ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-204/20 от 07.04.2021 Южного окружного военного суда

Председательствующий Лачинов С.Э.

Дело № 2а-204/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-353/2021

7 апреля 2021 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе

председательствующего Тогубицкого В.А.,

судей: Гришина С.В. и Коробенко Э.В.,

при секретаре судебного заседания Каминской М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2020 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований проходившего военную службу по призыву рядового запаса ФИО1 о признании незаконными действий командира войсковой части - полевая почта , связанных с отказом в издании приказов о выполнении истцом задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Южная Осетия.

Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца - ФИО2 в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира войсковой части - полевая почта , связанные с отказом в издании приказов о выполнении ФИО1 в период с 24 июля по 30 октября 2008 г. задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Южная Осетия, и обязать указанное должностное лицо издать соответствующие приказы.

Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы, истец, приводя собственный анализ материалов дела, считает, что вывод суда, основанный на том, что согласно архивной справке филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 20/28379 в приказе командира войсковой части - полевая почта от 9 августа 2008 г. № 572 «Об убытии личного состава войсковой части - полевая почта в <адрес>», а также в приказе командира этой же воинской части от 30 сентября 2008 г. № 641 «О выплате личному составу войсковой части - полевая почта суточных в иностранной валюте за исполнение обязанностей на территории Республики Южная Осетия» ФИО1 не значится, ошибочен. Судом не учтено, что денежные средства в иностранной валюте выплачивались военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в то время как истец проходил военную службу по призыву. Автор жалобы, ссылаясь на ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. № 311-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах», указывает, что в период с 8 по 20 августа 2008 г. войсковая часть - полевая почта , в которой истец проходил службу, была передислоцирована <адрес> в <адрес>. ФИО1 утверждает, что во время его нахождения в Республике Южная Осетия был вооруженный конфликт с иностранным государством и имеющиеся в его военном билете отметки подтверждают выполнение им задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Южная Осетия. Отсутствие достаточных сведений и приказов об этом, не может служить основанием для отказа в признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 3 указанного Федерального закона Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.

Согласно разделу III данного приложения выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях <адрес>: с 8 по 22 августа 2008 г. приравнено к выполнению задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Таким образом, утверждение истца и его представителя о том, что имеющаяся в учетной карточке к военному билету ФИО1 запись свидетельствует о выполнении военнослужащими названной воинской части таких задач и в другие периоды, в частности с 18 сентября по 30 октября 2008 г., является ошибочным.

Порядок выдачи гражданам удостоверений ветерана боевых действий урегулирован приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 595 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации».

В соответствии с данным Порядком для получения удостоверения предоставляются подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Для лиц, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях <адрес>, такими документами являются выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие даты или периоды выполнения ими указанных задач, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств <адрес><адрес> и <адрес>, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» представляются военнослужащим и сотрудникам только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).

Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

По делу установлено, что ФИО1, проходивший военную службу по призыву, на основании приказов командира войсковой части - полевая почта от 24 июля 2008 г. № 152 и от 30 октября 2008 г. № 225 в период с 25 июля по 20 ноября 2008 г. проходил военную службу в названной воинской части.

Как усматривается из архивной справки филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 27 октября 2020 г. №20/28379, в приказах командира войсковой части войсковой части - полевая почта от 9 августа 2008 г. № 572 «Об убытии личного состава войсковой части - полевая почта в <адрес>» и 30 сентября 2008 г. № 641 «О выплате личному составу войсковой части - полевая почта суточных в иностранной валюте за исполнение обязанностей на территории <адрес>» ФИО1 не указан. В иных приказах командира войсковой части - полевая почта по строевой части, изданных за период с 24 июля по 30 октября 2008 г., ФИО1 также не значится.

Согласно сообщению начальника юридической службы - помощника командира воинской части по правовой работе от 16 декабря 2020 г. № 13/юс, в соответствии с приказом командира войсковой части - полевая почта от 9 августа 2008 г. № 572 «Об убытии личного состава войсковой части - полевая почта в <адрес>», 8 августа 2008 г. личный состав указанной воинской части убыл в <адрес>. При убытии в н.п. Цхинвал часть военнослужащих войсковой части - полевая почта осталась в пункте постоянной дислокации воинской части (г. Владикавказ) для организации внутренней службы, часть находилась в служебных командировках, отпусках и на излечении в медицинских учреждениях.

Как пояснил в судебном заседании гарнизонного военного суда представитель административного истца - ФИО2, ФИО1 в период прохождения военной службы по призыву в войсковой части - полевая почта непосредственного участия в боевых действиях не принимал. Он исполнял обязанности военной службы по патрулированию территории воинской части в пункте постоянной дислокации, занимался погрузкой и разгрузкой имущества и нес службу в суточных нарядах.

Таким образом, исполнение вышеуказанных обязанностей в период прохождения военной службы по призыву в войсковой части - полевая почта , вопреки мнению истца, не свидетельствует о его привлечении к участию в задачах по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Южная Осетия.

С учетом изложенного ссылка на то, что денежные средства в иностранной валюте получали лишь военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, является беспредметной.

При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований в связи с их необоснованностью.

Вопреки мнению автора жалобы, суд первой инстанции в соответствии со ст. 84 КАС РФ дал всестороннюю и полную оценку представленным по делу доказательствам, что нашло свое отражение в судебном решении.

Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2020 г. по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 16 апреля 2021 г.