ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2-129/20 от 19.03.2021 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Ефремова Т.С. Дело № 33а-2042/2021 (№ 2а-2-129/2020)

64RS0004-01-2019-004032-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 марта 2021 года город Саратов

Судья судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда Закарян И.В.,

рассмотрев в порядке упрощённого производства без проведения судебного заседания частные жалобы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области и Правительства Саратовской области на определение Балаковского районного суда Саратовской области от 28 сентября 2020 года, которым отказано в удовлетворении заявления Правительства Саратовской области об отсрочке исполнения решения Балаковского районного суда Саратовской области от 30 января 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Абленко М. В. к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Правительству Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия.

Исследовав материалы дела и доказательства в письменной форме, изучив доводы частных жалоб,

установил:

решением Балаковского районного суда Саратовской области от 30 января 2020 года удовлетворены административные исковые требования Абленко М.В. Признано незаконным бездействие правительства Саратовской области, администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неорганизации обеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка, площадью кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером , принадлежащего Абленко М.В.

Постановлено возложить на правительство Саратовской области, администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области обязанность по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение земельного участка площадью кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером , принадлежащего Абленко М.В., на бесплатной основе объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанного земельного участка, по оказанию содействия в подключении (технологическом присоединении) жилого дома, объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, предоставленного для жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения за границами указанного земельного участка, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 28 мая 2020 года решение Балаковского районного суда Саратовской области от 30 января 2020 года оставлено без изменения.

14 сентября 2020 года Правительство Саратовской области обратилось с заявлением об отсрочке исполнения решения Балаковского районного суда Саратовской области от 30 января 2020 года.

Определением Балаковского районного суда Саратовской области от
28 сентября 2020 года в удовлетворении заявления Правительства Саратовской области об отсрочке исполнения решения Балаковского районного суда Саратовской области от 30 января 2020 года по вышеуказанному административному делу отказано.

Не согласившись с указанным определением суда, администрация Балаковского муниципального района Саратовской области и Правительство Саратовской области подали в суд частные жалобы, в которых просят определение суда отменить, разрешить вопрос по существу. Авторы жалоб ссылаются на то, что Правительством Саратовской области принимаются меры для исполнения решения суда. Внесены изменения в утверждённую Губернатором Саратовской области Региональную программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Саратовской области на 2017-2021 годы в целях улучшения у населения возможностей по подключению их участков к существующим магистральным сетям газоснабжения. В целях строительства газопровода в городе Балаково, район 4Б мкр. Правительством Саратовской области заключено соглашение (регуляторный контракт) с АО «Газпром газораспределение Саратовской области», ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», Федеральной антимонопольной службой об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере газоснабжения в Саратовской области № 09-8-Р. Согласно письму АО «Газпром газораспределение Саратовской области» в 2020 году в городе Балаково (4 мкр.) возможно выполнить только проектно-изыскательские работы, направленные на строительство указанного газопровода. Для выполнения строительно-монтажных работ по возведению указанного газопровода представителями АО «Газпром газораспределение Саратовской области» заявлен срок не ранее 31 декабря 2022 года. Кроме того, Губернатором Саратовской области принято постановление от 28 ноября 2019 года № 289 «О внесении изменений в постановление Губернатора Саратовской области от 28 декабря 2017 года № 505», которым, в частности, планировалось строительство и развитие сетей газоснабжения, в том числе в городе Балаково, район 4Б мкр. Также заместителем Председателя Правительства области 18 июня 2020 года было проведено совещание с участием органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления Балаковского муниципального района Саратовской области, хозяйствующих субъектов, на котором главой Балаковского муниципального района Саратовской области было заявлено, что в 2021 году планируются строительно-монтажные работы внутриквартального водопровода, а разработка проектно-сметной документации внутриквартального газопровода – в 2020 году. Таким образом, реальным сроком исполнения решения суда является срок не ранее 31 декабря 2022 года.

Частные жалобы рассматриваются по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, без проведения судебного заседания (часть 2 статьи 315 КАС РФ).

Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства, в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объеме, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно части 1 статьи 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из содержания приведенной нормы с учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 104-О, следует, что основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к исполнению решения суда, а их применение должно обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателя и должника, отвечать требованию справедливости и адекватности.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявлений об отсрочке исполнения решения суда, исходил из того, что исключительные обстоятельства, являющиеся основанием для предоставления отсрочки исполнения указанного решения суда, отсутствуют, поскольку заявителями не представлены доказательства, свидетельствующие о фактических расходах, подтверждающих наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.

С данным выводом суда первой инстанции нельзя согласиться ввиду следующего.

В обоснование своих требований заявитель указывает такие обстоятельства, как начало исполнения решения суда, объективные препятствия в исполнении указанного решения суда в установленный законом срок, недостаточность финансирования, а также на невозможность исполнения решения суда ранее 31 декабря 2022 года.

Вопреки выводу суда первой инстанции, заявителем представлены доказательства, свидетельствующие о начале исполнения решения суда и невозможности его исполнения в установленный судом срок, которыми является протокол совещания по вопросу обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков (город Саратов, Балаковский район), предоставленных гражданам, имеющим 3-х и более детей, от 18 июня 2020 года; регуляторный контракт от 27 декабря 2019 года между Федеральной антимонопольной службы и Правительством Саратовской области, АО «Газпром газораспределение Саратовская область», ООО «Газпром межрегионгаз Саратов»; ответы АО «Газпром газораспределение Саратовская область», из которых следует, что работы, предусмотренные регуляторным контрактом на 2019 год выполнены не были, о недостаточности финансовых средств для проведения работ, о планировании проведения проектно-изыскательских работ и строительно-монтажных работ в 2020 году.

Кроме того, из ответа заместителя главы администрации Балаковского муниципального района по строительству и развитию ЖКХ от 16 июля 2020 года следует, что спорный земельный участок обеспечен электроснабжением, в 2019 году к границе квартала проложен подводящий водопровод протяжённостью 300 м., строительно-монтажные работы по водоснабжению планируется выполнить в 2021 году, а постановлением Губернатора Саратовской области от 28 декабря 2017 года № 505 (с изменениями от 28 ноября 2019 года) утверждена Региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Саратовской области на 2017-2021 годы и на период до 2023 года, в которую, в том числе, входят проектно-изыскательские работы, строительство внутриквартального газопровода протяжённостью 4,91 км в г. Балаково в районе 4Б микрорайон.

Также глава Балаковского муниципального района обращался в МУП «Балаково-Водоканал» для организации проведения работ обеспечения сетями водоснабжения земельных участков, предоставленных семьям, имеющим 3-х и более детей; в АО «Газпром газораспределение Саратовская область» для газификации и обеспечения реконструкции газовых сетей Саратовской области.

Таким образом, учитывая, что привлечение дополнительного финансирования или выделение целевых бюджетных средств, привлечение подрядных организаций для проведения работ требуют соблюдения установленных законом процедур, сроки которых не зависят от воли должника, прихожу к выводу, что исполнение решения суда по объективным причинам не представляется возможным, поскольку указанные выше процедуры основаны на нормативно-правовых актах и не могут носить произвольного характера.

Между тем, введение ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции повлияло на образование дефицита бюджетных средств, что также являлось препятствием для исполнения указанного решения суда.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о наличии у заявителя исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда. Вместе с тем отсрочка исполнения решения суда не нарушает прав другой стороны на исполнение решения суда в разумные сроки.

Исходя из соблюдения баланса интересов должника и взыскателя, принимая во внимание все фактические установленные по делу обстоятельства и то, что предоставление отсрочки исполнения решения суда является правом, а не обязанностью суда, считаю возможным предоставить заявителю отсрочку исполнения решения Балаковского районного суда Саратовской области от 02 декабря 2019 года до 31 декабря 2021 года.

Руководствуясь статьями 313 - 316 КАС РФ,

определил:

определение Балаковского районного суда Саратовской области от 28 сентября 2020 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда по административному делу по административному исковому заявлению Абленко М. В. к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Правительству Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия, отменить.

Заявление Правительства Саратовской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Балаковского районного суда Саратовской области от 30 января 2020 года удовлетворить частично.

Предоставить Правительству Саратовской области отсрочку исполнения решения Балаковского районного суда Саратовской области от 30 января 2020 года до 31 декабря 2021 года.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через Балаковский районный суд Саратовской области в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья И.В. Закарян