ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2036/2021 от 16.09.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

дело № 33а-27605/2021

№ 2а-2036/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2021 года город Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Онохова Ю.В.

судей Леганова А.В., Морозовой Н.А.,

при секретаре Шепилове А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Новороссийск о признании незаконным бездействия,

по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Новороссийск на решение Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 20 мая 2021 года, которым административные требования удовлетворены.

Решением суда признано незаконным бездействие администрации муниципального образования город Новороссийск, выразившееся в не размещении полной, актуальной, достоверной информации об оказываемых муниципальных услугах на Едином портале государственных и муниципальных услуг, Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края и не утверждении административных регламентов по предоставлению отдельных муниципальных услуг.

На администрацию города Новороссийска возложена обязанность по устранению нарушений путем размещения на Едином портале государственных и муниципальных услуг, Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края полной, достоверной информации об оказываемых услугах: «Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»; «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма»; «Внесение изменений в учетные данные граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях»; «Определение наличия (отсутствия) у гражданина предусмотренных законодательством оснований признания нуждающимся в жилом помещении»; «Предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда»; «Выдача разрешения на право организации розничного рынка»; «Заключение договора о предоставлении торгового места на ярмарке»; «Уведомительная регистрация трудового договора с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем»; «Выдача порубочного билета»; «Предоставление выписок из похозяйственной книги»; «Выдача разрешения (ордера) на проведение земляных работ на территории общего пользования»; «Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции», Решение об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции»; «Предоставление копий правовых актов администрации МО г. Новороссийск»; «Регистрация заявлений о проведении общественной экологической экспертизы»; «Выдача специального разрешения на движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства заявителю»; «Получение разрешения на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет»; «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время»; «Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках».

На администрацию города Новороссийск возложена обязанность разработать и утвердить административные регламенты предоставления муниципальных услуг: «Предоставление договоров социального найма муниципальных жилых помещений»; «Признание жилого строения на садовом земельном участке пригодным (непригодным) для постоянного проживания»; «Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания»; «Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Заслушав доклад судьи Онохова Ю.В., судебная коллегия

установила:

прокурор города Новороссийска, в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском к администрации муниципального образования город Новороссийск о признании незаконным бездействия указав, что прокуратурой города Новороссийска в порядке контроля проведена проверка в части соблюдения администрацией города Новороссийска предоставления муниципальных услуг субъектам предпринимательства. По результатам проверки установлено Администрацией города Новороссийска не обеспечено размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг, Портале государственных и муниципальных услуг полной, достоверной, актуальной информации о предоставляемых услугах, о предоставлении отдельных услуг.

Не согласившись с постановленным по делу судебным решением администрацией муниципального образования город Новороссийск подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

Прокурор Фащук А.Ю. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, указывая на его законность и обоснованность.

Администрации муниципального образования город Новороссийск в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявила, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного акта в полном объеме, согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определены основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, к которым, помимо прочего, отнесены открытость деятельности органов, предоставляющих услуги, возможность получения услуг в электронной форме.

Статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлена обязанность органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, предоставлять их в соответствии с утвержденными регламентами, обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме, если это не запрещено законом.

Статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к предоставлению услуг в электронной форме, в том числе предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах.

Согласно пункту 4 Положения о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, публикация на едином портале сведений из реестра государственных услуг (функций) субъектов Российской Федерации, предоставляемых (осуществляемых) исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и реестра муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления, входящих в состав федерального реестра, осуществляется оператором единого портала в электронной форме в течение 1 календарного дня со дня прохождения формально-логической проверки.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 Правил ведения Реестра, органы местного самоуправления, размещающие сведения о государственных и муниципальных услугах (функциях) в федеральном реестре, являются участниками информационного взаимодействия. Размещение сведений о муниципальных услугах (функциях), сведений об услугах, в соответствующих разделах федерального реестра осуществляется путем заполнения электронных форм федерального реестра.

На основании части 3 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 июня 2012 № 680 «О региональных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг утверждены Положение о Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края, Порядок взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края с уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края полномочиями по формированию, проверке и размещению в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» сведений о муниципальных услугах (функциях)».

Согласно пунктам 2, 3 Порядка взаимодействия органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края являются участниками информационного взаимодействия, в связи, с чем размещают в реестрах муниципальных услуг (функций) сведения об услугах (функциях) посредством заполнения электронных форм региональной государственной информационной системы «Реестр государственных услуг (функций) Краснодарского края»; определяют лиц, ответственных за представление сведений об услугах (функциях) для размещения в Федеральном реестре ответственные лица; организуют получение ответственными лицами сертификатов ключей проверки электронной подписи и ключей электронной подписи.

Согласно пункту 6 Порядка взаимодействия, размещаемые в Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края сведения должны быть достоверными, полными.

Как достоверно установлено судом и следует из материалов административного дела на Едином портале государственных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» которая оказана на основании Закона Краснодарского края от 29 декабря 2009 года № 1890-КЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и Административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Новороссийск услуги по признанию граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях утвержденным постановлением администрации города Новороссийска от 12 мата 2019 года № 930.

При размещении на Едином портале государственных услуг информации о сроке предоставления услуги, перечне документов, необходимых для её оказания, перечне оснований для отказа в предоставлении услуги, не учтены изменения внесенные в Закон Краснодарского края от 29 декабря 2009 года № 1890-КЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Законом Краснодарского края от 29 декабря 2020 года № 4407-КЗ.

Последний раз сведения об услуге обновлялись на Едином портале государственных услуг 30 июля 2015 года, на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края последний раз сведения об услуге обновлялись 17 февраля 2021 года, однако при изучении размещенной информации установлено, что сведения о перечне документов, оснований для отказа в предоставлении услуги не достоверны, поскольку не учитывают изменений, внесенных в Закон № 1890-КЗ законом Краснодарского края от 29 декабря 2020 года № 4407-КЗ.

Вопреки положениям пункта 3.2.1 Административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Новороссийск услуги по признанию граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях утверждённым постановлением администрации города Новороссийска от 12 мата 2019 года № 930 на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края не указана возможность подачи документов посредством Портала.

При размещении информации на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края в разделе «сведения об административной процедуре» не учтен принцип экстерриториальности при подаче заявителем документов для получения муниципальной услуги, предусмотрена подача документов только через многофункциональный центр, который по указанному адресу (<...>) отсутствует.

На Едином портале государственных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» в том числе на основании административного регламента, утвержденного постановлением администрации города от 16 августа 2012 года № 4747, который утратил силу в связи с изданием постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 6 марта 2017 года № 2155.

Среди способов подачи документов необоснованно не указана возможность направления документов посредством Порталов не учтен установленный статьей 6 Закона № 2446-КЗ принцип экстерриториальности при подаче заявителем документов для получения муниципальной услуги.

При размещении на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края информации о сроке предоставления услуги, перечне документов, необходимых для ее оказания, перечне оснований для отказа в предоставлении услуги не учтены изменения, внесенные в Закон №1890-КЗ законом Краснодарского края от 29 декабря 2020 года № 4407-КЗ.

Последний раз сведения об услуге обновлялись на Едином Портале государственных и муниципальных услуг 30 июля 2015 года.

Кроме того сведения о перечне документов, оснований для отказа в предоставлении услуги не достоверны, поскольку не учтены изменения, внесенные в Закон Краснодарского края № 1890-КЗ.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма».

Согласно размещенной на Едином портале государственных и муниципальных услуг информации, услуга оказывается в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города от 16 августа 2012 года № 4747, однако данный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием Постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 6 марта 2017 года № 2155.

Среди способов подачи документов необоснованно не указана возможность направления документов посредством Едином портале государственных и муниципальных услуг, Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края, не учтен принцип экстерриториальности при подаче заявителем документов для получения муниципальной услуги.

При размещении на Едином портале государственных и муниципальных услуг информации о сроке предоставления услуги, перечне документов, необходимых для ее оказания, перечне оснований для отказа в предоставлении услуги не учтены изменения, внесенные в Закон Краснодарского края № 1890-КЗ.

Последний раз сведения об услуге обновлялись на Едином портале государственных и муниципальных услуг 30 июля 2015 года.

На Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края последний раз сведения об услуге обновлялись 17 февраля 2021, однако при изучении размещенной информации установлено, что сведения о перечне документов, оснований для отказа в предоставлении услуги не достоверны, поскольку не учитывают изменений, внесенных в Закон № 1890-КЗ законом Краснодарского края от 29 декабря 2020 года №4407-КЗ.

При размещении информации на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края в разделе «сведения об административной процедуре» не учтен принцип экстерриториальности при подаче заявителем документов для получения муниципальной услуги, предусмотрена подача документов только через МФЦ, который отсутствует по указанному адресу.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Внесение изменений в учетные данные граждан, состоящих на учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Согласно размещенной на Едином портале государственных и муниципальных услуг информации, услуга оказывается в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города от 16 августа 2012 года № 4752, однако данный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием Постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 18 мая 2017 года № 4380.

Среди способов подачи документов необоснованно не указана возможность направления документов посредством Едином портале государственных и муниципальных услуг, Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края, не учтен принцип экстерриториальности при подаче заявителем документов для получения муниципальной услуги.

При размещении на Едином портале государственных и муниципальных услуг информации о сроке предоставления услуги, перечне документов, необходимых для ее оказания, перечне оснований для отказа в предоставлении услуги не учтены изменения, внесенные в Закон № 1890-КЗ. Последний раз сведения об услуге обновлялись на Едином портале государственных и муниципальных услуг 31 июля 2015 года.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Определение наличия (отсутствия) у гражданина предусмотренных законодательством оснований признания нуждающимся в жилом помещении».

Согласно размещенной на Едином портале государственных и муниципальных услуг информации, услуга оказывается в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города от 17 августа 2012 года № 4771, однако данный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием Постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 27 февраля 2017 года № 1800.

Среди способов подачи документов необоснованно не указана возможность направления документов посредством Едином портале государственных и муниципальных услуг, Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края, не учтен принцип экстерриториальности при подаче заявителем документов для получения муниципальной услуги.

При размещении на Едином портале государственных и муниципальных услуг информации о сроке предоставления услуги, перечне документов, необходимых для ее оказания, перечне оснований для отказа в предоставлении услуги не учтены изменения, внесенные в Закон Краснодарского края № 1890-КЗ от 29 декабря 2020 года. Последний раз сведения об услуге обновлялись на Едином портале государственных и муниципальных услуг, Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края 15 сентября 2016 года.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление договоров социального найма муниципальных жилых помещений».

Вопреки требованиям пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги: «Предоставление договоров социального найма муниципальных жилых помещений» администрацией города не утвержден.

Согласно размещенной на Едином портале государственных и муниципальных услуг информации, услуга оказывается в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города 29 января 2016 года № 686, однако данный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 5 июля 2019 года № 3164.

Среди способов подачи документов необоснованно не указана возможность направления документов посредством Едином портале государственных и муниципальных услуг, Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края, не учтен принцип экстерриториальности при подаче заявителем документов для получения муниципальной услуги. Последний раз сведения об услуге обновлялись на Едином портале государственных и муниципальных услуг 6 октября 2016 года.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда».

Согласно размещенной на Едином портале государственных и муниципальных услуг информации, услуга оказывается в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города от 17 июня 2016 года № 4971, однако данный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 21 июля 2017 года № 6262.

Вопреки положениям пункта 2.8 Регламента № 6262, среди способов подачи документов необоснованно не указана возможность направления документов посредством Едином портале государственных и муниципальных услуг, Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края, не учтен принцип экстерриториальности при подаче заявителем документов для получения муниципальной услуги.

Перечень оснований для отказа в предоставлении услуги не соответствует исчерпывающему перечню таких оснований, определенных пунктом 2.14 Регламента № 6262.

Последний раз сведения об услуге обновлялись на Едином портале государственных и муниципальных услуг 26 сентября 2018 года.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации розничного рынка».

Согласно размещенной на Едином портале государственных и муниципальных услуг информации, услуга оказывается в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города от 2 августа 2012 года № 4347, однако данный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием Постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 13 февраля 2017 года № 1303.

Среди способов подачи документов необоснованно не указана возможность направления документов посредством Едином портале государственных и муниципальных услуг, Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края, не учтен принцип экстерриториальности при подаче заявителем документов для получения муниципальной услуги.

Форма заявления о предоставлении услуги размещена на Едином портале государственных и муниципальных услуг в недействующей редакции.

Указанный на Едином портале государственных и муниципальных услуг перечень обязательных документов, предоставляемых заявителем, не соответствуют перечню, определенному в пункте 2.6.1 Регламента № 3201.

В Едином портале государственных и муниципальных услуг внесены недостоверные сведения об участвующем в предоставлении услуги органе - ГАУ КК «МФЦ», не отражены сведения о предоставлении услуги в электронной форме, в том числе посредством Порталов. Последний раз сведения об услуге обновлялись на ЕПГУ 12 февраля 2016 года.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Заключение договора о предоставлении торгового места на ярмарке».

Согласно размещенной на Едином портале государственных и муниципальных услуг информации, услуга оказывается в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города 2 августа 2012 года № 4346, однако данный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием Постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 9 марта 2016 года № 1807.

Среди нормативных правовых актов на основании которых оказывается услуга, в Едином портале государственных и муниципальных услуг указано на постановление 26 апреля 2010 года № 1173 «О проведении ярмарок на территории муниципального образования город Новороссийск по реализации населению сельскохозяйственной продукции и продуктов перерабатывающей промышленности местных и краевых товаропроизводителей в 2010 - 2011 годах», в то время как данный правовой акт утратил силу в связи с изданием постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 12 июля 2012 года № 4110.

Вопреки пункту 1.3.2 Регламента № 3200, на Едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствует информация о возможности обращения заявителя для предоставления услуги посредством МФЦ, в том числе с учетом принципа экстерриториальности.

Указанный на Едином портале государственных и муниципальных услуг срок предоставления услуги в течение 2 рабочих дней не соответствует сроку предоставления услуги, указанному в пункте 2.4.1 Регламента № 3200, в течение 8 рабочих дней.

Указанные на Едином портале государственных и муниципальных услуг основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги не соответствуют основаниям, исчерпывающий перечень которых определен пунктом 2.8.1 Регламента № 3200; основания для отказа в приеме документов на Едином портале государственных и муниципальных услуг не размещены, хотя исчерпывающий перечень таких оснований определен п. 2.7.1 Регламента № 3200. Последний раз сведения об услуге обновлялись на Едином портале государственных и муниципальных услуг 12 февраля 2016 года.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Уведомительная регистрация трудового договора с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем».

Согласно размещенной на Едином портале государственных и муниципальных услуг информации, услуга оказывается в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города от 6 ноября 2012 года № 6710, однако данный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 24 июля 2014 года № 5611.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены недостоверные сведения об органе, предоставляющем услугу - Управление образования администрации города Новороссийска, тогда как согласно пункту 1.3.4 Регламента № 1000 услугу предоставляет администрация в лице ее территориальных органов.

Среди способов подачи документов необоснованно не указана возможность направления документов посредством МФЦ.

Указанный на Едином портале государственных и муниципальных услуг перечень предоставляемых заявителем документов не соответствует перечню, установленному пункту 2.6.2 Регламента № 1000.

Последний раз сведения об услуге обновлялись на Едином портале государственных и муниципальных услуг 15 февраля 2016 года.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Выдача порубочного билета».

Согласно размещенной на Едином портале государственных и муниципальных услуг информации, услуга оказывается в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города 29 июля 2014 года № 5742, однако данный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием Постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 29 января 2015 года № 523.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены недостоверные сведения об органе, предоставляющем услугу - администрация города Армавира, тогда как согласно пункту 1.3 Регламента № 5820 услугу предоставляет администрация города Новороссийска в лице ее территориальных органов.

Среди способов подачи документов необоснованно не указана возможность направления документов посредством Порталов.

Указанный на Едином портале государственных и муниципальных услуг перечень предоставляемых заявителем документов не соответствует перечню, установленному пункту 2.6 Регламента № 5820.

Последний раз сведения об услуге обновлялись на Едином портале государственных и муниципальных услуг 18 февраля 2016 года.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Получение постановления о признании жилого строения на садовом земельном участке пригодным для постоянного проживания».

На основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Вопреки указанным требованиям Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги: «Признание жилого строения на садовом земельном участке пригодным (непригодным) для постоянного проживания» администрацией города не утвержден.

Согласно размещенной на Едином портале государственных и муниципальных услуг информации, услуга оказывается в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города 31 января 2013 года № 481, однако данный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием Постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 28 февраля 2020 года № 1090.

Также среди документов, на основании которых предоставляется услуга, указаны недействующие нормативные правовые акты. Последний раз сведения об услуге обновлялись на Едином портале государственных и муниципальных услуг 5 апреля 2018 года.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания».

Однако Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги: «Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания» администрацией города не утвержден.

В размещенной на Едином портале государственных и муниципальных услуг информации отсутствуют сведения о том, какое именно структурное подразделение администрации города оказывает данную услугу; какие документы, куда и каким способом должны быть представлены для предоставления услуги, какие основания для предоставления и для отказа в предоставлении услуги, на основании, какого административного регламента она оказывается.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Однако Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги: «Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» администрацией города не утвержден.

В размещенной на Едином портале государственных и муниципальных услуг информации отсутствуют сведения о том, какое именно структурное подразделение администрации города оказывает данную услугу; какие документы, куда и каким способом должны быть представлены для предоставления услуги, какие основания для предоставления и для отказа в предоставлении услуги, на основании, какого административного регламента она оказывается.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление выписок из похозяйственной книги» однако в ней отсутствует информация об органах, предоставляющих услугу.

Среди способов подачи документов необоснованно не указана возможность направления документов посредством Едином портале государственных и муниципальных услуг, Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края, не учтен принцип экстерриториальности при подаче заявителем документов для получения муниципальной услуги.

Последний раз сведения об услуге обновлялись на Едином портале государственных и муниципальных услуг 16 февраля 2016 года.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения (ордера) на проведение земляных работ на территории общего пользования».

Однако указанный на Едином портале государственных и муниципальных услуг срок предоставления услуги в течение 7 рабочих дней не соответствует сроку предоставления услуги, указанному в пункте 2.6 Регламента № 5270, поскольку не предусматривает случая производства работ по ликвидации аварии, по котором срок оказания услуги должен составлять не более одних суток со дня приема заявления.

Согласно п. 1.3.1 Регламента № 5270, уполномоченным на предоставление услуги органом является Управление контроля городского хозяйства администрации муниципального образования город Новороссийск, однако в ЕРП размещены сведения о том, что услуга предоставляется Управлением образования администрации города Новороссийска, соответственно, указаны контактные данные этого органа.

Указанная на Едином портале государственных и муниципальных услуг категория получателей услуги - «не имеет статуса предпринимателя» не соответствует подпункту 1.7.1 Регламента № 5270, в соответствии с которым заявителями, имеющими право на получение муниципальной услуги, являются: строительно-монтажные организации (являющиеся подрядчиком); ответственные работники инженерно-технического состава подрядной организации, которые допускаются к производству работ согласно приказу руководителя организации; физические и юридические лица.

Регламент № 5270 размещен на Едином портале государственных и муниципальных услуг в первоначальной редакции, без учета изменений, внесенных в данный нормативный правовой акт постановлениями администрации города.

Среди способов подачи документов необоснованно не указана возможность направления документов с учетом принципа экстерриториальности при подаче заявителем документов для получения муниципальной услуги, а также, вопреки разделу 6 Регламента № 5270, не предусмотрено предоставление услуги посредством Порталов.

Последний раз сведения об услуге обновлялись на Едином портале государственных и муниципальных услуг 22 сентября 2020 года.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальных услуг «Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции». Решение об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции».

Среди способов подачи документов указана возможность направления документов посредством МФЦ, расположенных на территории города Новороссийска, при этом необоснованно не учтен принцип экстерриториальности при подаче заявителем документов для получения муниципальной услуги.

Вопреки положениям части 15 статьи 19 Закона № 38-ФЗ, предусматривающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в Едином портале государственных и муниципальных услуг размещена информация о том, что основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги отсутствуют.

В разделе «Административный регламент» вместо Регламента № 8800 имеется ссылка на Федеральный закон № 210-ФЗ, Регламент № 8800 на ЕПЕУ не размещен. Последний раз сведения об услуге обновлялись на Едином портале государственных и муниципальных услуг 27 января 2021 года.

На Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края не указаны способы подачи документов и получения результата услуги.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление копий правовых актов администрации муниципального образования город Новороссийск».

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещена информация о том, что услуга оказывается в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города от 18 июля 2012 года № 4154, однако данный нормативный акт утратил силу в связи с изданием постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 13 октября 2014 года № 7967.

Среди способов подачи документов указана возможность направления документов посредством МФЦ, расположенного в <...>, при этом необоснованно не учтен принцип экстерриториальности при подаче заявителем документов для получения муниципальной услуги.

Вопреки пункту 2.17.1 Регламента № 4730, на Едином портале государственных и муниципальных услуг не размещены сведения о возможности получения услуги посредством Едином портале государственных и муниципальных услуг, Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края.

Последний раз сведения об услуге обновлялись на Едином портале государственных и муниципальных услуг 11 ноября 2015 года.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Регистрация заявлений о проведении общественной экологической экспертизы».

Согласно пункту 2.4 Регламента № 5750, срок пре оставления услуги составляет 7 дней, однако на Едином портале государственных и муниципальных услуг указан срок предоставления услуги в количестве 7 рабочих дней.

Вопреки пункту 3.2 Регламента № 5750, на Едином портале государственных и муниципальных услуг не размещены сведения о возможности получения услуги посредством ЕПГУ.

В разделе Едином портале государственных и муниципальных услуг по данной услуге «Административный регламент» необоснованно указано, что регламент не утвержден.

Сведения об услуге на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края последний раз обновлялись 15 декабря 2020 года.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства заявителю».

Пунктом 2.4.1 Регламента № 6161 установлен срок предоставления услуги 11 рабочих дней с даты регистрации заявления, в случае необходимости согласования маршрута транспортного средства с Госавтоинспекцией - в течение 5 рабочих дней с даты регистрации заявления, однако на Едином портале государственных и муниципальных услуг размещена информация о предоставлении услуги в течение 7 рабочих дней.

Пунктом 2.7 Регламента № 6161 определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении услуги, однако согласно сведениям, размещенных на Едином портале государственных и муниципальных услуг, такие основания отсутствуют.

Разделом 3.2 Регламента № 6161 определены особенности предоставления муниципальной услуги при осуществлении межведомственного взаимодействия, однако согласно размещенных на Едином портале государственных и муниципальных услуг сведений, межведомственное взаимодействие в рамках предоставления услуги не предусмотрено.

Последний раз сведения об услуге обновлялись на Едином портале государственных и муниципальных услуг 27 января 2021 года.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Получение разрешения на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет».

Согласно размещенной на Едином портале государственных и муниципальных услуг информации, услуга оказывается в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города от 2 августа 2012 года № 4367, однако данный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 6 августа 2019 года № 3621.

Указанный на Едином портале государственных и муниципальных услуг срок предоставления услуги в течение 30 рабочих дней не соответствует сроку предоставления услуги, указанному в пункте 2.4.1 Регламента № 3922, в течение 15 дней.

Согласно пункту 1.3.1 Регламента № 3922, уполномоченным на предоставление услуги органом является Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Новороссийск, однако в Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о том, что услуга предоставляется Управлением образования администрации города Новороссийска, соответственно, указаны контактные данные данного органа.

Указанный на Едином портале государственных и муниципальных услуг перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги не соответствуют исчерпывающему перечню, определенному пунктом 2.6.1 Регламента № 3621.

Размещенный на Едином портале государственных и муниципальных услуг порядок обжалования, в том числе сроки рассмотрения жалоб, не соответствуют разделу 5 Регламента № 3621.

Среди способов подачи документов необоснованно не указана возможность направления документов с учетом принципа экстерриториальности при подаче заявителем документов для получения муниципальной услуги, при этом указан только 1 адрес приема в МФЦ документов - ул. Бирюзова, 6, по которому в настоящее время какое-либо из подразделений МФЦ деятельность не осуществляет.

Последний раз сведения об услуге обновлялись на Едином портале государственных и муниципальных услуг 27 января 2021 года.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной - услуги «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время».

В размещенной на Едином портале государственных и муниципальных услуг информации отсутствуют сведения о том, какое именно структурное подразделение администрации города оказывает данную услугу, какие документы должны быть представлены для предоставления услуги, какие основания для предоставления и для отказа в предоставлении услуги, на основании, какого административного регламента она оказывается.

На Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края содержатся аналогичные размещенным на Едином портале государственных и муниципальных услуг сведения в отношении указанной услуги.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках».

Согласно размещенной на Едином портале государственных и муниципальных услуг информации, услуга оказывается в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города от 23 апреля 2015 года № 3055, однако данный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от14 октября 2015 года № 8068.

Вопреки положениям 2.2.3 Регламента № 8068, предусматривающего предоставление услуги посредством Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края, на Едином портале государственных и муниципальных услуг не указано на возможность оказания услуги посредством Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края. Последний раз сведения об услуге обновлялись 16 сентября 2020 года.

Разрешая административные исковые требования прокурора города Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц, суд первой инстанции с учетом указанных выше норм права регулирующих размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг, Портале государственных и муниципальных услуг полной, достоверной, актуальной информации о предоставляемых услугах, о предоставлении отдельных услуг, установив предоставление всех указанных выше услуг администрацией города Новороссийска в лице ее структурных подразделений, которой не обеспечено предоставление посредством Порталов услуг и размещение на Порталах необходимой информации для получение полной, достоверной, актуальной информации о соответствующих услугах, получение услуг согласно размещенной на Порталах информации пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административных требований прокурора города Новороссийска.

Судебная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции поскольку он соответствует обстоятельствам дела, подтвержден совокупностью доказательств, правильно оцененных судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации верно распределил бремя доказывания между сторонами и установил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Доводы апелляционной жалобы о неполном исследовании судом первой инстанции всех обстоятельств по делу, судебной коллегией отклоняются, поскольку в силу части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, равно как и определяет их достаточность (пункт 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств, а также толкованием судом законодательства, подлежащего применению в рамках рассмотренных правоотношений, не свидетельствует о том, что нижестоящим судом допущены существенные нарушения норм права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется, поскольку доводы направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.

Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.

Кроме того доводы апелляционной жалобы тщательно проверены, однако не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы, изложенные в судебном решении.

Положенные в обоснование выводов судьи доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.

Нарушений норм материального и процессуального права судом при принятии решения не допущено, юридически значимые обстоятельства по административному делу определены верно.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определены судом, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 20 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Новороссийск - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения, через суд первой инстанции.

Председательствующий Ю.В. Онохов

Судьи: А.В. Леганов

Н.А. Морозова