ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-206/2022 от 04.10.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Учаева А.А. адм.дело № 33а-9868/2022

№ 2а-206/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 октября 2022 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Ромадановой И.А.

судей Мыльниковой Н.В., Лёшиной Т.Е.,

при помощнике Авдониной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Лукьянчиковой Л.Н. на решение Отрадненского городского суда Самарской области от 11 мая 2022 года по административному делу №2а-206/2022 по административному иску Лукьянчиковой Л.Н. к судебному приставу-исполнителю ОСП г. Отрадного УФССП России по Самарской области Базановой Е.О. , старшему судебному приставу ОСП г. Отрадного УФССП России по Самарской области Семеновой О.Н. , УФССП России по Самарской области об оспаривании повторного взыскания исполнительского сбора,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., доводы судебного пристава - исполнителя ОСП г. отрадного УФССП России по Самарской области Базановой Е.О., представителя заинтересованного лица ГУ ОПФ РФ по Самарской области Супрун И.В., судебная коллегия

установила:

Лукьянчикова Л.Н. обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП г. Отрадного УФССП России по Самарской области Базановой Е.О. , старшему судебному приставу ОСП г. Отрадного УФССП России по Самарской области Семеновой О.Н. , УФССП России по Самарской области об оспаривании повторного взыскания исполнительского сбора.

В обоснование своих требований административный истец указала, что 20.01.2022 Лукьянчикова Л.Н. получила справку заместителя управляющего Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Самарской области от 11.01.2022, из которой узнала, что из ее пенсии производились удержания: долг в сумме 30 415 рублей 47 копеек в пользу ПАО «Альфа-Банк» по исполнительному производству -ИП от 24.04.2015 полностью удержан и перечислен на счет взыскателя в период с 01.07.2015 по 31.07.2017; исполнительский сбор в сумме 2 129 рублей 08 копеек взыскан на основании постановления ОСП от 10.07.2015. За период с 01.08.2015 по 31.07.2020 удержано и перечислено 1 844 рубля 15 копеек на счет ОСП. Удержание прекращено с 01.08.2020. Согласно сведениям УПФ РФ в период с ноября 2020 года по июль 2021 года из пенсии Лукьянчиковой Л.Н. Пенсионным Фондом РФ произведены удержания на основании «Исп.сбор » на 2 129 рублей 08 копеек: в ноябре 2020 года 37 рублей 56 копеек - остаток долга 2 091 рубль 52 копейки; в декабре 2020 года 35 рублей 35 копеек - остаток долга 2 056 рублей 17 копеек; в январе 2021 года 37 рублей 84 копейки – остаток долга 2 018 рублей 33 копейки; в феврале 2021 года 37 рублей 84 копейки - остаток долга 1 980 рублей 49 копеек; в марте 2021 года 47 рублей 47 копеек - остаток долга 1 933 рубля 02 копейки; в апреле 2021 года 35 рублей 34 копейки - остаток долга 1 897 рублей 68 копеек; в мае 2021 года 56 рублей 71 копейка - остаток долга 1 840 рублей 97 копеек; в июне 2021 года 83 рубля 75 копеек - остаток долга 1 757 рублей 22 копейки. Удержано 371 рубль 86 копеек. В ходе рассмотрения Отрадненским городским судом Самарской области гражданских дел , и установлено, что в отношении заявителя в ОСП г. Отрадного УФССП России по Самарской области находится исполнительное производство -ИП по долгу 30 415 рублей 47 копеек в пользу взыскателя ПАО «Альфа-Банк», которое окончено 23.06.2020 фактическим исполнением.

По данному исполнительному производству приставом-исполнителем 24.06.2020 вынесено второе постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 2 129 рублей 08 копеек, которое выделено в отдельное производство от 24.06.2020. Таким образом, сумма взыскания по сбору превысила 7% и составила 14% от долга, что не основано на законе. В материалы гражданского дела пристав предъявил платежное поручение от 23.06.2021, которым направляет 401 рубль 46 копеек в адрес УФССП России по Самарской области. В материалы гражданского дела пристав также предъявил второе платежное поручение от 23.06.2021, которым направляет 401 рубль 46 копеек в адрес УФССП России по Самарской области. В материалы гражданского дела пристав предъявил третье платежное поручение от 23.06.2021, которым направляет 1 727 рублей 62 копейки в адрес УФССП России по Самарской области. По второму постановлению от 24.06.2020 удержано 371 рубль 86 копеек + 401 рубль 46 копеек + 401 рубль 46 копеек + 1 727 рублей 62 копейки = 2 902 рубля 40 копеек незаконно (второй сбор). Всего по первому и второму сборам удержано 4 746 рублей 55 копеек = (1844 рубля 15 копеек + 2 902 рубля 40 копеек), что составляет 15,6% от основного долга.

Ссылаясь на указанные обстоятельства Лукьянчикова Л.Н. просила суд признать постановление судебного пристава-исполнителя ОСП г. Отрадного УФССП России по Самарской области о повторном взыскании исполнительского сбора от 24.06.2020 в размере 2 129 рублей 08 копеек, незаконным. Обязать ответчиков возвратить по второму исполнительскому сбору фактически удержанную сумму 2 902 рубля 40 копеек.

Решением Отрадненского городского суда Самарской области от 11 мая 2022 года административные исковые требования Лукьянчиковой Л.Н. оставлены без удовлетворения (т. 2 л.д. 70-90).

В апелляционной жалобе Лукьянчикова Л.Н. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т. 2 л.д. 102-103).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании административный ответчик Базанова Е.О. просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица ГУ ОПФ РФ по Самарской области Супрун И.В. просила решение оставить на усмотрение судебной коллегии.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, допросив свидетеля Бузынину Л.М., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таким образом, для признания решения и действий должностного лица незаконными необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми решением и действием прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В соответствии со ст. 2 Закона № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» от 21.07.97 г. № 118-ФЗ в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1 статьи 112 Федерального закона).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона).

Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Таким образом, для взыскания исполнительского сбора необходима совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и наличие вины должника в таком неисполнении.

Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Судом первой инстанции установлено, что решением мирового судьи судебного участка судебного района г. Отрадного Самарской области от 24.11.2014 по делу удовлетворены исковые требования ОАО «Альфа-Банк» к Лукьянчиковой Л.Н. о взыскании денежных средств. С Лукьянчиковой Л.Н. в пользу ОАО «Альфа-Банк» взыскана задолженность по соглашению о кредитовании от 18.07.2013 в размере 29 335 рублей 41 копейка, а также расходы по оплате государственной пошлины 1 080 рублей 06 копеек.

24.04.2015 судебным приставом-исполнителем ОСП г. Отрадного УФССП России по Самарской области на основании исполнительного листа № от 10.04.2015, выданного мировым судьей судебного участка судебного района г. Отрадного Самарской области по делу , возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника: Лукьянчиковой Л.Н., предмет исполнения: задолженность по кредитным платежам и госпошлина в размере 30 415 рублей 47 копеек, в пользу взыскателя: ОАО «Альфа-Банк». Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% подлежащей взысканию суммы.

30.04.2015 судебным приставом-исполнителем ОСП г. Отрадного УФССП России по Самарской области вынесено постановление от 30.04.2015 о взыскании с Лукьянчиковой Л.Н. исполнительского сбора в размере 2 129 рублей 08 копеек.

В рамках применения мер принудительного характера судебным приставом-исполнителем ОСП г. Отрадного УФССП России по Самарской области ФИО18 (приказом руководителя УФССП России по Самарской области от 23.08.2017 фамилия изменена на Базанову) установлено, что Лукьянчикова Л.Н. является получателем пенсии.

30.04.2015 судебным приставом-исполнителем ОСП г. Отрадного УФССП России по Самарской области вынесено постановление о направлении копии исполнительного документа для исполнения в Центр по выплате пенсий ПФР в Самарской области. При этом, в данном постановлении указано, что удержания необходимо производить ежемесячно в размере 50% от дохода должника в 3-х дневный срок со дня выплаты дохода. В соответствии со ст. 110 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в первую очередь удержать сумму долга 30 415 рублей 47 копеек, затем исполнительский сбор 2 129 рублей 08 копеек.

В соответствии со сводкой по исполнительному производству -ИП в пользу взыскателя АО «Альфа-Банк» в рамках исполнительного производства взыскано 30 415 рублей 47 копеек, из них: 18 695 рублей 47 копеек минуя депозитный счет ОСП г. Отрадного УФССП России по Самарской области напрямую в АО «Альфа-Банк», и 11 720 рублей 18 копеек перечислено через депозитный счет отделения судебных приставов.

В адрес ОСП г. Отрадного УФССП России по Самарской области поступило информационное письмо от 22.06.2020 АО «Альфа-Банк» о том, что сумма долга погашена.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП г. Отрадного УФССП России по Самарской области от 23.06.2020 исполнительное производство -ИП от 24.04.2015 окончено в связи с выполнением требованиям исполнительного документа. Из указанного постановления следует, что сумма взыскания по исполнительному производству составляет 30 415 рублей 47 копеек. По состоянию на 23.06.2020 задолженность по исполнительному производству составляет 2 129 рублей 08 копеек, в том числе остаток основного долга: 0 рублей, остаток неосновного долга: 2 129 рублей 08 копеек.

24.06.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП г. Отрадного УФССП России по Самарской области на основании исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя от 30.04.2015 возбуждено исполнительное производство -ИП о взыскании с должника: Лукьянчиковой Л.Н. в пользу взыскателя: ОСП г. Отрадного исполнительского сбора в размере 2 129 рублей 08 копеек.

Исполнительский сбор по исполнительному производству -ИП от 24.04.2015 в сумме 2 129 рублей 08 копеек выделен в отдельное производство с присвоением номера -ИП.Согласно ответу Управления выплаты пенсий и социальных выплат ГУ-ОПФ РФ по Самарской области от 16.03.2022 удержания по исполнительному производству -ИП от 24.06.2020 Управление не производило.

Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП г. Отрадного УФССП России по Самарской области о распределении денежных средств от 18.06.2021, 17.06.2021 на депозитный счет ОСП Отрадного от плательщика Лукьянчиковой Л.Н. по платежному поручению от 17.06.2021 поступили денежные средства в сумме 401 рубль 46 копеек, которые распределены судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству -ИП.

В соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП г. Отрадного УФССП России по Самарской области о распределении денежных средств от 21.06.2021, 17.06.2021 на депозитный счет ОСП Отрадного от плательщика Лукьянчиковой Л.Н. по платежному поручению от 17.06.2021 поступили денежные средства в сумме 1 727 рублей 62 копейки, которые распределены судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству -ИП.

Платежными поручениями от 23.06.2021 на сумму 401 рубль 46 копеек и от 23.06.2021 на сумму 1 727 рублей 62 копейки по исполнительному производству -ИП отделом судебных приставов г. Отрадного УФССП России по Самарской области денежные средства перечислены на расчетный счет УФССП России по Самарской области.

Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству -ИП по состоянию на 30.07.2021, в рамках данного исполнительного производства взыскателю: ОСП г. Отрадного УФССП России по Самарской области из пенсии должника перечислены денежные средства в сумме 401 рубль 46 копеек и 1 727 рублей 62 копейки, а всего на сумму 2 129 рублей 08 копеек.

24.06.2021 исполнительное производство -ИП окончено в связи с выполнением требований исполнительного документа.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что фактические обстоятельства свидетельствуют о совершении необходимых действий и недоказанности незаконности действий со стороны судебного пристава-исполнителя, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешая возникший спор, дал неверную правовую оценку фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

По смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 07.06.2014 постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства. Документы, подтверждающие факт уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.

В силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:

- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;

- требования исполнительного документа должником не исполнены;

- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований.

Таким образом, одним из обязательных условий для взыскания с должника исполнительского сбора является истечение срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Установлено, что 24.04.2015 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, где Лукьянчиковой Л.Н. установлен 5- дневной срок для добровольного исполнения (том1 л.д.29).

Судебная коллегия отмечает, что при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем не в полной мере были учтены положения Закона об исполнительном производстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30 Закона).

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17 ст. 30 Закона).

Согласно требованиям абзаца 2 пункта 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 10 декабря 2010 года N 682, постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату.

Таким образом, приведенной нормой на судебного пристава-исполнителя возлагается обязанность направить должнику копию постановления о возбуждении исполнительного производства почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Аналогичные требования изложены в пункте 2.4.2 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации от 8 июля 2014 года N 0001/16.

Согласно пункту 2.4.1 указанных Методических рекомендаций уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.

Из вышеизложенного следует, что судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора с должника только в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, при наличии сведений о вручении должнику постановления о возбуждении исполнительного производства.

30.04.2015 года выносится постановление о взыскании исполнительного сбора (том 1 л.д.50).

С учетом установленных по делу обстоятельств, доказательств объективно подтверждающих факт вручения административному истцу копии постановления о возбуждении исполнительного производства до взыскания исполнительского сбора, в материалах дела не имеется.

Предоставленный скрин АИС ФССП России о том, что 24.04.2015 отправлено заказное письмо Лукьянчиковой Л.Н., не свидетельствует о том, что письмо направлено и получено административным истцом, поскольку информации по ШПИ 44630082082447 не имеется, почтовые реестры не предоставлены, данное доказательство является недопустимым.

Поскольку достоверных данных о том, что должником получено постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором указан срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем, на котором лежало бремя доказывания названного обстоятельства в силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено, указанное исключает возможность применения к должнику санкции в виде взыскания исполнительского сбора.

Таким образом, судебная коллегия признает выводы суда неправильными, полагая, что они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, что подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО19 пояснила, что судебной коллегии предоставлен письменный ответ на запрос, в котором указано, что из пенсии Лукьянчиковой Л.Н. производились удержания исполнительного сбора, на основании постановления судебного пристава -исполнителя ОСП отрадного Самаркой области от 10.07.2015 «О направлении копии исполнительного документа для исполнения», исполнительное производство от 24.04.2015 Исполнительный сбор был удержан не полностью в период с 01.09.2017 по 30.06.2021 в сумме 1844.15 руб. из них 1472.29 руб. перечислены на счет ОСП г. Отрадного Самарской области, сумма в размере 371,86 руб. перечислена в ОСП Кинель-Черкасского района Самараской области, Управлением направлен запрос в ОСП Кинель-Черкасского района о перечислении данных денежные средств на счет ОСП г. Отрадного Самарской области.

Основанием для взыскания отделом выплаты пенсии ГУ ОПФ РФ по Самарской области послужили документы направленные судебным –приставом исполнителем: постановление о взыскании исполнительного сбора от 30.04.2015 и постановление о направлении копии исполнительного документа для исполнения по месту получения дохода должника, в котором в пункте 4.2 постановлено направить сумму исполнительного сбора на депозитный счет ОСП г. Отрадного (том 1 л.д.55), т.е. пенсионный фонд, действовал в рамках направленных им постановлений от службы судебных приставов ОСП г. Отрадного.

Таким образом, постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительного сбора на сумму 2129.08 руб. от 24.06.2020 не может быть признан законным ( том 1 л.д.78).

Исполнительное производство окончено 24.06.2021, полным взысканием данной суммы, при этом административный ответчик не отрицает факта, что постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительного сбора на сумму 2129.08 руб. от 24.06.2020 не направлялось в Управление выплаты пенсий и социальных выплат ГУ ОПФ РФ по Самарской области, были взысканы судебным приставом исполнителем путем перераспределением денежных средств, которые поступали на депозитный счет подразделения службы судебных приставов, двумя платежами от 23.06.2021 в размере 401.46 руб. (том1 л.д.80) и 1727.62 руб. (том1 л.д.81) общая сумму 2129.08 руб. - согласно постановлению от 21.06.2021 о распределении денежных средств (том 2 л.д.35, 37).

Фактически с Лукьянчиковой Л.Н. удержано в счет взыскания исполнительного сбора 4 405.09 руб., что соответствует доводам административного истца о превышении установленного 7% ограничения подлежащего взысканию исполнительного сбора от взыскиваемой суммы, что свидетельствует о законности требований Лукьянчиковой Л.Н. о признании постановления незаконным.

Что касается требований об обязании возвратить денежные средства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 112 указанного Закона).

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 21 июля 2008 г. N 550 "Об утверждении правил возврата должнику исполнительского сбора" (далее - Правила).

Пункт 2 Правил предусматривает, что исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ.

В пункте 3 названных Правил определено, что возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

Возврат исполнительского сбора, перечисленного должником, до момента перечисления его на счета, открытые органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор (пункт 4 Правил).

Согласно пункту 6 Правил возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

Таким образом, административный истец должен выполнить требование постановления Правительства от 21.07.2008 № 550, поскольку постановление судебного пристава на основании которого взыскана сумма исполнительного сбора в настоящем деле отменяется, административный истец не лишена права обратиться в службу судебных приставов с соответствующим заявлением, на основании которого произойдет возврат исполнительного сбора.

Пропуск срок для обращения в суд с обжалованием вышеуказанного постановления, судебная коллегия признает уважительным, поскольку о них административному истцу стало известно в момент рассмотрения гражданских дел в суде первой инстанции.

Таким образом, исковые требования административного истца подлежат удовлетворению в части, что позволит восстановить нарушенное право Лукьянчиковой Л.Н.

В связи с допущенным судом первой инстанции нарушением норм материального права, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Отрадненского городского суда Самарской области от 11 мая 2022 года – отменить.

Принять по делу новый судебный акт, которым административные исковые требования Лукьянчиковой Л.Н. удовлетворить частично.

Признать постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП от 24.06.2020 о взыскании исполнительного сбора в размере 2129.08 руб. вынесенного судебным приставом – исполнителем ОСП г. Отрадного УФССП по Самарской области Базановой Е.О. незаконным.

Остальные требования оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: