направленному <ДАТА>, с атрибутом «перерасчёт» по основному месту работы в сумме ... рубль ... копеек за 3,2 нормативных смены за работу с COVID-19. Причиной предоставления реестра сведений на перерасчёт является увеличение количества нормативных смен. Итого количество нормативных смен, за которые Богданкову А.С. произведено назначение специальной социальной выплаты за май 2021 года, составило 19,6 нормативных смен по основному месту работы и 10,5 нормативных смен по совместительству.

Также проверкой установлено, что в нарушение п.4 Правил осуществления выплат (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762) электронные реестры за май 2021 года в отношении Богданкова А.С. направлены в ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ несвоевременно - <ДАТА> и <ДАТА> вместо установленного срока <ДАТА>.

Кроме того, проверкой установлено, что БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» соответствующие реестры работников для получения специальной социальной выплаты за вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией за июль-август 2021 года в ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ не направлены. При этом сведения о количестве отработанных смен фельдшерами и медбратьями отделения скорой медицинской помощи БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» направлялись начальником соответствующего подразделения в адрес заместителя главного врача по экономическим вопросам Дементьевой С.А., отвечающей за формирование реестра и его направление в ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ.

<ДАТА> заместителем Сокольского межрайонного прокурора в адрес главного врача БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» Коверовой М.С. внесено представление, в котором предлагалось устранить допущенные нарушения путем принятия конкретных мер и не допускать их в дальнейшем (т.1 л.д. 7-10).

По результатам рассмотрения представления <ДАТА> главным врачом БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» со ссылкой на информационное письмо начальника Департамента здравоохранения Вологодской области от 20 июля 2021 года в адрес прокуратуры направлен ответ, согласно которому основания для удовлетворения представления отсутствуют (т.1 л.д. 11-12).

Ссылаясь на то, что бездействие главного врача БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» является незаконным, нарушает права и законные интересы медицинских работников, создаёт предпосылки для социальной напряженности в обществе, препятствует реализации государственной программы по профилактике новой коронавирусной инфекции в условиях пандемии, заместитель Сокольского межрайонного прокурора, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом измененных административных исковых требований просил признать незаконным бездействие БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ», выразившееся в неисполнении пунктов 1 и 2 резолютивной части представления межрайонной прокуратуры от 30 июля 2021 года; возложить обязанность на главного врача БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» незамедлительно направить в ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты с моменты возникшей задолженности за май-июнь 2021 года и до окончания действия нормативного правового акта, предусматривающего производство вышеуказанных специальных социальных выплат (т.1 л.д.83-87).

Решением Сокольского районного суда Вологодской области от 11 февраля 2022 года в удовлетворении административных исковых требований заместителю Сокольского межрайонного прокурора - отказано.

В апелляционном представлении Сокольский межрайонный прокурор ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований в полном объеме.

В возражениях на апелляционное представление Департамент здравоохранения Вологодской области и Министерство здравоохранения РФ указали, что оснований для удовлетворения представления не имеется, просили решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Швецова С.А. доводы апелляционного представления поддержала.

Представители административных ответчиков Департамента здравоохранения Вологодской области Бучук А.П., БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» Гришина В.В., а также представитель заинтересованного лица ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ Мосолова Ю.В. в судебном заседании апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционного представления.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия, проверив доводы апелляционного представления и поступивших возражений, не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующих причин.

Статьей 22 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно статье 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Судом установлено, что в адрес БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» Сокольским межрайонным прокурором 30 июля 2021 года внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствовавших.

Поводом к вынесению представления послужила проведенная прокуратурой проверка по вопросу правильности начисления специальных социальных выплат медицинским работникам БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ», которые установлены постановлением Правительства РФ №1762 от 30 октября 2020 года.

В соответствии с названным постановлением Правительства РФ, в целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установлены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Пунктом 2 названного постановления предусмотрено, что в период с <ДАТА> по <ДАТА> необходимо производить ежемесячно специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - ... рублей, ... рублей, ... рублей соответственно за одну нормативную смену (п.п «а» п.2).

Пунктом 8 этого же постановления Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации предоставлено право давать разъяснения по применению настоящего постановления.

Согласно пункту 4 Правил для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

Приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 года №894н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства РФ №1762 от 30 октября 2020 года.

Согласно пункту 4 Разъяснений специальные социальные выплаты в соответствии с п.п.«а» п.2 постановления №1762 устанавливаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с приказом Минздрава России №198н.

Приказом Минздрава России №198н от 19 марта 2020 года утвержден «Временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19».

На основании данного документа утвержден Временный порядок организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 согласно приложению № 2.

В соответствии с п.п.1.3 п.1 названного выше Приложения №2 руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

Из упомянутых выше Разъяснений следует также, что в соответствии с п.п.1.3 п.1 Приложения №2 к приказу Минздрава №198н специальные социальные выплаты по п.п. «а» п.2 постановления №1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи (пункт 4 Разъяснений).

В соответствии пунктом 6 Разъяснений №894н специальные социальные выплаты осуществляются в качестве государственной социальной поддержки Фондом социального страхования Российской Федерации, который не является работодателем для ее получателей. Специальные социальные выплаты, осуществляемые в качестве государственной социальной поддержки, являются выплатами, не относящимися к оплате труда.

Позиция административного истца сводится к тому, что в соответствии с действующим законодательством производство специальных социальных выплат распространяется на медицинских работников, в том числе, оказывающих (принимающих участие в оказании и диагностике) медицинскую помощь гражданам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией без подтвержденного диагноза COVID-19.

Позиция БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» и Департамента здравоохранения Вологодской области сводится к тому, что производство указанной выплаты не распространяется на медицинских работников, если ими оказывалась медицинская помощь гражданам, у которых не подтвердился диагноз COVID-19, что отражено в письме от 20 июля 2021 года (т.1 л.д. 13-15).

Разрешая заявленные прокурором требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что пункты 1 и 2 представления выполнены: представление рассмотрено с участием помощника Сокольского межрайонного прокурора Якушева С.А.; по результатам рассмотрения представления приняты меры по устранению допущенных нарушений и недопущению их в дальнейшем, а именно: реестры работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, за май-июнь 2021 года БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» направлены в ГУ-Вологодское региональное отделение ФСС РФ, за май 2021 года - на работников, в том числе Богданкова А.С., за оказание медицинской помощи (участие в оказании, обеспечении оказания медицинской помощи) пациентам с ОРВИ, внебольничной пневмонией и с диагнозом COVID-19, при этом за июнь 2021 года реестры направлены в установленные законодательством сроки; дальнейшего нарушения сроков не установлено.

Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что работники скорой медицинской помощи имеют право на специальные социальные выплаты только в случае оказания ими медицинской помощи при установлении пациенту диагноза новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поскольку подпунктом 1.3 пункта 1 приложения №2 к приказу Минздрава России №198н установлен временный порядок организации работы медицинских учреждений с целью снижения риска распространения новой коронавирусной инфекции, не затрагивая вопросы назначения социальных выплат, при этом постановление №1762 регулирует осуществление специальных социальных выплат медицинским работникам, оказывающим помощь больным с диагнозом COVID-19, в связи с чем оснований для направления в региональное отделение ФСС реестров работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты за оказание медицинской помощи по диагностике и лечению ОРВИ и внебольничной пневмонии не имеется.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Анализируя вышеприведенные нормы в их совокупности, судебная коллегия отмечает, что они в первую очередь направлены на поддержание категорий тех медицинских работников, деятельность которых связана именно с оказанием медицинской помощи (участием в оказании, обеспечением оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Следовательно, и для выплат работники должны оказывать медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 (диагноз может быть установлен в дальнейшем). Оказание медицинской помощи по диагностике и лечению ОРВИ и внебольничной пневмонии не является основанием для получения этих выплат.

Изложенное согласуется с правовой позицией Президиума Верховного Суда Российской Федерации, который в «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №3» (утв. 17 февраля 2021 года) подчеркнул взаимосвязь между правом на получение специальной социальной выплаты медицинскими работниками и иными работниками медицинских и иных организаций и выполнением ими должностных обязанностей с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Таким образом, все значимые для рассматриваемого спора обстоятельства, доводы сторон, а также представленные ими доказательства судом первой инстанции должным образом исследованы и оценены. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сокольского районного суда Вологодской области от 11 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление Сокольского межрайонного прокурора Вологодской области - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: