ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2005/2021 от 20.09.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11а-10724/2021 Судья Шовкун Н.А.

Дело № 2а-2005/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 сентября 2021 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Шигаповой С.В.,

судей Кокоевой О.А., Абдрахмановой Э.Г.,

при секретаре Перепечиной В.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Саткинского городского суда Челябинской области от 20 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании штрафных санкций за несвоевременное предоставление налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход.

Заслушав доклад судьи Кокоевой О.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области (далее по тексту – МИФНС России № 18) обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании штрафных санкций за несвоевременное предоставление налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход в размере 13 361 рубль за 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 года, за 1, 2, 3, 4 кварталы 2015 года, за 1 и 2 кварталы 2016 года.

В обоснование административных исковых требований указано, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и осуществляла предпринимательскую деятельность до 28 марта 2017 года. Обязанность налогоплательщиком по своевременному предоставлению налоговых деклараций за первый, второй, третий, четвертый кварталы 2014, 2015 годов, за первый и второй кварталы 2016 года не исполнена. В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ ФИО1 привлечена к налоговой ответственности на основании решений МИФНС России № 18 от 13 января 2017 года <данные изъяты>, в виде штрафа в сумме по каждому решению 1 345 рублей 80 копеек. В связи с неуплатой штрафа, налога в адрес административного ответчика были направлены требования, вместе с тем, в установленный срок требования не исполнены. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения МИФНС России № 18 с указанным административным иском в суд.

Решением Саткинского городского суда Челябинской области от 20 ноября 2020 года, с учетом определения Саткинского городского суда Челябинской области от 26 марта 2021 года об исправлении описки, административный иск МИФНС России № 18 к ФИО1 о взыскании штрафных санкций за несвоевременное предоставление налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход удовлетворен. С ФИО1 взысканы штрафные санкции за несвоевременное предоставление налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход в размере 13361 рубль 20 копеек за 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 года, за 1, 2, 3, 4 кварталы 2015 года, за 1 и 2 кварталы 2016 года. С ФИО1 взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 534 рубля.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что не была надлежащим образом извещена о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в связи, с чем были нарушены её права. Ссылается на пропуск срока обращения налогового органа с заявлением о взыскании с неё штрафных санкций.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Информация о дате, времени и месте слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда (oblsud.chel.sudrf.ru) в разделе «Судебное делопроизводство».

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, новые доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

На основании пункта 2 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем настоящего пункта).

Исходя из пункта 1 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для применения единого налога на вмененный доход признается вмененный доход налогоплательщика.

Вмененным доходом признается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога на вмененный доход, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога на вмененный доход по установленной ставке (статья 346.27 Налогового кодекса РФ).

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (пункт 2 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ).

Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода (статья 346.27 Налогового кодекса РФ).

Система налогообложения в виде ЕНВД применяется согласно Положения о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отельных видов деятельности на территории Саткинского муниципального района, принятого 28 ноября 2012 года решением Собрания депутатов Саткинского муниципального района Челябинской области № 401/40 в отношении розничной торговли, осуществляемой в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 кв.м.

Статьей 346.30 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал. Сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период (квартал), может быть уменьшена налогоплательщиком данного налога на суммы страховых взносов, которые уплачены до окончания налогового периода (квартала), то есть сумма указанных платежей уменьшает сумму единого налога на вмененный доход за тот налоговый период (квартал), в котором данные платежи были произведены.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (пункт 3 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (пункт 3 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, ФИО1 согласно выписке из ЕГРИП была поставлена на учет в качестве индивидуального предпринимателя 07 июля 2005 года и снята с учета 28 марта 2017 года в связи с принятием решения о прекращении деятельности.

Решением МИФНС России № 18 по Челябинской области от 13 января 2017 года № 25425 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате налога в результате занижения налоговой базы, непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, за 1 квартал 2014 года, ФИО1 привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 1 321 рубль 60 копеек, этим же решением ей начислены недоимка в размере 1 608 рублей и пени в размере 486 рублей 98 копеек (л.д. 135-139).

МИФНС России № 18 по Челябинской области в адрес ФИО1 направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13 марта 2017 года, в котором указано на необходимость в срок до 23 марта 2017 года оплатить недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 1 608 рублей, задолженность по пеням в размере 486 рублей 54 копейки и штраф в размере 1 321 рубль 60 копеек (л.д. 129).

Решением МИФНС России № 18 по Челябинской области от 13 января 2017 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате налога в результате занижения налоговой базы, непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, за 2 квартал 2014 года, ФИО1 привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 1 321 рубль 60 копеек, этим же решением ей начислены недоимка в размере 1 608 рублей и пени в размере 446 рублей 30 копеек (л.д. 124-128).

МИФНС России № 18 по Челябинской области в адрес ФИО1 направлено требование № 857 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13 марта 2017 года, в котором указано на необходимость в срок до 23 марта 2017 года оплатить недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 1 608 рублей, задолженность по пеням в размере 446 рублей 30 копеек и штраф в размере 1 321 рубль 60 копеек (л.д. 118).

Решением МИФНС России № 18 по Челябинской области от 13 января 2017 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате налога в результате занижения налоговой базы, непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, за 3 квартал 2014 года, ФИО1 привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 1 321 рубль 60 копеек, этим же решением ей начислены недоимка в размере 1 608 рублей и пени в размере 404 рубля 73 копейки (л.д. 113-117).

МИФНС России № 18 по Челябинской области в адрес ФИО1 направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13 марта 2017 года, в котором указано на необходимость в срок до 23 марта 2017 года оплатить недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 1 608 рублей, задолженность по пеням в размере 404 рубля 73 копейки и штраф в размере 1 321 рубль 60 копеек (л.д. 81).

Решением МИФНС России № 18 по Челябинской области от 13 января 2017 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате налога в результате занижения налоговой базы, непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, за 4 квартал 2014 года, ФИО1 привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 1 321 рубль 60 копеек, этим же решением ей начислены недоимка в размере 1 608 рублей и пени в размере 346 рублей 49 копеек (л.д. 76-80).

МИФНС России № 18 по Челябинской области в адрес ФИО1 направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13 марта 2017 года, в котором указано на необходимость в срок до 23 марта 2017 года оплатить недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 1 608 рублей, задолженность по пеням в размере 404 рубля 73 копейки и штраф в размере 1 321 рубль 60 копеек (л.д. 81).

Решением МИФНС России № 18 по Челябинской области от 13 января 2017 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате налога в результате занижения налоговой базы, непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, за 1 квартал 2015 года, ФИО1 привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 1345 рублей 80 копеек, этим же решением ей начислены недоимка в размере 1729 рублей и пени в размере 305 рублей 38 копеек (л.д. 105-107, 97-98).

МИФНС России № 18 по Челябинской области в адрес ФИО1 направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13 марта 2017 года, в котором указано на необходимость в срок до 23 марта 2017 года оплатить недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 1729 рублей, задолженность по пеням в размере 348 рублей 65 копеек и штраф в размере 1345 рублей 80 копеек (л.д. 99).

Решением МИФНС России № 18 по Челябинской области от 13 января 2017 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате налога в результате занижения налоговой базы, непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, за 2 квартал 2015 года, ФИО1 привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 1345 рублей 80 копеек, этим же решением ей начислены недоимка в размере 1729 рублей и пени в размере 348 рублей 65 копеек (л.д. 65-69).

МИФНС России № 18 по Челябинской области в адрес ФИО1 направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13 марта 2017 года, в котором указано на необходимость в срок до 23 марта 2017 года оплатить недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 1729 рублей, задолженность по пеням в размере 305 рублей 38 копеек и штраф в размере 1345 рублей 80 копеек (л.д. 59).

Решением МИФНС России № 18 по Челябинской области от 13 января 2017 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате налога в результате занижения налоговой базы, непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, за 3 квартал 2015 года, ФИО1 привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 1345 рублей 80 копеек, этим же решением ей начислены недоимка в размере 1729 рублей и пени в размере 262 рубля 11 копеек (л.д. 54-58).

МИФНС России № 18 по Челябинской области в адрес ФИО1 направлено требование № 852 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13 марта 2017 года, в котором указано на необходимость в срок до 23 марта 2017 года оплатить недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 1729 рублей, задолженность по пеням в размере 262 рубля 12 копеек и штраф в размере 1345 рублей 80 копеек (л.д. 48).

Решением МИФНС России № 18 по Челябинской области от 13 января 2017 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате налога в результате занижения налоговой базы, непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, за 4 квартал 2015 года, ФИО1 привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 1345 рублей 80 копеек, этим же решением ей начислены недоимка в размере 1729 рублей и пени в размере 214 рублей 88 копеек (л.д. 43-47).

МИФНС России № 18 по Челябинской области в адрес ФИО1 направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13 марта 2017 года, в котором указано на необходимость в срок до 23 марта 2017 года оплатить недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 1729 рублей, задолженность по пеням в размере 214 рублей 89 копеек и штраф в размере 1345 рублей 80 копеек (л.д. 38).

Решением МИФНС России № 18 по Челябинской области от 13 января 2017 года № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате налога в результате занижения налоговой базы, непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, за 1 квартал 2016 года, ФИО1 привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 1345 рублей 80 копеек, этим же решением ей начислены недоимка в размере 1729 рублей и пени в размере 157 рублей 19 копеек (л.д. 33-37).

МИФНС России № 18 по Челябинской области в адрес ФИО1 направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13 марта 2017 года, в котором указано на необходимость в срок до 23 марта 2017 года оплатить недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 1729 рублей, задолженность по пеням в размере 157 рублей 19 копеек и штраф в размере 1345 рублей 80 копеек (л.д. 28).

Решением МИФНС России № 18 по Челябинской области от 13 января 2017 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате налога в результате занижения налоговой базы, непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, за 2 квартал 2016 года, ФИО1 привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 1100 рублей 71 копейка, этим же решением ей начислены недоимка в размере 1729 рублей и пени в размере 345 рублей 80 копеек (л.д. 23-27).

МИФНС России № 18 по Челябинской области в адрес ФИО1 направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13 марта 2017 года, в котором указано на необходимость в срок до 23 марта 2017 года оплатить недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 1729 рублей, задолженность по пеням в размере 100 рублей 71 копейка и штраф в размере 1345 рублей 80 копеек (л.д. 15).

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 г. Сатки и Саткинского района Челябинской области от 13 декабря 2017 года с ФИО1 взыскана в пользу МИФНС России № 18 по Челябинской области задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере 33 398 рублей 34 копейки, в том числе: единому налогу на вмененный доход для отельных видов деятельности налог в размере 16 806 рублей, пени в размере 3 231 рубль 14 копеек, штраф в размере 13 361 рубль 20 копеек.

В связи с поступившими от ФИО1 возражениями определением мирового судьи судебного участка № 3 г. Сатки и Саткинского района Челябинской области от 21 мая 2020 года был отменен судебный приказ от 13 декабря 2017 года.

На момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции денежные средства согласно вышеуказанным требованиям ФИО1 не уплачены.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, восстановив пропущенный срок для обращения в суд с административным иском, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований МИФНС России № 18 по Челябинской области, поскольку заявленные ко взысканию с административного ответчика штрафные санкции за несвоевременное предоставление налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход за 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2015 года и 1 и 2 кварталы 2016 года ею оплачены не были.

С таким выводом суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия, поскольку он основан на неверном применении норм права.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

На основании положений пунктов 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В силу абз. 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Данные требования Налогового кодекса РФ в полной мере согласуются с общими положениями гражданского законодательства об исчислении сроков исковой давности.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

По смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.

Учитывая, что срок исполнения требований об уплате налога заканчивался 23 марта 2017 года, то в силу абз. 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ срок для принудительного взыскания недоимки по налогу и пени истек 23 сентября 2017 года.

Вместе с тем, как следует из документов, представленных по запросу суда мировым судьей судебного участка № 3 г. Сатки и Саткинского района Челябинской области и не оспаривается налоговым органом, заявление МИФНС России № 18 по Челябинской области от 07 августа 2017 года № 14467 о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 о взыскании недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 16 806 рублей, пени по нему в размере 3 231 рубль 14 копеек, штрафа в размере 13 361 рубль 20 копеек, поступило мировому судье лишь 13 декабря 2017 года, т.е. по истечении установленного законом шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования. Пропущенный налоговым органом срок составляет около трех месяцев.

Доказательств того, что административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в установленный законом срок, материалы дела не содержат. Не представлено указанных доказательств налоговым органом и в суд апелляционной инстанции.

Таким образом, по делу установлено, что налоговым органом пропущен установленный статьей 48 Налогового кодекса РФ, статьей 286 КАС РФ срок обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций.

Доводы административного истца, изложенные в ответе на запрос судебной коллегии от 15 сентября 2021 года о наличии уважительных причин пропуска срока обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа со ссылкой на проведение мероприятий по переходу на программное обеспечение АИС «Налог-3» из ЭОД (где до перехода на АИС администрировался налогоплательщик), срок для предъявления в суд по спорному требованию попал на время переходного периода и на момент конвертации в централизованные компоненты АИС «Налог-3», что на время переходного периода формирование документов для налогоплательщиков не было возможно до окончания переходного периода, в связи с чем заявление фактически не было сформировано и составлялось инспектором вручную ввиду неполадок Программного комплекса «ЭОД», что потребовало значительных временных затрат, отклоняются судебной коллегией, как несостоятельные.

Как усматривается из содержания писем Федеральной налоговой службы России, УФНС России по Челябинской области, на которые ссылается административный истец в обосновании уважительности причины пропуска срока для подачи настоящего административного иска, приостановка работы ПОН КС, процесса синхронизации данных из П СЭОД в АИС «Налог-3» в части сведений о собственности физических и юридических лиц и ручной запуск бизнес-процесса «Взыскание задолженности за счет имущества НП ФЛ» имели место в конце 2015 года – начале 2016 года, то есть до выставления требований о взыскании недоимки по налогам, пени, штрафам в 2017 году.

Кроме того, внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления о выдаче судебного приказа, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска такого срока. Об этом также указано в абз. 3 пункта 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Одновременно судебная коллегия учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Доказательств наличия иных объективных препятствий для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в установленный законом срок МИФНС России № 18 по Челябинской области в материалы дела не представлено.

При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для восстановления срока на подачу заявления о взыскании обязательных платежей с налогоплательщика, а, как следствие, основания для удовлетворения административного искового заявления.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Принимая во внимание изложенное, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310, пунктом 2 статьи 309 КАС РФ решение суда первой инстанции следует отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований МИФНС России № 18 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании штрафных санкций за несвоевременное предоставление налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход отказать.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Саткинского городского суда Челябинской области от 20 ноября 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании штрафных санкций за несвоевременное предоставление налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход, отказать.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи