ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2029/20 от 15.02.2021 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Я

Дело № 33а-285/2021

Первая инстанция 2а-2029/2020

УИД 89RS0004-01-2020-004635-20

судья Сметанина О.Ю.

А П ЕЛ Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Салехард 15 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Домрачева И.Г.,

судей коллегии Мочаловой Н.В., Ощепкова Н.Г.,

при секретаре Ахметгалиевой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации г. Новый Уренгой на решение Новоуренгойского городского суда ЯНАО от 13 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мочаловой Н.В., пояснения прокурора Губайдулиной Г.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к администрации г. Новый Уренгой, в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер к определению и установлению охранных зон 143 объектов электроснабжения, расположенных в южной части г. Новый Уренгой ЯНАО.

В обоснование указал, что прокуратурой г. Новый Уренгой проведена проверка исполнения администрацией г. Новый Уренгой законодательства в сфере электроэнергетики, в ходе которой установлено, что в г. Новый Уренгой расположены объекты электроснабжения, используемые для снабжения электрической энергией населения, включенные в реестр муниципального имущества, при этом не имеющие границ охранных зон. Указанное бездействие не соответствует требованиям закона и создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Обжалуемым решением Новоуренгойского городского суда ЯНАО от 13 октября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено, бездействие администрации г. Новый Уренгой признано незаконным, возложена обязанность принять меры, определенные законом, для установления охранных зон на объекты электроснабжения.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Новый Уренгой Ступина Ю.А. поставила вопрос об отмене решения суда с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного иска. Указала, что судом нарушены нормы материального права в связи с тем, что полномочия по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства лежат на АО «Урегойгорэлектросеть», поскольку данное Общество является арендатором, и именно оно обязано определить охранные зоны объекта электросетевого хозяйства как сетевая организация. Администрацией города предпринимаются меры по установлению охранных зон.

В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Новый Уренгой Михайлова О.В. просила оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, их участие не является обязательным. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора Губайдулиной Г.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, рассмотрев дело в порядке ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 1 ст. 6 Федерального закона N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются: обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации; обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения ими выработки электрической и тепловой энергии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.

Пунктом 6 названных Правил предусмотрено, что в отношении объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию, границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании. Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Из материалов дела следует, что прокурором г. Новый Уренгой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере электроэнергетики, в ходе которой установлено, что в собственности муниципального образования г. Новый Уренгой в южной части города находятся объекты электроснабжения, обсуживающиеся АО «Уренгойгорэлектросеть» в отношении которых необходимо установление охранных зон (т.1 л.д. 93-117).

В связи с чем прокурором г. Новый Уренгой в адрес Главы г. Новый Уренгой внесено представление № 07-05-2020 от 30 июля 2020 года об устранении выявленных нарушений федерального законодательства (т. 1 л.д. 31-32).

Из письма Главы г. Новый Уренгой от 19 августа 2020 года № 101-12/401 следует, что выявленные нарушения и факты, изложенные в представлении прокуратуры, нашли свое подтверждение. При этом начальнику Департамента имущественных отношений администрации рекомендовано усилить контроль за работой в части соблюдения требований законодательства в сфере электроэнергетики (т.1 л.д. 33).

Из обстоятельств по делу судом достоверно установлено, что на момент проведения прокуратурой г. Новый Уренгой проверки и рассмотрения представления прокурора, мер к установлению охранных зон объектов электроснабжения не предпринято.

По материалам дела установлено, АО «Уренгойгорэлектросеть» осуществляет владением данными объектами муниципального имущества на основании договора аренды муниципального недвижимого имущества, заключённого с администрацией МО г. Новый Уренгой в лице департамента имущественных отношений администрации города № 123/2019 от 30.10.2019 г. (т. 2 л.д. 34-43), а также на основании договоров субаренды муниципального имущества № 67 от 26.05.2008 г. (т. 2 л.д. 70-72) и № 32 от 16.04.2009 г. (т. 2 л.д. 65-69), арендодателем по которым выступает АО «Управляющая коммунальная компания», которое, в свою очередь, получило муниципальное имущество в аренду от администрации МО г. Новый Уренгой в лице департамента имущественных отношений администрации города.

Договоры аренды не были оспорены, не были признаны недействительными. Правоотношения, возникшие на основании Договоров аренды, регулируются параграфом 1 главы 34 Гражданского кодекса РФ.

Согласно п. 3.4.1 и 3.4.3 Договора субаренды № 32 определено, что арендатор обязан использовать объекты исключительно по целевому назначению, указанному в п. 1.1. договора субаренды и использовать объекты в соответствии с техническими инструкциями арендодателя (аналогично по договору субаренды № 67), арендатор самостоятельно и за свой счет получает в установленном порядке разрешения и согласования, необходимые для реализации целей Договора, указанных в п. 1.1 договора.

Пунктом 3.4.4 Договора субаренды № 67 предусмотрено, что в течение всего срока действия договора арендатор обязан поддерживать надлежащее состояние, включая осуществление текущего ремонта, нести расходы на содержание имущества.

Пунктами 2.4.2 и 2.4.5 Договора № 123/2019 определено, что арендатор обязан использовать арендованное имущества в соответствии с целевым назначением, указанным в настоящем договоре, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, проводить его текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на его содержание. Не допускать ухудшения состояния имущества. Своевременно и за свой счет производить техническое и аварийное обслуживание имущества в объемах и сроки, установленные нормами и правилами действующего законодательства РФ для данного вида имущества.

Имущество, указанное в договорах аренды, передано обществу по актам приема-передачи, являющимися приложениями к договорам аренды.

Из материалов дела следует, что в отношении принятых в арендное пользование муниципальных объектов электросетевого хозяйства по договорам аренды не были установлены охранные зоны.

Пунктом 2 статьи 89 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ.

В соответствии с пунктами 6 и 7 Правил установления охранных зон границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация). Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учёта сведений о её границах. Охранные зоны подлежат маркировке путём установки за счёт сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных Правилами ограничений.

В соответствии с абзацем 8 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее сетевая организация).

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.

После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.

Из анализа содержания указанных выше нормативно-правовых актов следует, что границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании, а именно - сетевой организацией (пункт 6).

Таким образом, действие по определению охранных зон объекта электросетевого хозяйства может произвести только та организация, которая эксплуатирует его в качестве сетевой организации. Это может быть как собственник имущества (когда он самостоятельно является сетевой организацией), либо сетевая организация, которая эксплуатирует имущество по его назначению на иных основаниях владения, в нашем случае на праве аренды.

В противном случае, собственник, не являющийся сетевой организацией, не имеет права на самостоятельную эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства по их прямому назначению, следовательно, объекты электросетевого хозяйства, которые не эксплуатируются по назначению, не нуждаются и в установлении охранных зон в соответствии с Правилами.

Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что обязанность по определению охранной зоны в отношении объектов электросетевого хозяйства лежит именно на администрации г. Новый Уренгой, поскольку орган местного самоуправления является только собственником данных объектов, при этом не является сетевой организацией, использующей данное имущество в целях организации электроснабжения в границах городского округа г. Новый Уренгой.

Действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны, а статья 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» регламентирует внесение сведений о зонах с особыми условиями использования территории только в порядке информационного взаимодействия с органами государственной власти или органами, местного самоуправления, принявшими решение об установлении таких зон (Письмо Минэкономразвития России от 01.11.2013 N Д23и-5332).

Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 г. № 736 «О некоторых вопроса установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства» утверждены изменения в Правила, в том числе определено, что сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации или на ином законном основании. Такие сведения указанные организации обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, до 01.01.2015 г.

Следовательно, после принятия в пользование объектов электросетевого хозяйства АО «Уренгойгорэлектросеть» было обязано предоставить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, до 01.01.2015 г. сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160.

Судебная коллегия признает выводы суда об обратном не соответствующими установленным по делу обстоятельствам, что на основании ч. 2 ст. 310 КАС РФ влечет отмену судебного решения и принятие нового решения об отказе в удовлетворении требований административного иска в полном объеме.

Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 октября 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление прокурора к администрации г. Новый Уренгой о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к определению и установлению охранных зон 143 объектов электроснабжения, расположенных в южной части г. Новый Уренгой, оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Судья (подпись) Н.В.Мочалова

Мотивированное определение изготовлено 15 февраля 2021 года.