ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2029/20 от 02.03.2021 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Кисель М.В. Дело № 2а-2029/2020

(№ 33а-1074/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 марта 2021 г. г. Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Крамаренко О.А.

судей Алферовой Г.П., Уосис И.А.

при секретаре Быстровой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 8 по городу Калининграду на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 30 июля 2020 года по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 8 по гор. Калининграду к ФИО1 о взыскании налоговой недоимки.

Заслушав доклад судьи Алферовой Г.П., возражения ФИО1, полагавшего жалобу необоснованной, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России № 8 по гор. Калининграду обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании налоговой недоимки, указав, что в налоговый период 2015-2017 гг. ФИО1 являлся собственником транспортного средства, моторной лодки с г.р.з. , VIN , 2010 года выпуска, в связи с чем в его адрес было направлено уведомление № 21880809 от 05.10.2018 г. об уплате транспортного налога в срок до 3 декабря 2018 г. Ввиду неисполнения данного обязательства налоговым органом начислены пени за период с 4 декабря 2018 г. по 3 февраля 2019 г. пени в размере 66, 06 руб.

4 февраля 2019 года в адрес ответчика выставлено требование № 33925 об уплате недоимки по транспортному налогу за период 2015-2017 гг. в размере в размере 4 152 руб., пени в размере 66,06 руб., а всего 4 218,06 руб.

В связи с неисполнением вышеуказанного требования и последующей отменой судебного приказа, истец просит взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу и пени на общую сумму 4 218,06 руб.

Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 30 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 8 по гор. Калининграду к ФИО1 о взыскании налоговой недоимки отказано.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 8 по гор. Калининграду просит решение отменить и вынести новое об удовлетворении иска, не соглашаясь с выводом суда о том, что моторная лодка не является объектом налогообложения, так как на ней не был установлен двигатель. Считает такой вывод основанным на неправильном толковании положений пп. 1 п. 2 ст. 358 НК РФ. Настаивает на том, что поскольку судно согласно документам ГИМС МЧС весельным не являлось, оно было зарегистрировано как моторное, а в случае, когда произведена регистрация моторного судна без установки мотора ( в том числе без временной установки мотора), данные суда законом отнесены к категории «другие водные транспортные средства, не имеющие двигателей», которые подлежат налогообложению за единицу транспортного средства (в размере 1384 руб. в соответствии со ст 6 Закона Калининградской области «О транспортном налоге».

ФИО1 представил письменные возражения на жалобу, в которых полагает приведенные в ней доводы несостоятельными, и просит решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание апелляционной инстанции административный истец Межрайонная ИФНС России № 8 по гор. Калининграду не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, с заявлением об отложении судебного заседания не обращался, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 2, 3 ст. 150, ч. 3 ст. 307 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 30 августа 2010 г. Государственной инспекцией по маломерным судом МЧС России по Калининградской области в реестр маломерных судов внесены сведения о регистрации за ФИО1 судна - моторной лодки: тип судна Stingray-360 AL, VIN , длина 3, 56 м, ширина 1, 73 м, высота борта – 0, 45 м, грузоподьемность 700 кг, пассажировместимость 5 чел, бортовой номер . Данное маломерное судно было зарегистрировано без двигателя. ФИО2 был выдан судовой билет на маломерное судно Д № 409130.

16 апреля 2018 г. вышеуказанное судно исключено из реестра маломерных судов.

5 октября 2018 г. налоговый орган направил в электронной форме в личный кабинет налогоплательщика ФИО2 налоговое уведомление № 21880809 об уплате транспортного налога за 2015-2017 гг. в размере 4152 руб. из расчета: (3 года х 1384 руб. (налоговая ставка за единицу водного транспортного средства), со сроком уплаты до 3 декабря 2018 года.

4 февраля 2019 года налоговой орган выставил требование № 33925 на сумму недоимки транспортного налога 4152 руб. и пени за период с 4 декабря 2018 г. по 3 февраля 2019 г. в размере 66, 06 руб. со сроком исполнения до 25 марта 2019 г.

Судебным приказом мирового судьи 2-го судебного участка Центрального района г. Калининграда № 2а-1948/2019 от 5 июля 2019 г. с ФИО1 была взыскана вышеуказанная недоимка по транспортному налогу и пени. Определением судьи от 16 августа 2019 г. приказ был отменен.

14 февраля 2020 г., то есть в пределах шести месяцев после отмены судебного приказа, налоговый орган обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что поскольку принадлежащее ответчику маломерное судно было зарегистрировано без мотора, то оно в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 358 НК в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не является объектом налогообложения (по аналогии с весельной лодкой, моторной лодкой с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил).

Такой вывод суда коллегия полагает основанным на неверном толковании закона.

В соответствии с абз. 1 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются, в том числе, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 358 НК РФ, в редакции действовавшей до 1 января 2020 года, не являются объектом налогообложения весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил.

Подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 359 НК РФ определяют налоговую базу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, как единица транспортного средства.

В силу Закона Калининградской области от 16.11.2002 №193 «О транспортном налоге», устанавливающим транспортный налог на территории Калининградской области, налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 3 настоящего Закона (ст. 2). Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей статье - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не являются объектом налогообложения, в том числе, весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил (ст.3).

В соответствии со ст. 6 названного закона налоговые ставки устанавливаются настоящим законом соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: в частности за «другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)» – в размере 1 384 руб.

В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Как указано в письме ФНС Министерства Финансов РФ от 12 марта 2015 г. №03-05-04-04/13140 «О транспортном налоге», в случае передачи регистрирующими органами сведений о зарегистрированных маломерных судах (катера, моторные лодки и др.) без указания сведений о мощности двигателя, при исчислении транспортного налога следует применять налоговую ставку, установленную в отношении иных водных транспортных средств, не имеющих двигателей, как за единицу транспортного средства.

Аналогичные разъяснения даны в письме ФНС Министерства Финансов РФ от 15 мая 2018 г. № БС-4-21/9129@, а именно, налог в отношении водных транспортных средств рассчитывается в зависимости от мощности их двигателя, в для не имеющих двигателей водных транспортных средств – за единицу транспортного средства. В случае передачи в налоговые органы сведений о зарегистрированных маломерных судах (катера, моторные лодки и др.) без указания мощности двигателя (в том числе когда двигатель временно снят) при исчислении налога применяется ставка, установленная законом субъектов РФ в отношении водных транспортных средств, не имеющих двигателей, то есть как за единицу транспортного средства.

Согласно Правилам государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС России от 29.06.2005 №500, моторная лодка и право собственности на нее регистрируются на имя собственника и в судовую книгу вносятся также сведения о заводском номере и мощности двигателя или подвесного мотора (подвесных моторов).

По смыслу приведенных норм и с учетом разъяснений, изложенных в письмах ФНС Министерства Финансов РФ от 12 марта 2015 г. №03-05-04-04/13140 «О транспортном налоге» и от 15 мая 2018 г. № БС-4-21/9129@, водное транспортное средство, учтенное как моторная лодка, но без моторного двигателя, является объектом налогообложения, а в силу ст. 6 Закона Калининградской области от 16.11.2002 №193 «О транспортном налоге» налоговая ставка на него устанавливается как в отношении категории «другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)» – в размере 1 384 руб.

С учетом изложенного вывод суда о том, что зарегистрированное за ФИО1 в налоговом периоде 2015-2017 гг. маломерное судно с бортовым номером Р22-53ЖК без двигателя, не являлось объектом налогообложения, является ошибочным.

Поскольку принадлежащее ответчику водное транспортное средство было внесено в реестр маломерных судов именно как маломерное судно – мотолодка, то последнее нельзя отождествлять ни с весельной лодкой, ни с моторной лодкой с двигателем до 5 лошадиных сил, следовательно, оно не подпадает под исключения, указанные в пп. 1 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Кроме того, следует отметить, что с 1 января 2020 г. пп. 1 п. 2 ст. 358 НК РФ утратил свою силу, что полностью согласуется с позицией законодателя, закрепившего в п. 1 ст. 358 НК РФ в качестве объекта налогообложения понятие «моторная лодка» и «другое водное транспортное средство», зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, поскольку весельные лодки регистрации не подлежат, а моторные лодки с двигателем до 5 лошадиных сил изъяты из объектов, не подлежащих налогообложению, то иного толкования норм закона о налогообложении мотолодки, зарегистрированной в качестве маломерного судна, как объекта, подлежащего налогообложению транспортным налогом, рассчитанным либо от мощности двигателя, либо как за единицу транспортного средства, отличного от приведенного выше толкования, не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении исковых требований и взыскании с ответчика в пользу истца недоимки по транспортному налогу за 2015-2017 гг. в размере 4152 руб. и пени в размере 66, 06 руб.

Срок для взыскания недоимки по налогу, как указано выше, не пропущен.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, п. 4 ч. 2 ст. 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Калининграда от 30 июля 2020 года отменить и вынести новое, которым исковые требования Межрайонной ИФНС России № 8 по гор. Калининграду к ФИО1 о взыскании налоговой недоимки удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по гор. Калининграду недоимку по транспортному налогу за 2015-2017 гг. в размере 4152 руб. и пени в размере 66, 06 руб., а всего – 4218, 06 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета госпошлину в размере 400 руб.

Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи