ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2-51/2022 от 27.09.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2а-2-51/2022 Председательствующий судья Кузьбарь Е.И.

32RS0005-02-2022-000028-63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-2513/2022

г. Брянск 27 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего

Петраковой Н.П.,

судей областного судапри секретаре

Ильюхиной О.Г., Катасоновой С.В.Скрипиной Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации Жирятинского района Брянской области Антюхова Л.А. на решение Выгоничского районного суда Брянской области от 22 апреля 2022 года по административному делу по иску прокурора Жирятинского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Жирятинского района Брянской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги.

Заслушав доклад судьи Ильюхиной О.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Жирятинского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Жирятинского района Брянской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги, указывая, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в нарушение законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения ответчиком не проведена паспортизация автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>, протяженностью 0,5 км. Представление прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части непроведения паспортизации автомобильной дороги оставлено без исполнения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом последующих уточненений исковых требований, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Жирятинского района, выразившееся в непринятии мер по паспортизации автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>, протяженностью 0,5 км; возложить на администрацию <адрес> обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>, протяженностью 0,5 км.

Решением Выгоничского районного суда Брянской области от 22 апреля 2022 года административное исковое заявление прокурора Жирятинского района Брянской области удовлетворено.

Суд признал незаконным бездействие администрации Жирятинского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по паспортизации автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>, протяженностью 0,5 км. Обязал администрацию в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию указанной автомобильной дороги.

В апелляционной жалобе глава администрации Жирятинского района Брянской области Антюхов Л.А. просит решение Выгоничского районного суда Брянской области от 20 апреля 2022 года отменить, как незаконное. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие денежных средств для исполнения решения суда.

Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, автомобильная дорога по адресу: <адрес> протяженностью 0,5 км состоит в реестре муниципального имущества муниципального образования «Жирятинское сельское поселение». Паспортизация автомобильной дороги не проведена.

В целях устранения указанных нарушений 2 августа 2021 года прокуратурой района в адрес главы администрации района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части непроведения паспортизации вышеуказанной автомобильной дороги. Указанное представление рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем нарушения законодательства о безопасности дорожного движения не устранены.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие паспортизации автомобильной дороги влечет нарушения в области безопасности дорожного движения, что свидетельствует о бездействии администрации Жирятинского района Брянской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу подпункта 4 пункта 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений относится к работам по содержанию автомобильных дорог.

Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83), определено, что технический учет и паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Так, согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Таким образом, на собственниках автомобильных дорог лежит обязанность по производству их паспортизации. Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 34.1 Устава Жирятинского сельского поселения исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования Жирятинского сельского поселения Жирятинского муниципального района Брянской области в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагается на администрацию Жирятинского района.

Поскольку технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, отсутствие паспортизации дороги создает угрозу безопасности дорожного движения, что приводит к нарушению прав граждан, принимая во внимание отсутствие паспортизации спорной дороги, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии денежных средств для выполнения работ по паспортизации автодороги не имеет юридического значения для дела, поскольку сами по себе эти обстоятельства не освобождают администрацию от исполнения текущих публично-правовых полномочий, к числу которых относится паспортизация автомобильных дорог местного значения.

Нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Выгоничского районного суда Брянской области от 22 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Жирятинского района Брянской области Антюхова Л.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции суд Брянской области в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 сентября 2022 года.

Председательствующий:

Н.П. Петракова

Судьи областного суда:

О.Г. Ильюхина С.В. Катасонова